Вопрос № 2: ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГО ПРИ ПРИВЕДЕНИИ СИЛ ГО В ГОТОВНОСТЬ. МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ГО.

В Законе «О гражданской обороне» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В полномочиях органов исполнительной власти субъектов РФ определено, что они на своих территориях:

 

- организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения;

- осуществляют меры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

- организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороной, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения гражданской обороны;

- планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В полномочиях органов местного самоуправления определено, что они в пределах границ муниципальных образований:

- проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения;

- проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

- поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения гражданской обороны и другие объекты гражданской обороны;

- проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В полномочиях организаций определено, что они:

- планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Главы органов исполнительной власти субъектов РФ, руководители органов местного самоуправления и руководители организаций являются по должности руководителями гражданской обороны.

Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне на соответствующих территориях и в организациях.

Руководители гражданской обороны, в пределах своих полномочий, подбирают и назначают орган управления по делам ГОЧС.

Обязанности руководителя ГО и органа управления по делам ГОЧС города (района) по приведению в готовность сил ГО заключается в следующем.

Руководитель ГО муниципального образования получив сигнал о введении соответствующей степени готовности (а это станет известно при вскрытии пакета) собирает руководящий состав администрации и руководителей предприятий, учреждений и организаций, в первую очередь тех объектов, которые продолжают работу в военное время, доводит до них обстановку и содержание распоряжения на введение той или иной степени готовности и ставит задачу на приведение в готовность сил ГО (при выполнении первоочередных мероприятий второй и третей очереди).

Руководитель органа управления наряду с выполнением мероприятий по переводу ГО муниципального образования в соответствующую степень готовности, при выполнении первоочередных мероприятий второй очереди, осуществляет контроль за приведением в готовность части формирований повышенной готовности ГО и, в первую очередь, тех формирований, которые включены в группировку сил республики. О ходе приведения в готовность формирований докладывает руководителю ГО. При поступлении распоряжения на отправку территориальных формирований в район размещения группировки сил - организуют работу по их отправке.

Руководитель гражданской обороны организации отвечает за постоянную готовность органов управления, сил и средств организации к выполнению задач, поставленных перед гражданской обороной.

В его обязанности по повышению готовности и органов управления сил и средств входит:

- руководить созданием спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организации, укомплектованием их личным составом и оснащением техникой и специальным имуществом;

- обеспечивать накопление средств индивидуальной защиты и специального имущества ГО, организовывать их хранение и поддержание в готовности к применению и выдаче в установленном порядке;

- руководить подготовкой органа управления, спасательных служб и сил гражданской обороны;

- своевременно провести оповещение персонала, спасательных служб и формирований организации об угрозе нападения противника;

- организовать мероприятия по управлению, оповещению, связи и взаимодействию;

- организовать ввод в действие в установленном порядке Плана ГО, планов спасательных служб организаций;

- лично проводить командно-штабные и комплексные (объектовые тренировки) учения, как одной из главных форм подготовки органов управления ГО, руководителей спасательных служб и формирований.

Получив распоряжение руководителя ГО муниципального образования на перевод гражданской обороны в высшие степени готовности руководитель ГО организации:

- дает распоряжения руководителю органа управления по ГОЧС на сбор руководящего состава и подготовку распоряжения на выполнение в организации первоочередных мероприятий ГО первой, второй или третей очереди;

- доводит до руководящего состава обстановку и содержание распоряжения на выполнение первоочередных мероприятий ГО первой, второй или третей очереди;

- лично или через орган управления по ГОЧС осуществляет контроль за их выполнением и в установленное время, о их выполнении, докладывает руководителю муниципального образования.

При выполнении первоочередных мероприятий второй очереди:

- ставит задачу руководящему составу на приведение в готовность части формирований повышенной готовности (без прекращения работы), в соответствии с Планом ГО к установленному времени;

- через орган управления по делам ГОЧС осуществляет контроль за приведением сил ГО организации в готовность;

- о приведении в готовность территориальных формирований, лично убеждается и докладывает руководителю ГО города (района).

Получив распоряжение руководителя ГО муниципального образования на выполнение первоочередных мероприятий третей очереди:

- ставит задачу руководящему составу на приведение в готовность тех формирований повышенной готовности, которые не были приведены в готовность при выполнении первоочередных мероприятий второй очереди и остальных формирований;

- через орган управления по делам ГОЧС осуществляет контроль за приведением сил ГО в готовность;

- с получением приказа руководителя ГО муниципального образования на вывод части формирований повышенной готовности в загородную зону, отдает приказ на его выполнение и через руководителя органа управления по делам ГОЧС осуществляет контроль за убытием формирований с мест постоянной дислокации и прибытием в загородную зону.

