Елена Калитеевская Гештальт - 98 9 страница

-134-

Хотя участвовавшие в исследовании лица не опрашивались непосредственно в ходе совершения ритуалов исцеления, полученные нами данные позволяют допустить, что участники групп религиозного целительства могут переживать изменения восприятия себя и окружающего мира, а также способов переработки информации (Csordas, 1983), коррелирующие с ощущением исцеления. Более того, ритуалы исцеления могут стимулировать появление у их участников определенного «опыта исцеления» или переживание ими «событий особого рода» благодаря использованию в ходе этих ритуалов связанной с внушением личной силы и трансформации риторики (Csordas, 1983; McGuire, 1983), которая способна вызывать яркие образные представления и измененные состояния сознания (Griffith et al., 1986). Многими исследованиями связь переживания «измененных состояний сознания» с участием в ритуальных действиях была подтверждена (Ludwig, 1968; Fischer, 1975, 1976; DiLeo, Grof and Kellogg, 1977; Galanter, 1982; Lex, 1979).

С учетом высокой частоты появления опыта «трансформации и изменений», можно предполагать, что участники групп религиозного целительства имеют определенную предрасположенность к переживанию «измененных состояний сознания». Это согласуется с юнгианским представлением о том, что опыт раннего детства и особенности окружающей ребенка среды могут способствовать усвоению определенных когнитивных стилей и тенденций, связанных с переживанием разных психических состояний.

Поскольку использование нами различных критериев оценки качества жизни респондентов предполагало дифференциацию эффектов воздействия исцеляющих ритуалов по степени их оздоровляющего эффекта, на основании результатов применения карточного теста мандалы. Можно предполагать, что каждая стадия Большого Круга Мандалы обладает определенным потенциалом как здоровья, так и патологии. Если имеет место «застревание» на тех или иных стадиях. вероятность патологических изменений повышается. В то же время вряд ли есть основания говорить о том, что одна стадия лучше, чем другая. Здоровым индивидом является тот, кто способен проходить разные стадии Большого Круга, не утрачивая при этом присущей ему целостности и равновесия. На основе полученных нами результатов можно предполагать, что у субъектов, имеющих относительно высокий уровень физического и поведенческого благополучия, участие в

-135-

ритуалах исцеления может вызывать определенные психодинамические изменения, которые затем интерпретируются ими как положительные или «исцеляющие» в контексте группы. В отличие от них, у менее физически и поведенчески благополучных индивидов тенденция к переживанию психодинамических изменений, по-видимому, ниже (см. таблицу 5), а потому они реже оказываются готовыми пережить опыт «исцеления». Что касается связи цветового выбора с отчетами о достигнутом исцелении, то она, по данным нашего исследования, не столь очевидна.

 

Заключение

Литература на тему ритуального целительства свидетельствует о том, что оно может быть действенным в решении определенных психосоциальных и психосоматических проблем, включая экзистенциальные проблемы, проблемы соматизации стрессовых воздействий, адаптации к хроническим заболеваниям и состоянию нетрудоспособности (Bourguignon, 1976; Garrison, 1974;Galanter, 1980;Kleinmann, 1980; Ness, 1980; Finkler, 1985; Glik, 1986; Griffith et al., 1986). Изложенные в этой статье результаты исследований свидетельствуют о различных эффектах, связанных с переживанием измененных состояний сознания, но не с психологическими изменениями. Эти результаты также показывают, что эмпирическое изучение эффектов исцеления должно строиться на серьезной в концептуальном и методологическом отношении основе. Оно должно охватывать достаточно большие группы испытуемых, а для их обследования должны использоваться валидные инструменты оценки, способные зафиксировать возможные изменения.

Подытоживая, можно заявить о том, что, несмотря на существование разных подходов к лечению заболеваний и практик оздоровления, сакральные системы целительства, действующие в контексте группы и основанные на ритуальных практиках (Alland, 1962; Ness, 1980; Kleinmann, 1980; Moerman, 1983), могут способствовать облегчению Психического состояния их участников и предоставлять им средства Интерпретации «феноменов исцеления» (Frank, 1973; Lex, 1979). Не Пытаясь анализировать в данной публикации природу этих феноменов с точки зрения их связи с регрессивными (O'Keete, 1982) или транс-

-136-

формационными процессами (Wilber, 1983), результаты исследования позволяют предполагать их связь с состояниями сознания и стилями переработки информации. Полученные данные свидетельствуют, что переживаемое в контексте ритуальных групповых действий «исцеление» имеет существенные отличия от тех процессов исцеления, которые имеют место в контексте психологических или медицинских воздействий.

