Макет анкеты (опросника)

 

Общий вид и структура анкеты (опросника) не менее важны, чем содержание и словесное оформление вопросов. Плохое оформление или неясные инструкции часто веду к невосполнимым пропускам в данных.

Общая рекомендация, равно применимая и к вопросникам, заполняемым в ходе интервью, и к анкетам, заполняемым самим респондентом, заключается в том, что поля и интервалы между вопросами (или блоками вопросов) должны быть достаточно велики. Стремление «ужать» вопросник, сделать его объем небольшим, чтобы не отпугнуть респондентов, на практике приводит к появлению «слепого», путаного и визуально непривлекательного инструмента сбора данных. Вопросы должны печататься только на одной стороне листа. Поля должны быть не меньше 2,5 см, что необходимо для кодирования данных. Альтернативы ответа лучше располагать вертикально, а не горизонтальною. (когда они перечисляются в одной строке, респондент чаще пропускает средние позиции.) излишне говорить, что наличие нескольких незаполненных строк для ответа положительно сказывается на желании опрашиваемых подробно ответить на открытый вопрос.

Большинство социологов-практиков убеждены, что наиболее удобной формой фиксации ответа на закрытый вопрос является перечеркивание «квадратика» рядом с избранным ответом (или проставление в нем «галочки»), например:

 

Да,

Нет,

Не знаю.

 

Возможно также использование квадратных [] или круглых () скобок. Если каждая из позиций ответа имеет заранее присвоенный цифровой код, то можно попросить респондента обвести соответствующие цифры кружком:

05 да

06 нет

07 не знаю

 

Последний вариант, однако, менее предпочтителен: во-первых, не все смогут обвести цифры достаточно аккуратно (что приведет к некоторым проблемам при вводе данных), и во-вторых, обильно усеянная цифрами анкета некоторыми респондентами воспринимается как математическая головоломка. Разумеется, последние два замечания относятся лишь к анкетам, заполняемым респондентами: интервьюеров можно обучить безошибочной работе с цифровыми кодами.

Важную роль в структуре анкеты играют вопросы-фильтры (или «отсекающие» вопросы). Они позволяют отобрать группу респондентов, которые могут (в силу своего статуса, опыта, заинтересованности или знаний) ответить на следующие за вопросом-фильтром зависимые вопросы. Для остальных респондентов зависимые вопросы будут попросту нерелеванты. Скажем, недопустимо сочетать вопрос-фильт и зависимый вопрос в одном «условном» вопросе: «если у Вас есть собака, кормите ли Вы ее сухим кормом «Педигри пал»?» Ответ: «нет» дадут и те люди, которые не держат собак, и те, кто не кормят своих собак сухим кормом, и те, кому особенно не нравится «педигри пал». Очень удобно, когда вопросы-фильтры и зависимые вопросы выделены с помощью графичиских средств: стрелок, рамок, цвета и т.д.

Например:

1.Есть ли у Вас дети?

[] да

[] нет (переходите к вопросу 4)

При ответе «да» на первый вопрос:

2. Сколько у Вас детей? (Напишите)_____

3. Каков возраст самого старшего из Ваших детей?___лет

 

Иногда социологу нужно задать несколько вопросов, имеющих одинаковые категории ответа (в частности, это могут быть вопросы-пункты, входящие в одну шкалу). В этом случае целесообразно использовать табличный вопрос. Использование табличных вопросов делает анкету болеекомпактной и, кроме того, позволяет респонденту увидеть смысловую и логическую организацию однотипных вопросов.

