Список победителей молодежного областного конкурса «Музей 21 века». 10 страница

Ключевой темой разрабатываемых проектов в образовательной деятельности историко-этнографических музеев стали проблемы социально-культурной адаптации детей и подростков в современном мультикультурном обществе и проблемы этнической и межкультурной толерантности

Анализируя роль историко-этнографических музеев в жизни общества, следует отметить, что эти музеи имеют сегодня активную социальную востребованность и выполняют важные общественные функции.


Основные выводы исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Историко-этнографические музеи, используя культурно-образовательный потенциал своих коллекций, представляющих собой социокультурные реалии и являющихся подлинными свидетельствами исторического прошлого или настоящего национальной и мировой культуры, способствуют стабилизации социокультурного развития общества и формированию информационно-коммуникативной сферы взаимодействия национальных культур. Но, в то же время:

2. Отсутствие общего информационного пространства между историко-этнографическими музеями и организациями, занимающимися изучением, сохранением и популяризацией историко-культурного наследия с одной стороны и между самими историко-этнографическими музеями с другой стороны препятствуют реализации их образовательного потенциала в полной мере.

3. Историко-этнографические музеи способствуют формированию у подрастающего поколения социальной идентичности и межкультурной толерантности в полиэтнической среде через музейно-педагогические программы.

4. Результаты и эффективность образовательных программ историко-этнографических музеев обуславливаются национальными и конфессиональными особенностями аудитории.

5. Эффективность музейно-педагогических программ по формированию межкультурной и этнической толерантности зависит от степени апробированности используемых технологий развития толерантного сознания.


6. Разработки проблем межкультурной и этнической толерантности историко-этнографическими музеями возможны только в общем контексте разработки региональной культурной политики.

7. Образовательная деятельность историко-этнографических музеев, являющаяся сегодня приоритетной, должна осуществляться в рамках целевых программ, ориентированных на разные социальные группы.

Практическая реализация этих положений должна способствовать усилению роли историко-этнографических музеев как социокультурных институтов в решении актуальных проблем современности, таких, как формирование этнической и межкультурной толерантности и социальная адаптация подрастающего поколения в современном обществе


Литература

1. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования.-М. 1970

2. Андреенкова Н.В. Роль семьи в социализации индивида // Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс. 1970

3. Артемов Е.Г. Музеи и общество: пора интерактивного диалога // Музей и общество. Красноярск. 2002

4. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М. 1981

5. Бандура СВ. Роль выставочной деятельности музеев в отражении современной региональной национальной политики // Музей. Традиция. Этничность. XX-XXI вв.: Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского Этнографического музея. СПб.-Кишинев. 2002

6. Бардиер Г. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2005

7. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня...Сомнения и переживания самых младших школьников. СПб.: Речь. 2005

8. Бардиер Г.Л., Третьякова О.В. Исследование стереотипов межкультурной коммуникации методом полярных профилей с последующим нестандартизированным интервью // Образование в России: перспективы и реальность. Материалы конференции. СПб.гНИЯК. 2001. С. 213-217.

9. Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М. 1973

Ю.Беззубова О.В. Некоторые аспекты теоретического осмысления музея как феномена культуры // Триумф музея? СПб. 2005. С. 19

П.Бессонов Н.В., Дмитриев В.А., Заднепровская АЛО. и др. Многонациональный Петербург. Изд-во «Искусство-СПб». СПб. 2002


12.Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М. 1991. С. 289

ІЗ.Боас Ф. Язык и культура. М. 1926

14.Бонами З.А. Музей и проблема трансляции культурно-исторических кодов // Музей и образование. МЛ 989

15.Боряз В.Н. Молодежь: Методологические проблемы исследования.-Л. 1973

Іб.Блануца А.А., Ланкинен Ю.А. Кавказофобия в подростковой среде. // Толерантность и интолерантность в современном обществе. СПб. 2005

17.Бобинова СВ. Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста // Год 2000: На пути к культуре мира и ненасилия. Материалы междунар. науч.-практ. конф. М. 1998