Руководитель органа управления по делам ГОЧС - является основным организатором работы в организации по вопросам гражданской обороны. Он подчиняется руководителю ГО и является его заместителем и имеет право отдавать распоряжения от имени руководителя ГО по вопросам гражданской обороны.

Руководитель органа управления по делам ГОЧС отвечает за разработку и своевременную корректировку Плана ГО, обеспечение готовности сил и средств объектового звена, спасательных формирований к действиям по предназначению.

Он обязан:

При повседневной деятельности:

- руководить созданием аварийно-спасательных формирований, укомплектованием их личным составом и оснащением техникой и имуществом ГО;

- поддерживать в готовности силы и средства, а также системы управления, связи и оповещения объекта;

- организовывать своевременную подготовку руководителей спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, личного состава формирований.

При приведении сил ГО в готовность:

а) При выполнении первоочередных мероприятий ГО второй очереди:

- организовать приведение в готовность (без прекращения работы) части формирований повышенной готовности;

- лично убедиться в полной укомплектованности формирований личным составом, обеспечении необходимой техникой и имуществом, средствами индивидуальной и медицинской защиты, готовности формирований к выполнению задач по предназначению, при необходимости принять меры к устранению обнаруженных недостатков

в) При выполнении первоочередных мероприятий третей очереди:

- организовать приведение в готовность (без прекращения работы) тех формирования ГО повышенной готовности, которые не были приведенных в готовность, при выполнении первоочередных мероприятий второй очереди и остальных формирований ГО:

- лично убедиться в готовности формирований к выполнению задач по предназначению;

- организовать вывоз из города формирований ГО повышенной готовности для подготовки загородной зоны к размещению эвакуируемых и подготовки этих формирований для проведения АСДНР в очаге поражения;

- перевести на круглосуточное дежурство пост радиационной, химической и биологической защиты (при выполнении первоочередных мероприятий второй очереди);

при необходимости лично проинструктировать личный состав по обнаружению радиоактивных и химических веществ биологических средств и определению параметров ядерного взрыва;

- организовать отправку территориальных формирований в район сосредоточения группировки сил ГО.

Выполнение мероприятий ГО при внезапном нападении противника:

а) С получением сигнала «воздушная тревога» и до нападения противника:

- организовать укрытие в защитных сооружениях личного состава аварийно-спасательных формирований, рабочих и служащих;

- организовать занятие (по возможности) органами управления ГО городских запасных пунктов управления;

б) После нападения противника с получением сигнала «Отбой воздушной тревоги»:

- организовать приведение всех аварийно-спасательных формирований в готовность к выполнению задач по предназначению (сохранившихся);

- организовать работу органа управления ГОЧС в ходе проведения АСДНР.

Руководители спасательных служб, получив распоряжение руководителя ГО организации, приводят в готовность орган управления спасательной службы и дают распоряжения руководителям аварийно-спасательных формирований на приведение своих формирований в готовность.

Руководители спасательных служб, вместе с органами ГОЧС обязаны обеспечить постоянную готовность формирований. В этих целях они заблаговременно, в мирное время, определяют:

- порядок оповещения личного состава формирований в рабочее и нерабочее время;

- место и время сбора формирований, подачи автотранспорта и техники;

- место, сроки и порядок получения средств защиты и специального имущества и других материальных средств;

- порядок и время проверки готовности формирований;

- маршруты выдвижения и срок прибытия в район расположения загородной зоны или ведения работ.

Руководители спасательных служб, вместе с органами управления, проводят подготовку формирований к выполнению предстоящих задач и тренировки по их сбору и приведению в готовность в установленные сроки.

Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несет его командир.

Одной из главных обязанностей командира - является работа по поддержанию в постоянной готовности формирования к выполнению задач гражданской обороны.

Поддержание готовности формирований достигается:

- заблаговременной подготовкой их к выполнению задачи;

- высоким моральным состоянием личного состава;

- укомплектованностью формирований личным составом;

- оснащением техникой и автотранспортом;

- обеспеченностью средствами индивидуальной защиты и другими материальными средствами;

- содержанием в исправном состоянии и умелым применением техники;

- высокой выучкой командиров формирований и личного состава, а также твердым знанием ими особенностей участков (объектов) работ;

- непрерывным и твердым управлением;

- наличием основных запасов материальных средств и своевременным их пополнением.

