V. Совместный тест Роршаха.

Для понимания межличностного поведения индивида недостаточно знать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида. Личность активна, и ее отношение к действительности требует осмысления, преобразования, выхода за пределы заданного. Необходимо иметь информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Большинство методик, позволяющих получить такую информацию - проективные.

Методика СТР имеет направленность на выявление интрапсихического содержания личности и позволяет исследовать структуру и динамику межличностного взаимодействия в семье. Коммуникативные процессы оказываются доступными диагностике благодаря введению методического приема «гомеостат». Преимуществами методики являются:

1. ее проективный характер (неосознаваемые мотивы);

2. отсутствие заранее определенного решения, как в других гомеостатных методиках. Здесь все решения партнеров равноправны, поэтому расхождение точек зрения неизбежно, а обмен решениями в меньшей степени будет отражать стремление к передаче объективного содержания, а в большей степени - эмоциональные установки членов группы друг по отношению к другу.

Диагносцируются: количество и качество совместных ответов (анализ продукта взаимодействия, при этом предполагается, что совместный ответ не есть просто сумма индивидуальных) и сам процесс нахождения решений (стили межличностного взаимодействия).

Сфера применения. Семейная диагностика, особенности установления терапевтического контакта при разных формах психотерапии (прогноз о совместимости: терапевт, который легко и отчетливо представлял себе зрительные образы своего пациента в тесте, был способен улавливать больше информации о состоянии пациента в процессе психотерапии; и терапевт, развивающий у пациента творческий подход к интерпретации пятен, способствующий возрастанию инициативы и уверенности в себе пациента, аналогично воздействует на него и в процессе психотерапии); клиническая диагностика (внутрисемейные дисгармонии в семьях больных шизофренией: в основном за счет спутанных противоречивых посланий (в тесте - аналогичные объяснения рисунков (агграматичные, по созвучию)), пропуски начальных звеньев коммуникативного процесса (ориентировочных)).

Каждое речевое высказывание, помимо того, что оно является интерпретацией пятна, еще и обращено к партнеру, то есть инициирует ответное действие партнера на совместном пути к достижению общего решения. Н.Лавленд предлагает различать 4 формы высказываний, в зависимости от их роли в решении общей задачи:

1. облегчающие (сензитивные, творческие);

2. нейтральные (обычные, стандартные);

3. затрудняющие (случайные, уводящие от цели);

4. разрушающие (искажающие смысл сказанного).

Делались попытки диагностики ролевых ожиданий членов семьи относительно друг друга (приводятся примеры продуцирования высказываний противоречивого характера, отражающие комплементарность ролевых паттернов: эти высказывания обычно близки по содержанию, но могут отличаться например, по такой характеристике, как активность - пассивность, агрессивность - неагрессивность (например, "два каннибала над горшком с ритуальным огнем" или "два туземца барабанят по барабану").

При включении индивида в разные группы при выполнении СТР (семья, друзья, референтная группа), он может демонстрировать различные паттерны поведения.

Процедура проведения теста обычно включает две серии: индивидуальное и совместное тестирование, но можно ограничиться только СТР. В первом варианте мы получаем возможность соотнести количество и качество ассоциаций в индивидуальном варианте и в ситуации взаимодействия. При индивидуальном тестировании используется полный набор таблиц, процедура тестирования и обработка протоколов проводятся по традиционной схеме. Присутствие экспериментатора во время проведения 2-й серии нежелательно.

Процедура СТР. Таблицы Роршаха «рубашками вниз» помещаются на столе перед участниками эксперимента, точное местоположение которых регламентируется экспериментатором. Для СТР редко используют все таблицы, обычно 2-3.

Инструкция. «Попробуйте прийти к согласию по поводу Ваших толкований таблиц. Запишите Ваши совместные ответы на каждую таблицу на листках бумаги (каждый на своем)».

В ходе проведения СТР на магнитофон записываются высказывания участников дискуссии, а также фиксируются невербальные реакции.

Обработка результатов. Может осуществляться в укороченном варианте, в этом случае мы ограничиваемся диагностикой стиля и динамики взаимодействия в процессе общения. В этом случае анализируется поведенческий аспект коммуникаций в соответствии со следующими категориями:

1. Графа "Держание таблицы": практическая активность (кто берет, держит таблицу - свидетельствует о распределении ролей.

2. "Количество предложений": продуцирование новых идей, их количество, качество (в сравнении с ИТР), кто является инициатором идей.

3. "Проникаемость", то есть умение донести до партнера свое предложение (здесь может проявиться агрессивность, потребность в достижении, а также способность подстраиваться к партнеру для достижения общей цели - это будет проявляться в стиле описания, понятном для партнера).

4. "Решение": руководство, как часто принимает решение о совместном ответе.

5. "Аффективный стиль" отношений, выражается в способах реагирования на партнера (поддержка (+), отклонение (-), игнорирование (0), амбивалентные реакции (+-). Игнорирование (отсутствие оценок) может свидетельствовать о скрытом отвержении и пренебрежении, полное отсутствие негативных оценок - о сдерживаемой агрессии.

6. Кооперация, показатель сплоченности - количество и качество совместных решений (из 10 таблиц в среднем бывает 7-8) (однозначное согласие партнеров - 1; "плохое" (псевдосовместное - 0).

Регистрируемые данные сводятся в таблицу (форма и комментарии к заполнению Бодалев, Столин, с. 203). В отличие от «гомеостатических» методик, в которых нужно прийти к единому четко определенному решению, в СТР неопределенность стимульного материала приводит к неизбежному расхождению точек зрения. При поиске совместного решения участники будут демонстрировать эмоциональные установки по отношению друг к другу. СТР позволяет выявить неосознаваемый личностный аспект коммуникации.

Качество и количество совместных ответов могут служить мерой сплоченности и совместимости группы, а сам процесс нахождения совместных решений демонстрирует стили межличностного взаимодействия.