18.Бромлей Ю.В. О предмете культурной-социальной антропологии и этнографии в трактовке англо-американских и советских ученых // Этнография за рубежом: историографические очерки. М. 1979

19.Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М. 1981

20.Бурыкин А.А. «Односторонняя толерантность» как проблема взаимоотношений с миноритарными этносами в гражданском обществе. // Толерантность и интолерантность в современном обществе. СПб. 2005

21.Бутиков Г.П. Воспитательный потенциал российских музеев. СПб. 1998

22.Ванслова Е.Г. Динамика социальных функций советских музеев (по материалам экспертного опроса) // Музееведение. Вопросы теории и методики. Сб.научн.тр. НИИК, М. 1987. С.25-41

23.Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных


профилей // Воспитание подрастающего поколения в музее:

теория, методика, практика. М. 1999. 24.Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994 25.Володихин Д.М. История не терпит дилетантизма // Отечественная

история. 2000. №4. с. 19 26.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Психологический очерк. М. 1967. 27.Выготский Л.С. Проблемы детской психологии // Собрание

сочинений.Т.4. Л. 1984. 28.Газалова К.М. Музей как социальный институт в России XX в. //

Музей в современном мире: традиционализм и новаторство: Тр.

ГИМ.Вып. 104. М. 1999 29.Галкина Е.Л. Этнографический источник в музее: проблемы

интерпретации. М. 1998 ЗО.Герасименко Е.Е. Образовательные программы в этнографических

музеях Нидерландов // Этническое единство и специфика культур.

Материалы Первых Санкт-Петербургских этнографических

чтений. СПб. 2002 ЗІ.Гнедовский М.Б. Время больших проектов. // Мир музея. 1996.

№5. с. 16 32.Гнедовский М.Б, Колчанов В.М., Суринов В.М. О направлении

разработки программы музееведческих исследований // Музей и

современная социокультурная ситуация. Обзорная информация.

Сер.: Музейное дело и охрана памятников. Вып. 2. М. 1989. С. 45.

33.Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социс. 1994.№ 8-9


34.Грусман В.М. Становление и развитие социально-культурных

функций российских музеев. Автореферат дис.канд. пед. наук.

СПб. 2001 35.Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест.// Школьные технологии. №3.

1998 Зб.Давыдов Ю.М. Критика социально-философских воззрений

франкфуртской школы. М. 1977 37.Давыдов Ю.М. Буржуазная социология на исходе XX века.

Критика новейших тенденций. М. 1986 38. Декларация принципов толерантности 1995 года

//http:peace.unesco.ru/tolerance/document/tol.htm. 39.Детский исторический музей. Научная концепция. ГМ ПИР.

Санкт-Петербург. 1995 40.Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации: иллюзии и

риски. М. 2002. С.318 41.Дмитриев В.А. Этнографический музей: цели и задачи. // Доклады

юбилейной конференции Музея Революции. М. 1985 42.Дмитриев В.А. Национальное самосознание и музейная этнология.

// Изучение национального самосознания в этнографическом

музее. СПб. 1997.С.З-17 43.Дмитриев В.А. и др. Предварительные итоги работы по опроснику

«Самооценка этносом перспективности форм традиционной

культуры». // Изучение национального самосознания в

этнографическом музее. СПб. 1997. с. 18-42. 44.Дмитриев В.А. Кавказ как историко -культурный феномен. Вклад

горцев Северного Кавказа в мировую культуру // Россия и Кавказ.

История, религия, культура. СПб. 2001. С. 85-106


45.Дмитриев В.А. Ресурсы традиционализма на Северном Кавказе //

Россия и Чечня. Поиски выхода. Сост. Я.А. Гордин. СПб. 2003. С.

