Тема 3.4. Средневековье

 

Древнегреческая культура, как никакая другая, питала собой культуру последних эпох, побуждая осознанно обращаться к себе, как к источнику созидания новых культурных ценностей. Она предопределила нравственные, диалогические отношения. «Человек есть мера всем вещам – существованию существующих и не существованию несуществующих» (Протагор) – выделялось глубоко гуманистическим содержанием. Средневековье, пожалуй, самый противоречивый этап в жизни человечества. Наверное, неслучайно, что точное время его трудно уловить. Во-первых, культура средневековой Западной Европы была пронизана духом христианства. Во-вторых, в этот период были заложены основы современной западноевропейской демократической системы. В-третьих, в это же время наметилось привнесение манипуляций в политическую жизнь, получившее в дальнейшем широкое распространение в других сферах жизнедеятельности человека. Наконец, это самый «играющий» период в жизни человечества.

Остановимся лишь на некоторых, наиболее важных периодах средневековья. Как известно, в Х1У-ХУ1 веках два явления в культуре – Ренессанс и Реформация - произвели своего рода революцию в духовной жизни Европы. Они разрушили старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на личность. И Реформация, и Ренессанс поставили в центр энергичную человеческую личность, устремленную на преобразование мира, с выраженной волей. Рисуя идеал человека, в котором физическая и духовная красота сливаются воедино, деятели этого времени подчеркивали ее доброту, силу, героизм, творчество, то есть те ценности, которые еще соответствуют общечеловеческим. При этом высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и отвечает за него. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами.

Следует отметить, что Возрождение было одним из величайших универсальных культурных поворотов, которое переживало человечество. Его культура, отмечает М.С. Каган, имела диалогический характер, была провестницей индивидуализма, свободы, освобождения культуры от религиозно монологического авторитаризма. Одно из важнейших его достижений – появления гуманизма в философии. Кроме того, культурой Возрождения было привнесено новое, демистифицированное понимание человеческого общения. Оно вырастало из гуманистической основы ренессансного миросозерцания и нашло разностороннее художественное воплощение в литературе: Боккаччо сделал предметом художественного исследования именно человеческое общение в бесконечном многообразии его конкретных форм, в лирике Петрарки любовь – истинно человеческое общение, Шекспир в драматургии образно моделировал человеческое общение. Суть произошедшего перелома, по мнению М.С. Кагана, с наибольшей отчетливостью и наглядностью проявилась и в трактовке ренессансной живописью традиционных сюжетов христианской мифологии: «Тайной вечери» Леонардо да Винчи – полифонии человеческих взаимоотношений; общении матери и ребенка в многочисленных образцах «Мадонны с младенцем». Таким образом, не только молитва, но и само общение уже становится ценностью.

Эпоха Возрождения – последняя эпоха, еще удерживающая естественность, непосредственное единство искусства и жизни, но уже как исчезающее. Здесь происходит распад изначально единого: возникает станковая живопись, входит в практику концертное исполнение музыки. Искусство в эту эпоху осознается как автономно существующее, также имеющее самостоятельную ценность, и создаваемое ради нее. Возрождение создает новый тип художника-творца и новую концепцию художественного творчества, для которого характерна рефлексия художника, осознанность акта творчества.

В ХУП века борьба чувства и долга, страсти и разума стали центральной темой человекознания, приведшие в дальнейшем Э. Гоффмана, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Б. Брехта к метафоре «двойника». М.С. Каган обращает внимание в связи с этим, что в Англии в начале ХУШ века родилась идея «самообщения» личности, внутреннего диалога между разными «Я» одного и того же человека. И все-таки, считает Й. Хейзинга, духовная ситуация в целом в эпоху Ренессанса есть ситуация игры – веселый или праздничный маскарад с мифологическими фигурами, аллегориями, декоративной фантазией в архитектуре и графике, литературе. С понятием гуманизма, отмечает автор, мы обычно связываем менее красочные, более серьезные значения, нежели с термином «Ренессанс». Гуманисты культивировали строго сформулированный жизненный и духовный идеал. Им удалось даже вплетать в свои антично языческие образы и классическую речь выражение своей христианской веры, но притом они вносили в эту веру ноту искусственности и не до конца искренней серьезности. Средневековая жизнь, считает Й. Хейзинга, полна игр, языческих элементов, которые преобразились в чистую шутку, пышную игру рыцарства, в утонченную игру куртуазности и целый ряд других форм. Культура Ренессанса была ориентирована на возрождение античного наследия, диалога в том числе, который трансформируется в диспут-дискуссию. Вся жизнедеятельность средневековой науки облекалась в игровые формы. Бесконечные диспуты, пышные университетские церемонии, группировка и раскол по направлениям всевозможного рода – подпадают более или менее под категорию состязание и действие игровых правил. По его мнению, нельзя назвать почти ни одного другого века, атмосфера которого была бы так же глубоко отмечена стилем своего времени, как ХУП век: всеобщее моделирование жизни, духа и внешнего облика по выкройке барокко, в котором игровой элемент звучит особенно отчетливо. Это находит иллюстрацию в одежде, особенно мужском костюме, перегруженном украшениями, бантиками, лентами, кружевами, в парике ХУП и ХУШ веков. Примечательно в его ношении не только то, что он неестественный, стесняющий и вредный для здоровья простой каприз моды господствует полутора века, но и то, что чем дальше, тем больше парик отделяется от естественных волос, стилизуясь.

Таким образом, человечество все больше уходит от непосредственности и естественности, на наш взгляд, и естества своей природы. Подтверждением этого является то, что большое значение приобретает социальная роль и статус личности. В средневековье личность как бы сливалась с группой, представляла группу как целое и, тем самым, прежде всего, выражала социотипическое поведение, выражающее общую тенденцию социальной системы к сохранению. Даже в литературных источниках и автобиографии можно обнаружить только простые фиксации событий («Я служил в…»), прямые автономинации («Я природный дворянин…»), носящие отстраненный характер (нулевая форму рассказа о себе от третьего лица). В.А. Шкуратов это объясняет тем, что «корпоративная личность» средневековья была вовлечена в очень небольшое число малых групп. Почти вся ее жизнь протекала в рамках одной общности (деревенской общины, купеческой гильдии и т.д.). При этом вариации в поведении обусловливались не столько переходом из одной группы в другую, сколько сменой состояний в пределах фиксированной социальной группы.

