Пуп Земли

 

Зоогеография, антропология, фольклористика… Быть может, в пользу былого существования материка в Тихом океане говорят не только двуутробки и ящерицы, форма черепов и смутные предания, но и вещественные памятники культуры? Если материк затонул уже на памяти человечества, нельзя ли пойти дальше, сказав «а», сказать и «б», — нельзя ли допустить, что материк этот был заселен народом — или народами, — достигшими не только «известной степени культуры», как предполагал Мензбир, но и обладавшими самобытной развитой цивилизацией, которой был нанесен смертельный удар катастрофой, погубившей «Тихоокеанскую Атлантиду»?

Этой точки зрения придерживались упоминавшийся нами Моренхут, знаменитый мореплаватель и ученый Дюмон-Дюрвиль, спутник Кука натуралист Форстер и многие другие исследователи Океании. В самом деле: в культуре и жизненном укладе жителей островов Океании, в особенности полинезийцев, сочеталось, казалось бы, несовместимое. С одной стороны, это были «дикари», не ведающие металлов и гончарного производства, не брезгующие людоедством, не знающие лука и стрел, ходящие полуобнаженными (поэтому Л. Г. Морган считал, что полинезийцы находятся на еще более низкой стадии развития, чем австралийцы). Но, с другой стороны, когда ученым стали известны лучше как сами полинезийские острова, так и внутренняя жизнь полинезийской общины, выяснилось, что здесь процветает великолепное искусство резьбы по дереву, что мифология и космогония мнимых «дикарей» столь же сложна, поэтична и величественна, как древнегреческая или древнеиндийская, и что в искусстве вождения судов в открытом океане жители Полинезии превзошли и финикиян, и римлян, и викингов и по праву могут считаться лучшим народом-мореплавателем нашей планеты. Почти на всех островах Полинезии — даже безлюдных! — можно найти величественные сооружения из камня и коралловых плит, платформы и храмы, а на многих островах — и огромные статуи из камня. Причем эти храмы и изваяния по архитектуре и стилю напоминали аналогичные монументальные постройки, найденные далеко за океаном, в Мексике и в особенности в Южной Америке, относящиеся ко временам инков и к гораздо более древним эпохам.

Не являются ли полинезийцы потомками создателей великой культуры, существовавшей на землях «Тихоокеанской Атлантиды»? Культуры, которая дала начало цивилизациям доколумбовой Америки? После гибели материка она пришла в упадок, и полинезийцы, разобщенные и разделенные океанскими просторами, стали постепенно утрачивать наследие предков, «деградировать» — отсюда и такое причудливое сочетание самых примитивных форм культуры с достижениями высоких цивилизаций, которое мы находим у полинезийцев. И, пожалуй, наибольшие контрасты в этом плане можно видеть на острове Пасхи, или, как его называют местные жители, «Те-Пито-о-те-Хенуа» — Пуп Земли.

Адмирал Роггевен, открывший остров в 1722 году, удивлялся тому, что огромные, «обладающие высотой по крайней мере в тридцать футов» идолы, высеченные «из камня в виде людей с длинными ушами и короной на голове», изваянные «весьма искусно», были изготовлены островитянами, не имевшими «ни тяжелых, толстых бревен, чтобы сделать орудия, ни достаточно прочных канатов». (Этот вопрос, кстати сказать, не решен окончательно и по сей день, хотя со времен Роггевена прошло более 250 лет.) Следующая экспедиция, посетившая остров Пасхи в 1770 году, обнаружила, что островитяне пользуются самобытной письменностью (загадка письмен «Пупа Земли», так называемых кохау ронго-ронго, «говорящих дощечек», также не решена).

Зачем понадобилось создавать письменность жителям крохотного, всего-навсего в 117 квадратных километров, острова — людям, носившим лишь набедренные повязки, враждовавшим между собой, считавшим изысканным «лакомством» мясо детей? Еще больше вопросов возникает в связи со строительством и транспортировкой статуй. В различных частях острова Пасхи обнаружено около 500 огромных изваяний. Еще полторы сотни, оставшиеся незаконченными, находятся в каменоломне кратера вулкана Рано-Рараку («вулкан Скребущих») — в каменоломне найдены сотни тесел из камня, с помощью которых изготовлялись статуи.

