Деятельность ООН по урегулированию гражданских войн
Начиная с XIX в. европейские страны в поисках путей гарантии мира и безопасности, стремились выработать на межгосударственном уровне систему, которая способствовала бы мирному разрешению споров. Первой такой структурой стал Священный Союз с институтом международных конгрессов. Политика, направленная на защиту «легитимизма», привела к ликвидации Союза, заложив при этом традицию международных конференций.
После ужасов Первой мировой войны идея создания международной организации, в рамках которой решались бы все важнейшие вопросы, не прибегая к силовым методам, пережила свое второе рождение. Как известно, в качестве такого механизма была создана Лига Наций, не выдержавшая, однако, испытаний и не сумевшая предотвратить вторую в истории человечества Мировую войну. Несмотря на этот печальный опыт, государства не отказались от идеи создания универсальной международной организации, и после Второй мировой войны усилиями стран антигитлеровской коалиции начала свою деятельность Организация Объединенных Наций. В то же время, в международном праве возобладала тенденция к созданию универсальных норм, которые способствовали созданию системы коллективной безопасности. В итоге, послевоенная система международной безопасности стала основываться на Уставе ООН, в котором провозглашались отказ от политики угрозы силой и её применения1, обязательство государств разрешать конфликты исключительно мирными средствами2, а также предусматривались коллективные меры по поддержанию или восстановлению мира и международной безопасности3. Кроме того, ООН выпала роль регулятора не только международных конфликтов, но и конфликтов немеждународного характера, т. е. гражданских войн.
1 Устав Организации Объединенных Наций [от 26.06.1945] // КонсультантПлюс:
Высшая школа. Специальная подборка правовых документов и учебных материалов. - Выпуск 8, 2007 (CD‑ROM).
2 Там же.
3 Там же.
Во второй половине ХХ в. отчетливо выразились две тенденции, ставшие непосредственными причинами гражданских войн. Прежде всего, следует отметить, что в послевоенный период происходит распад колониальной системы мира — бывшие колонии, особенно в Африке, получают независимость от метрополий. В этих условиях в новообразованных государствах начинаются широкомасштабные конфликты, в которых разные группы населения сражаются либо за власть, либо за изменение статуса государственных территорий — за автономию, независимость и т. д.
Вторая тенденция проявилась в начале 1990-х гг., когда крушение социалистических режимов привело к обострению этнокон-фессиональных, этнотерриториальных и этнополитических проблем бывших соцстран — в первую очередь, Югославии и СССР1. В итоге в 1990-е гг. произошел резкий рост не только количества гражданских войн, но и их продолжительности и жестокости2.
В этих условиях ООН была обязана в соответствии со своим Уставом предпринимать меры по разрешению не только международных, но и внутригосударственных конфликтов. Деятельность ООН по урегулированию вооруженных конфликтов (в т. ч. и немеждународного характера) получила название миротворческих операций.
Примечательно, что вопросы, касающиеся института миротворческих операций, никак не регламентируются Уставом ООН — сам термин «миротворчество» в нем отсутствует. Однако генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршёльд (1953 — 1961 гг.) утверждал, что термин содержится в «главе шесть с половиной» Устава, и отводил ему место между такими традиционными методами мирного разрешения споров, как посредничество и установление фактов (гл. VI), и мерами принудительного характера, например, эмбарго и военное вмешательство (гл. VII)3.
В целом следует отметить, что за время существования ООН механизм предварительной подготовки, организации и контроля за операциями с участием военного персонала так и не был создан. По каждой операции выносилось отдельное решение, создавался
1 Шепова Н. Миротворчество как способ предотвращения и урегулирования совре‑
менных вооруженных конфликтов // Отечественные записки. – 2005. – №5. –
Режим доступа: http://www.strana‑oz.ru/?numid=26&article=1147.
2 Fearon, James D. Neotrusteeship and the Problem of Weak States. // International
Security, Vol. 28, Issue 4 (Spring 2004). – P. 10.
3 Операции ООН по поддержанию мира: Обзор деятельности. Режим доступа:
http://www.un.org/russian/peace/pko/intro/chapter1.htm
свой механизм управления. Во многом политика в области миротворчества формируется на базе существующих прецедентов и в рамках ограничений, накладываемых Уставом ООН1.