199-217. 46.Дмитриев В.А. Способы преодоления насилия в традиционном

обществе народов Северного Кавказа // Адат. Традиции и

Современность. Труды Международного Научно-

Исследовательского Института Народов Кавказа. М.-Тб. с. 24-43 47.Дмитриев В.А., Романова Н.М. Музей как инструмент воспитания

толерантности в современном обществе // Современная

историография и проблемы содержания исторических экспозиций

музеев. М. С. 58-69 48.Дукельский В.К. музей и культурно-историческая среда //

Музееведение. Проблемы культурной коммуникации и музейной

деятельности. М. 1989 49.Дукельский В.Ю. Музейные коллекции и предметный мир

культуры // Некоторые проблемы исследований современной

культуры. М., 1987. С. 26. 50.Жвитиашвили Н. Ю. Проект «Освоение культурного ландшафта:

образы, объединяющие человечество». // Летняя музейно-

педагогическая школа на острове Кижи (1999-2000 г.г.).

Петрозаводск. 2000. 51.ЖулышковаА.М., Шилова Л.В. Проект «На пороге древнего

мироздания». // Летняя музейно-педагогическая школа на острове

Кижи (1999-2000 гг.). Петрозаводск. 2000.

52.3акс А.Б. Динамика социальных функций музеев СССР // Музееведение. Музеи мира. М. 1991.


53.3дравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М. 1986 54.3еленко А.У. Детский музей // Педагогическая энциклопедия. Под

ред. А.Г. Калашникова. Т.2. М. 1928 55.Зеленко А.У. Детские музеи в Северной Америке. М. 1926 56.3обов Р.А.., Келасьев В.Н. Социальное здоровье и социализация

человека. СПб. 2005 57.3язева Л.К. К вопросу о роли музея в формировании этнической

идентичности // Этническое единство и специфика культур.

Материалы Первых Санкт-Петербургских этнографических

чтений. СПб. 2002 58.Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория.-

М. 1970 59.Иконникова С.Н. Социология о молодежи. Л. 1985 60.Ильинский И.М. Наука и молодежь: обновление

исследовательских подходов // Молодежь-89. Общественное

положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР. -

М. 1989 61.Ильинский И.М. Воспитание в духе культуры мира и демократии

как необходимый элемент государственной молодежной политики

России // Год 2000: На пути к культуре мира и ненасилия.

Материалы междунар. науч.-практ. конф. М. 1998 62.Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб. 1996. 63.Калугина Т.П. Художественная экспозиция как феномен культуры

// Музей: Художественные собрания СССР. Вып. 9. М. 1988 64.Калугина Т.П. Общественное сознание и художественный музей //

Музеи мира. Музееведение. М. 1991 65.Кириллова Д.А. Социологичнеские исследования в

Государственном историческом музее // Музей. Традиция.

Этничность. ХХ-ХХІ в.в.: Материалы международной научной


конференции, посвященной 100-летию Российского

Этнографического музея. СПб.-Кишинев. 2002 66.Козлова А.Г. Воспитание планетарного сознания школьников

методами музейной педагогики // Музеи России: поиски,

исследования, опыт работы. СПб. 1999 67.Колесников А.С. Формы и виды толерантности // Толерантность и

интолерантность в современном обществе. СПб. 2005 68.Кольб П.Л. Детский музей в США. Факты, интерпретация, методы

посредничества: К вопросу о сравнительной музейной педагогике

// Музейное дело и охрана памятников. Информкультура. М. 1986 69.Комарова СВ., Лысенко О.В. Комплексная программа для

подготовки индивидуальных курсов преподавания

этнографического материала «Человек в этнокультурном

пространстве». СПб. 1995 70.Кон И.С. Социология личности.М. 1967 71.Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М. 1988 72.Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая

перспектива. М. 1988 73.Кон И.С. Психология ранней юности. М. 1989

74.Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М. 1999

75.Кондратьев В., Кузнецов Д. Социокультурный проект «Стена» // Летняя музейно-педагогическая школа на острове Кижи (1999-2000 г.г.). Петрозаводск. 2000.