В социальных системах с сословным делением большую роль выполняет одежда: человек носит одежду, а одежда «носит» его роль. А.Г. Асмолов приводит следующие примеры: в Древнем Китае чиновники обязаны были носить головной убор с загнутыми вверх полями, а ученые – головной убор, сзади похожий на нечто вроде двух крыльев; в раннем средневековье сословные различия фиксировались не столько формой костюма, сколько качеством ткани и набором украшений. Надо полагать, что такая внешняя фиксация роли, есть во многом продолжение невербальной презентации личности, начавшейся в древнем театре присвоением экспрессивных масок той или иной роли.

Ю.М. Лотман также пишет об оформлении внешности, отражающей социальную роль, статус человека. Но речь уже идет о ХУШ веке. С ним согласен и Й. Хейзинга. Если вообще стиль и атмосфера эпохи когда-нибудь рождались в игре, считает он, то это произошло со стилем и настроениями европейской культуры второй половины ХУШ века (классицизмом, романтизмом, сентиментализмом). Воспользуемся примерами, приводимыми Ю.М. Лотманом. Он отмечает, что в ХУШ веке русский и европейский дворянин не носил меча, как это было в предыдущее время. Но на боку у него висит шпага, иногда украшенная, игрушечная парадная шпага, которая оружием не является. Это – символ, означающий меч, как принадлежность к привилегированному сословию. Ю.М. Лотман приводит в качестве примера «Войну и мир» Л. Толстого, где описывается офицер, ведущий своих солдат в сражение с парадной (то есть бесполезной) шпагой в руках. «Сама биполярная ситуация «бой – игра в бой» создавала сложные отношения между оружием как символом и оружием как реальностью. Так шпага (личность) оказывается вплетенной в систему символического языка эпохи и становится фактом ее культуры» (Ю.М. Лотман, 1994, с.7). Напомним, что символизм, замещение предметов (приписывание одним предметам или явлениям значения и смысла другого) – одна из главных особенностей игры, создающих эффект полуправды, полуискренности и т.д. Конечно, принадлежность к дворянству определялась, как пишет Ю.М. Лотман, также и определенными правилами поведения (обычаи требовали, например, от офицера более разгульной жизни, чем от чиновника), принципами чести, даже покроя одежды. Он ссылается на случаи, когда «ношение неприличной дворянину одежды» или также «неприличной дворянину» бороды, делались предметом тревоги политической полиции и самого императора.

Отход от естества человеческой природы, следовательно, и от сформировавшихся общечеловеческих ценностей, не мог не отразиться, на наш взгляд, и на представлениях о нравственности. Можно это проиллюстрировать на принципах чести, основывающихся в определенной степени на нравственных отношениях, однако, они уже представлены социальной позицией, а не экзистенциальным равенством. У того же автора, мы находим указания на парадоксальную норму русского законодательства: рана, даже тяжелая, если она нанесена острой частью меча, влечет за собой меньшую кару, чем не столь опасные удары не обнаженным оружием или рукояткой меча, или тыльной стороной кулака. Дело в том, объясняет Ю.М. Лотман, что рана, нанесенная острой (боевой) частью холодного оружия, болезненна, но не бесчестит, в отличие от вторых случаев (рукояткой, палкой бьют рабов). Более того, она даже почетна, поскольку бьются только сравным. Материальный ущерб, материальный достаток, как вообще вещи – принадлежат области практической жизни, а оскорбление, честь, защита от унижения, чувство собственного достоинства, вежливость (уважение чужого достоинства) принадлежат сфере культуры. При этом все окружающие нас вещи включены в общественную практику, становятся как уже отмечалось, сгустками отношений между людьми.

Чин, продолжает анализ статусных отношений Ю.М. Лотман, это некая узаконенная фикция, слово, обозначающее не реальные свойства человека (не личность), а его место в иерархии. В ХУШ веке статусные отношения предписывали: начальнику ставить дату письма сверху, подчиненному – внизу, и в случае нарушения этого, подчиненному грозили неприятности. При Анне и при Елизавете было установлено дамы какого класса (в зависимости от чина отца (до замужества) и мужа (в браке)) имеют право носить золотое шитье на плечах, а какого – серебряное, какова должна быть ширина кружев и т.д. Даже любовные отношения определялись социальным положением: знакомство, сватовство и сама свадьба, которая тоже представляла собой сложное ритуальное действо. При этом дворянская свадьба, отмечает Ю.М. Лотман, в общей ритуальной схеме повторяла традиционную национальную структуру, однако, в ней проявлялась и социальная специфика.

Игровое качество ХУШ века проявляется и в искусстве управления государством: политика кабинетов, политические интриги и авантюры – воистину никогда еще не было до такой степени игрой. Однако, это уже не столь безобидные игры. В ХУ1 веке появляются работы Н. Макиавелли и девиз «цель оправдывает средства», получивший пока распространение в политике. Правители, пишет Й. Хейзинга, с любезной улыбкой и учтивыми словами на устах подвергают смертельному риску могущество и благосостояние своих стран, словно собираются жертвовать слона или коня в шахматной игре. Тем не менее, как отмечает М.С. Каган, на данном этапе развития культуры еще не приобрела определенного значения гоббсова формула «Человек человеку - волк», зафиксировавшая основной принцип бесчеловечных (манипулятивных) отношений, разрушительно сказавшихся на общении людей. В ХУП и ХУШ столетиях еще верят в возможность создания общества свободы, равенства и братства, то есть нравственно совершенного человеческого общения (диалога). М.С. Каган приводит художественный пример тому – «Робинзон Крузо» Д. Дефо, где отношения между Робинзоном и Пятницей стали моделью равноправного человеческого общения.

В эпоху Просвещения именно такое понимание сущности человека и человеческих взаимоотношений завоевывало все более широкое признание. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей. Руссо, этика И. Канта, сентиментализм, предромантические течения, шиллеровская теория эстетического воспитания выражали «реструктуризацию» общественного сознания – перемещение центра тяжести с природы на человека, с онтологии и гносеологии на антропологию и педагогику, этику и эстетику, а применительно к самому человеку – на те психические механизмы, которые управляют взаимоотношениями с ему подобными, а не с Богом или природой.

Начавшийся еще с ХУ века рост производства и эпоха стихийного, бурного самоутверждения личности, постепенно освобождали ее от корпоративности и морали, подчиняющими индивида целому. Стихийный, безудержный индивидуализм имел свои издержки – эгоизм, стремление к власти, отказ от морали. Отсюда характерная для раннебуржуазного сознания модель человека, в которой преобладающее место занимает разум, ачувственность сводится к непосредственному контакту психики с внешним миром.

