ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ N 3. ИМПЕРСКОСТЬ — НЕ ПЛЕМЕННОЕ ЧВАНСТВО. ДВА ЛИКА СТАЛИНА. 9 страница

«Современный российский боевой пловец вооружен автоматом подводной стрельбы (АПС) и специальным подводным пистолетом (СПП). Длинной, десятисантиметровой пулей, на жаргоне боевых пловцов называемой «гвоздь», можно поразить противника на расстоянии в десятки метров.

В стандартный комплект боевого пловца (есть еще множество спецсредств) входит также аппарат с регенерацией дыхательной смеси, позволяющий пробыть под водой несколько часов. Есть специальные средства передвижения под водой, есть быстроходные катера и автомобили. При необходимости боевым пловцам дают и самолеты. Готовность к выезду и вылету дежурных в любую точку (страны, мира?) — двадцать минут.

И даже в наши смутные времена выезжают и вылетают. Подчас тревоги ложные. Почудится молодому матросу на вахте, что вблизи боевого корабля стаями плавают головорезы с финками в зубах — вызывают боевых пловцов. Случается, выпадает нудная работенка: очистка корабельных винтов от намотавшихся сетей или поиски на дне утерянного флотского имущества. Но отнюдь не за это многие офицеры и мичманы отрядов борьбы с ПДСС награждены боевыми орденами и медалями.

...В декабре 1989 года наши боевые пловцы «укрепляли мир во всем мире» — охраняли встречавшихся у берегов

Мальты Михаила Горбачева и Джорджа Буша. В окружении президентов они были единственными вооруженными людьми. В течение трех суток 16 боевых пловцов, сменяя друг друга, несли боевое дежурство под водой, имея приказ стрелять в любую движущуюся цель в радиусе двухсот метров от советских и американских кораблей.

Но были задачи и «покруче». Шесть лет боевые пловцы советского Военно-Морского флота несли службу по охране базы Дахлак в Эфиопии. Воевали. В том числе и под водой. Из окруженного эритрейскими войсками порта они ушли на последнем нашем корабле.

Было еще всякое, было еще многое. Процент награжденных среди боевых пловцов — это факт — выше, чем у воевавших в Афганистане.»

«Боевые пловцы малоговорливы. Действительно, под водой языком не почешешь. К тому же, о многом пока говорить нельзя. А о том, что можно, рассказывает бывший командир отряда борьбы с ПДСС Краснознаменного Черноморского флота, кавалер двух орденов Красной Звезды, капитан первого ранга запаса Юрий Иванович Пляченко, больше тридцати лет прослуживший боевым пловцом:

— Я стал «выездным» с 1984 года. Тогда, 20 марта, на подходе к никарагуанскому порту Сандино подорвался на мине наш танкер «Луганск». Затем еще несколько судов. Мне в субботу позвонили из штаба флота домой и сказали, чтобы в воскресенье я был готов к вылету в Никарагуа.

Собираться за границу тогда офицеру было «весело»: необходимо подготовить 12 фотографий в гражданской одежде, 6 собственноручно написанных автобиографий и разрешение Военного Совета флота на выезд. Это, разумеется, помимо того, чтобы собрать и проверить спецснаряжение. Но меньше чем за сутки все успел, а Военный Совет командующий флотом ради меня одного созвал в 9.00 в воскресенье.

Под воду в Никарагуа спускаться не пришлось. Группа наших экспертов занималась чисто аналитической работой. От нас ждали рекомендаций: возможно ли судоходство в этом районе? Подрывы на минах вызвали большой резонанс в мире, союзник СССР фактически оказался в блокаде.

Довольно быстро мы установили, что мины были кустарного производства и ставились местными оппозиционерами с плоскодонных лодок. Никарагуанским военным мы дали рекомендации, как бороться с постановкой мин и как переоборудовать простые портовые буксиры в тральщики. После нашего отъезда подрывов судов больше не было.

