Предисловие
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИКА
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ студентов
Казань 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Методические указания
к самостоятельной работе студентов
по дисциплине «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
Казань 2012
УДК 37.013
ББК 74.58
П 24
П 24 Педагогика высшей школы: Методические указания к самостоятельной работе студентов / Сост.: О.В. Бушмина, Г.В. Завада, Л.М. Романова. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2011. – 26 с.
В методических указаниях представлен материал для самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Педагогика высшей школы». Каждое задание для самостоятельной работы подробно описано, представлены требования и цели его выполнения, дана характеристика подготовительной работы и требования к отчетной документации по работе.
Методические указания предназначены для магистрантов всех направлений подготовки очной формы обучения КГЭУ.
УДК 37.013
ББК 74.58
© Казанский государственный энергетический университет, 2012
Предисловие
Актуальность включения в подготовку магистров дисциплины «Педагогика высшей школы» обусловлена активным вхождением в европейское образовательное пространство, необходимостью внедрением инновационных технологий обучения с одной стороны и отсутствием психолого-педагогической подготовки у преподавателей вузов, значительная часть которых не имеют педагогического образования с другой.
Магистерская подготовка по дисциплине «Педагогика высшей школы» дает старт новым возможностям, профессиональному успеху и карьерному росту, потому что:
- ХХІ век – это время непрерывного образования («long life education»);
- высшей школе нужны квалифицированные преподаватели;
- возрастает престиж профессии педагога (на крупных фирмах внедряется “coaching” – наставничество).
Этот компонент магистерской подготовки очень важен не потому, что магистратура КГЭУ ставит задачу подготовки будущих преподавателей, а потому, что будущая профессиональная деятельность магистров будет часто связана с работой на управленческих должностях, а значит с обучением персонала. Поэтому мы считаем необходимым сформировать у будущих магистров умения и навыки подготовки учебных материалов, планирования программ обучения, проведения семинаров, тренингов и т.п. В данном контексте важно напомнить первоначальное значение слова «магистр» (от латинского magister) – учитель, глава, начальник [9].
В результате освоения дисциплины «Педагогика высшей школы» магистрант должен развить следующие компетенции:
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);
- способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-6);
- сформировать способность к реализации различных форм учебной работы (ПК-51).
В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать следующие результаты обучения, раскрывающие заявленные компетенции:
1) знать:
– основные категории педагогики, специфику и цели педагогики высшей школы (З-1);
– закономерности, принципы организации целостного педагогического процесса в вузе (З-2);
return false">ссылка скрыта– основные направления модернизации системы профессионального образования в связи с Болонским процессом (З-3);
– сущность основных педагогических парадигм, специфику гуманистической образовательной парадигмы (З-4);
– основные классификации и сущность методов обучения и воспитания, а также форм организации педагогического процесса в вузе (З-5);
– качества и способности преподавателя высшей школы, понятие педагогического мастерства (З-6);
– специфику педагогического процесса в вузе, возрастных особенностей студенческого контингента и особенности работы со студенческим коллективом (З-7).
2) уметь:
– использовать при изложении предметного материала взаимосвязь дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом студентами (У-1);
– использовать при изложении предметного материала собственные научные исследования в качестве средства совершенствования образовательного процесса (У-2);
– использовать знания культурного наследия прошлого и современных достижений науки и культуры в качестве средств воспитания студентов (У-3).
3) быть в состоянии продемонстрировать:
– способность разрабатывать и проводить учебные занятия по профильной дисциплине с использованием различных методов обучения (С-1);
– готовность к профессионально-педагогическому самосовершенствованию (Г‑1).
Характеристика содержания и оценочных средств по выполнению самостоятельной работы представлена в табл. 1.
Таблица 1.
№ п\п | Раздел дисциплины | Компе-тенция | Самостоятельная работа | Оценочные средства |
Педагогика высшей школы: основные понятия и история становления | З-1, З-2, З-4, З-6, З-7, Г-1 | Анализ образовательных парадигм. Изучение основных категорий педагогики высшей школы | Эссе (1) Тезаурус (2) | |
Развитие и современное состояние высшего и послевузовского профессионального образования в России | ОК-6, З-1, З-3, У-3 | Обзор исторического развития и современного состояния высшей школы в одной из европейских стран, связанного с её вступлением в Болонский процесс | Устное сообщение Тезисы (3) Педагогический тест | |
Дидактика высшей школы | ПК-51, З-2, З-4, З‑7, С-1 | Анализ реализации классических принципов обучения на занятии по выбору | Письменная работа (4) | |
Цели и содержание высшего профессионального образования | ОК-1, З-5, У-1, У-2, У-3, С-1, Г-1 | Анализ ГОСов по структуре, реализации принципов обучения и содержания образования | Письменная работа по анализу ФГОС(5) Педагогический тест | |
Технологии, формы и методы организации обучения в высшей школе | ОК-6, ПК‑51, З-5, У-1, У-2, С‑1, Г-1 | История развития форм организации обучения Разработка фрагмента учебного занятия | Устное сообщение Тезисы (3) Конспект занятия (6) Экспертная оценка | |
Технология педагогического взаимодействия как условие эффективной педагогической деятельности | ОК-1, ОК-6, ПК-51, З-6, З-7, У-3, С-1, Г-1 | Разработка положений по организации воспитательной работы в вузе | Календарно-тематический план воспитательной работы куратора (7) Педагогический тест (8) |
Учебная работа магистранта по дисциплине «Педагогика высшей школы» состоит из посещения лекционных занятий, работе на семинарских и практических занятиях и, при этом, несомненно, значительное место занимает самостоятельная работа, в ходе реализации которой и формируются основные компетенции.
Целью предлагаемых методических рекомендаций является оказание методической помощи магистрантам по выполнению необходимых заданий, описание основных требований к оформлению и порядку выполнения обязательных заданий для самостоятельной работы.