76.Коссова И.М, Культурно-образовательная деятельность музеев: тенденции и перспективы // Ориентиры культурной политики:


Информ. Вып. № 4 . М-во культуры РФ. Рос. Ин-т переподгот. работников искусства, культуры и туризма. М. 1997 77.Котылева И.Н. «Древо жизни»: формирование этнокультурного информационного центра на базе Национального музея республики Коми // Музей. Традиция. Этничность. XX-XXI вв.: Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского Этнографического музея. СПб.-Кишинев. 2002

78.Кузнецов В.И. Проблема социализации молоделш в условиях переходного периода // Общественные науки. №4 (108). М. 1999

79.Кузьмин В.А. Диалектика социальной зрелости молодежи и обновления общества: Автореф. дис... доктора филос.наук. М. 1993

80.Кузьмин А.С., Кузьмина Е.Е. О диалектике функций историко-культурного музея. (Музей как средство межкультурной трансляции и внутрикультурной рефлексии) // Музееведение. Музеи мира. М. 1991

78.Лайдеккер К. Музей Метрополитен и обрзовательная работа в художественных музях США // Образовательная деятельность художественного музея. Bbin.IV. СПб. 2000

79.Лаптева М.А. Виртуальный музей: настоящее и будущее. // Материалы научно-практической конференции «Культура информационного общества» 11 декабря 2002

80.Лаптева М.А. Детский культурно-образовательный центр в Красноярске. // Материалы межрегиональной научной студенческой конференции 21 апреля 2004 года «Студент и гуманитарные науки». Красноярск. 2004.


81.Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. М.: «Привет». 2004.

82.Литвиненко Е.Ю. Мультикультуральное образование как перспектива установления толерантных взаимоотношений // Российский вуз: В центре внимания - личность. Тез. докл. науч.-практ. конф. Дон. гос. техн. ун-т. Ростов н/Д., 1999

83.Логуа Р.А. Проблемы социализации молодежи в условиях становления рыночной экономики: Автореф. дис... канд. филос. наук. М. 1992

84. Лысенко Е.А. Формирование политической культуры и толерантности средствами музейной коммуникации // Музей и материальное культурное наследие. М. 2005

85.Маканов Ж.К. Особенности политической социализации молодежи в условиях трансформации общества: Дис. канд. социол. наук. М. 1995

86.Макарова-Таман Н.Г. Детские музеи Америки: история и современность // Музейная педагогика за рубежом: работа музеев с детской аудиторией. М. 1997

87.Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994

88.Маслоу А. Дальние достижения человеческой природы. М. 1996

89.Мастеница Е.Г. Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса // Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее. Пермь. 1999

90.Мастеница Е.Н. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект // Музей. Традиция. Этничность. XX-XXI в.в.: Материалы международной научной конференции,


посвященной 100-летию Российского Этнографического музея.

СПб.-Кишинев. 2002 91.Мастеница Е.Н. Новые тенденции в развитии музея и музейной

деятельности // Триумф музея ? СПб. 2005 92.Медведева Е.Б. Музейная педагогика России и Германии:

Автореф. дис. канд. ист. наук. М. 1998 93.Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как новая

научная дисциплина. // Культурно-образовательная деятельность

музеев. М. 1997 94.Минина СБ., Петровская Н.А., Юхневич М.Ю. Проекты

социальной направленности для детской аудитории // Ребенок в

музее. М. 2006

95.Молодежь России: Тенденции, перспективы. М. 1993

96.Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Матер. междунар. научно-практ. конф. Вып.1. СПб., 1995; Вып.2. СПб. 1996.

97.Мосолова Л.М. Современный музей в едином культурно-образовательном пространстве России // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. СПб. 1999

98.Музееведение. Музеи исторического профиля // Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. М. 1988. С. 18

99.Музей и образование: Обзорная информация. М. 1989.

100. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М. 1999 г.

101. Музеи - генераторы культуры // Museum. 1989. № 161.

102. Никишин Н.А.. Музей и новые технологии // В сб. На пути к музею XXI века. М. 1999

103. Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Музееведение. Проблемы


культурной коммуникации в музейной деятельности. М. 1989. С.