Этой же командой мы потом еще дважды летали за границу: были подрывы наших судов на минах в Персидском заливе и в Красном море. Там пришлось спускаться под воду, но все-таки было больше аналитической работы на берегу.

Последняя загранкомандировка была у меня в 1986 году. В ночь с 5 на 6 июня под водой были заминированы и подорваны в ангольском порту Намиб кубинский транспорт «Гавана» и два наших судна: «Капитан Вислобоков» и «Капитан Чирков». ТАСС, ссылаясь на ангольские источники, заявил, что это дело рук южноафриканских диверсантов-подводников. Правительство ЮАР сразу выступило с резким протестом. Разгорелся крупный международный скандал. На наших судах по одной мине не взорвалось, надо было их обезвредить и установить, какой «супостат» их изготовил.

В штабе флота меня спросили: сколько времени необходимо на сбор группы? У нас готовность — 20 минут. Но здесь было особое задание, я попросил четыре часа. Построил матросов: добровольцы есть? Шагнули вперед все. Взял двоих, недавно вернувшихся с боевой службы в Эфиопии. У них и с акклиматизацией проблем не предвиделось, и акул они не только на картинках видели. Назначил в группу еще двух мичманов и офицера. Точно через четыре часа мы летели в Москву.

В столице долго не задержались. Инструктаж у начальника Главного штаба ВМФ был короток: «Береги людей». Спешка, помню, была страшная. Нас без прививок не пускали в Африку медики, так при мне в Главный штаб ВМФ позвонил Николай Иванович Рыжков: «Что вы там тянете? Я уже с 17 государствами договорился о пролете спецрейса, а вы одну женщину-врача уговорить не можете!».

Через 20 часов мы были уже на месте. Ранним утром на следующий день ушли под воду.

Я осмотрел невзорвавшиеся мины, приказал своим ребятам собрать на грунте все осколки от взорвавшихся. Несколько дней они дно обшаривали, а я на берегу железочки складывал. Штуковины оказались интересными: такого типа мин никто в мире еще не применял.

К Намибу тем временем подошли боевые корабли нашего Северного флота. Жить стало легче и веселее. Мы набрали у северян ручных гранат и перед каждым спуском под воду глушили «вероятного противника» почем зря. Но диверсанты кверху брюхом не всплывали, хотя под водой они нам, чего греха таить, мерещились.

Лично мне и в этой командировке больше пришлось работать на берегу — головой. Определил, что мины неизвестные боевые пловцы установили на неизвлекаемость. Также разобрался, почему две из них не взорвались. Диверсанты не сделали поправку на ангольскую зиму. Относительную, конечно, по нашим понятиям. В механизмах мин загустела смазка, и электронные взрыватели не сработали. Учитывая это, я разработал план обезвреживания.

Проще всего, конечно, было взорвать мины на местах их установки. Но было жалко суда: нашенские же, не «дядины». Все рассчитав, мы нейтрализовали одну из мин маленьким контрвзрывом. Она оторвалась от корпуса и взорвалась на грунте.

А вторую надо было снять целой и невредимой во что бы то ни стало. Интересы государства требовали установления авторства и национальной принадлежности ее конструкторов.

Шансов на успех — один из сотни. Но выбирать было не из чего. На 36-е сутки я дождался: шток устройства неизвлекаемости оброс водорослями. Еще раз все просчитал и рискнул. Мину обвязали капроновым тросиком, легонечко дернули. Повезло, она не взорвалась. Матросы отбуксировали ее на берег, на пустынный пляж. Там я ее и разобрал до последнего винтика.

Для «интересов государства» мина значения не имела. Конструкция была оригинальной, человек, ее придумавший, был безусловно талантлив в своем деле. А детали были японскими, английскими, голландскими. Обыкновенные резисторы, диоды, микросхемы: хоть в мину их устанавливай, хоть в утюг. Короче говоря, чья сборка, мы так и не установили. Доложили «наверх» только одно: маркировка мины «ДД», а порядковый номер — 13. Штучный, в общем, товар.