Новое время – эпоха, связанная с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. В эту эпоху модернизации начала формироваться индустриальная цивилизация, еще более разрушающая традиционную. Подрыв христианской морали,привел к тому, что уже в изображениях добродетели и героизма литература ХУШ века, отмечает Й. Хейзинга, обнаруживала лишь скудный ресурс правдивости. В сознание людей уже внедрилось понятие о вине общественных устройств в человеческих преступлениях и пороках. Это эпоха оправдательных приговоров литературой соблазненным девушкам и детоубийцам. По логике развития литературного жанра, пишет Й. Хейзинга, интерес все более перемещается с вознаграждения добродетели на безнаказанный порок.

В целом Новое время породило и нового человека, способствовало изменению его системы ценностей, представлений о своем месте и роли в жизни. Человек традиционный был уверен в стабильности общества, в котором он жил. Современный человек стремится контролировать и видоизменять и природу, и общество. Модернизированный человек – новый тип человека с особым отношением к труду, религии, обществу, семье и любви к самому себе. У него новое восприятие мира, непохожее на средневековое, которое стало зарождаться еще в эпоху Реформации. Это – мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменения окружающей жизни. В отличие от средневекового человека, он не ограничивается социальными рамкамисвоего сословия, корпорации, своего города.

Одним из важнейших критериев жизненного успеха становятся деньги. Однако пока методы достижения богатства должны быть нравственны. Старая цеховая солидарность еще не изжила себя. Процветание торговца или предпринимателя зависит не от внешнего лоска, рекламы, а от доверия окружающих. Тем не менее, стремление господствовать и контролировать природу, себя и людей, индивидуализация на фоне улучшения и облегчения за счет технического прогресса жизни, способствовали развития манипуляций,а уход от естественной связи друг с другом, стал изменять представление об общечеловеческих ценностях: ценностью стало обладать «Я», но не Другой и само общение. Таковыми они постепенно стали являться лишь в случае принесения конкретной пользы индивиду. Практическая польза, уходя в подсознание, становится нравственностью и эстетическим вкусом. Определение ценностной иерархии, построенной по принципу пользы, отражает полнейшее равнодушие к истине, так какпроисходит подмена жизненных целей средствами.

 

3. 5. Девятнадцатый век

 

Итак, уже в ХУШ веке духом культуры стали завладевать трезвое, прозаичное понятие пользы и идеал буржуазного благополучия. В эпоху Нового времени в процессе развития производства, технических средств, вызвавших индустриализацию и урбанизацию, трансформацию сословных различий, становление всеобщей грамотности населения и деградацию традиционной культуры зародилась массовая культура. В Х1Х веке происходит очередной демографический взрыв, подготовленный буржуазными революциями и рыночными отношениями в Европе. Буржуазное общество создало «мозаичную» культуру, которая уже не представляет собой упорядоченно построенное целое. «Мозаичная» культура порождает «человека массы», которым очень легко манипулировать. Усовершенствование технических средств воздействия приводит к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала история. Массовая культура – особое состояние культуры в кризисный период общества, когда распадаются ее содержательные уровни, в частности традиционная мораль. Человек и его культура задохнулись в массовой культуре, в которой уже не было сил нащупать и обрести необходимые нравственные и духовные ориентиры, отмечают ряд авторов. Например, «вещизм», «массовая культура», «антикультура» связаны с нарушением связей между предметом и смыслом и могут характеризовать неблагополучие в культуре. Смыслополагание эстетизирует объект, деятельность, придает ему определенный возвышенный характер. И, наоборот, низкое, ироничное обессмысливает. Низкое не может быть смыслополагающим, считает автор. Оно является смыслоразрушающим.

Индустриальное общество создает более комфортные условия обитания, освобождает во многом от борьбы за существование, ориентирует человека на потребительские ценности. Поэтому для «человека массы» характерна уверенность в собственном совершенстве, стремление к наслаждению во всех сферах жизнедеятельности, низкие эстетические запросы, в связи с чем продукты массовой культуры отличаются легкостью усвоения и предоставлением человеку возможности сиюминутного удовольствия. Таким образом, с одной стороны, впервые культурой оказались охвачены практически все слои общества, с другой стороны, массовая культура способствовала усреднению и обезличиванию человека, стандартизации ценностей, не ориентированных на глубокое осмысление бытия.

Для Х1Х века типично то, что он во всем становится серьезнее. Приоритет «серьезного» - еще одна причина роста манипуляций. М. Вебер замену внутренней приверженности привычным нравам и обычаям (сочетающееся с вытеснением аффективных действий) планомерным приспособлением к соображениям интереса, называет «рационализацией действия». Этот процесс, вытесняющий также ценностно-рационального поведения в пользу целерационального, при котором уже не верят в ценности, с одной стороны, является тенденцией самого исторического процесса за последние 300-400 лет, но, с другой – его судьбой, так как не был необходимым, то есть заранее предопределенным. М. Вебер лишает эти преобразования онтологического статуса, признает методологическую значимость рационализма, но не онтологическую.

В связи с приоритетом «серьезного» неслучайно, что различение игры и не-игры (манипуляции) в явлениях цивилизации становится все труднее, по мере того приближения к нашему собственному времени. Игровой элемент культуры с ХУШ века, где он находился в полном расцвете, утратил свое значение почти во всех областях. Культура Х1Х века едва ли еще «играется». Там же, где кажется, что она играет, игра эта, как отмечает Хейзинга, фальшива.

Игровому фактору не давали пищи ни либерализм, ни социализм, ни экспериментальная и аналитическая наука, ни философия, политический утилитаризм и реформизм. В искусстве и литературе иссякло романтическое воодушевление. В Х1Х веке усиливаются антиморалистические факторы. Реализм видел свою задачу во все более откровенном описание вначале человеческого естества, затем и противоестественного. Трудно сказать, пишет Й. Хейзинга, насколько отход литературы от морали вызывает прямую порчу нравов. При всем том широкая и невинная публика постепенно привыкла переносить крайности вольномыслия и безнравственности, приучаясь видеть во всем этом прерогативу искусства. В реализме и натурализме, но, прежде всего, в импрессионизме, стали преобладать формы выразительности, чуждые понятию игры. Убывают фантазии и в мужском платье. Европа надевает рабочее платье. Длинные брюки (до тех пор в различных странах одежда крестьян, рыбаков, матросов) становятся принадлежностью туалета господ, вместе с буйными прическами, выражающими неистовство революции. Женское платье со времени раннего средневековья претерпело гораздо меньше перемен, чем мужское. Только к концу ХУШ века женский костюм начинает «играть», и только на рубеже Х1Х-ХХ веков возникает в высшей степени многозначительное движение в моде, которое возвращает женское платье к большей простоте и естественности, чем это наблюдалось с 1300 года.

