Гигиена труда в механизированных частях

К наиболее специфическим особенностям труда данной категории военнослужащих относятся: совершение маршей на длительные расстояния в боевых машинах пехоты, бронетранспортерах и автомобилях; обычные и форсированные передвижения пешим порядком; ведение огня из обычного стрелкового оружия, в том числе из замкнутых пространств; длительное пребывание в окопах и других фортификационных сооружениях и т.п.

При выполнении функциональных обязанностей непосредственно в образцах ВВТ военнослужащие подвергаются воздействию комплекса факторов, основными из которых являются неблагоприятный микроклимат, постоянный акустический шум, вибрация, ударные ускорения (тряска), вредные примеси к вдыхаемому воздуху, ограниченные размеры рабочих мест.

На формирование микроклимата в образцах ВВТ оказывают влияние нарушенные метеоусловия, конструктивно-технические характеристики образцов, условия эксплуатации, скорость движения и т.д.

Температура воздуха внутри танка зимой всего на 4-80 выше температуры наружного воздуха. Охлаждению членов экипажа способствуют большие скорости движения воздуха и отрицательное излучение на ограждения. Контакт с холодными металлическими поверхностями, а также малоподвижность танкистов в свою очередь увеличивают вероятность охлаждения.

Предупреждение общего переохлаждения и отморожений достигается устройством рациональной системы отопления, покрытием внутренних поверхностей термоизолирующими (негорючими) материалами, использованием соответствующих условиям одежды и обуви. Принимаются меры к обогреванию людей во время стоянок и привалов за счет активных движений, а при малейшей возможности ‑ в теплых помещениях.

Летом температура воздуха внутри танка может достигать 400‑500С, так как отдельные участки брони нагреваются до 650‑70°. Предупреждению перегреваний способствуют: применение кондиционеров, принудительная вентиляция подкостюмного пространства, усиление общеобменной вентиляции за счет открывания люков, включения искусственных средств подачи воздуха (вентиляторов, сепаратора-нагнетателя, фильтровентиляционной установки и т.п.), снижение физической нагрузки в жаркое время, обеспечение доброкачественной охлажденной питьевой водой, привалы с выбором стоянок в тени и выходом людей из машин.

Запыленность воздуха. При движении танков по грунтовым дорогам или по бездорожью в сухое время года через люки и смотровые щели в обитаемое отделение танка проникает огромное количество пыли, которая снижает видимость и ухудшает условия наблюдения, способствует возникновению у членов экипажа конъюнктивитов и блефаритов, катаральных воспалений дыхательных путей, гнойничковых заболеваний, снижает воздухо- и паропроницаемость их одежды.

Для уменьшения поступления пыли внутрь танка необходимо при движении в колонне выдерживать дистанцию между машинами (примерно 50 м) и периодически производить смену машин, идущих в голове и хвосте колонны. В случае марша по чрезвычайно запыленной местности целесообразна герметизация танка с подачей воздуха через сепаратор-нагнетатель. Для защиты глаз и органов дыхания используют защитные очки, респираторы и противогазы.

Химические вредные вещества.В процессе боевой деятельности танкисты контактируют с пороховыми и выхлопными газами, продуктами пламегасящих смесей, горючесмазочными веществами, с различного рода растворителями, используемыми при ремонте двигателей и др.

Пороховые газы.Загрязнение воздуха в танке происходит при стрельбе из пушки и пулеметов вследствие попадания пороховых газов из канала ствола при открывании затвора, а также из стреляных гильз.

Количество и концентрация пороховых газов в воздухе танков зависят от калибра орудия и его конструктивных особенностей, состава порохового заряда, темпа и продолжительности стрельбы, вида и эффективности работы вентиляции, степени герметизации танка и др.

Снижение концентрации пороховых газов обеспечивается за счет использования эжекционного устройства в передней трети ствола, естественной вентиляции, работы приточных и вытяжных вентиляторов, сепаратора-нагнетателя и фильтровентиляционной установки.

Отработавшие газы могут попадать внутрь танка от впереди идущей машины или от своего же двигателя при попутном ветре и на остановках, через неплотности выпускного тракта и моторной перегородки, при определенных условиях – и через входное окно нагнетателя-сепаратора в технике без фильтров и поглотителей, во время преодоления водных преград по дну. (примеси проникают главным образом в обитаемое отделения технически неисправных машин), а также при работе двигателя в закрытом помещении (танковые боксы, мастерские).

Отработавшие газы современных танковых двигателей содержат относительно мало оксида углерода, но обладают неприятным запахом и оказывают сильное раздражающее действие на слизистые оболочки за счет альдегидов и сернистого ангидрида, образующихся при сгорании тяжелых видов топлива.

Горюче-смазочные материалы. В качестве горючего (топлива) для танков используется дизельное топливо, а в качестве смазочных материалов – смазочные масла. Попадая на нагретые поверхности двигателя и брони, они могут испаряться и разлагаться с образованием продуктов, обладающих выраженным раздражающим действием.

