Зерновые

 

Данная группа включает не только зерновые культуры, но и про­дуктыих переработки (СМТК, группа 04. Зерновые и продукты из зерна). Зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, овес, рожь и др.) являются самым массовым продовольственным товаром на мировом рынке. Зерновые используются также в качестве кормов для скота, сырья для промышленной переработки. В связи с этим развитие рынка зерновых товаров оказывает значительное влияние на торгов­лю продовольственными и сельскохозяйственными товарами в це­лом.

Наиболее важное место среди зерновых занимает пшеница, кото­рая во многих странах считается стратегическим товаром. Мировое производство пшеницы составляет свыше 600 млн. т в год. Для потребительских целей используются твердые сорта — дурум (durum), а в качестве кормовой пшеницы — мягкие сорта.

Крупнейшим в мире продуцентом пшеницы является Китай (около 100 млн. т), который выступает на рынке и в качестве ее крупного покупателя. К основным продуцентам относятся страны ЕС, особенно Франция (около 90 млн. т), США (около 60 млн. т), Индия (около 60 млн. т), Россия (около 30 млн. т), Канада (около 25 млн. т), Австралия, Аргентина, Пакистан, Турция и Казахстан.

В год экспортируется около 100 млн. т пшеницы. Среди экс­портеров выделяются США, Канада, Австралия, Аргентина, а также страны ЕС. К числу значительных импортеров пшеницы относятся Китай, страны СНГ, Япония, Бразилия, Египет, а также Алжир, Иран и Индонезия.

Пшеница является традиционным биржевым товаром. Мировые цены на пшеницу в значительной мере формируются на рынке США, которые считаются крупнейшим экспортером этого товара и центром биржевой торговли. Значительную роль в формировании цен на пшеницу играет Чикагская торговая палата (Chicago Board of Trade, CBT).

В 1997-1998 гг. мировое производство кукурузы составило почти 600 млн. т, а мировой экспорт — более 63 млн. т *. Основным про­изводителем и экспортером кукурузы являются США.

БИКИ,1999, № 50.29 апреля. С.6.

 

Производство ячменя сконцентрировано в северном полушарии. Основные производители — страны СНГ, Канада, Великобритания. На мировой рынок попадает около 15% всего мирового производст­ва.

Основными производителями овса считаются страны СНГ, ЕС, США и Канада, а основными производителями ржи, которая ис­пользуется в основном для выпечки хлеба, — страны СНГ;

Организацией, занимающейся прогнозированием и в некоторой степени регулированием мирового рынка зерновых, является Меж­дународный совет по зерну (МСЗ).

Мировой рынок риса представляет собой несколько обособлен­ный сегмент рынка зерновых в силу специфики его производства и потребления. Рис является одним из основных продуктов питания в ряде азиатских и некоторых других странах, что определяет значи­тельные объемы производства и мировой торговли этим товаром. Наиболее высококачественным считается сорт «white basmati», цены на который почти в два раза превышают цены на остальные сорта. Мировое производство риса в 1994—1996 гг. составляло свыше 530 млн. т. в год. Основными производителями являются Китай (около 33%), Индия (около 23%), Индонезия (около 9%), Бангладеш (около 5%), а также Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Япония, Филиппи­ны, Бразилия*. Потребление риса с начала 90-х гг. превышает его производство, что приводит к общему сокращению запасов.

* Зотов Г.М. Современное состояние мировых рынков сырья//Международный бизнес России. 1996. № 6. С. 28.

 

Объем мировой торговли рисом в середине 90-х гг. составлял 15-20 млн. т. Лидирующие позиции в мировом экспорте риса зани­мают Таиланд, США, Вьетнам, Мьянма и Пакистан. Крупнейшим импортером риса в 1995 г. была Индонезия (14% мирового импорта). Значительными импортерами выступали Бангладеш, КНДР, Иран, Саудовская Аравия, Бразилия, ЕС.

Производство остальных видов зерновых культур имеет региональ­ный характер, как, например, сорго и просо в Африке и Азии.

Помимо зерновых на мировой рынок поступают хлебопродукты (хлеб, макароны, вафли, сухари и др.) и продукция мукомольной промышленности (мука, битый рис, солод, крахмал и др.). Рынок хлебопродуктов сформировался в последней четверти XX в. в ре­зультате диверсификации пищевой промышленности, что определя­ет широкую номенклатуру товаров этой группы и разнообразие цен. Цены на продукцию мукомольной промышленности находятся под влиянием цен исходного сырья, так как затраты на переработку не подвержены существенным колебаниям. Крупным экспортером яв­ляется Германия, а импортером — Япония.