Методика «Сравнение понятий»

Цель: исследование логического мышления, процессов анализа, синтеза и обобщения.

Материалы и оборудование: тестовый бланк с 22 парами понятий для сравнения:

1. утро – вечер

2. корова – лошадь

3. лётчик – танкист

4. река – птица

5. дождь – снег

6. маленькая девочка – большая кукла

7. обман – ошибка

8. волк – луна

9. ботинок – карандаш

10. золото – серебро

11. молоко – вода

12. сани – телега

13. очки – деньги

14. озеро – река

15. поезд – самолёт

16. стакан – петух

17. ось – оса

18. яблоко – вишня

19. лыжи – коньки

20. красный – зелёный

21. ворона – воробей

22. ветер – соль

Процедура исследования: Испытуемым предлагают бланк, в котором 15 пар относятся к одному семантическому полю, а 7 – к разным. То есть эти понятия являются «несравнимыми» («река-птица», «волк-луна», «ветер-соль», «очки-деньги» и др.), Испытуемому об этом не сообщают. Он сам должен это понять. Дается следующая инструкция:

Инструкция: «Сравните эти понятия. Выделите общие признаки в каждой паре».

Обработка и анализ результатов

Норма соответствует 10-15 баллам. Максимальный балл – 15.

Ключ:

1. часть (время) суток

2. домашние (сельскохозяйственные) животные

3. военная профессия (управление военной техникой)

5. атмосферные осадки

6. внешнее сходство, аналогия, размер, игра

7. причинно – следственное искажение действительности

10. драгоценные металлы

11. жидкость для питья

12. сельский (гужевой) транспорт

14. естественные водоёмы

15. транспорт

18. плоды фруктовых деревьев

19. спортивный зимний инвентарь (зимние виды спорта)

20. цвет

21. птицы

Если легко сравниваются несравнимые понятия, и испытуемый настаивает а своем решении, то это явный признак предполагать психическое заболевание.

 

Закономерности числового ряда

Цель: исследование логического аспекта математического мышления.

Материалы и оборудование: тестовый бланк, карандаш или ручка.

Бланк:

1) 24 21 19 18 15 13 - - 7

2) 1 4 9 16 - - 49 64 81

3) 16 17 15 18 14 19 - -

4) 1 3 6 8 16 18 76 78

5) 7 16 9 5 21 16 9 - 1

6) 2 4 8 10 20 22 - - 92 94

7) 24 22 19 15 - -

Процедура исследования: Обследуемые должны найти закономерности построения 7 числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения — 5 мин.

Инструкция: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 мин».

Обработка и анализ результатов

 

КЛЮЧ

1) 12 9

2) 25 36

3) 13 20

4) 36 38

5) 13

6) 44 46

7) 10 4

Интерпретация производится по числу правильно написанных чисел. Норма для взрослого человека — нахождение закономерности в 3 числовых рядах и выше.