В 1986 году начались «новые времена». За границу я больше не ездил. Ушел в запас...

Все наши военные реформы последних лет можно сравнить с толчением воды в ступе. Кто пойдет служить сейчас — на пустой кошелек, в безнадежную очередь вечно бесквартирных.

...И все-таки мы, русские — удивительный народ. Из отрядов боевых пловцов мамы сыновей не забирают. И сами мальчишки по домам не разбегаются. Уходят и уходят под воду. Главное теперь, чтобы им кислород не перекрыли полностью.»

Кроме подразделений борьбы с ПДСС, у Империи были подводные пловцы-диверсанты, спецназ ВМФ СССР. Их задачей была и еще остается разведка на приморских направлениях в интересах флота, уничтожение мобильных пусковых установок и командных пунктов врага. Цели спецназов-амфибий — объекты противовоздушной обороны, дамбы, шлюзы и плотины, мосты и корабли. Они тоже вооружены уникальными русскими автоматами и пистолетами для подводной стрельбы. Но кроме них — еще и чисто сухопутным оружием для бесшумной стрельбы, стреляющим ножом разведчика — НРС, гранатометами, переносными зенитными ракетами и противотанковыми управляемыми снарядами.

В начале главы мы рассказали, как действует спецназ ВМФ, обездвиживая и обезглавливая военно-морские базы врага. Русские амфибии свое дело знали, и таланты у них были весьма многогранны. То они скользили на своих надувных лодках среди стоящих кораблей русской Средиземноморской эскадры, неся боевое дежурство. То шли на учения, проверяя и себя, и других.

Как рассказывает капитан-лейтенант Алексей Буднев («Солдат удачи», N 5,1996 г.), в июле 1986 года им поставили задачу: между двумя и тремя часами пополудни в одном из южных городов СССР обмануть пограничников и перейти морской кордон, проникнув на «иностранное судно» — корабль посредников в шести милях от берега.

Справились. Хотя русская пограничная стража — лучшая в мире. Хотя город кишмя кишел поднятыми по тревоге пограничниками. Средь бела дня, под видом отдыхающих диверсанты, надев «мокрое» водолазное снаряжение под одежду, просочились поодиночке к штормящему морю через «дыры» в пограничных секретах и патрулях. Первые семьдесят метров прошли под водой, перейдя затем на особую технику плавания — без акваланга. На движение под водой с появлением над ней только для вдоха. Скрываясь за гребнями волн, они миновали пограничные катера и сделали еще десять километров в бурном море.

Подготовка спецназовцев русского флота сурова. Рядовых призывали на три года, стараясь подбирать тех, кто уже знаком с подводным плаванием и имеет спортивные разряды. В учебных подразделениях их ждала подготовка с психическими и физическими нагрузками, близкими к предельным. Вершиной курса молодого диверсанта был подъем по тревоге ночью и марш-бросок без указания дальности и времени бега. Под утро, когда силы иссякали практически у всех и до предела, идти дальше могут лишь очень сильные духом люди. Их-то и берут в спецназы-амфибии.

Они затем превращаются в сверх-воинов. С парашютной и горной подготовкой, сведущих в подрывном деле и в топографии, отличных стрелков и физически сильных людей. Они познавали искусство выживания и рукопашного боя, иностранные языки и ориентировку под водой, морское дело и медицину поля боя. Помните, как немцы ковали свою аристократию в СС? Вот и у нас закалялись воины-спартанцы, о которых мы, увы, не знали почти ничего.

Стрелять их учили будь здоров. Патронов и гранат на то уходило крат в пять-семь больше, чем в обычных частях. Учили поражать цель с первой пули. Одиночными выстрелами, а не очередями. Часто меняя позицию. Потом, в Афганистане и Чечне, до этой техники огневого боя будут доходить сами, через кровь и смерть.