И. Ю4.Новорусский М.В. Музеи и их образовательной значение //

Помощь семье и школе. М. 1911. Т.6. С.23. 105.Окладникова Е.А. Концепция культуры и этнографический музей

// Музей XX века: взгляд в прошлое и будущее. Пермь. 1999 Юб.Орлова Э.А. Проблемно-ориентированное социокультурное

проектирование. Теория и методология // Теоретические

основания культурной политики. М. 1999. 107.Ошо. Интуиция. Знание за пределами логики. СПб. 2000 Ю8.Панас К.И. Художественный музей Метрополитен. М., 1982. С.

11-12 Ю9.Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их

взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М.,

1996 1 Ю.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. 1969 Ш.Пищулин Ю.П. Развитие социальных функций советского музея /

Ленинские принципы культурного строительства и современность.

М. 1978.

П2.Полякова Т.М. Менталитет полиэтнического общества (Опыт России). М., 1998.

1 ІЗ.Попов В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Автореф. дис... доктора социолог.наук. Екатеринбург. 1997

И4.Попова Л.И. Роль Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина в воспитании этнической толерантности. // Этническое единство и специфика культур.


Материалы Первых Санкт-Петербургских этнографических

чтений. СПб. 2002 П5.Портер Дж. Роль музея как средства коммуникации // Museum.

1982. №153. с.Ю П6.«Послание о веротерпимости» Джона Локка: точки зрения.

Екатеринбург. 2002 П7.Разгон A.M. Общетеоретические вопросы музееведения в

научной литературе социалистических стран // Музейное дело и

охрана памятников. Вып.1. М. 1989 Н8.Равикович Д.А. Динамика социальных функций музеев

различных профилей в современных условиях. М. 1986. Н9.Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев //

Музееведение. Вопросы теории и методики. М. 1987. 120.Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной

психологии. М. 1986. 121.3акс А.Б. Динамика социальных функций музеев СССР //

Музееведение. Музеи мира. М. 1991. 122.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб. 1911 123.Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001. 124.Романова Н.М. Социально-культурные функции музея в

многонациональном городе // Национальные общественные

учреждения Санкт-Петербурга и пути развития диалога и

сотрудничества. Материалы научной конференции. Январь 2001.

СПб. 2002. С. 19-25 125.Романова Н.М. Российский этнографический музей и

национально-культурные организации Петербурга: опыт

сотрудничества и перспективы. СПб. 2002. С. 68-72 126.Романова Н.М. Деятельность национально-культурных

объединений как фактор оптимизации межнациональных


отношений в полиэтничном регионе // История и современность.

Сборник научных трудов. Омск. 1998. С. 71-88. 127.Романова Н.М. К вопросу о проблемах развития национальных

меньшинств в современном городе // Этносы Сибири. История и

современность. Красноярск, 1994. С. 207-217. 128.Романова Н.М. Национальные общества Санкт-Петербурга в

XVIII-XXI вв. СПб. 2005. С. 188 129.Романова Н.М. Национально-культурные и религиозные

организации Санкт-Петербурга. Справочник. СПб. 2003. С. 144 ІЗО.Сергеева Г.И. Этнографический музей и историческая память //

История культуры советского общества. Всесоюзная научная

конференция «Национальные и социально-культурные процессы в

СССР». Омск. 1990 ІЗІ.Сикевич З.В. Русские: образ народа. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996.

С. 67 132.Сикевич З.В. Социология и психология национальных

отношений. СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 1999 ІЗЗ.Скворцов Н.Г. Этничность и трансформационные процессы //

Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб.

1995. С. 9 134.Скривен С.Г. США: становление науки // Museum. № 4. 1993 135.Скрипкина Л.И.. Социальные функции музея и особенности его

деятельности в современных экономических условиях // В сб.

Проблемы и практический опыт музеев в современных

экономических условиях. Материалы заседания Южного филиала

научного совета исторических и краеведческих музеев Российской

Федерации. Краснодар. 2000 ІЗб.Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Новые тенденции в маркетинговой

политике этнографических музеев // Музей. Традиция.