Испарилась атмосфера игры даже в спортивных играх. СМИ побуждают к состязанию и делают возможным удовлетворение потребности в нем. Тоже делает и коммерческая конкуренция, которая, согласно автору, не относится к первоначальным, древним и священным играм. В политике конца Х1Х века игровые формы более или менее осознанно используются для утаивания общественных или политических намерений, но это уже не вечный игровой элемент культуры, а, как отмечает Й. Хейзинга, псевдоигра,предполагающая корыстную цель коллективной или индивидуальной выгоды.

Наука Х1Х века также все больше становится воплощением принципа рациональности, все меньше обнаруживает игровых черт. Дальнейшее развитие естественных наук, в частности химии и биологии, привело в Х1Х веке к пересмотру взглядов в физиологии и к тенденции рассматривать человеческий организм в свете физико-химических законов. Это дало толчок к «физиологизации» психологических представлений. Буржуазная культура, ослепленная авторитетом естественных наук, абсолютизировав в Х1Х веке научный монологизм, пытается распространить его действие и на политические, этические, эстетические представления. Таковы установки позитивизма. Неудивительно, отмечает М.С. Каган, что они должны были, раньше или позже, вызвать острую реакцию неприятия, отторжения, преодоления в тех культурных потоках, для которых неприемлемым было простое перенесение на сферу ценностеймонологизма естественнонаучного знания. На этом фоне появляются труды голландского мыслителя Ф. Гемстергойса, затем в философии культуры Ф. Шлейермахера, некоторых других романтиков, затем учение Л. Фейербаха, в центр которого было поставлено диалогическое отношение «Я - Ты». И если психология начала Х1Х века была исключительно психологией индивида и не принимала в расчет социальных процессов, в последней трети Х1Х века положение изменилось. С одной стороны, психологи обнаружили, что высшие психические функции невозможно свести к физиологическим процессам, так как требуется учет сложных социальных факторов. С другой стороны, социологи проявили интерес к проблемам мотивации и психологическим механизмам социального поведения. В результате слияния этих двух встречных движений сложилось психическое направление в социологии.

Итак, в Х1Х веке благодаря приоритету рационального (серьезности) над эмоциональным, рыночным отношениям, массовой культуры уже созданы все условия для роста манипуляций, что закономерно привело к тому, что почти во всех проявлениях культуры игровой фактор отступает далеко на задний план. Однако, во-первых, анализ литературы показывает, что появление манипуляций не было исторической необходимостью, не было онтологически предопределено, поэтому они не соответствуют человеческой природе. Во-вторых, их появление связано с приоритетом пользы, прежде всего, коммерческой (которая не соответствует человеческой природе, не является игрой). В третьих, это отразилось на общечеловеческих ценностях (связано с заменой традиционных, соответствующих человеческой природе ценностей). Вполне закономерно, что именно в это время получает свое развитие идея диалога. Историографический взгляд на проблему человеческого общения, проведенный М.С. Каганом, позволяет обнаружить истоки ее философского рассмотрения на рубеже ХУШ и Х1Х веков. Однако в Х1Х веке все-таки господствовал научный монологизм. В конце Х1Х - начале ХХ века вновь возникла потребность осмысления человеческого общения и его внутренних механизмов. Исследование отношения «Я - Ты» стало центральным в ряде философско-эстетических и социально-психологических учений – в трактатах М. Бубера, один из которых был выразительно назван «Я и Ты», в трудах С.Л. Франка и других ученых, анализируемых ранее.

 

3. 6. Двадцатое столетие

 

На этот этап развития человечества стоит обратить особое внимание. Во-первых, это «недавнее прошлое», помогающее понять настоящее. Во-вторых, это время наибольших психологических приобретений. Психология уже полностью «отпочковалась» от философии, что дало сильный толчок для ее развития. В тоже время в конце Х1Х – начале ХХ века обострилась борьба материалистических и идеалистических идей внутри психологии, что имеет непосредственное отношение к формам общения. В-третьих - пожалуй, никогда еще психология не была так сильно связана с социальной практикой, стала обслуживать ее, что позволило моделировать и «внедрять» формы общения в реальную жизнь. В-четвертых, это новый и последний всплеск интереса к диалогу.

Наступившая эпоха резко обострила все социальные противоречия. Многие авторы отмечают, что никогда прежде западные европейцы не ощущали себя настолько стандартизированными, обезличенными, как в ХХ веке, хотя объективно в это время созданы небывалые условия для расцвета индивидуальности. В ХХ столетии в целом обостряется конфликт между ценностью «быть личностью» и социотипическими ролевыми проявлениями личности в разных социальных группах. Наступил своего рода кризис идентичности, связанный с нивелировкой «Я». При этом отмечает Й. Хейзинга, произошла контаминация игры и серьезного. Обе сферы совместились. Зло нашего времени, пишет автор, заключается в том, что игра теперь во многих случаях никогда не кончается, а потому она не есть настоящая игра. Для Й. Хейзинга ХХ век сделал историю как никогда прежде «орудием лжи», особенно на уровне государственной политики. Нигде нет большей необходимости, считает Й. Хейзинга, придерживаться установленных правил, как в общении между народами и государствами. Однако именно в ХХ веке государства игнорируют всеобщие морально-нравственные права, и договоры не выполняются. В целом нарушение правил игры разрушает саму культуру.

В 10-20-х годах ХХ столетия разрушался монологизм и в искусстве. Широко распространяются новейшие течения в области теории и практики живописи: кубизм, лучизм, экспрессионизм и ряд других «измов». Их объединяет отказ от общепринятых прежде принципов «реализма». Как отмечает В.А. Шкуратов, к концу ХХ века естественная среда человека была вытеснена искусственным окружением, даже в зеркале искусства, он видит вместо своего лица какие-то кубы, пятна и зигзаги.

