Батальная картина

Батальная Живопись (баталистика) (от франц bataille – битва), жанр живописи, посвящённый военной тематике: войнам, сражениям и сценам воинского быта Художников, работающих в батальном жанре, называют баталистами Изображение будней солдат и офицеров относится одновременно к бытовому жанру («Бивуаки» А Ватто и П А Федотова) Баталистика является разделом исторической живописи, круг сюжетов которой составляют важные события в жизни народов (такими событиями часто становятся сражения и воинские подвиги) Соприкасается также с портретным жанром: правители всех времён желали представать победителями на поле битвы Наряду с прославлением воинских подвигов и побед, с эпохи Возрождения наметилось второе направление в батальной живописи: произведения, создававшиеся как протест против войны, осуждавшие её бесчеловечность; акцент в них сделан на страданиях, горе, ужасах, которые несёт с собой война (офорты Ж Калло, Ф Гойи; «Апофеоз войны» В В Верещагина, 1871; «Война» О Дикса, 1929—32; «Герника» П Пикассо, 1937)
А П Боголюбов «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке» 1866 г Государственный художественный музей имени А Н Радищева Саратов


Сцены сражений появляются уже в первобытных наскальных росписях Битвы и военные походы изображали в античных фресках и мозаиках («Битва Александра Македонского с Дарием» из Помпей, копия древнегреческой мозаики 4–3 вв до н э), в средневековых книжных миниатюрах, на коврах (ковёр из Байё, Франция, 11 в) Подлинный расцвет жанра начинается в эпоху Возрождения, когда возрос интерес к истории, и появилось стремление прославить величие подвига и совершившего его героя, показать ожесточение схватки (фреска «Битва при Сан Романо» П Уччелло, сер 1450 х гг; картоны «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1503—06, и «Битва при Кашине» Микеланджело, 1504—06, и др) В 17 в тема прославления доблести героев сочеталась с интересом к человеческой психологии В «Сдаче Бреды» Д Веласкеса (1634) благородство и чувство собственного достоинства подчёркнуто и в победителях, и в побеждённых; тонко показаны оттенки чувств К батальному жанру обращались «малые голландцы», и прежде всего Ф Вауверман: небольшие, яркие эпизоды сражений полны динамики и меткой наблюдательности, хотя и лишены масштабности Представители романтизма создавали драматические полотна, полные страстного негодования против жестокости завоевателей и горячего сочувствия к борцам за освобождение («Резня на острове Хиос» Э Делакруа, 1826, посвящённая борьбе Греции против турецкого ига) Надежды и разочарования наполеоновской эпохи отразились в полотнах Т Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812; «Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814)
А Гро «Наполеон в битве при Эйлау 9 февраля 1807 г» 1808 г Лувр Париж

В России сцены сражений встречаются уже в иконах («Битва суздальцев с новгородцами», 15 в; «Церковь воинствующая», посвящённая взятию Казани Иваном Грозным, 1552—53) и в книжной миниатюре («Сказание о Мамаевом побоище», 17 в) В 18 в гравюры на темы сражений Северной войны создавал А Ф Зубов, мозаики – М В Ломоносов («Полтавская баталия», 1762—64) Жанр переживает расцвет во второй пол 19 в В монументальных полотнах эпопеях В И Сурикова («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899) героем представал весь народ Морские сражения писали И К Айвазовский и А П Боголюбов Выдающимся баталистом был В В Верещагин, сам принимавший участие в военных действиях В картинах Туркестанской (1871—74) и Балканской (1877—80 е гг) серий представлена не героика побед, а неприкрашенная правда о войне В 20 в традиции батального жанра в России продолжили М Б Греков и мастер панорам Ф А Рубо («Оборона Севастополя», 1902—04; «Бородинская битва», 1911) Особое место в советской баталистике занимает тема Великой Отечественной войны (А А Дейнека, С В Герасимов, А А Пластов, Кукрыниксы)