Этничность. XX-XXI вв.: Материалы международной научной
конференции, посвященной 100-летию Российского

Этнографического музея. СПб. Кишинев. 2002

137.Современная западная социология. М. 1990. С. 316-317

138.Соколов Б.Г. Компенсационный проект музея // Триумф музея? СПб. 2005

139.Сорокина Е.Г. Формирование социальной структуры современного российского общества: социальная трансформация и социальная стратификация: Дис... канд. социол. наук. М. 1997

140.Сорокина Г.Г. "Особая Кладовая" в Российском Этнографическом музее // Этнографическое обозрение. N.1. 1993 С.86-89

141.Сорокина Г.Г. Новые находки первобытного искусства в бассейне Десны // Советская Археология. № 4.1993

142. Сорокина Г.Г. "Волшебная шкатулка". Методика работы с детьми в "Особой Кладовой" Этнографического музея. РЭМ. 1994

143.Сорокина Г.Г. Школа народного творчества в Российском Этнографическом музее // Сб. докладов международной научно-практической конференции "Произведение искусства в образовательном процессе". Государственный Русский музей. 2000

144.Сорокина Г.Г. Молодёжный Этнографический центр // Реконструкция Центра Санкт-Петербурга. СПб. Фонд поддержки культуры. 2001

145.Сорокина Г.Г. Формирование толерантности и этнической терпимости музейными средствами // Материалы докладов VI Международного Конгресса этнографов и антропологов. СПб. 2005

146.Сорокина Г.Г. Роль историко-этнографических музеев в решении современных проблем межкультурной толерантности //


Толерантность и интолерантность в современном обществе. СПб. 2006

147. Сорокина Г.Г. Детские амулеты и талисманы в традиционной культуре // Ювелирное искусство и материальная культура. СПб. Эрмитаж.2006

148. Сорокина Г.Г. К вопросу о социальных функциях и формах культурно-образовательной деятельности историко-этнографических музеев // Проблемы классификации, типологии, систематизации в этнографической науке. Материалы Пятых Санкт-Петербургских Этнографических чтений. СПб. 2006.

149. Социальные функции музея: споры о будущем //
музееведение. На пути к музею XXI века: Сб. научн. тр. // НИИ
культуры.М. 1989

150Странский 3. Понимание музееведения // Музееведение.

Музеи мира. М. 1991. С. 8 151 Стрельцов Ю. А. Социальная педагогика. М. МГУКИ. 1998. 152. Тангян С. Культура и педагогика мира // Общественные

перемены и культура мира. Междунар. ин-т перспектив, пробл.

социокульт. и полит, развития РАН. М. Весь Мир. 1998. 153.Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере

досуга. СПб. 1997. 154.Тойнби А.Дж. Постижение истории. М. 1991 155. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М. 1978 156.Томко Т.В. Об идее культурологической экспертизы

социокультурных проектов // Культурная деятельность и

культурная политика. М. 1991 157.Трошина Т.И. Формирование национальной самоидентификации

музейными средствами (из опыта работы Архангельского

областного краеведческого музея) // Музей. Традиция.


Этничность. XX-XXI вв.: Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского Этнографического музея. СПб.-Кишинев. 2002

158.Уварова Е.Л. Молодежь в условиях формирования нового политического мышления: Социально-культурологический аспект: Автореф. дис... д-ра филос. наук. Харьков. 1991.

159.Ускова Е.В. Толерантность разумной рациональности и

интолерантность рассудочной: политика и образование //

Толерантность и интолерантность в современном обществе. СПб.

2005 160. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М. 2004 161.Федоров В.Ф. Интолерантность как существенный фактор

этнорелигиозных конфликтов и пути ее преодоления //

Толерантность и интолерантность в современном обществе. СПб.

2005 162.Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Из философского

наследия. (Музей и культура). М. 1995 ІбЗ.Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московск.