 

Особое внимание уделяли взрывному искусству. Боец-амфибия знал и обычные мины, и специальные — те, что калечат неприятельские корабли. Само собой, учили их разминированию и обезвреживанию взрывных ловушек. Иногда эти бойцы показывались на военно-морских парадах в еще имперском Севастополе. Незабываемое зрелище — их выход из воды строем, с автоматами на груди. Словно сказочные богатыри Черномора, они возникали из волн шеренга за шеренгой. А в 1983-м при всем честном народе показали как, спрыгнув в воду с вертолета и без всякого парашюта, надо брать штурмом корабль.

Буднев рассказал, какой была авиадесантная подготовка. Прыгать учили с бреющих высот в 120,100, 80 и даже 60 метров. Так, чтобы купол парашюта раскрывался почти у самой земли, чтобы висящий на стропах человек не становился целью для вражеских стрелков. А полковник В.Поздняков поставил рекорд — полсотни метров. Десантировались без запасных парашютов — все равно воспользоваться ими на таких высотах невозможно. Нет времени. И немудрено, что таких богов войны, привычных к игре со смертью, брали нести стражу в самые ответственные моменты. Спецназ ВМФ СССР охранял наши суда во время фестиваля молодежи и студентов на Кубе в 1978-м. Во время поездки Горбачева в исландский Рейкьявик в 1986 году. Даже в начале трагедии раздела Черноморского флота меж «независимыми» Россиянией, Украиной и Грузией люди-амфибии стали гвардией комфлота адмирала Касатонова. Когда тот поехал в ставшую мафиозно-бандитским притоном Грузию Шеварднадзе, где тогда бушевала гражданская война, его стражей были эти спартанцы.

Очень горько сознавать, но после расчленения Империи разделился и спецназ ВМФ. Наиболее боеготовая часть оказалась в руках куска Союза, Украины. Старокрымская бригада? Но еще живет база подводных бойцов на острове Русский близ Владивостока, изрытого внутри каменными подземельями, построенными гениальным русским инженером Карбышевым.

В фильме о Джеймсе Бонде «Шаровая молния» есть эпизод: аквалангисты английской спецслужбы и пловцы мафии вступают в подводный бой у затопленного бомбардировщика с ядерными бомбами. Они поражают друг друга гарпунами из подводных ружей. Мафиози выдвигают вперед диковинную мини-лодку, у которой в носу — целая «батарея» гарпунных ружей.

Но русские пловцы имеют гораздо более мощное оружие для схваток в пучине морской. Которого не было и нет на Западе. 5,66-миллиметровый автомат подводной стрельбы АПС, бьющий игловидными пулями. С магазином на 26 патронов — либо с МПС (со стальной пулей), либо — с патронами МПСТС (с трассирующей). На глубине до пяти метров АПС может убивать чужих пловцов в радиусе тридцати метров. Если бой идет на глубине до 20 метров, дистанция убойного выстрела сокращается также до двадцати метров. Предел же применения АПС — сорокаметровая глубина, на которой АПС бьет на 10 метров.

АПС легок — всего два с половиной кило, на нем есть крепления-цапфы для установки в амбразурах мини-подлодок. С 1983 года он стоит на вооружении, созданный инженерами подмосковного Климовска, в ЦНИИ точного машиностроения. Там же Владимир Симонов создал четырехзарядный подводный пистолет СПП-1 с пулями-иглами, принятый на вооружение в 1971 году. На глубине в два десятка метров от бьет на одиннадцать метров. И это оружие делает русских амфибий опаснейшими врагами. Оно помогает им действовать даже в тропических водах, где водятся акулы-людоеды. От которых у берегов Южного Вьетнама в 60-е погиб не один боевой пловец.

Империя довольно хорошо оснастила свою подводную пехоту. Для передвижения в толще морской — индивидуальными буксировщиками-скутерами, похожими на короткие толстые торпеды. Групповыми носителями и мини-субмаринами, которые могли прикрепляться к большой лодке для переброски на большие расстояния. (Для этих целей могли служить уже первые послевоенные субмарины серии «С»).

