Тема 3. Современные воспитательные технологии

 

Вопросы:

1.Понятие «воспитательная технология».

2.Технологии индивидуального взаимодействия.

3. Воспитательные технологии группового взаимодействия.

4. Особенности применения воспитательных технологий в начальных классах.

 

1.Понятие «воспитательная технология».

Под педагогической воспитательной технологией понимается «…компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму…». Второй смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину, которая изучает, исследует, описывает педагогическую технологию как элемент профессионализма педагога» (Н.Е.Щуркова).

Воспитательная технология – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Основные идеи, лежащие в основе разработки современных воспитательных технологий:

· Переход от парадигмы воспитания как формирования личности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности.

· Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении школой, в отношениях администрации и педагогов, педагога и учащихся, в отношениях учащихся между собой.

· Возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных воспитательных приемов, средств и организационных форм.

· Возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятельности педагогов и школ, создания авторских концепций и школ обучения и воспитания.

· Коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможности для творческой деятельности коллектива педагогов-единомышленников.

Основные характеристики воспитательных технологий: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, гуманно-демократический характер взаимодействия, субъектность воспитанника, наличие четких правил, этапов, приемов (Н.Е.Щуркова).

В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь раскрыты следующие составные элементы воспитательных технологий: учет актуальных потребностей детей; позитивное восприятие ребенка; психолого-педагогическая поддержка; воспитание без принуждения, физического и психического ненасилия; обращение личности к самой себе; воспитывающие ситуации; игровая деятельность.

По мнению С.Д Полякова, конкретные воспитательные технологии оказывают значительное влияние на характеристики деятельности, общения, качества поведения.

В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда освоены лишь ключевые операции основных слагаемых педагогических технологий) и профессиональный

( когда педагог свободно владеет палитрой педагогических технологий).

Феномены педагогической воспитательной культуры приближаются к технологии в зависимости от ряда условий.

Во-первых, это должны быть относительно массовые, т.е. известные педагогам формы и способы работы. Во-вторых, в способе работы должна быть некая устойчивость, типичность, которую можно выделить и назвать при описании. В-третьих, в форме, способе работы должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.

Таким критериям, по С.Д.Полякову, соответствуют следующие технологии:

P коллективное творческое дело (КТД);

P тренинг общения;

P шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);

P групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждение ситуаций, разработка проектов);

P диалог «педагог-воспитанник».

Единой классификации воспитательных технологий не существует. По характеру отношения к воспитанникам Г.К.Селевко выделяет технологии: сотрудничество, свободное воспитание, авторитарные и личностно ориентированные.

В современной педагогике выделяют три уровня понятия «педагогическая технология», которые можно отнести и к воспитательным технологиям:

-общепедагогическая технология как синоним «педагогической системы»;

-частнометодическая;

-локальная.

К общепедагогическим технологиям воспитательного процесса можно отнести гуманно-личностную технологию Ш.А.Амонашвили, систему воспитания в Павлышской школе В.А.Сухомлинского, технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И.Новикова, В.А. Караковский, Н.Л.Селиванова).

К частнометодическим - технологию КТД И.П.Иванова, технологию индивидуальной педагогической поддержки О.С. Газмана, выявления и развития творческих способностей личности (И.П.Волков), технологию индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, П.Г.Щедровицкий), систему нравственного воспитания «Этическая грамматика» А.И.Шемшуриной.

К локальным (модульным) относятся: технология предъявления педагогического требования, информационного воздействия («информационное зеркало»), создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности, создания ситуации успеха, педагогической реакции на поступок, технология педагогической оценки, этической защиты и др.

Воспитательные технологии можно также разделить на технологии индивидуального и группового взаимодействия.

 

2.Технологии индивидуального взаимодействия

Технология индивидуального воспитательного взаимодействия с ребенком предполагает:

-изучение интегративных характеристик индивидных свойств личности (типология индивидуальностей);

-формирование Образа «Я»;

-изучение интересов и склонностей ребенка;

-разработку методов индивидуального воздействия на детей.

Ктехнологиям индивидуального взаимодействия условно можно отнести технологии: создания ситуации успеха, этической защиты, педагогической оценки, разрешения конфликта, педагогической реакции на осложненное поведение, диалог «педагог-воспитанник» и др. (см. приложение 3).

Их особенность заключается в направленности на субъект-субъектное взаимодействие педагога и воспитанника.

 

3. Воспитательные технологии группового взаимодействия

Технологии группового взаимодействия: организация коллективной творческой деятельности (И.П.Иванов), предъявление педагогического требования, технология работы с группой в первоначальный период, технология создания морально-психологического климата в классе (Н.Е.Щуркова), технология групповой проблемной работы, шоу-технология (С.Д.Поляков), игровые технологии и др. (см. приложение 3).

В современных условиях эффективны диалоговые формы педагогического взаимодействия (дискуссии, дебаты и др.), которые можно широко использовать в работе с родителями, а отдельные их элементы – и в процессе педагогического взаимодействия с учащимися начальной школы (см. приложение 13).

 

4. Особенности применения воспитательных технологий в начальных классах

Применение современных воспитательных технологий обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников, ведущими задачами воспитания в данный период.

Наиболее часто используются: технология создания ситуации успеха, организации коллективной творческой деятельности, педагогической оценки, предъявления требования, игровые технологии. А.С. Белкин описывает некоторые приемы применения технологии создания ситуации успеха, которые эффективно применять и начальных классах (к примеру, «Лестница» (см. приложение 3).