лекции и интервью. М. 1995 164.Хадсон К. Форум мнений // Museum. 2000. № 203. С. 62 165.Хейдекен С. Художник в роли хранителя музея города. Museum.

№ 187.1996 166. Чайковский Е. Музеям под открытым небом - 100 лет //

Музееведение. На пути к музею XXI века: Музеи-заповедники.

М.1991 167.Черняева Л.В. Интерактивная выставка для подростков «Наедине

с собой». // Летняя музейно-педагогическая школа на острове

Кижи (1999-2000 гг.). Петрозаводск. 2000.


168.Шабанова М. Социальная адаптация в контексте свободы // Социс. 1995. №9. С. 102.

169.Шаврина СР. Проблемы политической социализации молодежи в условиях трансформации общества: Дис... канд. социол. наук. М. 1992.

ПО.Шибутани Т. Социальная психология. Л. 1979

171.Шляхтина Л.М. Современные направления взаимодействия музея

и посетителя // Музей. Традиция. Этничность. XX-XXI в.в.:

Материалы международной научной конференции, посвященной

100-летию Российского Этнографического музея. СПб.-Кишинев.

2002 172.Шляхтина Л.М. Образовательная деятельность музея // Основы

музейного дела. М. 2005 173.Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Образование в контексте

социальных функций музея. Bbin.IV. СПб.2000 174.Шмит Ф.И. Исторические, этнографические, художественные

музеи. Харьков. 1919 175.Шмит Ф.И. Музейное дело. Л. Академия. 1929. С. 298 176.Шнирельман В.А. Этноархеология - 70-е годы // СЭ. 1984. №2

177. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Философско-социологические проблемы. Красноярск. 1991.

178.Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М. 1993

179.Шрайнер К. Основы музееведения. Теория и методология собирания, хранения, изучения и использования музейных предметов. М. 1987. С.2


180.Щегорцов А. А. Социализация молодежи в условиях макроэкономической трансформации российского общества: Автореф. дис... д-ра социол. наук.-М, 1998

181.Энгстрем Ч. Утверждение концепции экомузея в Швеции //

Museum. 1985. № 148 182.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. 1996 183. Этнографическая деятельность музеев России. Информац.

бюллетень. Составители Н.И.Ивановская, Е.Е.Герасименко и др.

Вып.1.СПб.1997 184.Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М. 2003 185.Юренева Т.Ю. Социальные функции музея // Музееведение. М.

2004. С.326.; 186.Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее //

Ориентиры культурной политики. М., 1997. Вып. №4 187.Юхневич М.Ю. Российско-голландский проект «Возможно быть

другим» // Летняя музейно-педагогическая школа. Петрозаводск.

2000 188.Юхневич М.Ю. Сессия «Детский музей» // Летняя музейно-педагогическая школа. Петрозаводск. 2000 189.Юхневич М.Ю., Карпенко И.Н. Проблемы и опыт создания

детских музеев как центров эстетического воспитания //

Комплексная программа эстетического воспитания населения:

пути разработки и реализации. М. 1990 190.Яковлев Л.С. Пространство социализации. Автореф. дис...

доктора филос. наук. Саратов. 1998

191.Янин И.Т. Культура России на рубеже XIX - нач. XX вв. и в 90-е годы XX в. (Историко-сравн. анализ): Автореф. дисс. д-ра. ист. наук. М. 1999. С. 10-13.


192.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991

193.Alexander Е.Р. Museums in Motions: an Introduceion to the History

and Functions of Museums. Nashvillee. 1979 194.BenderT. The Unfinished City. New York and the Metropolitan Idea.

N.Y. The New Press, 2002. P.192 195.Bennet T. The Birth of the Museum: History, Theory, Politics. New

York: Routledge. 1995 196.Bersett K. Students plunge into H20 Orhestra // Tail winds.

Worldways Children's Museum. 2000. Vol.5. #1 197.Binford L.R.Ethnoarchaeology: implications of ethnography for

archaeology. New York. 1979 198.Cameron D.F., Abbey D.S. Museum Audience Research // Museum