 

Как утверждает А.Буднев, пловцы пользуются для погружении аквалангом АВМ-5 с многочасовым запасом дыхательной смеси. За что, заметим, их очень возлюбили современные пираты — искатели затонувших кораблей на Балтике и на русском Дальнем Востоке, ищущие антиквариат, старинное оружие и золото. А еще подводные пехотинцы имеют изолирующие дыхательные аппараты ИДА-71. Хотя они очень сложны и требуют большой тренировки:

«Даже после непродолжительного пребывания под водой у всех искателей романтики исчезали иллюзии. А при хождении в аппарате на полную автономность после выхода из воды пловцов не всегда узнавали даже близкие друзья. Что поделать: наши комбинезоны УГК-3 по комфортности были далеки от идеала. Зато аппарат ИДА-71 позволял при грамотном использовании выжать из него в полтора раза больше нормативного времени под водой».

Есть и аппарат ИДА-50-90 — рассчитанный на шестичасовое плавание на 25-метровой глубине. Но люди с гнилыми зубами пользоваться им не могут. Да что там — если не почистить зубы, кислород очень быстро разложит остатки пищи и принудит потом идти к стоматологу.

Подразделения спецназа были «золотым фондом» военных сил Империи. Буднев вспоминает, как в 1988-м была отработана операция по освобождению заложников на захваченном тремя «террористами» судне «Комета» (на подводных крыльях). Все заняло семь секунд.

Горько вспоминать, как в декабре 1995-го прочеченские террористы захватили в Турции наш паром «Авразия». Группа боевых пловцов так и не вышла в море — у большого противолодочного корабля «Керчь» не было даже горючего. Демократия, реформы — флот и страна развалены.

Но в 1985-м Империя высилась грозно, и ее корабли пенили волны во всех океанах Земли. Американцы тогда очень боялись русских бойцов-амфибий. Боялись неожиданных ударов по своим заморским базам флота, морской пехоты и авиации.

Ибо американцы — вояки с неважной дисциплиной. Нет у них прусских исполнительности и военных традиций, нет японских повиновения старшим начальникам и беззаветной верности солдатскому долгу.

«Солдат удачи» (N8, 1995 г.) поведал нам о результатах проверки боеготовности гарнизонов США и надежности охраны важных военных объектов. В роли диверсантов выступила спецкоманда под водительством героя вьетнамской войны, спецназа-парашютиста-пловца («тюленя») Ричарда Марчинко. В 1986 году им удалось проникнуть на морскую базу США на острове Гуам — в багажниках двух такси! — захватить казармы и дом бессемейных офицеров. А потом — и уйти.

В 1985 году команда Марчинко «захватила» штаб командующего Атлантическим флотом США в Норфолке, штат Виргиния, проникли в здание радиоэлектронной разведки флота, откуда ведется слежение за всеми кораблями в океанах мира. Они умудрились подогнать грузовик со взрывчаткой (с дымовыми шашками) к конференц-залу, где собрались адмиралы. И это несмотря на то, что охрана знала об учениях!

На месте людей Марчинко могли оказаться русские спецназы. Или подготовленные в Империи латиноамериканские партизаны.

Боевые пловцы-диверсанты — вот кого мы могли дешево и сердито противопоставить космическим штучкам Америки. Вот кто мог нанести парализующий блиц-удар по военноморским базам США, охватывавшим Евразию с юга. Впрочем, идея не нова.

В 1953 году ас «тайного фронта» Павел Судоплатов, тогда возглавлявший Четвертое управление разведки и диверсий НКВД СССР, завершает подготовку системы полного паралича важнейших баз НАТО через считанные минуты после его нападения на нас. Ну, чем не пример для Империи 1980-1990-х годов? Ведь русские создали даже малые атомные субмарины, которые подобно немецким «Зеехундам» 1940-х, вполне могли и корабли топить, и боевых пловцов доставлять. Скажем, ныне в Северном флоте есть одна АПЛ проекта 1851, АС-11. «Малютка» длиной в сорок и шириной в 53 метра, построенная в Питере в 1982 году. Есть еще три АПЛ типа «1910» (1390/2000 т, 69 метров длины, 7 — ширины, скорость — 30 узлов) — АС-15, АС-16 и АС-17. Наконец, в Питере построили сорокаметровую АС-12, способную уходить на километровую глубину.