В результате систематического либо постоянного воздействия тяжелых фракций нефти (смазочных масел, дизельного топлива и др.) у человека могут возникнуть характерные поражения кожи в виде фолликулов или масляных угрей, обычно локализующихся на кистях и предплечьях, на передней поверхности бедер. Легкие фракции нефтепродуктов, в частности автомобильные бензины, приводят к обезжириванию кожи, ее сухости, появлению на ней мелких трещин, которые могут инфицироваться, чему способствуют также мелкие травматические повреждения рук.Для их профилактики необходимо обеспечение экипажа танка маслобензонепроницаемой одеждой, соблюдение танкистами правил личной гигиены и техники безопасности, а также полноценное питание, повышающее общую резистентность организма.

При контакте с аккумуляторными газами (снятие, перестановка, переноска, контроль уровня электролитов и т.д.) кожа и одежда могут подвергаться воздействию серной кислоты (в виде капель и паров).

Вибрация, ударные ускорения (тряска).Вибрация и тряска в танке являются следствием работы двигателя и езды по дорогам и местности с неровным профилем. Вибрация в танке возникает при работе двигателя, носит ритмичный характер, амплитуда ее обычно невелика и действует на организм танкистов изолированно только при работе двигателя на холостом ходу.

Гораздо более неблагоприятное влияние оказывают аритмичные, толчкообразные колебания при движении танка. Колебания танка носят сложный характер и могут иметь различную направленность: горизонтальную, вертикальную, угловую и т. д. Число и сила сотрясений во многом зависят от профиля местности и квалификации водителя. Амплитуда и ускорение при толчках и сотрясениях часто достигают таких величин, что танкисты могут получить ушибы и ранения. Кроме того, они вызывают утомление членов экипажа, вынужденных все время прилагать мышечные усилия для сохранения равновесия, существенно усложняют условия работы экипажа, могут вызвать явления укачивания.

Добиться уменьшения тряски и вибраций в танке (до нормативных параметров плавности хода) можно улучшением системы подрессоривания, амортизаторов и сидений. Важное значение имеют специальная, общая физическая, а также профессиональная тренировка экипажа.

Шум. Основным источником шума в танке является ходовая часть. Его уровень зависит от вида образца, характера дороги, скорости движения. К этому добавляется шум от оружия (пушки и пулемета) во время стрельбы, от ударов пуль и осколков о броню и пр. Уровень шума в движущемся танке может достигать 130 дБ.

Для индивидуальной защиты от шума и улучшения речевой связи используются летний и зимний танкистские шлемофоны с вмонтированными противошумами, которые существенно снижают уровень интенсивности шума (до 45 дБ), телефонными наушниками и ларингофонами. Однако длительное использование шлемофонов затрудняется тем, что вмонтированные в них противошумы оказывают значительное давление (примерно 5 кг по периметру) на подлежащие ткани головы.

Для современных образцов ВВТ характерны ограниченные размеры и малые объемы обитаемых отделений, на 1 члена экипажа приходится примерно от 0,5 до 2 м3 свободного объема.

Теснота внутреннего помещения сильно ограничивает движения человека, в результате статические нагрузки преобладают над динамическими. Экипажи вынуждены длительное время сохранять однообразную рабочую позу, что приводит к перенапряжению определенных групп мышц.

Рабочие места ВВТ оснащены большим количеством аппаратуры и приборов, что создает значительные информационные нагрузки на членов экипажа.

Современные танки оснащаются лазерными дальномерами. Излучаемый ими мощный узконаправленный световой импульс опасен для незащищенного глаза человека. Он может вызвать повреждение зрения различной степени – от временного ослепления до ожога сетчатки и стойкой потери зрения. Опасность представляет не только прямое излучение лазера, но и отраженное от водной поверхности или блестящих предметов. Радиусы опасных зон для незащищенного глаза составляет до 10 км днем и 15 км ночью. Применение оптических наблюдательных приборов увеличивает опасность поражения. Особенно велика опасность поражения при двусторонних учениях в ночное время.

Танкистам нередко приходится действовать в экстремальных условиях, в результате чего возможно возникновение стрессовых состояний. Особое значение имеет преодоление водных преград по дну, так как оно связано с элементами опасности и риска для здоровья, а иногда и жизни экипажа. При выполнении данного упражнения у экипажей наблюдаются выраженная нервно-психическая и эмоциональная напряженность.

С учетом специфики труда военнослужащих мотострелковых и танковых частей их военно-профессиональная работоспособность и сохранение здоровья обеспечиваются:

- созданием необходимой среды обитания в образцах ВВТ;

- рациональной организацией режимов труда и отдыха;

- физической подготовленностью;

- профессиональным отбором и рациональным распределением военнослужащих по специальностям;

- коррекцией состояния организма.