Темы дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование темы дисциплины Л С СРС Всего
1. Введение в философию
2. Философия древнего мира
3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения  
4. Философия Нового времени
5. Традиции отечественной философии  
6. Современная философия
7. Онтология
8. Сознание как предмет философии
9. Гносеология
10. Теория научного познания
11. Философская антропология и аксиология
12. Социальная философия
13. Философия науки и техники
14. Философия будущего  
  Всего

 

Основная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2010.

Гуревич П. С. Философия. – М.: Юрайт, 2012.

Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2009.

Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. СПб.: Питер, 2009.

Кириленко Г.Г. Философия. – М АСТ: 2009.

Кохановский В. П., Жаров Л. В., Яковлев В. П. Философия. Конспект лекций. – М.: КноРус, 2013.

Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В. Философия. – М.: Инфра-М, 2009.

Лавриненко В. Н. Философия. – М.: Юрайт, 2011.

Липский Б.И., Марков Б.В. Философия. – М.: Юрайт, 2013.

Марков Б.В. Философия. – Спб.: Питер, 2013.

Налетов И.З. Философия. – М.: Инфра-М, 2012.

Островский Э. В. Философия. – М.: Вузовский учебник, 2012.

Светлов В. А. Философия. – Спб.: Питер, 2011.

Спиркин А. Г. Философия. – М.: Юрайт, 2012.

Стрельник О. Н. Философия. Краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2012.

Философия. / Под ред. Зотова А.Ф. – М.: Академический проект, 2013.

Философия. / Отв. ред. В. П. Кохановский. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2011.

 

Дополнительная литература

Зотов А.Ф. Современная западная философия. - М.: Проспект, 2012.

Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

Онтология. Тексты философии. – М.: Фонд «Мир», 2012.

Рассел Б. История западной философии. - М.: Академпроект, 2009.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. - СПб., 1994.

Скирбек Г., Гилье Н. История философии. – М.: Владос, 2008.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь. - М.: Культурная революция, 2009.

Хрестоматия по философии. /Сост. Алексеев П.В. – М.: Проспект, 2007.

Русская философия. Энциклопедия. / Отв. ред. Маслин М.А. — М.: Алгоритм, 2007.

Философия. Энциклопедический словарь. / Под ред. Ивина А.А. — М.: Гардарики, 2009.

Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение. — М..: АСТ, 2008.

Интернет-ресурсы

http://lib.rus.ec/b/143867/read

http://filosof.historic.ru/

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

http://yanko.lib.ru/fort-library/philosophy/index.html

 

 

Конспект лекций по курсу «Философия»

Раздел 1. Введение в философию

Лекция № 1. Тема: Предмет и специфика философского знания

1. Философия и мировоззрение.

2. Предмет философии. Структура философского знания.

3. Специфика философского знания.

Литература

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., 2009.

Ильин И.А. Путь к очевидности. М, 1993.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1992.

На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х

годов. М., 1990.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. Лекция I-III.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соч. в 2 т. М., 1988. Т.2.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Что такое метафизика? // Время и бытие. М., 1993.

Под мировоззрением понимается определенная сумма знаний о мире и месте человека в нем. Можно говорить о мировоззрении не только отдельного человека, но и общества в целом или эпохи в его историческом развитии. Мировоззрением обладает каждый человек, задумывается он об этом или нет. Сумма знаний, составляющая мировоззрение, имеет некоторое единство, цельность. Это не означает, что каждый из нас обладает всей полнотой знаний. Однако некоторая цельность взглядов необходима для выработки практической ориентации в окружающем мире.

Философия есть понятийно выраженное мировоззрение, продуманное до конца, до своих истоков, основоположений, фундаментальных предпосылок. Тенденция к цельности, завершенности в философии есть уже осознанное стремление. Философия не есть «многознание», но усмотрение сущности мира и отношения к нему человека. Мы живем в конкретном окружении вещей, привычек, стереотипов мысли и поведения, но чтобы вопрошать о сущности, мы должны преодолеть, выйти за пределы обыденных представлений или трансцендировать. Конечно, мы не можем «выйти из себя» и посмотреть, что же есть сущность «на самом деле», сравнить ее «самость» с нашим представлением. Но мы можем направить свой изучающий взгляд на само сознание, направленное на постижение сущности. Этот акт и есть философская рефлексия, которая является важнейшим философским методом и определяет специфику философии как способа духовного освоения действительности.

История философии, ее современное состояние демонстрируют нам удивительное многообразие философских взглядов. Дело в том, что философст­вование - это личное дело, попытка выразить именно личное понимание мира и места человека в нем. Общечеловеческие ценности, конкретно-исторический «дух времени» преобразуется в личностном видении философа, порождая уникальные философские взгляды. Однако философ уникальным образом выражает фундаментальные предпосылки мировоззрения эпохи, поэтому история философии не только галерея взглядов, но и история идей, история понимания человеком себя и мира в различные эпохи.

Каждая эпоха в истории человеческой культуры содержала свой круг тем и проблем философии. Сама дифференциация философских дисциплин определялась в разные эпохи по-разному. Разделение философии на логику, этику и эстетику предполагало рассмотрение проблем истинности и ложности знания, соотношение добра и зла, противостояние прекрасного безобразному. От поисков того, из чего все происходит и во что назад обращается, философы перешли к оттачиванию своего категориального аппарата. Форма и содержание, часть и целое, единое и многое, сущность и явление - в этих и других категориях выражалось философское постижение мира. После выработки богатейшего категориального аппарата появилась возможность проследить весь ход размышлений по различным методологическим схемам. Философия стала делиться на онтологию (учение о бытии), гносеологию (учение о познании) и аксиологию (учение о ценностях). Вопросы, связанные с проблемой человека (природа человека, цель и смысл жизни и т.п.), объединяются в специфическую область размышлений - философскую антропологию.

return false">ссылка скрыта

Философия, буквально - любовь к мудрости, постепенно меняя свою те­матику, язык и основные проблемы, в итоге осознала себя как предельно универсальный тип духовного освоения действительности, связанный с мышлением о мышлении. Действительно, выстраивая элементарные мыслительные формы, например, спрашивая, что объединяет интересующий нас круг явлений, мы упорядочиваем мир. После кантовской критической реконструкции философии (с характеристикой которой мы познакомимся позже) философы уже не задают вопросы о том, что такое мир (свобода, бессмертие души и т.п.), изменилась форма вопрошания: как возможно нечто (познание, нравственность, история и т.п.). Вопросы о сущности чего-либо преобразуются в вопросы об условиях возможности его существования, построения и познания. Современная философия стремится преодолеть понимание отношения человека к миру только как интеллектуального, познавательного. Искусство, религия, обыденное сознание, наконец, есть также формы упорядочивания мира, не сводимые только к познанию, но выражающие также эмоционально-волевое, ценностное отношение человека к действитript async src="images/adsbygoogle.js">