Нестабильность экономической и политической жизни порождала в социальной среде чувства беспокойства, подавленности, неуверенности в будущем. Потрясшие весь мир империалистическая война и социальная революция в России, привели к напряженному размышлению философов, психологов, педагогов, писателей и художников, публицистов и теологов над проблемой индивидуального бытия личности, потерей ее сущностной самости и смысла жизни, трагизма ее обособления от себе подобных, от «Другого», и над путями преодоления этой драмы одиночества некоммуникабельности. А Р. Мэй даже указывает точную дату краха культуры, предзнаменованием которого было разобщение людей – 1914 год. О. Мандельштам очень емко характеризует жестокость ХХ века – «век-волкодав». Э.М. Ремарк, словами одного из своих героев, следующим образом выразил сущность мировосприятия своих ровесников – людей «потерянного поколения» и тем самым описал еще одну (главную внутреннюю причину) манипулирования - недоверие: «Мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме таких никогда нас не обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля; но что же из этого получилось? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось. А тому, кто не умел забывать, оставались только бессилие, отчаяние, безразличие и водка. Прошло время великих человеческих и мужественных мечтаний. Торжествовали дельцы. Продажность. Нищета» [Ремарк Э.М. Три товарища. М:АО «Вита-Центр», 1992, с.3]. Известная формула Сартра «Ад – это другие» точно обозначила суть сложившейся трагически-абсурдной социокультурной ситуации. «Туизм», то есть представление о «связке» Я и Ты и о диалоге как способе ее осуществления, и стал попыткой теоретического преодоления этого «ада» коллективного бытия в разобщенном, индивидуалистически рассыпающемся обществе (Э. Гуссерль, Н. Бердяев, Л. Шестов, Г. Марсель, К. Ясперс, Э. Мунье П. Флоренский, Л. Карсавин, А. Мейер, Ф. Эбнер, М. Бубер, М. Хайдеггер и др.). Идеи Другого и диалога в науке 20-х годов, пишет М.С. Каган, что называется, носились в воздухе, как подлинная альтернатива «теоретизму и монологизму». Эта проблематика нашла отражение и в «Метафизическом дневнике» Г. Марселя и в «Бытие и времени» М. Хайдеггера. Затем в трудах Дж. Мида, К. Ясперса, Э. Мунье, Ж.-П. Сартра, в книге С.Л. Франка «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии», опубликованной в 1939 году.

В середине ХХ века ценностный кризис (кризис культуры) в целом усиливается. Гигантский нравственный потенциал несли, поэтому первые бунты «Битлз», «хиппи» и других молодежных групп, рождение которых было интуитивным ответом, неосознанным протестом молодых поколений, потрясенных безнравственностью технократической власти, бездушием и ханжеством технократического мира. Любовь хиппи, пишет Р. Мэй, акцентирует непосредственность, спонтанность и эмоциональную неискренность момента. Она сама является ценностью и направлена против манипулятивной воли предшествующего поколения.

В ХХ веке огромную роль стала играть идеология. При этом психология стала использоваться с целью воздействия на массовое сознание. Резко увеличилось количество разработок, направленных на создание манипулятивных технологий. Главная цель пропаганды – управление коллективными аттюдами путем манипулирования значимыми символами, писал Г. Лассуэлл. В 60-ые годы Дж. Миллер, президент Американской психологической ассоциации призвал «поделиться» с обществом плодами психологической науки, что еще больше усилило связь психологии с социальной практикой. Игра, «перерождаясь» как фактор культуры, широко используется для моделирования общения, но уже с другими целями. Еще в начале века понятия «внутренней группы» («мы - группы») и «внешней группы» («они - группы», «группы других») стали основными категориальными единицами теории формулирования общих законов отношений между различными человеческими общностями (от семьи до государств и наций) с позиций борьбы за существование, носящей враждебный характер, что оправдывало манипулирование. Во второй половине ХХ века стали разрабатываться многочисленные модели конфликта, порожденные атмосферой тревог и сомнений периода «холодной войны». Большинство американских ученых-бихевиористов отказалось от изучения целей и ценностных систем конфликтующих сторон, и избрали в качестве методологии теорию игр. Таким образом, бихевиористское течение в психологии, отражающее экономическую ситуацию (ее быстрый рост, конкурентную борьбу, широкую механизацию и автоматизацию), помимо научной, познавательной ценности, приобрело политическую ценность, как средство контроля и манипулирования людьми. В целом Скиннер не только подвел научную базу под обоснование манипулирования людьми (создание общины на основе комплексов подкрепления, образов политиков, технологий пропаганды, рекламы и т.п.), но и добавил к ней некоторые практические рекомендации. Политическое действие есть всегда вопрос манипулирования комплексами подкрепления. При чем человек не должен их видеть, чувствовать, но через них культура создает в конечном итоге легко манипулируемый тип личности, который ни в чем не должен выражать недовольства. Но главное – контроль, который, кстати, взаимен: раб собственным поведением предопределяет те наказания, которым подвергает его хозяин, ребенок – родителя, пациент – врача и т.д.

Таким образом, к середине ХХ столетия усилия психологов (в основном американских, составляющий в то время неоспоримое большинство) были сосредоточены на разработке техник и технологий, что стало способствовать развитию различных форм и средств манипулирования собой или другими. В целом человек выглядел несовершенным, деструктивным, зависимым от прошлого опыта, биологических потребностей, внешних обстоятельств, судьбы или других людей. Ценности, осмысленность бытия и субъективные переживания, сопровождающие их, практически стали уходить с научной «арены» на задний план, либо вовсе не учитывались, как в ортодоксальном бихевиоризме. В этой ситуации оформляется гуманистическая психология, претендующая на «очеловечивание» самого человека и психологии в целом. Книга «По направлению к психологии бытия», по мнению ее автора А. Маслоу, выросла из нескольких убеждений: во-первых, что самой тяжелой болезнью нашего времени является потеря системы ценностей, во-вторых, что это состояние более опасно, чем когда-либо в истории, и, наконец, что мы должны что-то сделать с этим, предприняв собственную рациональную попытку. Состояние потери ценностей, как и другие ученые-гуманисты (Ж.П. Сартр, Р. Мэй и т.д.), он описывает как аморальность, утерю корней, пустоту, безнадежность, потерю того, во что можно верить и чему можно себя посвятить. Причину этого он видит в том, что традиционные системы ценностей потерпели крах, а новые не были предложены. Наступил «пустой период» с «малыми» войнами, расистской ненавистью и широко распространенной эксплуатацией. В качестве способа излечения необходима, по его мнению, валидная система человеческих ценностей. Человечество должно стать лучше, иначе оно окажется «стертым с лица земли» или будет вынуждено жить под постоянной угрозой исчезновения.

К. Роджерс, как и М. Бубер, свято верящий в хасидскую общину как образец общности людей, был уверен, как и А. Маслоу, что изменение существующей ситуации возможно без насилия. Он так же, как и Скиннер, пытался осуществить в 70-х годах свой идеал на практике, использовав свою теорию с целью примирения ирландских католиков, протестантов и англичан. Его точка зрения нашла полное воплощение в созданном им личностно центрированном подходе к психотерапии, образованию и т.д. В целом ХХ век – время научного анализа и осмысления форм общения, их практического применения, в связи с этим и борьба, стремление различных психологических направлений доказать свою правоту.

