Практическая работа №1
Литературный язык и языковые нормы, работа со словарями
Цель занятия:
§ закрепить понятие о литературных нормах русского языка;
§ научить исправлять ошибки в устной и письменной речи;
§ научить пользоваться словарями русского языка.
Ход занятия
I. Повторение пройденного теоретического материла, объясните термины: культура речи, признаки литературного языка, правильность речи, общеупотребительные и устаревшие слов;
II. Прочитайте отрывки из стихотворений. Следите за произношением. Объясните произношение выделенных слов. Например, ничтоне мешало – ни[шт]о.
1. И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды
Желанья!... что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят – все лучшие годы! (Л.)
2. У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!» (Ес.)
3. И что за диво? …издалёка
Подобный сотням беглецов
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока… (Л.)
4. В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновленья
Без слов, без жизни, без любви. (П.)
5. И сказал ему царь Иван Васильевич:
«Да об чём тебе молодцу кручиниться?..» (Л.)
III. Используя Словарь русского языка С. И. Ожегова или Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова, определите, какие значения имеют слова:
Дорога, короткий, тяжелый, зеркало, огонь, гвоздь, вечер, корень.
Составьте различные словосочетания с этими словами.