Например

Вопрос анкеты ответ
Совершенно согласен согласен Не согласен Совершенно не согласен Не знаю
Принимая решение, лучше всего опираться на мнение старших, более опытных людей          
Обществу нужна «сильная рука», насаждающая закон и порядок          
Адвокаты помогают преступникам и мошенникам «выйти сухими из воды»          

 

Порядок вопросов в анкете обычно определяется несколькими простыми правилами:

1) начинайте с простых фактических вопросов, на которые респондент сможет легко и быстро ответить (желательно, по крайней мере для самозаполняемой анкеты, чтобы это были не «демографические» вопросы о возрасте, национальности и т.п., сразу придающие анкете несколько официальный характер);

2) постарайтесь обеспечить какое-то смысловое соответствие между начальными вопросами и заявленными целями опроса;

3) группируйте вопросы в смысловые блоки, по возможности разделяя их графически: это не только облегчит задачу составления вопросника, но и придаст последнему в глазах опрашиваемых вид упорядоченного целого, а не хаотического и бессвязного нагромождения вопросов;

4) стремитесь всегда двигаться от более простых вопросов к более слож­ным и от более конкретных—к более абстрактным;

5) избегайте однообразия в конструкции вопросов и выборе формата для ответов, если вопросы следуют друг за другом;

6) не забывайте о возможном влиянии «соглашательской» установки на ответ: меняйте «направленность» вопросов, измеряющих одну.и ту же установочную переменную;

7) избегайте слишком резких переходов от конкретных вопросов, относя­щихся к повседневной жизни и опыту, к мировоззренческим, установоч­ным или «сензитивным» вопросам: трудно предсказать, как отреагирует человек, которого вы внезапно спросите: «Доводилось ли Вам лечиться от венерических болезней?» или «Веруете ли Вы в Бога?» (иногда в прак-

 

тике массовых опросов используют малоинформативные или даже вовсе неинформативные «буферные» вопросы, сглаживающие такого рода пе­реход);

8) в некоторых случаях есть смысл использовать небольшие «введения» к каждому блоку вопросов (например, «В следующем разделе нашей ан­кеты мы хотели бы узнать, что москвичи думают о городском транспорте»);

9) небольшие подсказки и конкретные инструкции по заполнению должны содержаться не только в общем введении к анкете, но и везде, где это необходимо для ясного понимания респондентом сути стоящей перед ним задачи (скажем, «В случае, если ни один из предложенных ответов не соответствует Вашему мнению, впишите Ваш ответ...» или «Напишите „1" рядом с фамилией самого любимого телеведущего...»).

 

Во введении к анкете должны содержаться сведения о целях исследования, о том, сто проводит данный опрос. Кроме того, уместны заверения в конфиденциаль­ности (анонимности), какие-то объяснения по поводу того, как был выбран дан­ный респондент (скажем, «случайным образом»). Если анкета заполняется са­мим респондентом, нужно указать, каким образом, когда и кому (по какому ад­ресу) она должна быть возвращена. Практика показывает, что чрезмерно длинные и обстоятельные интродукции не приводят к сколько-нибудь суще­ственному улучшению качества ответов или увеличению мотивации к сотруд­ничеству. И в случае интервью, и в ситуации, когда респондент сам отвечает на вопросы, лучше перейти к сути дела сразу же, после небольшого введения: все равно опрошенные не уделят должного внимания касающимся вас и вашего проекта деталям, если они (детали) будут представлены до начала опроса. На­много лучше, если, завершив интервью, вы вручите респонденту визитную кар­точку, памятный значок с символикой института, который вы представляе­те, и т. п. Желательно также поблагодарить респондента за сотрудничество.

return false">ссылка скрыта

Если составленный вами вопросник будет заполняться в ходе личного интервью, нужно сразу же позаботиться о составлении памятки для интервьюеров. Полезно также использовать внутри вопросника шрифтовые выделения, позволяющие отделить те инструкции и замечания, которые адресованы только ин­тервьюеру, от предназначенных респонденту и зачитываемых интервьюером вслух. Лучше, если все уточняющие реплики, инструкции и вводные фразы, которые интервьюеру предстоит использовать, будут включены непосредственно в текст вопросника (в скобках, с помощью курсивных выделений и т. п.). В ином случае интервьюеру придется заучивать памятку наизусть—от вводных фраз до«До свидания»23.

 


 


cument, window); //]]>
Генерация страницы за: 0.005 сек.