Как отмечают ряд ученых, многие философы утверждают, что на рубеже второго и третьего тысячелетий заканчивается одна из фаз антропогенеза. Весь мир оказался на перепутье, речь идет о смене самого типа культуры, который сформировался в рамках западной цивилизации в течение нескольких последних веков. Вполне резонно, что новая фаза антропогенеза характеризуется интересом к проблемам самореализации, самоопределения, самоактуализации и других «само», подчеркивающих роль личности в реализации своих «сущностных сил». Кроме того, начинают появляться признаки новой морали (плюралистически коммуникативной). Она ориентирует на общение и сотрудничество между людьми с различными ценностными установками и моральными убеждениями на основе соблюдения универсальных принципов, каковыми, на наш взгляд, являются общечеловеческие ценности, поэтому она культивирует толерантность и ненасилие. Можно добавить, что возрождается и интерес к диалогу, как возможности человеческого со-существования, развития толерантности и т.п. Возможно, это и есть следствие гуманитарной революции, приходящей на смену научно- технической.

3. 7. Социокультурная и общественная опосредованность общения

Таким образом, в культуре представлены все три формы общения, которые сосуществуют, переходят друг в друга. По мере развития человечества формируются различные культуры. Из общего смыслового поля, накопленного человечеством, каждая культура усваивает ценности, делая их своими (социокультурными ценностями), и человеческие отношения регулируются и претерпевают влияние, прежде всего, со стороны культурных ценностных установок, характерных для данного этноса. Они во многом связаны с национальными нормами, с ментальностью, являющейся интегральной характеристикой отношений человека и культуры. Можно предположить, что различные культуры и общественные устройства в разной степени будут создавать необходимые и достаточные предпосылки для той или иной формы общения. Причем социокультурные характеристики зависят от времени образования культуры, или от того смыслового поля, которое было уже создано человечеством и актуально в данный временной период.

Следует отметить, что разное отношение к моральным отношениям (лжи, правде) наблюдалось еще на «заре человечества». Так, многие ученые отмечают, что высшие расы проявляют лживость просто в постыдной степени, особенно в своих сношениях с низшими, по их мнению, расами. При этом в племени уганда, например, на искусного лгуна смотрят как «на ловкого, проворного малого», в Центральной Америке также об обманщике говорят «какой ловкий малый», потому что, по-видимому, не считают ложь грехом, а скорее преимуществом, хотя и исполненным коварства. А вот племена саура не умеют лгать (они «не настолько цивилизованы, чтобы уметь изобретать»). Согласно записям Геродота, персы детей с 5 до 20-летнего возраста обучали только трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости. Для них не было ничего более позорного, чем лгать, а затем – делать долги, потому что должник, по их мнению, неизбежно должен лгать.

Как ясно из предыдущего анализа, формирование индустриального типа общества, согласно многим ученым, сильно изменило культурные ценности. М. Вебер, например, в связи с этим выделяет традиционное и индустриальное общество. Согласно автору, важнейшим признаком традиционных обществ – отсутствие в них формально-рационального начала, преобладание традиционного и аффективного типа ориентации действия, а в индустриальном – целе - и ценностно-рационального с тенденцией вытеснения второго порядка. Это деление во многом соответствует выделению культур, ориентированных на полезность и достоинство. В тех культурах, где чаша весов склоняется в сторону полезности, безличное социотипическое поведение начинает преобладать над индивидуальным поведением в жизни человека. Такая культура, прежде всего, стремится к равновесию, к самосохранению. В ней сокращается время, отводимое на детство, а старость не обладает ценностью. Ведущей ценностью в культурах, ориентированных на достоинство, является ценность личности, независимо от того, можно что-нибудь «получить» от этой личности в плане какой-либо деятельности, или нет. В таких культурах дети, старики священы, и такие культуры подготовлены к нахождению нетривиальных решений в критических кризисных ситуациях, отмечает А.Г. Асмолов. Религия также выступает фактором, влияющим на формирование культурных ценностей. Роль христианства в этом процессе уже анализировалась. Что касается других религий, то М. Вебер, например, считал, что, протестантизм, где экономический успех был возведен в религиозное призвание, создает мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа поведения.

Еще одно возможное деление культур – на прагматичные – не прагматичные, монологичные и диалогичные, Я-зависимые и Я-независимые. Прагматичные и монологичные, так называемые Я-независимые культуры, создают почву для манипуляций. Первые за счет ориентации на стремление к получению материальной выгоды, монологичные – за счет стремлению к контролю над другими и отстраненности от них при сосредоточении на собственном «Я». Я-независимые, более чем Я-зависимые культуры, ориентированы на успех, власть. Естественно, что в этом стремлении они чаще подвергаются риску, неопределенности, в связи с чем, выше вероятность использования манипуляций отдельными гражданами и снисходительное отношение к ним общества. Монокультурный подход характерен для западноевропейской и североамериканской культуры. Согласно С. Московичи, для западного типа общественного устройства характерно то, что он опирается на контроль над средствами информации. Поэтому видимое господство подменяется внутренним невидимым (манипулятивным) господством. Не западные же культуры (восточные, азиатские, южно-европейские, латиноамериканские культуры) ориентируются на установление эмоциональных контактов с другими, соответствие им, что позволяет отнести их к Я-зависимым культурам. При таком подходе, по мнению ряда ученых, формируется взгляд на «Я» как личность, зависящую, неотличимую от других.

Что касается России, то она может быть отнесена к Я-зависимым, не прагматичным культурам, ориентированным на достоинство, что согласуется и с идеями значимости положительных связей с другими, проповедуемымиправославием, долгое время являющимся духовным приматом российской культуры. Западноевропейские, протестантские культуры – монологичны и прагматичны. Американская культура, формируясь в период расцвета индивидуализма человека, развития технических устройств (в том числе и СМИ) и рыночных отношений (когда культура везде «манипулирует»), может быть охарактеризована как Я-независимая, прагматичная, монологичная. Можно предполагать, что она более благосклонна к манипуляциям, чем русская, а также то, что манипуляции нашли оправдание в американском бихевиоризме.

Однако кроме социокультурных, существуют еще и предпосылки, создаваемые тем или иным общественным устройством. Согласно А. Маслоу хорошее общество – это общество, которое благоприятствует наиболее полному развитию и раскрытию человеческих возможностей, то есть расцвету его человеческой природы. Ключевая идея разрабатываемого им синергизма состоит в том, что общество с примитивной культурой, равно как и общество с высокоразвитой индустрией, строится на одной тенденции: действовать во благо окружающим. В невротическом, постоянно угрожающем человеку обществе в борьбе за выживание, наоборот, удобнее быть манипулятором. Тоталитарные режимы, в силу недоверия и стремления жестко контролировать общественную ситуацию, обесценивают человека, превращают его в «винтик, механизм», которым можно манипулировать. Демократические устройства, напротив, предполагают «равенство», что в целом уменьшает количество манипуляций.

