Продукция животноводства

 

Это понятие объединяет несколько товарных групп (СМТК, груп­па 00. Живые животные; группа 01.Мясо и мясопродукты; группа 02. Молочные продукты и яйца).

Оборот мировой торговли крупным рогатым скотом составляет свыше 5 млн. голов в год, свиней — 9-10, овец — 15. В торговле племенным скотом участвуют в различной степени почти все стра­ны, а основными экспортерами являются США, страны ЕС и Кана­да. Торговля живым убойным скотом носит в основном региональ­ный приграничный характер. Такая торговля наиболее развита в США и странах ЕС.

Важным регионом сбыта живых овец и ягнят является Ближний Восток, поскольку страны этого региона в силу специфических ре­лигиозных требований к убою скота закупают мясо в виде живого скота. Главными поставщиками в этот регион являются Австралия и Турция.

Основными рынками реализации мясных лошадей и конины явля­ются Италия, Франция, страны Бенилюкса, Австрия.

На мировом рынке мяса осуществляется торговля птицей (куры, утки, индейки, голуби, фазаны, куропатки и др.) разной степени обработки, говядиной, свининой, бараниной, козлятиной и др. в свежем, охлажденном и мороженом виде. Удельный вес поставок на мировой рынок охлажденного и замороженного мяса с каждым го­дом возрастает. В первой половине 90-х гг. мировое производство мяса составляло 270—280 млн. т в год, в том числе говядина и теля­тина — 25%, свинина — 35%, баранина и козлятина — 15%, мясо птицы — 25%.

Мировой экспорт говядины составляет около 5,5 млн. т. Основны­ми поставщиками являются Австралия, Бразилия, Аргентина, Новая Зеландия, Уругвай, а также страны ЕС и США. Основными произ­водителями свинины являются Китай, США и Европа, основными экспортерами —Дания, страны Бенилюкса, Канада и США. Баранина и ягнятина производятся в основном в Австралии и Новой Зеландии. Мировой экспорт баранины составляет около 1 млн. т. Основные производители битой птицы — США, страны ЕС, Китай. Мировой экспорт птичьего мяса составляет около 3 млн. т в год. Основными экспортерами являются США, Франция, Голландия, а импортерами — Германия, Япония, Гонконг, Саудовская Аравия.

Цены на рынке мяса подвержены значительным колебаниям в зависимости от качества, условий поставки и других факторов. Очень высокие требования предъявляются к качеству и санитарным характеристикам при ввозе мясопродуктов, например в странах ЕС.

Помимо непосредственно мяса на мировом рынке обращаются и субпродукты (печень, ножки, хвосты, языки, легкие и др.), кости, костная мука и др. Традиционно развитым рынком таких товаров является Западная Европа.

До конца XIX в. молочные продукты (молоко, сливочное масло, сыры) производились в основном для внутреннего потребления. Только сыры, составлявшие специализацию отдельных регионов (во Фран­ции, Швейцарии, Италии), были в небольших количествах пред­метом международной торговли. Более широкое вовлечение молоч­ных товаров в международный оборот произошло в результате использования холодильного оборудования на транспортных сред­ствах (автомобили, суда и вагоны-рефрижераторы), а также благо­даря росту потребления этих продуктов в промышленно развитых странах.

Ежегодный объем мировой торговли молочными товарами пре­вышает 11 млн. т. Наиболее распространена торговля такими видами молочных товаров, как сыры, сливочное масло, сухое молоко. Для молочных товаров характерна высокая степень географической кон­центрации экспорта. Основными поставщиками этой продукции вы­ступают страны ЕС, Новая Зеландия, США, Австралия, Аргентина. Объемы импорта существенно различаются по конкретным видам товаров и странам. Мировое производство сливочного масла состав­ляет около 7 млн. т, из которых на экспорт направляется около 20%, сыра — около 10 млн. т, в том числе 20% экспортируется. Молоко продается на мировом рынке в основном в виде сухого порошка или конденсата. Мировое производство составляет 400—450 млн. т.

В 90-е гг. отмечаются высокие темпы роста мирового производства и потребления яиц, а также международной торговли ими. Это по­зволяет рассматривать данный рынок как один из наиболее динамично развивающихся рынков сельскохозяйственных и продовольст­венных товаров. Объем мирового производства яиц в 1997 г. составил свыше 710 млрд. шт. Основными производителями являются Китай (более 45%), страны ЕС (более 10%), США (более 10%), а также Япония (около 6%), Индия (около 4%) и Россия (около 4%). В 1997 г. мировой экспорт яиц составил около 6,8 млрд. шт., а в 1998 г. — свыше 7 млрд. шт. При этом около половины всех экспортных по­ставок осуществляется из США (около 3 млрд. шт.), более 1 млрд. экспортируется из Китая, менее 1 млрд. шт. — из Нидерландов. На эти три страны приходится около 70% мирового экспорта * . Основ­ными покупателями являются Япония, Гонконг, Канада и Мексика. В странах ЕС торговля яйцами носит в основном внутрирегиональный характер, хотя наблюдается тенденция к росту экспорта в третьи страны.

* Кривокоченко Л.В. На мировом рынке яиц//БИКИ. 1999. №53-54.13 мая. С. 9,12.