МАГМАТИЧЕСКИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Методические указания к лабораторной работе № 1
по дисциплине «Геология» (раздел «Петрография»)
для подготовки студентов направления 130400 и специальностей 130403, 130401, 130402, 130404, 130405, 130406, 280102
Составитель А. А. Возная
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № 22 от 22.03.2010
Рекомендованы к печати
учебно-методической комиссией
специальности 130403
Протокол № 13 от 05.04.2010
Электронная копия хранится
в библиотеке ГУ КузГТУ
Кемерово 2010
ВВЕДЕНИЕ
Лабораторные работы цикла «Петрография» посвящены изучению горных пород, слагающих земную кору.
Естественные минеральные агрегаты определенного состава и строения, сформировавшиеся в результате геологических процессов и залегающие в земной коре в виде самостоятельных тел, называются горными породами.
По способу образования горные породы подразделяются на несколько типов: магматические, осадочные, метаморфические, метасоматические.
Диагностика горной породы любого происхождения опирается на изучение её структурно-текстурных признаков и вещественного состава.
Структура – особенности строения горной породы, обусловленные степенью кристалличности вещества, формой и размерами, слагающих породу минеральных зерён, относительной разницей в их размере.
Текстура – особенности сложения горной породы, обусловленные пространственным расположением слагающих породу минеральных зёрен и степенью заполнения объёма породы минеральной массой.
Вещественный состав породы включает в себя минеральный и химический состав. Навыки определения минералов горных пород были получены в курсе «Минералогия». Выяснение химического состава породы требует выполнения химических анализов, что не входит в программу изучения студентов горных специальностей. Но необходимо отметить, что минеральный состав является отражением химического состава породы.
При выполнении лабораторных работ определение минерального состава и структурно-текстурных особенностей горных пород будет включать только элементы макроскопического изучения, хотя исследование под микроскопом дало бы бόльшие возможности в диагностике.
Лабораторный цикл «Петрография» охватывает 8 часов лабораторных занятий. Цель лабораторных работ – ознакомить студента с программным перечнем горных пород и научить приёмам их макроскопической диагностики и описания. Цикл включает следующие темы:
Лабораторная работа №1 «Магматические горные породы»
Лабораторная работа №2 «Осадочные горные породы»
Лабораторная работа №3 «Метаморфические и метасоматические горные породы»
Выполнение лабораторных работ предусматривает знакомство с эталонной коллекцией горных пород под руководством преподавателя, выполнение контрольного задания по определению и описанию горных пород индивидуальной задачи, проверку знаний студента по изучаемой теме путём тестового или устного опроса. По усмотрению преподавателя возможно требование самостоятельного составления конспекта-описания важнейших представителей горных пород по учебной литературе.
Лабораторная работа №1
МАГМАТИЧЕСКИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Цель лабораторной работы: изучение состава, строения и принципов классифицирования магматических горных пород, а также овладение навыками их определения и описания.
1. Теоретические положения
Магматические горные породы образованы в результате застывания, с полной или частичной кристаллизацией, природных магматических расплавов.
Классификация магматических пород базируется на общих принципах многоступенчатой иерархической систематики, учитывающих сочетание генетических, фациальных, химических, количественно-минералогических и структурно-текстурных признаков пород.
Согласно этим принципам, изложенным в «Петрографическом кодексе России», тип магматических горных пород делится по различным признакам на ряд таксонов – классы, отряды, подотряды, семейства, виды (табл. 1).
Таблица 1
Схема многоступенчатой систематики магматических пород
Категории таксонов | Критерии выделения таксонов | Таксономические подразделения (таксоны) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип | По характеру геологического процесса (по способу образования) |
Магматические
горные породы
Девяносто шесть наименований
Двести пятьдесят пять наименований
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | По фациальным условиям образования (по глубинности образования) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отряд | По содержанию SiO2, %: 30-45 – ультраосновные (У) 45-53 – основные (О) 53-64 – средние (С) 64-78 – кислые (К) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подотряд | По общей щелочности:
-низкощелочные
-нормальнощелочные
-умереннощелочные
-щелочные
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семейство | По положению точек составов в системе координат SiO2/(Na2O+K2O), отраженному в главных количественно-минералогических признаках | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид | По комплексу дополнительных количественно-минералогических и петрохимических признаков |