Модель профессиональной деятельности психолога воинской части
№ | 1. Объективные характеристики профессиональной деятельности | 2. Психологические характеристики профессиональной | ||||||
психолога | деятельности военного психолога | |||||||
Профес- | Профессиональные | Основные | Результаты | Знания | Умения и навыки, необхо- | Качества | Психологи- | |
сиональ- | действия по реше- | методы | профессио- | в области | димые | личности, | ческие | |
ные | нию профессио- | деятельности | нальной дея- | теории | для осуществления задач | желатель- | качества - | |
задачи | нальных задач | психолога | тельности | и практики | профессиональной деятельности | ные для психолога | противопоказания | |
Изучение | Определение уровня | Анализ доку- | Развернутый | Знания | Владение методами проек- | Аналитико- | Консерва- | |
индивиду- | психологической | ментов, био- | психологиче- | об индивиду- | тирования и реализации | конструктив- | тизм мыш- | |
ально- | готовности военно- | графический | ский портрет | ально-психо- | программы психологического | ный склад | ления | |
психоло- | служащих к учебно- | метод, анкети- | личности воен- | логических | исследования, применения | мышления | ||
гических | боевой деятельности. | рование инди- | нослужащего. | особенностях | основных психодиагностиче- | Отсутствие | ||
особенно- | Выявление лиц | видуальное. | Предложения | личности, ее | ских методов изучения пси- | Психологи- | устойчивой | |
стей | с низким уровнем | Беседа, тести- | и рекомендации | структуре | хологических свойств и | ческая на- | профессио- | |
военно- | нервно-психической | рование, проек- | командирам | и движущих | особенностей личности. | блюдатель- | нальной | |
служащих | устойчивости. | тивные методи- | по индивидуа- | силах разви- | Владение методикой выяв- | ность | направлен- | |
Подбор военнослу- | ки, наблюдение, | лизации воспи- | тия. | ления лиц с низким уровнем | ности | |||
жащих на должности | опрос и др. | тательного | Знание теории | нервно-психической устой- | Компетент- | |||
младших команди- | процесса. | и практических | чивости. | ность | Низкая | |||
ров. | Справка-доклад | методов пла- | Владение навыками матема- | компетент- | ||||
Психологическое | командиру | нирования | тико-статистической обра- | Развитая | ность | |||
сопровождение воен- | части и его | и проведения | ботки и интерпретации дан- | рефлексия | ||||
нослужащих в про- | заместителю | психологиче- | ных, использования элек- | Отсутствие | ||||
цессе службы, предупреждение негативных отклонений. | по воспитательной работе | ского исследования | тронно-вычислительной техники в психологическом исследовании | эмпатии |
Изучение | Оценка управленче- | Социометрия, | Развернутый | |
социаль- | ской деятельности | анализ резуль- | социально- | |
но- | органов военного | татов деятель- | психологиче- | |
психоло- | управления и выра- | ности, наблю- | ский портрет | |
гических | ботка рекомендаций | дение, эксперт- | воинского кол- | |
процессов | по повышению ее | ное оценива- | лектива. | |
в воинских | эффективности. | ние, экспери- | Предложения и | |
коллекти- | Оценка и прогнозиро- | мент, опрос, | рекомендации | |
вах | вание социально-психологических процессов, состояний и выработка предложений по управлению ими | анкетирование | командирам по улучшению морально-психологического климата, совершенствованию управленческой деятельности, комплектованию экипажей и расчетов, подбору младших командиров | |
Психоло- | Анализ социально- | «Телефон до- | Благоприятный | |
гическая | психологических | верия», психо- | психологиче- | |
профилак- | причин и условий, | диагностиче- | ский климат | |
тика | способствующих | ские обследо- | в воинских | |
наруше- | нарушению дисцип- | вания личного | коллективах | |
ний воинской дисциплины | линарных норм | состава, разработка рекомендаций и предложений должностным лицам, анализ нарушений и происшествий |
6 | |||
Знание психо- | Владение навыками изуче- | Общитель- | Равнодушие |
логических | ния социально- | ность | к проблемам |
закономерно- | психологических процессов | людей | |
стей общения | в воинском коллективе. | Доброжела- | |
и взаимодей- | Владение методикой оценки | тельность | Жесткая |