«Нигде мы не находимся под таким обаянием чуда, как здесь, с того момента, как глаза научаются видеть. Большинство статуй еще не вполне высечено из скалы и нередко покрыто лишайником или поросло травой или папоротником, — пишет о каменоломнях английская исследовательница Кэтрин Раутледж, более года проведшая на острове Пасхи, пытаясь проникнуть в его тайны. — Сначала зрителя поражает какая-нибудь выдающаяся вперед фигура. Но, приглядевшись, он с изумлением видит, что стены по обе стороны сплошь покрыты идолами, а что над ним в нише стоит какая-нибудь другая гигантская фигура; она смотрит вниз, и оказывается, что нога ее покоится на огромном лице».

Самая большая из статуй острова Пасхи (и во всей Океании) имеет почти 21 метр в длину (голова ее — 11 метров, а нос четырехметровой длины!). Правда, статуя эта осталась лежать в каменоломне. Но другие статуи, весящие десятки тонн, были доставлены из каменоломен к побережью океана и водружены на каменные платформы (называемые островитянами «аху»), длина которых достигала 60 метров, а высота — трех. Более того: голова каменного гиганта увенчивалась «пукао», огромным цилиндром, также из камня, но только красного цвета (эти «шляпы» высекались в другой каменоломне, расположенной в кратере вулкана Пуна-Пау).

Размеры «пукао» поражают воображение не меньше, чем размеры статуй острова Пасхи. В каменоломне Пуна-Пау найдена «шляпа» весом 30 тонн — она имеет высоту 2,5 метра и диаметр свыше 3 метров. На одну из статуй, имевшую высоту более 10 метров, была водружена «шляпа» двухметровой высоты, диаметром почти 3 метра и весом более 20 тонн.

Зачем понадобилось островитянам выполнять этот титанический труд, который, по словам одного из исследователей, не уступал труду, затраченному на строительство египетских пирамид? Но ведь пирамиды Египта строили десятки тысяч человек, покорные воле фараона. На острове же Пасхи, ко времени его открытия европейцами, обитало самое большее пять тысяч полинезийцев. Никакой централизованной власти они не знали, племена враждовали между собой и повергали на землю статуи с их постаментов — аху. Трудно представить себе, какая сила заставила их предков тратить неимоверные усилия на изготовление статуй, транспортировку многотонных гигантов к берегу моря, на возведение монументальных платформ — аху и установку статуй на них и, наконец, увенчание огромными «шляпами», которые почему-то должны были высекаться непременно из красного камня (ведь гораздо проще было бы изготавливать статуи прямо «в шляпах» — но тогда и статуя, и «пукао» были бы одного цвета).

А ведь все это — лишь чисто «технические вопросы», вопросы, связанные только со строительством статуй острова Пасхи. Помимо них существует множество других: кого изображали гиганты? Почему они воздвигались на постаментах и увенчивались «шляпами»? И т. д., и т. п. …

У Форстера, спутника Кука, так же как и у многих других, более поздних исследователей, посетивших остров Пасхи, складывалось впечатление, что работы в каменоломне Рано-Рараку прекратились внезапно. Они были в полном разгаре, когда какая-то катастрофа пресекла титанический труд островитян. В каменоломне и по сей день лежат готовые к отправке законченные статуи и валяются примитивные каменные орудия древних ваятелей.

Что же здесь произошло? Быть может, остров подвергся нашествию завоевателей из-за моря? Или это было восстание рабов, подобное тем, что некогда сотрясали Древний Египет и Рим? Или какое-то стихийное бедствие — землетрясение, извержение вулкана, наводнение — обрушилось на остров и уничтожило всех до одного ваятелей гигантов?