Приведение в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения работы) аварийно-спасательных формирований повышенной готовности (разведки, медицинских, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка и противопожарных) осуществляется при выполнении первоочередных мероприятий ГО второй очереди в объемах, предусмотренных планом ГО организации.

Порядок и конкретные сроки (не более 12 часов) приведения в готовность формировании устанавливаются планами ГО и планами приведения в готовность аварийно-спасательных формирований.

Приведение в готовность остальных формирований повышенной готовности осуществляется в течение не более 6 часов при выполнении первоочередных мероприятий третей очереди.

Вывод из городов, отнесенных к группам по ГО, части аварийно-спасательных формирований повышенной готовности, с целью подготовки загородной зоны к размещению эвакуируемых и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляется до начала эвакуации по решению Председателя Правительства РФ.

Приведение в готовность всех других формирований осуществляется без прекращения их производственной деятельности в течение не более 24 часов при выполнении первоочередных мероприятий третей очереди.

Сроки приведения в готовность органов управления и сил гражданской обороны определены в директиве руководителя ГО РФ от 27.05.12997г. №02.

Руководитель формирования обязан заблаговременно разработать порядок оповещения личного состава в рабочее и нерабочее время с учетом схемы оповещения организации.

Руководитель формирования оповещает подчиненных командиров групп звеньев, а они, в свою очередь, подчиненный личный состав.

Личный состав, получив вызов, немедленно следует к месту сбора и докладывает своему командиру.

Командир звена, группы организует выдачу личному составу табельного имущества, средств индивидуальной и медицинской защиты. Осуществляет контроль за комплектностью и исправностью табельного имущества, оказывает помощь подчиненным в подгонке средств индивидуальной защиты, при необходимости организует рассредоточение и укрытие специальной техники, автотранспорта на месте сбора.

Автотранспортная техника, закрепленная за формированием, приводится в состояние полной готовности к немедленному выдвижению.

При приведении в готовность особое внимание следует обратить на звенья связи и разведки, силы и средства, предназначенные для действия в группах обеспечения движения.

После сбора личного состава формирования и приведения его в готовность, командир обязан организовывать наблюдение за зараженностью внешней среды в районе расположения формирования, доложить руководителю ГО (руководителю АСС) о приведении в готовность формирования, уточнить задачи, место формирования в построении сил организации, а также определить порядок выдвижения формирования.

При приведении формирования в готовность и выходе их в загородную зону организуется всестороннее обеспечение в целях успешного выполнения поставленных задач.

Места сбора обычно устанавливаются на территории организации.

Район сбора целесообразно назначать на пути выдвижения в загородную зону или к району предстоящих работ. Время, затрачиваемое на сосредоточение в районе сбора, включается в установленные сроки готовности.

Для поддержания формирования в постоянной готовности командир обязан периодически проводить тренировки по оповещению и сбору в рабочее и нерабочее время. Особое внимание уделяется на практических действиях подчиненных.

Методика подготовки и проведения тренировки по оповещению и сбору аварийно-спасательного формирования:

- уточнить тему, цель, учебные вопросы тренировки;

- изучить план приведения формирования в готовность;

- изучить необходимые руководства и наставления по действиям формирования и меры безопасности;

- уточнить схему оповещения и сбора формирования;

- провести рекогносцировку района сбора формирования;

- оформить необходимые схемы и другие наглядные пособия;

- провести инструктаж подчиненных командиров о порядке действий в предстоящей тренировке;

- разработать и утвердить план проведения тренировки у руководителя.

Проведение тренировки.

Во время «Ч» диспетчером был подан сигнал «Сбор».

Командир формирования:

- ставит задачу на оповещение и осуществляет контроль её выполнения;

- отдает распоряжение командирам групп, звеньев на получение личным составом средств индивидуальной и медицинской защиты и имущества, построение личного состава, проверку наличия, состояния и экипировку личного состава;

- заслушивает доклады командиров групп (звеньев) о выполнении отданного распоряжения;

- лично убеждается в наличии личного состава, его экипировке, знании своих функциональных обязанностей и т.д.;

- проводит разбор тренировки ( оповещение, сбор, получение средств индивидуальной т медицинской защиты, экипировка, знание функциональных обязанностей и т.д.);

- докладывает руководителю органа управления по ГОЧС (руководителю спасательной службы) о результатах тренировки.

Сроки оповещения органов управления и сил ГО личного состава, получение табельного имущества и средств индивидуальной защиты выдвижения в район расположения, в зависимости от объема предстоящих работ, рабочее или нерабочее время (при планомерном переводе ГО) устанавливают в каждом конкретном случае руководители ГО, но исходя из следующего:

- для оповещения и сбора - не более 6 часа;

- для получения табельного имущества и средств индивидуальной и медицинской защиты - не более 12 часов;

Готовность формирования проверяется на занятиях, тактико-специальных учениях и контрольных проверках.

