ПЛАН УРОКА
Тема: Февральская революция 1917 г.
Задачи:
1. Образовательная:
Дать общие представления об уровне развития России в начале и в разные периоды XX в.
2. Развивающая:
Развитие навыков анализа параметров политического развития и работы с картой.
3. Воспитательная:
Усвоение факта, что внешнее величие не означает отсутствия глубокого кризиса.
План урока:
Этапы | Основное содержание | Рекомендуемые формы и методы | Средства обучения | Время (мин) | |
I. Организационный момент | 1. Взаимное приветствие учителя и учеников 2. Проверка наличия личного состава | Опрос старосты | |||
II. Проверка домашнего задания | I. Ответ с места: 1. Какой революционный орган осуществлял Октябрьскую революцию и кто его возглавлял? II. Фронтальный опрос: а) Когда произошла Октябрьская революция? б) Какие бои за власть были самыми первыми? I. 2. Как проходила революция в Москве? II. в) Что провозгласил II ВСС? [Декрет о мире и Декрет о земле] г) Что такое аннексия? д) что такое контрибуция? е) что такое репарация? I. 3. Система власти, провозглашённая до Учредительного собрания; 4. Ход проведения Учредительного собрания; [Доделать систему власти] | ||||
III. Изучение нового материала | [Интервенция являлась неотъемлемой частью Гражданской войны. Тем не менее, не следует преувеличивать её значение. Россия не была банановой республикой – и сражаться с индустриальным государством в полную силу значило ослабить себя в непонятной авантюре. Тем более, что ПМВ ещё не закончилась. Насильно удержать Россию в Антанте? Хотя цели, несомненно, и борьба с «красной угрозой», и ослабление России] Интервенция – вторжение сил одного государства на территорию другого. Иностранная военная интервенция по значению вторична к Гражданской войне, поскольку не имела решающего значения в ходе конфликта. [дек 1917 г. – англо-французское соглашение о разделе зон влияния в России (как в своё время в отношении Китая)] Весна 1918 г. – интервенция в Мурмаске (Англия) и на Дальнем Востоке (Япония). Позже присоединяются США и Франция, делят другие области (Сибирь, Бессарабия, Крым). Движущие силы Гражданской войны – социальные противоречия, возникшие в процессе индустриализации и приведшие к трём революциям. Они находят своё выражение в рамках революционной ситуации. С развитием конфликта позиции сторон становились все более непримиримыми и интегрировали насилие как фактор российской политической культуры. [это найдёт отражение в поддержке сталинских чисток. Как называется идеология, основанная на политическом насилии?] Создание РККА: 15 янв 1918 г. – декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии; май 1918 г. – декрет ВЦИК о всеобщей мобилизации [через военкоматы]; Л.Д. Троцкий – нарком по военным делам и председатель Революционного военного совета республики. [т.е. и комплектовал и командовал]: 1. Привлекал царских офицеров; 2. Заложничество семей царских офицеров; 3. Ввел политкомиссаров; [Замполиты – формально для воспитания. На самом деле присматривали за командиром РККА стали монолитной силой с единым руководством и системой эффективного управления. Все противники РККА лишь условно объединены как белые. Зачастую эти силы друг с другом не были связаны не генетически, не институционально, т.е. не подчинялись друг другу и не имели общих интересов] Белая армия: ноя 1917 г. – начало формирования Добровольческой армии. [воззвание ген. М.В. Алексеева прибыть в Новочеркасск для формирования Добровольческой армии. Командующий – Л.Г. Корнилов => А.И. Денинкин] Причины социальной изоляции белых: 1. Отсутствие социально-экономической программы в отношении трудящихся; 2. Абстрактность демократических лозунгов; [фактически равносильно, как будто они собираются вернуться к прежним порядкам] 3. Перекладывание ответственности за изменения на грядущее Учредительное собрание; [у большевиков в это время – уже декреты вовсю] 4. Доминирование репрессивных мер мотивации войск и гражданского населения; Восточный фронт: май 1918 г. – мятеж чехословацкого корпуса (белочехи); [почему-то ехали через Сибирь, растянулись. Их приказали разоружить – но в ответ они сами сместили большевиков] Формируются правительства: 1. Самара – комитет Учредительного собрания (Комуч); Эсеры; 2. Омск – Коалиционное Сибирское правительство (директория); авг 1918 г. – Народная армия Комуча заняла Казань; лето 1918 г. – эскалация террора с обеих сторон; красный террор vs белый террор; [царская семья => покушение на большевиков => массовый террор] 1. Личное руководство Л.