Распространение стиля барокко в Европе
Стиль барокко возник в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Эпоха Возрождения несколько позднее охватила и другие страны, культурный центр Европы постепенно стал перемещаться из Италии на север. Так в разных странах он выражал и идею дворянской культуры времен рассвета абсолютизма, борьбы за национальное единство, вкусы бюргерства. Там предметный мир наряду с мощным влиянием итальянского искусства и ремесла испытал влияние и своих местных условий. Для Франции, Голландии, Германии традиционным было совсем иное отношение к интерьеру, и прежде всего тяга к его замкнутости, к большому уюту. Это хорошо передают живописные полотна художников северного Возрождения. Жизнерадостные реалистические начала свойственны барокко во Фландрии (живописцы П. П. Рубенс, А. ван Дейк, Я. Йордане, Ф. Снейдерс). Барокко получило распространение в Испании, Португалии (и их колониях в Америке и Азии), на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль. Конечно, протокольной точности от картины ожидать нельзя. Изображая бытовые сцены, немцы, фламандцы и французы были склонны преувеличивать тесноту и обилие предметов, в то время как итальянские живописцы, наоборот, стремились уничтожить границу внутреннего и внешнего пространства, раздвинуть стены комнат, лишая их иногда предметного наполнения. По сравнению с итальянскими палаццо здесь ниже потолки, меньше окна и двери. В отделке стен превалирует дерево, совсем иную, более заметную роль играет мебель и домашняя утварь — они зримо заполняют пространство интерьера. На картинах и гравюрах можно не только разглядеть отдельные предметы, но и проследить их «жизнь» в бытовой среде. Под потолком — изящные металлические люстры на несколько рожков, на столе масляный светильник или подсвечник, а рядом щипцы, чтобы снимать нагар со свечей. Важное место в комнате занимает камин, дающий столь ценное для северян тепло и вместе с ним уют. Вещи в комнате несут на себе следы занятий человека. На столе ученого — наклонная подставка для тяжелых книг с переплетом из телячьей кожи и массивными бронзовыми застежками. Рядом письменные принадлежности и песочные часы. Посуда обычно разрозненная, наряду с металлической — глиняная или стеклянная. В ходу были и деревянные миски и ложки. Иногда металл сочетался с деревом —так делали кадушки и ведра. Вся эта разностильная посуда использовалась не только по своему прямому назначению, но и служила украшением — ее размещали на полках, на шкафчиках, вешали на стенах.
Усложненность и массивность — внешние признаки барочной мебели — сочетались с ее комфортабельностью и удобством: такими были, например, мягкие кресла с подлокотниками и широкими спинками. Одежду уже не надо было складывать в сундуки — для нее предназначались специальные шкафы, а для хранения белья — комоды с выдвижными ящиками. Для трапез служили разнообразные столы, круглые, квадратные, прямоугольные, а для того чтобы экспонировать красивые предметы, придумали так называемые консоли — узкие, приставленные к стене подобия столов. Обогатилась техника украшения мебели: наряду с резьбой и росписью получает распространение инкрустация из Дерева, перламутра, черепахи и бронзовые накладки.
Влияние стиля барокко проникало и в среду горожан среднего достатка, утилитарность в их быту все более и более стала сочетаться с эстетикой. Появилось больше самих предметов — это были столы для самых разных целей, шкафы и комоды. Наряду с традиционными табуретами уже встречались стулья и кресла. Мебель стали украшать резьбой, а иногда даже мозаикой из дерева. Но все это, разумеется, было несравненно скромнее, чем во дворцах знати. Посуда для массового обихода из керамики, фаянса или из олова почти всегда была чисто утилитарной. Традиционный ее облик изменялся очень медленно, зачастую еще повторялись формы Возрождения и даже средневековья.