В ходе выполнения указанных мероприятий определяется:

- реальность расчетов по созданию формирований;

- готовность формирований и их способность решать задачи по предназначению;

- соответствие организационной структуры формирований ГО характеру и объему выполняемых задач;

- обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом, спецодеждой, порядок хранения и готовность их к использованию;

- время сбора формирований и вывода их в район сосредоточения и к объектам работ.

Проверка готовности формирования ГО к выполнению задач.

Проверка готовности формирований с приведением их в готовность проводится в два этапа:

Первый этап - приведение аварийно-спасательного формирования в готовность согласно плана.

При этом проверяется:

- время приведения в готовность в месте сбора;

- укомплектованность формирования личным составом;

- укомплектованность формирования техникой, имуществом, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами;

- знание личным составом своих функциональных обязанностей.

Второй этап - практические действия формирований по вводным. При этом проверяется:

-умение командира формирования принимать решения и ставить личному составу задачу;

-умение командира руководить личным составом в процессе выполнения работ;

-умение личного состава практически решать поставленные задачи в установленные сроки.

Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления и сил ГО.

Для успешного выполнения поставленных перед гражданской обороной задач необходимо в угрожаемый период провести ряд мероприятий, соблюдая при этом определенную последовательность и в минимально короткие сроки.

Время начала выполнения последующих мероприятий будет зависеть от выполнения предыдущих, наличия сил и средств. И когда эти мероприятия выполняются в рабочее или нерабочее время. В любом случае, необходимо руководствоваться тем, что время на переход из одной степени готовности во вторую не более одних суток, если позволяет обстановка и в любой ситуации не выходить за пределы установленного времени для каждого мероприятия.

При выполнении первоочередных мероприятий ГО первой очереди проводятся следующие мероприятия:

- оповещение и сбор личного состава;

- получение средств индивидуальной и медицинской защиты, шанцевого инструмент, доведение обстановки и постановка задач;

- введение круглосуточного дежурства руководящего состава в пунктах постоянного размещения;

- проверка готовности к работе систем оповещения и связи.

При выполнении первоочередных мероприятий ГО второй очереди проводятся следующие мероприятия

- приведение в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения работы) части формирований повышенной готовности: разведки, медицинских, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка и противопожарных;

- организация круглосуточного дежурства звеньев по обслуживанию убежищ;

- перевод на круглосуточное дежурство поста радиационного, химического и биологического наблюдения;

При выполнении первоочередных мероприятий третей очереди проводятся следующие мероприятия:

- приведении в готовность формирований повышенной готовности, не приведенных в готовность при выполнении первоочередных мероприятий второй очереди, и других формирований в пунктах постоянного размещения (без прекращения их производственной деятельности);

- вывод в загородную зону формирований повышенной готовности;

- создание в загородной зоне группировки сил ГО;

- усиление дублирующих пунктов управления специалистами соответствующих органов управления и спасательных служб;

- закладка на ЗПУ запасов продовольствия.

При внезапном нападении противника с применением современных средств поражения проводятся следующие мероприятия:

а) с получением сигнала «воздушная тревога» и до нападения противника:

- немедленное доведение сигнала до подчиненных органов управления и личного состава формирований;

- занятие (по возможности) органами управления ГО защищенных пунктов управления;

- выдача боевому расчету запасного пункта управления средств индивидуальной защиты и дозиметров;

- укрытие личного состава аварийно-спасательных формирований в защитных сооружениях;

- выдача личному составу формирований ГО (в первую очередь повышенной готовности) средств индивидуальной и медицинской защиты, дозиметров в защитных сооружениях ГО;

- выставление поста радиационного, химического и биологического наблюдения.

После нападения противника с получением сигнала «Отбой воздушной тревоги» проводятся следующие мероприятия:

- сбор в местах постоянной дислокации и приведение в готовность к выполнению задач аварийно-спасательных формирований

- приспособление под ЗС имеющихся подвальных и других заглубленных помещений для личного состава формирований, ведущих АСДНР, на случай повторных ударов противника;

- уточнение решения руководителя ГО на создание группировки сил на проведение АСДНР;

- занятия ЗПУ полным боевым расчетом;

- проведение мероприятий по обеспечению управления:

- организация связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления ГО;

- организация связи с группировками сил ГО - в период проведения АСДНР;

- восстановление нарушенных систем управления, связи и оповещения.