Исследователи обратились к преданиям и легендам жителей острова Пасхи. Но они, к сожалению, содержали очень мало информации. На южном склоне вулкана Рано-Рараку жила старуха, которая варила для каменотесов обед, — гласит одна из местных легенд. С помощью своей «маны», сверхестественной силы, в которую верят все жители Океании, старуха транспортировала статуи из каменоломен к берегу моря, к аху. Как-то раз, когда старухи не было на месте, каменотесы раздобыли нежных и сочных омаров и тотчас съели их, не оставив ни кусочка старухе. Когда старуха узнала об этом, она пришла в страшный гнев и повергла наземь идолов, которых прежде возводила на аху. Так прекратились работы в каменоломнях Рано-Рараку.

Несколько иначе о низвержении статуй рассказывает другая легенда жителей острова Пасхи. Некогда здесь появился никому не известный немой старик. Жестами он показал островитянам, что хочет отведать куриных голов, любимого (наряду с человечиной) лакомства древних жителей Пупа Земли. В просьбе чужаку было отказано. Старик лег спать в одной из хижин. Ночью ее хозяева проснулись от страшного шума: старик изо всех сил топал ногами по каменному фундаменту хижины. А наутро островитяне увидели, что все статуи, поставленные на аху, повержены.

Обе легенды похожи… и одинаково неправдоподобны. Скорей всего, они были придуманы гораздо позже тех событий, что прекратили работы в каменоломне и повергли статуи наземь. Из записей Роггевена, Кука, Лаперуза, Лисянского и других мореплавателей, посещавших остров Пасхи в XVIII и начале XIX века, известно, что с каждым годом все меньше и меньше статуй оставалось стоять на платформах. В 1838 году адмирал Дюпети-Туар насчитал лишь 9 таких стоящих статуй, а вскоре на острове Пасхи не осталось ни одного неповерженного гиганта (только идолов возле каменоломни Рано-Рараку, врытых в землю, не удалось повалить сокрушителям статуй). Таким образом, рассказ о внезапном и одновременном падении статуй с постаментов — просто выдумка. И вообще, как метко заметил Фридрих Шульце-Мезье в своей книге об острове Пасхи, узнать у островитян реальную историю их предков «столь же безнадежное дело, как расспрашивать о Кромвеле старух, торгующих шнурками в Вестминстере. Полученные этим путем сведения представляют собой большей частью фантастические мифы».

Причина этого «забвения прошлого» заключается в том, что в 1862 году остров Пасхи подвергся пиратскому набегу перуанских поставщиков «живой силы» для добычи гуано на островах Чинча, у берегов Южной Америки. Почти все мужское население острова было насильно вывезено с острова и продано в рабство. Только вмешательство правительств Англии и Франции заставило работорговцев вернуть на родину около сотни человек, оставшихся в живых после набега и каторжного труда на островах Чинча. По дороге среди островитян вспыхнула эпидемия оспы. Выжившие после нее 15 человек занесли эпидемию на остров. Начался мор — в результате от населения Пупа Земли осталось лишь 111 человек. Кучка деморализованных людей была крещена миссионером Эженом Эйро. Принятие христианства уничтожило связь островитян с древней «языческой культурой», хотя к тому времени вряд ли кто и остался в живых из настоящих знатоков этой культуры.

Таким образом, ни легенды островитян, ни самые тщательные измерения, ни раскопки, ни сопоставление статуй острова Пасхи с изваяниями других стран не могут решить загадок, с ними связанных. Быть может, «ключ» к ним дадут не археология и этнография, а науки о Земле — геология и океанография? Не является ли остров Пасхи остатком обширной земли, населенной многочисленным народом, со своеобразной культурой, земли, которая, подобно платоновской Атлантиде, «в одну бедственную ночь» ушла на дно величайшего океана планеты?

Эта мысль приходила в голову многим путешественникам и исследователям, посещавшим остров Пасхи. Ее в блестящей форме выразил Пьер Лоти, французский писатель-маринист, побывавший на Пупе Земли около ста лет назад, — и с той поры она надолго завладела воображением сотен тысяч читателей во всех уголках земного шара. Более того: именно Лоти дал первый материал представителям различных мистических обществ, которые тотчас включили остров Пасхи и гипотетический материк, затонувший в Тихом океане, в свою схему развития человечества.