Архитектура барокко

Стиль барокко доминировал в искусстве христианского мира в 16-18 веках. Расцвет этого стиля ассоциируется с интенсивным формированием национальных государств, укреплением абсолютизма. В отличие от предшествующего Ренессанса, барокко характеризуется не уравновешенностью и гармонией, а смелыми, порой драматическими эффектами композиции, цвета, мелодии, ритма, виртуозными и пышными формами и образами. Яркие выразительные элементы барокко, в том числе криволинейные волюты, башни с куполами, обрамляющими главный фасад, иногда - вогнутые или выпуклые стены присутствуют в архитектуре многих памятников этого стиля. Наиболее отчетливо прослеживается связь барокко с католицизмом – этот стиль получил наибольшее развитие именно в сфере господства католической церкви.

Родиной и идейным вдохновителем барокко, как сказано выше, считается Италия, где произведения искусства этого стиля наиболее ярки и показательны. Живописные работы Караваджо, скульптуры Бернини демонстрируют характерные для барокко пышность и динамизм. Один из первых выдающихся памятников барокко в Италии - церковь Иль Джезу(Приложение 1), выстроенная архитекторами Д.Виньолой и Д. делла Порта к 1575 г. Представляет собой крестообразное в плане сооружение – каноническое решение христианского храма. Главный фасад решен в виде композиции разных ордеров. Волнообразные элементы, связующие два яруса фасада (волюты), создают хрестоматийный силуэт церкви этого стиля.

Архитектура барокко широко пользуется театральными средствами – светом, перспективными эффектами, игрой с масштабом. Интерьеры выглядят больше своих истинных размеров, архитекторы барокко могли корректировать реальность и создавать иллюзорные картины. Практически всегда использовался весь арсенал средств и жанров- архитектура, скульптура, живопись.

Оптические приемы, меняющие пространство, использовались не только в интерьерах и при создании фасадов зданий. Крупнейшая фигура барокко Л.Бернини, гениально решил площадь Святого Петра в Риме (Приложение 2), создав своей колоннадой искусственную перспективу и систему иллюзорной корректировки облика собора Св.Петра, обеспечив наилучшее градостроительное решение главной площади католического мира. Колоннада акцентирует восприятие собора, визуально увеличивая его, и позволяет отвлечься от здания лишь в центре площади.

Архитектура барокко в Испании, предвосхитившая развитие этого стиля в Новом Свете, наиболее ярко проявилась в творчестве архитекторов братьев Чурригера и сконцентрирована в основном в Саламанке(Приложение 3).

Массивное, если не тотальное проявление барокко в архитектуре состоялось в латиноамериканской культурной среде. Бесперспективные испанская и португальская монархии смогли импортировать католицизм на этих территориях, и архитектура храма в стиле барокко оказалась тем идеалом красоты (и веры), которые были приняты латиноамериканским населением, состоявшем в основном из креолов. Канонические примеры архитектуры барокко встречаются на огромных территориях от Аргентины до Мексики.

Барокко в русском искусстве, сформировавшееся позднее, чем в западной Европе, имело свои отличия, среди которых нужно выделить взаимодействие этого стиля с другими, прежде всего с классицизмом. Крупнейшим полигоном развития этого стиля стал, Санкт-Петербург.

Классику русского архитектурного барокко В.Растрелли принадлежит авторство многих сооружений - как барокко, так и классицизма. Потрясающие работы Растрелли, например сооружения Петергофа, Зимнего Дворца(Приложение 4), Андреевской церкви в Киеве(Приложение 5) имеют признаки обоих стилей. Прекрасный образцом русского барокко остается колокольня Троице-Сергиевой Лавры (Приложение 6), сооруженная по проекту Д.Ухтомского.

Барокко выразительно и органично связано со скульптурой. Классическая скульптура Л.Бернини «Экстаз святой Терезы» (Приложение 7)в авторском интерьере часовни римской церкви Санта Мария делла Витториа. Пышность и театральная экспрессия барочной скульптуры отлично дополняет такие же качества архитектуры этого стиля.

Архитектура барокко, характеризуемая театральным восприятием сооружений и динамикой построения объемов и пространств, находит свое место в стилизациях и новых композициях архитектуры современности.