Да что там атомные — вспомните-ка осень 1996 года, когда совершенно случайно на камни села северокорейская электроходная мини-лодка с пластмассовым корпусом. Совершенно бесшумная, практически никак не обнаруживаемая. Империя была способна делать их сотнями.

До 1992 года у нас на Тихом океане плавали субмарины типа «659» и «659Т», некогда — стартовые платформы крылатых ракет (3731/4920 тонн, 112,3 метра длины и 9,2 метров — ширины, 29 узлов, глубина ныряния — 300 м). Этих ветеранов 1960-х переделали в носители мини-подлодок диверсантов. К началу 90-х на Адмиралтейском заводе в Питере выпускают первые тридцатиметровые лодки «Пиранья». Маленькие и маневренные, словно катера, они управляются всего одним человеком. А к пирсу ее может привести на буксире всего один матрос с берега. Три подводника — ее команда. «Пиранья» берет на борт либо шестерых бойцов-аквалангистов со всем снаряжением, либо пару торпед и мины. Этот мининаутилус из маломагнитной стали абсолютно бесшумно ныряет на двести метров.

«Пиранья» остается в походе до десяти дней, покрывая за это время тысячу миль. Под волнами ее полный ход — 6,5 узлов (12 километров в час). На экономическом ходу в 4,5 узла лодка проходит до 130 миль — 240 верст. Почти столько же, сколько большая субмарина Второй мировой!

У нас было почти все для молниеносного удара по центрам морской силы США в Индийском и Тихом океанах. И не только в них! В Империи рождалось новое, дешевое и экономичное оружие — лодки с двигателями замкнутого цикла. Один лишь факт появления в океане русских подводных отрядов заставлял врага тратить сотни миллионов долларов для защиты огромной, растянутой сети морских баз.

В подводной войне для нас открывались фантастические перспективы. Империя с ее военно-технической мощью подобна живому организму, обладающему генетической «памятью предков». Любая идея даже 50-60-летней давности, бережно хранимая в чертежах и архивных документах, в любой момент может дать серьезный выигрыш в глобальном противоборстве. Да, наш дорогой друг, русская военная цивилизация потенциально обладала как минимум еще двумя технологиями для «блицкрига» против рассеянных по островам западных баз, для их парализации и даже захвата.

Александр Широкорад («Техника-Молодежи», N12, 1996 г.) рассказал, как в 1948 году в ЦКБ-18 началась разработка большой субмарины проекта 621, которая должна была нести в своей утробе 10 танков Т-34, 12 грузовиков и три прицепа, 14 полевых пушек, три самолета-истребителя и 745 десантников с полным снаряжением. Длинный (147,5 метров) корпус со сдвинутой к корме рубкой чем-то напоминает силуэт нашего подводного линкора 70-х — «Акулы». По замыслу конструкторов, эта исполинская лодка предназначалась для броска подо льдами Арктики к американским военно-воздушным базам «Туле» в Гренландии. Передняя оконечность лодки была плоской, словно клюв утконоса. Она служила воротами-аппарелью и трапом, по которому на берег своим ходом устремлялась десантная техника. Молниеносным нападением наши воины по замыслу отцов проекта захватывали чужие аэродромы и делали так, чтобы они могли встречать русские бомбардировщики, идущие на США через Северный полюс, по трассе перелета Валерия Чкалова в 1937 году.

