Взаимосвязь мотивации деятельности и структуры потребностей

Потребность – ощущаемое состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Мотив – выразитель потребностей и побудительная сила поведения – осознаная потребность.

Мотивация – воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых, общественных целей.

Пирамида потребностей Маслоу

Маслоу расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных. Его учение называется иерархической теорией потребностей.

1. Физиологические - в воспроизводстве, пище, дыхании, жилье, отдыхе. Сами по себе не оказывают влияния на уровень сплоченности общества, но в условиях развитой цивилизации они достаточно жестко контролируются обществом.

2.Потребность в безопасности - потребность не только в сохранности жизни, но и сохранности качества жизни. Физическая безопасность - потребность в хор. здоровье, отсутствие насилия. Эк-кая безопасность- потребность в гарантированной защите, страховании от несчастных случаев. Они обеспечиваются правовыми нормами и силовыми структурами гос-ва.

3. Соц. потребности свидетельствуют о том, что человек существо соц. и вне группы жить не может. Мы нуждаемся в дружбе, привязанности, любви, общении. Соц. потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть равным другим. И по мере социализации личности они могут приобретать черты групповых потребностей.

4. Престижные (эгоистические) потребности, в отл. от соц. показывают что человеку также присуще свойство выделиться, обгонять других, искать преимущества. Они ориентированы на самого себя. Именно сюда относят стремление к успеху, карьера, статус, престиж, достижения. Желание получить более высокий статус, оценку.

5. Духовные потребности - стремление к самореализации, выражаются через творческую активность.

1-2 тип первичные (врожденные)

3-5 вторичные (приобретенные)

Кроме них Маслоу выделил 2 потребности когнитивные (в приобретении новых знаний) и эстетические.

Херцберг разработал двухфакторную концепцию "соц. человека", в соответствии с ней выделил 2 группы факторов побуждающих к активной трудовой деят-ти.

1. Гигиенические факторы - обеспечивают общий настрой исполнителя на работу. Они характеризуются обстоятельствами работы: политика организации, условия работ, з/п, соц.-психологический климат. Эти факторы не выступают как интенсифицирующие. Их ухудшение понижает трудовую активность работника, но улучшение не гарантирует пропорционального роста трудовой активности. они являются необходимыми, но недостаточными для удовлетворения работой. Они замечаются работником при их отсутствии или деформации.

2. Мотивирующие - трудовые успехи, признание его заслуг, предоставление самостоятельности, служебный рост, обогащение труда элементами творчества. Это необязательно, но желательные условия, обеспечивающие творческий рост и инициативу работников, внимание к мотивации выражается через программы "обогащение труда".

Мотивация как функция управления предполагает организацию зависимости достижения индивидуальных целей от результата достижения целей руководителя.

Важнейшие факторы для поддержания мотивации:

1. Проверка сроков работы персонала, горизонт перемещение по службе раз в 5 лет.

2. Обогащение содержание работы и расширение ее рамок (до3 л)

3. Систематическое развитие организаторско. деят-ти, ценность обучения, творческий подход.

4. Реализация новых форм взаимодействия: беседы начальства и подчиненных, демократия.

Мощным мотивационным фактором является внутреннее удовлетворение, чтобы работа его обеспечивала необходимо: - работник должен иметь ценность, т.е. приводить к определенному результату, - она оценивалась рабочим как важная, - д.б. автономия работника (в установленных пределах), - она д. оцениваться в зависимости от эффективности труда (обратная связь), - приносить справедливое с точки зрения работника вознаграждение