Основной период

 

В задачи этого периода входит: 1) увеличение функцио­нальных возможностей организма и совершенствование физи­ческих качеств; 2) закрепление и совершенствование технических и тактических навыков; 3) воспитание и развитие психи­ческих качеств, необходимых для ведения боев в соревнова­ниях.

Длительность основного периода колеблется от 5 до 7 меся­цев. В этом периоде обычно имеют место два этапа: общей и специальной подготовки.

Этап общей подготовки имеет продолжительность, которая в значительной мере определяется успешностью и интенсив­ностью подготовительного периода и колеблется от 4 до 5 ме­сяцев. Здесь решаются задачи: закрепления и совершенствова­ния спортивной техники, полученной в подготовительном пе­риоде; овладения тактикой фехтовального боя; установления индивидуальных склонностей и особенностей фехтовальщиков; достижения состояния спортивной формы, позволяющего выно­сить напряжения соревнований (достигается специфическая выносливость фехтовальщика).

Средствами служат: индивидуальные уроки преподавателя; упражнения с партнером; взаимные индивидуальные уроки, контры, учебные и вольные бои, а также: общая и специаль­ная разминка. Характерным в занятиях на этом этапе являет­ся: постепенное возрастание интенсивности и всей нагрузки за счет упражнений самого фехтования; постепенное уменьше­ние нагрузки в упражнениях, направленных на развитие и со­вершенствование физических качеств; подчеркнутое внимание к воспитанию волевых и специальных тактических качеств; увеличение количества соревновательных упражнений и учеб­ных соревнований.

От выполнения по командам, которое имело известное ме­сто в упражнениях подготовительного периода, постепенно переходят к упражнениям, выполняемым по заданию, но само­стоятельно с партнером под наблюдением тренера. Происхо­дит индивидуализация заданий тренера-преподавателя.

Одной из важнейших задач является привитие вкуса и навыков в самостоятельных упражнениях по заданному плану, развитие активности, сознательного и требовательного отноше­ния к своим действиям в упражнениях и учебных боях, способ­ности к настойчивому исправлению недостатков.

Удельный вес основной части вырастает до 60—70% и зна­чительно превышает основные упражнения в подготовительном периоде. С приближением сроков соревнований упражнения, связанные с большими физическими и психическими напряже­ниями, начинают занимать все большее место. На учебные бои и учебные соревнования отводится сначала по 10—15 мин. в занятии, а к концу этапа общей подготовки их длительность может доходить до 25—35 мин.

Несколько изменяется значение и содержание заключитель­ной части. В связи с необходимостью погашения значительного возбуждения, возникающего под влиянием соревновательных упражнений и учебных боев в основной части, заключительная часть удлиняется. Большее время отводится подведению ито­гов занятия, что бывает необходимым для разбора вопросов теории фехтования, основ тактики, назначения индивидуаль­ных заданий для самостоятельной работы.

Этап специальной подготовки к соревнованиям имеет основ­ной задачей развитие «тактического мышления» и специфиче­ской выносливости. Длительность этого этапа колеблется в пределах 1—2 месяцев. Чем интенсивнее проходили трениров­ки на этапе общей подготовки, тем короче будет этап спе­циальной подготовки. Занятия на этом этапе постепенно под­водят фехтовальщика к условиям, в которых он должен будет находиться во время соревнований. Средствами здесь должны быть: общая и специальная разминки; упражнения в совершен­ствовании техники и, главным образом, тактики в парных упражнениях, в индивидуальных уроках, в учебных боях и , учебных соревнованиях, специальные беседы по вопросам так­тики и поведения в соревнованиях. Кроме боев, которые про­водятся в конце основной части занятия, следует проводить через 5—7 дней соревнования по официальным правилам как внутри группы, так и с приглашением других фехтовальщи­ков.

Перед официальными соревнованиями может быть рекомен­довано снижение нагрузки для создания некоторого запаса сил и нервной энергии. В последнюю неделю рекомендуется шире использовать технические упражнения без напряжения. Раз­минки, общую и специальную, нужно проводить энергично в таком же плане, как перед соревнованиями. Для специальной разминки можно использовать не только упражнения на ми­шенях, но и индивидуальные уроки, парные упражнения и воль­ные бои, проводимые легко, главным образом для создания определенной настроенности на предстоящие соревнования. Продолжительность занятий в последние дни перед соревно­ваниями сокращается до 70—90 мин.

На этапе специальной подготовки не занимаются разучива­нием новых приемов и действий, а еовершенотвуют уже извест­ные, стараясь найти для каждого фехтовальщика наиболее выгодные, которые впоследствии составят его боевой репер­туар, будут создавать его индивидуальный стиль. Здесь не рекомендуется долго задерживаться на исправлении ошибок, особенно крупных, следует только смягчать их влияние. Тон проведения занятий должен быть веселым, бодрым, вселяю­щим в фехтовальщиков уверенность в силах. Кроме практиче­ских занятий, нужно уделить значительное время и для бесед на специальные темы о тактике, правилах соревнований, об особенностях возможных противников и о способах борьбы при разных ситуациях.