Спенсер, например, отыскивая причины лживости или правдивости рас, приходит к выводу, что существование деспотического правления приводит к преобладанию лжи - результата запугивания и злоупотреблений. Он приводит в качестве примера восточно-африканских рабов, которые «стараются говорить то, что может понравиться». Свобода же внушает искренность, также как и другие мужественные качества. Исходя из этого, он заключает, что рабство и тирания деморализуют, а к обману прибегают как к орудию защиты от опасности (манипулируют от бессилия).

Пожалуй, трудно лучше выразить смысл диалога, как основы демократии, и невозможность ее манипулятивной природы, чем это сделали русские экзистенциалисты, не принявшие идей Н. Макиавелли. Так, С.Л. Франк [С.Л. Франк, 1991] отмечает, что подлинная и глубочайшая предпосылка деспотизма лежит в идее непогрешимости, в своеобразном сознании обладания абсолютной истиной. Он считает, что на истории античного мира можно было бы проследить, как развитие деспотизма и упадок свободы идут рука об руку с развитием чувства авторитета. Средневековой деспотизм целиком опирается на высший, сверхчеловеческий авторитет церкви и божественной власти, но и в типичном мировоззрении Нового времени (с его идеями Руссо, народовластия), явно прослеживается связь между деспотизмом и идеей непогрешимости. Таким образом, для С.Л. Франка деспотизм адекватен догматизму, свобода – критицизму, а постижение правды совершается лишь как бесконечный процесс соборного просвещения и воспитания всего человечества. Идея общественной морали, построенной на принципе критицизма и противопоставленной деспотизму, который вытекает из догматизма, пишет автор, единственное прочное обоснование идеалу демократического устройства общества. Так как нет точных критериев абсолютного добра и абсолютной истины, единственный выход, пишет автор, предоставить выбор всем, коллективной мысли народа. Это единственное средство обеспечить выбор истинного пути или лучших умов для его отыскания. Нужно предоставить возможность истине выработаться в результате «естественного взаимодействия и трения всех воззрений, характеров, способностей и духовных сил». Несовершенство человеческой природы есть аргумент не против демократии, а в ее пользу, ибо оно лишает силы все планы политического устройства в форме опеки и призывает все общество к решению непосильной для отдельного лица задачи осуществления общественного блага. Из этого следует, что ценность демократии не в том, что она власть всех, а в том, что она есть свобода всех. Поэтому демократия означает и освобождение от опеки, и уничтожение привилегий немногих на господство. И истинное значение демократии состоит не в передаче власти большинства, а в ограничении каждой индивидуальной воли волею всех остальных членов общества. Отсюда С.Л. Франк делает вывод: демократия, основанная на свободе, есть наилучшая из возможных форм политическогоустройства, а демократия, основанная на деспотизме – наиболее несостоятельная его форма. Причем переход от деспотии к демократии может совершиться лишь на основе внутренней, духовной эволюции, на основе развития нравственно-философского миросозерцания и умонастроения. Только общественный строй, основанный на признании общечеловеческих ценностей, на внутреннем моральном уважении ко всем мнениям и верам (равноправии),на терпимости, истекающей из независимого критического мышления, образует прочную твердыню свободного демократического устройства.

Общественные устройства «накладываются» на социокультурные традиции, которые в таком случае могут способствовать их процветанию или препятствовать ему, так как менталитет народа формируется веками и, хотя и претерпевает изменения, но не стольсущественные. Изменившиеся в последние годы общественно-политические и социально-экономические условия жизни в России, например, пока в корне не поменяли психологические стереотипы поведения людей, нормы и ценности. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Хотя, конечно, новые общественные условия оказывают определенное воздействие на социокультурные российские ценности. Поэтому понятны опасение некоторых ученых: стихийное вхождение в мировое информационное пространство может привести к разрушению культуры России, к навязыванию чуждого ей образа жизни, представляющего угрозу ее национальному суверенитету.

Таким образом «вплетение» индивидуального в социальную реальность содержит в себе еще социокультурный контекст и общественный, определяемый реальной системой индивидуальных и социальных связей этноса. Каждое общество формирует уникально-своеобразную конфигурацию ценностей. В каждой культуре есть ценности отрицательные и положительные (безусловные и относительные), и оригинальность каждой из культур, отмечал К. Леви-Стросс, прежде всего, в ее собственном способе размещения ценностей, которые общи всем людям. Только значимость их никогда не бывает одинаковой в разных культурах. В этом смысле, можно согласиться с некоторыми философами, «вечных» ценностей нет, а есть вереница временных ценностей, из которых каждое время делает свой отбор и отобранные ценности называет «вечными». Однако сами авторы отмечают, что отобранные ценности должны быть полезны как для выживания отдельного человека, так и всего человечества, то есть быть общечеловеческими ценностями. Поэтому социокультурные и общественные ценности могут находиться и в определенном «ценностном» противоречии. Кроме того, существуют механизмы по выработке неопределенности, предполагающие осуществление индивидуального поведения личности. Многочисленные этнографические данные позволяют предполагать, что уже на самых ранних этапах антропосоциогенеза поведение не сводилось к безличному и не вмещалось в рамки чисто адаптивных рациональных действий.

Итак, как можно заметить, все три формы общения представлены в истории человечества, благодаря им формируется общее смысловое поле и ценности, что подтверждает их онтологический статус. Проведенный анализ позволяет конкретизировать, как и почему это происходит. Из стремления жить в гармонии с миром природы, родилась и потребность жить в гармонии с себе подобными, как ее неотъемлемой части. При этом Другие неотделимы от жизни, способствуют выживанию, что в дальнейшем приводит к включению их в смысл жизни. Первые функции общения – сплачивать, способствовать совместности жизнедеятельности и оказание взаимопомощи, предполагающей равенство, из которого родилась нравственность. Сначала появляется значимость (ценность) Других, и переживания еще связаны с коллективными переживаниями. Игра, пока как «наследие» животного мира, и диалог, как стремление к взаимности, сильно пересекаются, почти неразличимы. Но именно из ориентации на диалог, зачатков нравственности и значимости для жизни Других начинают формироваться общечеловеческие ценности, то есть они и стали теми превращенными формами жизненных отношений, составившими суть общечеловеческих ценностей как смысловых образований. Они соответствуют естеству человеческой природы и всем людям, независимо от места проживания и т.п. В Римской империи впервые манипуляции занимают достаточно значимое место. Однако еще нет условий для их распространения. По мереразвития самосознания формируется ценность «Я». Христианство утвердило право личности на самостоятельный, ответственный и нравственный выбор, сопровождающийся бытийными переживаниями, а молитва, способствовала осознанию значимости «Другого», развитию внутреннего диалога, что в дальнейшемнайдет отражение в отношениях с другими людьми.