ствия людей в | управленческой деятельно- | привязан- | |
больших и | сти должностных лиц, выра- | Проница- | ность |
малых соци- | ботки рекомендаций по | тельность | к одному |
альных груп- | повышению ее эффективно- | подходу. | |
пах, межгруп- | сти. | применение | |
повых отноше- | Умение оценить морально- | стереотип- | |
ний, формиро- | психологическое состояние | ных форм и | |
вания коллек- | л/с, степень морально- | методов | |
тива, психоло- | психологической и профес- | работы | |
гической со- | сиональной готовности воин- | ||
вместимости, | ского коллектива к военно- | Оценочное | |
стилей и спо- | профессиональной, служеб- | отношение | |
собов управ- | ной и боевой деятельности | к мнению | |
ленческой | клиента | ||
деятельности. | |||
Знание соци- | |||
ально-психоло- | |||
гических мето- | |||
дов изучения | |||
личности | - | ||
и группы | Корректность | Отсутствие | |
Знание причин | Владение навыками исполь- | ||
и предпосылок | зования основных методов | психологи- | |
негативных | изучения и конструктивного | ческой на- | |
социально- | разрешения конфликтов | блюдатель- | |
психологиче- | в воинских коллективах | ности | |
ских процессов | |||
и явлений | |||
в воинских | |||
коллективах, | |||
межличност- | |||
ных конфлик- | |||
тов, преступно- | |||
го и других | |||
форм откло- | |||
няющегося | |||
поведения |
Знание спосо- | Владение методикой психо- | Общая куль- | Чрезмерная |
бов обеспече- | логической оценки условий | тура и круго- | директив- |
ния психологи- | службы и быта личного | зор | ность, навя- |
ческой совмес- | состава, выявления лиц. | зывание | |
тимости лично- | склонных к асоциальному | Свободное | своего мне- |
го состава. | поведению, а также име- | владение | ния клиенту |
снижения | ющих признаки затруднен- | речью | |
конфликтно- | ной адаптации к воинской | Замкну- | |
сти, формиро- | службе | Эмоцио- | тость, отсут- |
вания опти- | нально- | ствие инте- | |
мального | волевая | реса | |
соотношения | стабильность | к общению | |
формальных и | с людьми | ||
неформальных | |||
структур в | Неумение | ||
воинском кол- | поддержи- | ||
лективе | вать контакт | ||
Знание требо- | Владение приемами и мето- | Устойчивая | Обаяние |
ваний норма- | дами оценки психологиче- | профессио- | |
тивных доку- | ской готовности военнослу- | нальная | Искренность |
ментов по | жащих к несению службы. | направлен- | |
организации | Обучение военнослужащих | ность | |
психологиче- | приемам психической само- | ||
ского обеспе- | регуляции в различных ус- | Психофизи- | |
чения боевого | ловиях боевой и служебной | ческая ак- | |
дежурства | деятельности | тивность | |
(караульной | |||
и гарнизонной | |||
службы). | |||
Знание теории | |||
и практики пси- | |||
хологического | |||
обеспечения | |||
основных эта- | |||
пов подготовки | |||
и несения | |||
службы лично- | |||
го состава. |
1 | ||||
Изучение форм и методов работы должностных лиц по укреплению дисциплины, выработка рекомендаций по их совершенствованию. Выявление военнослужащих, склонных к различным формам асоциального поведения, а также лиц, с признаками затрудненной адаптации Обучение офицеров, прапорщиков и сержантов учету и использованию психологического знания в работе по укреплению воинской дисциплины | ||||
Психоло- | Изучение социально- | Методы инди- | Эффективное | |
гическая | психологических | видуальной и | выполнение | |
работа | условий несения | групповой пси- | военнослужа- | |
по обес- | службы. | ходиагностики, | щими задач | |
печению | Оценка морально- | психотерапии | несения боево- | |
боевого | психологического | и психокоррек- | го дежурства | |
дежурст- | состояния личного | ции. | (караульной | |
ва, гарни- | состава, заступающе- | Методы психи- | и гарнизонной | |
зонной и | го на боевое дежур- | ческой саморе- | службы) | |
карауль- | ство, выявление лиц | гуляции (ауто- | ||
ной служ- | с нервно-психической | гипноз, дыха- | ||
бы | неустойчивостью | тельные упражнения, регуляция мышечного тонуса), рефлексотерапия, биоритмика |
1 | |||||
Формирование пси- | Разработка | Знание осо- | |||
хологической устой- | предложении и | бенностей | |||
