Туристские регионы мира. Краткая характеристика. Средиземноморье.

Средиземноморье - главный район туристской специализации не только в Европе, но и в мире, который по развитию туризма и рекреации значительно опережает занимающий второе место Карибский бассейн. Согласно имеющимся данным в середине 80-х годов численность иностранных туристов, посещающих этот регион, достигла уже 160 млн. человек (по другим оценкам даже 240 млн.), причем большая часть концентрировалась в Европейском Средиземноморье. Специфические черты этого региона морского туризма: преобладание линейной формы туристско-рекреационного освоения территории (вдоль морского побережья), большая роль островов, ярко выраженная сезонность туристских потоков с многократным перевесом летнего сезона, создание преимущественно крупных комплексов с сильной концентрацией туристов и отдыхающих. Эта тенденция только в 80-е годы сменилась переходом к формированию небольших по размерам туристских центров, больше соответствующих потребностям современного активного туризма и лучше вписывающихся в окружающую природную среду.

Долгое время в средиземноморском туризме конкурировали Италия и Франция. Но уже в середине 60-х годов их опередила Испания, вышедшая по количеству иностранных туристов на первое место не только в Европе, но и в мире. Такой беспрецедентный туристский бум в Испании объясняется прежде всего наличием богатейших природно-рекреационных ресурсов и историко-архитектурных достопримечательностей, близостью западноевропейского туристского рынка, созданием первоклассной материально -технической базы туризма и относительной дешевизной туристских услуг. Но нужно принимать во внимание и изменение политической обстановки в стране, которая после ухода в прошлое режима Франко стала гораздо более «открытой». О значении и уровне развития туризма в Испании говорят следующие цифры: эта отрасль дает 10% ВВП, причем по абсолютным доходам от туризма Испания уступает только США; в сфере туризма занято 10% всего активного населения; в стране около 10 тыс. Гостиниц, рассчитанных почти на 900 тыс. мест. Только в 1992 году Испания стала местом проведения таких массовых мероприятий, как ЭКСПО - 92 в Севилье и Олимпийские игры в Барселоне.

Главные районы международного туризма в Испании - побережье Средиземного моря, Канарские и Балеарские острова. Канарский архипелаг, расположенный в Атлантическом океане в 1150 км от Испании и состоящий из семи гористых островов вулканического происхождения, превратился в один из наиболее привлекательных туристских центров. На Балеарских островах сосредоточена 1/4 всех мест в гостиницах Испании, здесь ежегодно бывает более 8 млн туристов, преимущественно из Великобритании и Германии. Они прибывают сюда на самолетах, совершающих главным образом специально заказанные (чартерные) рейсы, в меньшей степени на морских судах.

Главный средиземноморский туристско-рекреационный район Франции, которая по числу принимаемых туристов в начале 90-х годов снова оказалась на первом месте, - Лазурный берег, протягивающийся на 180 км, с такими широко известными морскими курортами, как Ницца, Канн, Антиб и др.; его называют также французской Ривьерой. В последнее время в туристско - рекреационных целях начато освоение средиземноморского побережья Франции между Пиренеями и устьем Роны (Лангедок - Руссильон). В Италии главный район средиземноморского туризма - итальянская Ривьера. Но ведется также рекреационное освоение южной и островной частей страны. В Греции главными центрами притяжения туристов стали острова Эгейского моря.

В один из важнейших туристско-рекреационных районов средиземноморья давно уже превратилось адриатическое побережье Хорватии. Длина его по прямой линии составляет 700 км, но вместе с многочисленными островами, которых здесь более 1,2 тысячи (далматинский тип морского побережья), полуостровами, заливами и проливами она возрастает до 6 тыс. км. Это увеличивает туристско-рекреационную емкость территории района, который до начала 90-х годов одновременно принимал около 1 млн человек. Здесь находятся известные морские курорты, как Дубровник, Опатия, Сплит и др.