Средневековье – удивительное сочетание и переплетение всех форм общения. Это и продолжение идей диалога, самая яркая «игра бытия» и «официальное» оформление манипуляций в виде макиавеллизма. Переломными для европейской культуры оказалисьХУП-ХУШ века, которые «заигрались»: в это время наблюдается отход от естества человеческой природы, следовательно, и от общечеловеческих ценностей, нравственность стала определяться не равенством перед бытием, а выполнением социальных функций, «равенством» социальных позиций, а жесткое следование правилам слишкомобезличивало человека и не позволяло проявляться в должной мере индивидуальности. В Новое время человек еще больше уходит от своей сущности и экзистенциальной связи с другими. Приоритетной становится «полезность».Увеличение значимости «Я» сопровождаетсяуменьшением значимости другого и общения, как необходимого атрибута бытия, появляется предпосылка к манипуляциям – стремление господствовать и контролироватьприроду, себя, других. Это первая и главная причина, разрушающая гармонию, основывающуюся на равенстве и проложившая путь манипуляции. Врекламе, как продукции СМИ, положивших водораздел между естественными и непосредственными отношениями и опосредованными, начинают систематически использоваться манипулятивные приемы, скрытая реклама.В это время происходит серьезная переоценка ценностей, происходит подмена жизненных целей средствами, зародилась массовая культура.

Значимость «полезности» наблюдается и в последующее время. В Х1Х веке созданы все объективные условия для манипуляций (кроме стремления к контролю, приоритет рационального над эмоциональным, рыночные отношения с коммерческой конкуренцией, не соответствующей человеческой природе, мозаичная культура, породившая «человека массы»), игра переходит в псевдоигру (манипуляцию), диалог вытесняется. Это приводит к появлению главной внутренней предпосылке манипулирования (недоверию к себе и другим) в полной мере проявившейся в ХХ веке – времени разобщения людей. Потеря ценности Другого переживается как потеря смысла жизни.

Перефразируя В.А. Шкуратова: «каждая эпоха по-своему теряет и находит человека», - можно тоже сказать и о диалоге, который каждая эпоха по-своему теряет, но потом вновь находит. Научный интерес к диалогу, как «человеческой» форме общения, проявляется в сложные (противоречивые) периоды общественных формаций и при переходе человечества к новому веку (Х1Х, ХХ) и тысячелетию, что выразилось не только в привлечении внимания, например, отечественной психологии к диалогу, но и в стремлении воплотить его в жизнь в диалоге государств, наук, культур и т.п., а в целом – в идеи толерантности и ненасильственной коммуникации.

Система отношений, господствующая в культуре в определенный период, влияет на создания той или иной ее разновидности в данный промежуток времени. На культурный фактор, по мере развития человечества накладывается еще одна важная для его выживания система – религия. И, наконец, общество, выступая в роли активног субъекта по отношению к конкретному человеку, стремится формировать у него те ценностные установки, которые необходимы для успешной адаптации в данной общественной и социо-экономической системе. Общественные отношения более динамичны, могут соответствовать или не соответствовать социокультурным традициям, а также общечеловеческим ценностям. От этого во многом зависит и формирование внутреннего мира личности, и ее переживания. С психологической точки зрения (как адаптация к конкретным условиям с целью выживания) в зависимости от культуры, общественных устройств эффективной может быть любая из форм общения. Но в онтологическом плане самой эффективной формой, способствующей выживанию человечества, выступает диалог. Согласно проведенному анализу, появление манипуляций не являлось закономерной исторической необходимостью, что в определенной степени лишает их онтологического статуса. Тем не менее, эта форма общения рассматривается как онтологическая. Такое допущение следует из того, что она может способствовать выживанию отдельного человека в «несовершенном» человеческом обществе и из особенностей экзистенциального и онтологического анализа явлений. Согласно экзистенциализму, как «высшее», так и «низшее» единовременно определяют человеческую природу и являются ее характеристиками: ничто не должно отбрасываться, только интегрироваться. Что касается онтологии, то она, как отмечалось, оперирует парными категориями, главные из которых «бытие-небытие». В ракурсе данного анализа диалог может быть представлен как «бытие», а манипуляция – как «небытие», так как не выполняет онтологических функций (не соединяет и не объединяет людей). Чем больше культура, общество ориентировано на диалог, тем меньше в них находится место манипуляциям, и наоборот. Между ними находится еще одна форма общения – игра, которая также является онтологической формой. Она связана с развитием культуры, необходима для социальной жизни индивидуума и социума, делая их взаимозависимыми и обеспечивая социальную адаптацию к конкретным общественным и социальным условиям. Однако она не должна подменять само «бытие» и бытийную форму общения – диалог. Как самостоятельная онтологическая форма, игра носит временный характер, часто является переходной формой между диалогом и манипуляцией.

 

Литература к модулю

1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.

1. Бердяев Н.А. Душа России. Л.:. Предприятие «Сказ», 1990. 30 с.

2. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: ООО Изд-во АСТ, 2004. 333 с.

3. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. Псков. 1997. 68 с.

4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1996. – 344с.

5. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ-начало Х1Х века). СПб.:Искусство – СПБ, 1994. 399 с.

7. Мэй Р. Любовь и воля. М.: Изд-во «Рефл-бук». 1997. 376 с.

8. Рюмшина Л.И.Методологические основания изучения бытийной роли общения //Материалы 1У съезда психологов. Ростов-на-Дону, 2007.

9. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. СПб.: Питер, 2002. 352. с.

10. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл / Общ.ред. и послесл. Г.М. Тавризян. М.: «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. 464 с.

11. Шкуратов В.А. Психика. Культура. История. (Введение в теоретико – методологические основы исторической психологии). Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1990. 256 с.

 

 

Контрольные вопросы к модулю

 

1. Почему культура является источником личностных ценностей и контекстом социального существования человека.

2. Какие бытийные функции выполняет общение.

3. В чем проявляется социокультурная опосредованность форм общения.

4. В чем заключается общественная опосредованность форм общения.

5. В какой исторический период начинается интенсивный расцвет манипуляции?

6. Почему манипуляции не были онтологически предопределены?

7. В чем психологический смысл и онтологическая бессмысленность манипуляций?

8. Почему манипуляция антипод диалога

9. Каковы онтологические критерии эффективности общения.

10. Какова роль онтологических форм общения в формировании общечеловеческих ценностей.