чивости и готовности | рекомендации | функциониро- | |||
военнослужащих. | должностным | вания психики | |||
выработка устойчивых профессиональных навыков, психологическая поддержка и помощь в ходе несения службы и после нее. Выработка рекомендаций и предложений по комплектованию дежурных расчетов и смен | лицам | военнослужащих в условиях выполнения ими задач боевого дежурства (караульной и гарнизонное службы) | |||
Психоло- | Участие в формули- | Лекции, беседы, | Психологиче- | Знание основ- | |
гическая | ровании методиче- | показ учебных | ская устойчи- | ных направле- | |
подготов- | ского замыспа заня- | фильмов, уп- | вость личного | ний и практи- | |
ка личного | тий по боевой подго- | ражнения и | состава, обес- | ческих мето- | |
состава | товке | тренировки на | печивающие | дов психологи- | |
Прогнозирование | учебных полях | эффективное | ческого обес- | ||
уровня психической | и тренажерах, | решение задач | печения бое- | ||
напряженности | идеомоторные | учебно-боевой | вой подготов- | ||
тренировки, | и служебной | ки, боевой и | |||
психотехнические тренинги, психическая саморегуляция, рефлексотерапия и др. | деятельности | мобилизационной готовности. Знание об основных формах и методах формирования мотивов учебно-боевой и служебной деятельности |
Умение вырабатывать пси- | Работоспо- | Неадекват- |
хологически обоснованные | собность | ность про- |
предложения должностным | фессио- | |
лицам по формированию | Самокон- | нальной |
боевых расчетов и смен, | троль | самооценки |
рациональной расстановке | ||
военнослужащих по постам и | Отсутствие | |
сменам. | инициативы, | |
Владение приемами и спо- | стремления | |
собами оказания необходи- | к профес- | |
мой психологической помо- | сионально- | |
щи военнослужащим в про- | му совер- | |
цессе несения службы и | шенствова- | |
после нее | Организо- | нию Негативная |
Владение основами методи- | ||
ки боевой подготовки и ме- | ванность | «Я-концеп- |
тодикой психологической | ция», закры- | |
подготовки военнослужащих: | Отзывчи- | тость для |
обучения военнослужащих и | вость | профессио- |
командиров приемам и на- | нального | |
выкам психической саморе- | развития | |
гуляции, выявления призна- | ||
ков боевых психических | Низкий | |
травм, управления психиче- | уровень | |
скими состояниями и оказа- | эмоцио- | |
ния оперативной психологи- | нально- | |
ческой помощи. | волевой | |
Оценка степень психологи- | устойчиво- | |
ческой устойчивости к воз- | сти, эмо- | |
действию психотравмиру- | циональная | |
ющих факторов | истощае-мость |
6 | |||
Знание психо- | Обеспечение взаимодейст- | Дисциплини- | Неумение |
логических | вие с должностными лицами | рованность | взаимодей- |
особенностей | при проведении мероприя- | ствовать | |
и факторов | тий психологической подго- | Эмпатия | с должност- |
различных | товки | ными лица- | |
видов боевой | Корректность | ми и воен- | |
деятельности, | нослужащи- | ||
а также осо- | Терпимость | ми при ор- | |
бенностей | ганизации и | ||
функциониро- | проведении | ||
вания психики | мероприя- | ||
военнослужа- | тий психоло- | ||
щих | гической работы | ||
Знание психо- | Владение навыками органи- | ||
логических | зации и проведения меро- | ||
особенностей | приятий психологического | ||
основных групп | отбора военнослужащих | ||
воинских спе- | в составе подразделения | ||
циальностей, | профотбора | ||
критериев и | |||
показателей, | |||
определяющих | |||
соответствие | |||
военнослужа- | |||
щего требова- | |||
ниям профес- | |||
сиональной | |||
деятельности |
Проведение занятий по обучению военнослужащих приемам психической саморегуляции, командиров — навыкам оперативной диагностики и управлению психическими состояниями военнослужащих. Оценка и прогноз степени психологической устойчивости, профессиональной и психологической готовности личного состава. Выработка рекомендаций командирам по повышению эффективности боевой учебы. Формирование банка трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности военнослужащих | - | |||
Профес- | Определение | Методы психо- | Соответствие | |
сиональ- | профессиональной | диагностики | психологиче- | |
ный пси- | пригодности граждан, | ских качеств | ||
хологиче- | поступающих | военнослужа- | ||