Д. Троцкого; 2. Военно-полевые суды; 3. Заградотряды; 4. Концлагеря; сен 1918 г. – взятие Казани, разгром Народной армии; ноя 1918 г. – военный переворот в Омске, разгон Сибирского правительства; вес 1919 г. – наступление Колчака, опасность соединения с Добровольческой армией; [рост крестьянских выступлений и забастовок на большевистских территориях. Новый виток репрессий] апрель-июнь 1919 г. – наступательные операции красных, разгром Колчака. Уфимская директория. Южный фронт: Май 1919 г. – восстание донских казаков в ответ на красный террор [нелюбовь ещё с революции 1905 г.]; май-сентябрь 1919 г. – наступление Добровольческой армии [поход на Москву с сен 1919 г.] окт 1919 г. – весна 1920 г. – контрнаступление красных, разгром Добровольческой армии; Зеленые: Н.И. Махно – лидер анархистской республики; 1920 г. – ок. 50 тыс бойцов; Советско-польская война: 25 апр 1920 г. – 18 мар 1921 г. – советско-польская война; Ю. Пилсудский – лидер и военачальник Польши. Цель: восстановление границ 1772 г. (Зап. Украина и Зап. Беларусь) при поддержке Антанты; 1919 г. – захват территорий; май – авг 1920 г. – контрнаступление красной армии (Киев => Варшава); несогласованность Западного и Юго-Западного фронта; потеря таки земель [авантюра? Видимо, потому что не стали просто подписывать договор – а попытались променять строй Польши] Южный фронт 2: Добровольческая армия П.Н. Врангеля vs южный фронт М.В. Фрунзе; 8 окт 1920 г. – форсирование Сиваша и удар В.К. Блюхера с фронта; Дальний Восток: Образование Дальневосточной республики, вывод японских войск; окт 1922 г. разгром белых на ДВ. «Малая война» (1921-1922): [когда стало ясно, что помещики не вернутся] 1. Антоновщина – крестьяне Тамбовской губернии; М.Н. Тухачевский, химическое оружие, расстрелы на месте; [крестьянские отряды не были связаны между собой. Антонов возглавлял наиболее крупный отряд. Движения как такового тоже не было, поскольку не было идеологии] 2. 1–18 мар 1921 г. – Кронштадтское восстание. «За Советы без коммунистов»; Политика «военного коммунизма» была оправдана в условиях наличия классового врага в лице идеологически слабых белых ретроградов. После разгрома этой силы перед большевиками встала необходимость выполнения обещаний построения более справедливого общества. | План: 1. Интервенция; 2. Красные; 3. Белые; 4. Восточный фронт; (белочехи, Комуч и директория) 5. Южный фронт; 6. Зеленые; (батька Махно) 7. Советско-польская война; (Ю. Пилсудский, Тухачевский и Егоров) 8. Южный фронт 2; 9. Дальний Восток; (ДВР) 10. «Малая гражданская война» (Антоновщина и Кронштадтское восстание) | 1. Учебник; 2. Тетрадь с конспектами; 3. Карты: а) Российской империи; б) Советского Союза; в) Российской Федерации | ||
III. Оглашение итогов и домашнего задания | 1. Назвать оценки за работу на уроке и критерии оценивания; 2. Домашнее задание: а) записи в тетради; б) § 10; в) по пану выписать основные события; | ||||
Самостоятельная работа | |||||
1. Социальная опора революции в Петрограде (с мотивацией!!!) (2) | 1. Два органа революционной власти (политическая и социальная ориентация!!!) (2) | ||||
2. Двоевластие (в конкретно-историческом смысле) | 2. Продразвёрстка | ||||
3. Первый кризис власти (причины, ход, итоги) (3) | 3. Второй кризис власти (причины, ход, итоги) (3) | ||||
4. Корниловский мятеж (3) | 4. Признаки революционной ситуации в октябре (3) | ||||
5. Контрибуция | 5. Аннексия | ||||
6. Решения II ВСС (без sXe’мы!!!) (3) | 6. Военный коммунизм (без определений!!!) (3) | ||||
7. Принципы формирования РККА (3) | 7. Причины изоляции белых (4) | ||||
8. Третья сила (название, идеология, лидер) | 8. Антисоветские органы власти Сибири (2) | ||||
9. Какие конфликты был порождены в результате социальных противоречий поздней индустриализации | 9. Какие последствия для политической жизни общества имели конфликты, порожденные противоречиями поздней индустриализации | ||||