В мае 2008 г. исполняется 60 лет миротворческим операциям ООН. За это время, начиная с направления Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) в 1948 г., миротворчество стало постоянным средством осуществления норм Устава ООН на глобальном уровне и прочно вошло в арсенал средств различных региональных и субрегиональных организаций.
Деятельность ООН по урегулированию гражданских войн имеет две стороны: недопущение и урегулирование текущей гражданской войны.
Первая задача, главным образом, была актуальна в период приобретения независимости бывшими колониями в Африке и Азии. ООН направляла специализированные миссии для недопущения гражданских войн на территории новообразованных государств. В некоторые государства миссии направлялись с задачей поддержания безопасности в регионе, контроля над вооружениями. В качестве примеров таких миссий можно привести Операцию ООН в Конго (ONUC — июль 1960 — июнь 1964); Силы безопасности ООН в Западной Новой Гвинее (Западном Ириане) (UNSF — октябрь 1962 — апрель 1963); Контрольную миссию ООН в Анголе I, II (UNAVEM — январь 1989 — июнь 1991 и июнь 1991 — февраль 1995 соответственно); Миссию ООН в Центрально-Африканской Республике (MINURCA — апрель 1998 — февраль 2000)2.
Если же гражданскую войну сдержать не удавалось, миссии переформировывались, получали определенные, более широкие, полномочия и направлялись как миротворческие военные силы ООН или «голубые каски». В случае успеха их полномочия продлялись с целью гарантии установленного мира и выполнения договора. Это такие миссии, как вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре (UNFICYP — с 1964 г. по настоящее время); операция ООН в Мозамбике (ONUMOZ — декабрь 1992 — декабрь 1994); миссия ООН по оказанию помощи Руанде (UNAMIR — ок-
1 Печуров С. Вооруженные силы в миротворческих операциях. Некоторые ре‑
комендации для России. – Режим доступа: http://www.rustrana.ru/print. php?nid=23485
2 United Nations Peacekeeping. – Режим доступа: http://www.un.org/Depts/dpko/
dpko/pastops.shtml
тябрь 1993 — март 1996); миссия ООН в Боснии и Герцеговине (UNMIBH — декабрь 1995 — декабрь 2002); Контрольная миссия ООН в Анголе III (UNAVEM III — июль 1997 — февраль 1999); миссия ООН по делам временной администрации в Косово (UN-MIK — с июня 1999 года по настоящее время); операция ООН в Бурунди (ONUB — май 2004 — октябрь 2006)1.
Советский Союз, а затем и Российская Федерация, приобрели большой опыт участия в операциях по поддержанию мира, как в составе международных организаций, так и самостоятельно. Первая группа советских военных наблюдателей прибыла на Ближний Восток почти сразу же после окончания арабо-израильской войны 1973 г. В составе этой группы, прибывшей в Египет в ноябре 1973 г., было 36 военных наблюдателей из СССР. С того времени советские и российские военные принимали участие в миссиях в следующих странах: Грузии, Таджикистане, Боснии и Герцеговине, Косово, Ливане, Иордании, Израиле, Камбодже, Намибии, Западной Сахаре, Анголе, Мозамбике, Руанде, Сьерра-Леоне, Конго и на Восточном Тиморе2.
Однако сегодня ООН переживает кризис. Миротворческая деятельность все в меньшей степени становится прерогативой ООН. Такие обязательства стали брать на себя другие организации, в том числе и региональные — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), СНГ, Африканский союз, Европейский Союз и, особенно, НАТО. Наличие нескольких параллельных институтов во многом снижает эффективность операций. Более того, это ведет к тому, что государства-члены Совета Безопасности ООН категорически отказываются финансировать ту или иную миссию, так как они это уже делают, будучи членом какой-либо другой организации.
Несовершенство системы ООН проявляется и в том, что наличие права вето у пяти постоянных членов Совета безопасности может быть использовано в собственных целях, что, безусловно, снижает эффективность миротворческих операций ООН.
Исследователи считают, что политические решения ООН чаще всего являются следствием определенных конфликтных ситуаций
1 Там же.
2 Сердюк Ю. О. Войска «мирового правительства» // Независимое военное обоз-
рение. - 30 мая 2003. - Режим доступа: http://nvo.ng.ru/history/2003‑05‑30/5_ oon.html