ский отбор | на военную службу по | щих требовани- | ||
и рациональное распределение военнослужащих | контракту | ям конкретной специальности |
Отбор кандидатов для обучения в военных вузах, подготовки сержантов и прапорщиков. Рациональное распределение молодого пополнения по воинским специальностям, должностям, подразделениям. Доукомплектование подразделений в период отмобилизования граждан | Психологическая совместимость личного состава подразделений | Знание нормативных документов, определяющих правила и порядок проведения профессионального психологического отбора | Владение навыками комплексной психодиагностики личности военнослужащего, оценки его профессиональной пригодности, а также прогнозирования успешности его воинской деятельности и обучения. Умение проводить психологический и эргономический анализ воинской деятельности различных видов, профессий и специальностей. Подготовка психологически обоснованных рекомендаций по распределению военнослужащих по подразделениям и воинским специальностям, назначению на должности сержантов и старшин, кадровому перемещению | |||||
Психоло- | Пропаганда психоло- | Лекции, беседы | Готовность | Знание психо- | Владение методикой прове- | |||
гическое | го-педагогических | и способность | логии педагоги- | дения занятии по повыше- | ||||
просвещение | знаний | военнослужащих опираться в своей жизнедеятельности на психологические знания | ческой деятельности, психологии обучения и воспитания, педагогической психодиагностики, основных направлений решения проблемы связи обучения и развития, структуры и функций учебной деятельности, закономерностей функционирования и развития психических процессов в условиях обучения | нию социально-психологической компетентности военнослужащих, управленческой и психолого-педагогической подготовленности руководителей |
6 | |||
Умение диагностировать уровень психолого-педагогической компетентности военнослужащих и динамику ее развития | |||
Знание этиче- | Владение методами неме- | ||
ских норм | дицинской психотерапии, | ||
деятельности | психокоррекционной и пси- | ||
психолога. | хореабилитационной работы | ||
Знание теории | с военнослужащими и чле- | ||
и практических | нами их семей. | ||
методов пси- | Навыки диагностирования | ||
хопрофилакти- | отклонений от психической | ||
ки, психогигие- | нормы, признаков посттрав- | ||
ны, психотера- | матического стрессового | ||
пии и психоло- | расстройства. | ||
гического | Навыки применения психо- | ||
консультиро- | логически обоснованных | ||
вания. | приемов и способов воздей- | ||
Знать критерии | ствия на военнослужащих | ||
нормы и пато- | в конкретной ситуации про- | ||
логии психиче- | фессионального взаимодей- | ||
ской деятель- | ствия | ||
ности, пути и | |||
средства ком- | |||
пенсации и | |||
восстановле- | |||
ния нормы |
Проведение занятий в системе командирской и общественно-государственной подготовки. Оказание методической и консультативной помощи руководителям групп общественно-государственной подготовки, а также | Создание библиотек популярной психологической литературы. Демонстрационные психологические практикумы. Похаз кинофильмов, видеофильмов, | |||
командирам,военнослужащим и гражданскому персоналу по интересующим их | проведение конкурсов, популяризирующих психо- | |||
вопросам психологии | логические знания | - | ||
Психоло- | Изучение психологи- | Методы инди- | Решение пси- | |
гическая | ческих условий в в/ч | видуальной и | хологических | |
помощь | и выработка предло- | групповой пси- | проблем воен- | |
военно- | жений по их оптими- | ходиагностики. | нослужащих | |
служа- | зации, направленной | Психопрофи- | и членов их | |
щим, | на предупреждение | лактика и пси- | семей. | |
членам их | психологической | хогигиена. | Здоровый | |
семей и | перегрузки, неблаго- | Методы неме- | морально- | |
граждан- | приятных психологи- | дицинской | психологиче- | |
скому | ческих явлений | психотерапии; | ский климат | |
персоналу | и состояний в в/коллективах, у военнослужащих и членов их семей. Диагностика объективного состояния военнослужащих и гражданского персонала. Оказание консультационной и методической помощи командирам | в воинских коллективах |