Работы над проектом «задробили» — тогда в Империи еще не было ядерных судовых машин. А парогазовый «крейслауф-двигатель», заимствованный для этого корабля у гитлеровцев, был слишком взрывоопасен. Правда, в 1952-м пошла разработка лодки проекта 626 — стометрового корабля, несущего внутри пять танков и 165 десантников. Тоже для трансполярных операций. Ее снабдили нагревателями для вытапливания полыньи во льду четырехметровой толщины и выдвижной шахтой для выхода десантников на поверхность («Техника-Молодежи», N12, 1996 г.). В носу лодки предусмотрели специальное устройство для выгрузки танков и «багажа». В отличие от большой предшественницы, эта лодка вооружалась двумя торпедными аппаратами. Но в 1955-м разработку проекта прекратили.

Но мы и здесь опередили время. Уже в наши дни американцы обратились к идее использования старых АПЛ для скрытных десантньк операций в Мировом океане. Однако переоборудованный из ракетоносца в «десантовоз» корабль — совсем не то, что специально созданное для этой цели судно. И тут мы имели преимущество: у нас в архивах лежали чертежи и практически все расчеты. Проекты 1950-х, исполненные по технологиям 1980-х — 1990-х годов, с использованием компактных ядерных установок и звукопоглощающих материалов, давали нам еще одно оружие для атак подводных десантников на базы США. Например, на острове Диего-Гарсия в Индийском океане. Или на Исландию — ключевую авиационную и противолодочную позицию в Северной Атлантике.

Тень странного самолета, приглушенно урча моторами, мелькнула на фоне звезд. Ромбовидный рисунок широких, распластанных крыльев, три диска воздушных винтов, похожий на плавник хвост. Силуэт машин скользнул к самой воде, открываясь в профиль, и здесь случайный наблюдатель мог бы остолбенеть от удивления: над сигарообразным фюзеляжем возвышается маленькая башенка рубки подводной лодки, и из нее торчит тонкая «антенна» мини-перископа!

Странный самолет, выключив двигатели, вспенил ночной океан длинными поплавками и тихо закачался на ленивой волне. Через полторы минуты машина беззвучно ушла вглубь, держа курс на огни большого острова впереди. Секунду-другую был виден бурун от мачты перископа, но потом и он канул в волны...

Это не фантастика. Еще в 1934 году курсант Высшего морского инженерного училища Борис Ушаков разработал проект летающей подводной лодки с экипажем из трех человек. По расчетам, ЛПЛ весом в 15 тонн должна была летать на 800 верст со скоростью 200 километров в час и погружаться за полторы минуты. Десятисильный электромотор обеспечивал ей 2-3 узловой ход и дальность подводного плавания в 5-6 миль. При глубине ныряния в 45 метров. Лодка-самолет несла две торпеды и спаренный пулемет («Вестник воздушного флота», N7,1995 г.).

Этот аппарат должен был нагонять эскадры противника в открытом море. Обнаружив корабли врага, ЛПЛ быстро уходила за горизонт и обгоняла эскадру, чтобы поджидать ее в засаде. В намеченной точке воздушная субмарина приводнялась, экипаж быстро переходил в герметичный отсек и погружался за полторы минуты. Если атака срывалась, экипаж ЛПЛ, подождав, снова всплывал и повторял операцию. Пребывание в засаде сводило шумность лодки-аэроплана к минимуму.

Та же ЛПЛ могла использоваться для того, чтобы по ночам проникать в хорошо охраняемые гавани, перелетая через боновые заграждения, подводные сети и минные поля, пережидая светлое время суток на дне портов, под самым носом у врагов.

Работы над ЛПЛ прекратили в 1938 году. Но это изобретение гениального русского инженера вполне могло воскреснуть в 80-х, в обострении борьбы с Западом. Корпус можно было сделать из композитных легких материалов, двигатели поставить форсированные, с системами электромагнитной обработки горения смеси в цилиндрах и с дожигом топлива. Запас сжиженного воздуха и современные аккумуляторы вдвое-втрое повышали автономность плавания, а спутниковая система навигации (плюс спутниковая же разведка) делала ЛПЛ весьма грозным оружием.

Торпедные атаки? Пожалуйста. В отличие от реактивных самолетов, ЛПЛ с поршневыми моторами гораздо лучше ускользает от радаров, переходя на бреющий полет. Уйти от истребителей можно, нырнув под волны. Композитный корпус и бесшумность спасают ее от обнаружения акустикой и магнитометрами. А кроме торпед лодка-самолет могла бы нести пару компактных ракет или доставлять диверсантовамфибий к объектам атаки. Только одна эта техника, будучи в тысячи раз дешевле авианосцев, могла держать в страхе половину американских баз и авианосных соединений. Ведь ЛПЛ можно скрытно перевозить в трюмах внешне мирных кораблей, на корпусах больших бесшумных субмарин или выпускать в полет с тяжелых транспортных самолетов.

Напомним, как в романе Жюля Верна «Флаг Родины» международный мафиози Кер Каррадже, похитив ученого и секрет ракетного оружия огромной силы, уходит на свой остров — базу на парусной яхте. Которую буксирует подлодка. Но точно так же парусные учебные корабли Империи, рыболовецкие траулеры или спортивные яхты могли скрытно тянуть на буксире летающие мини-субмарины. Так что анафема каждому, кто говорит о проигрыше нами гонки вооружений. Мы не использовали и трети дешевых ответов на американский вызов. Поэтому нет ни прощения, ни оправдания горбаческим выкормышам за их позорную сдачу страны Западу. Их словеса о захлебывающейся в военном соревновании с США экономике СССР — всего лишь неуклюжее оправдание собственной продажности. Ведь даже самый гнусный вор всегда старается найти духовное или социальное обоснование своим преступлениям. Да они просто продали нас с вами, выбросив на свалку труды десяти поколений русских!

Боже мой, на пороге какого нового мира мы стояли! Ведь боевые отряды подводных пловцов становились колыбелью нового народа, «русских моря». Из капитанов будневых вышла бы когорта жаков-ивов кусто. А самое главное — эти люди безумной доблести, привычные к чудовищным напряжениям и к игре со смертью, были призваны стать аристократами, новым дворянством. Частью правящей элиты.

Даже рядовые подводные бойцы, придя в мирную жизнь, были способны создавать новую цивилизацию. Сильные и широкогрудые, привычные к холоду и давлению глубин воины — золотой генофонд русского народа. Их нельзя было возвращать к пьяным дракам в унылых кварталах — нет! Нужно было строить на Тихоокеанье светлые, омытые ветром и солнцем колонии. На Камчатке, Сахалине и в Приморье. Там, где шельф таит огромные залежи нефти и газа, и где среди водорослей бродят несметные стада огромных крабов, вытяжка из лап которых стоит сумасшедшие деньги.

Быть пастырями таких стад? А почему бы и нет. Возделанная, нива моря способна дать русским несметные сокровища. Вот где должны были рождаться русские концерны и консорциумы. И пусть аристократы их подводных когорт становились бы их управляющими, и в мирной жизни ведя за собою своих вчерашних солдат.

Эти люди могли народить светловолосых и светлоглазых детей от здоровых русских женщин. Детей, с малых лет привычных к колышущейся зыби прибрежных глубин. Играющих со спрутами среди подводных распадков, как с белками в подмосковных лесах, мускулистых и выносливых! Ведь когда-то на русском Беломорье из рыбаков и промышленников вышел субэтнос крепких и храбрых поморов. А каких людей могли дать такие колонии на Дальнем Востоке?

Русские гений и удаль порой не знают границ. Когда-то я видел в старом журнале проект, показавшийся безумством: превратить кольцевые острова-атоллы в южной Пацифиде в загоны для китих. И доить их с помощью доильных «торпед», собирая густое жирное молоко с поверхности воды. Но кто знает, какие дела могло свершить поколение «русских моря» через каких-нибудь пятнадцать-двадцать лет?