 

-137-

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Джоанна Келлогг (Joan Kellog)

 

Всякая мандала является продуктом индивидуального творчества, создаваемым в определенное время и в определенном месте. Поэтому она всегда уникальна и не может быть в точности повторена. Проблемы, радости, тревоги, аффекты, физическое состояние организма и многое другое — все это находит свое отражение в мандале, которая может рассматриваться в качестве голограммы. Большинство людей, несмотря на отсутствие у них опыта предшествующей изобразительной деятельности, достаточно легко создают абстрактные композиции; в некоторых случаях мандалы имеют конкретный характер, то есть включают изображения реальных объектов (людей, животных, растений и т. д.). Можно предполагать, что два типа мандал, связанных с абстрактными и конкретными изображениями, в определенной мере отражают особенности мышления: в случае преобладания абстрактного мышления над конкретным мандалы имеют отвлеченный, геометрический характер; в случае преобладания конкретного мышления — более реалистический, фигуративный характер. В последнем случае, однако, следует исключить органическое поражение головного мозга, тяжелое соматическое заболевание и иные факторы.

Тринадцать стадий с соответствующими им архетипическими формами в сочетании с определенными цветовыми признаками могут служить общим руководством к интерпретации мандал. В то же время любая мандала, будучи уникальным продуктом индивидуального творчества, выходит за рамки любых общих моделей интерпретации. Создаваемые регулярно, мандалы могут отражать эффекты различных психотерапевтических интервенций и форм лечения.

Что касается моего личного процесса, то я испытываю по поводу публикации данного материала противоречивые чувства. Я смогла Преодолеть пятую стадию с характерными для нее паранойяльными Установками в отношении использования результатов моего труда дру-

-138-

гимн людьми. Сейчас я нахожусь на шестой стадии — стадии парадоксов и амбивалентности. Передача знаний и опыта другим порой столь же болезненна, как и роды. Несмотря на опасения по поводу того, как другие распорядятся твоим «детищем», оно должно появиться на свет и стать достоянием других. Если мы верим в мудрость разделенного знания и не пытаемся сохранить его в руках узкого круга «избранных», нам следует предоставлять другим свободный доступ к научной информации. Поэтому мне предстоит вскоре переход на седьмую стадию —. стадию ответственного отношения к психологическим знаниям и опыту искусства и веры в то, что другие будут с пониманием и тактом пользоваться созданным тобой инструментом. Прошу читателей извинить меня за недостаточную ясность изложения материала. Мне было действительно трудно облечь свои мысли в слова. Я буду приветствовать любые попытки обмена опытом использования мандал. Какую стадию выберете вы? Их тринадцать, и мы не должны останавливаться на достигнутом. Жизнь заставляет камни катиться под нашими ногами, и обмен опытом требует большой самоотдачи. В любом случае, он заставляет нас идти дальше.

 

Приложение 1. Инструкция по созданию мандал

Возьмите лист размером 12 на 18 дюймов (30 на 45 см) и тарелку 10-11 дюймов (27 см) в диаметре и обведите ее простым карандашом. Отложите карандаш.

Возьмите цветной пастельный мелок и нарисуйте что-нибудь в центре круга, выбрав тот цвет, который в наибольшей степени приятен вам в данный момент. Сфокусируйте внимание на нарисованной вами форме и подумайте, какое следующее действие она вам подсказывает. Важно получить от этой работы удовольствие.

Внешние границы круга не должны являться для вас непреодолимым препятствием. Если вы хотите выйти за их пределы, вы можете это сделать — это ваш круг.

Когда вы закончите рисовать, подпишите рисунок и поставьте дату. а также укажите, где находится верхняя часть изображения.

-139-

 

Приложение 2. Авторская программа базовой подготовки в области арт-терапии и других направлений терапии творчеством

 

Руководитель программы А. И. Копытин

1-й уровень. Общий обзор современной арт-терапии и ее отдельных форм и направлений.

Диагностический и психотерапевтический инструмент мандала. Метод направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой. Арт-терапевтическая работа со сновидениями.

2-й уровень. Психология цвета и формы. Психологические концепции цвета. Арт-терапевтические техники работы с цветом. Подходы к интерпретации цвета и формы. Интерактивные арт-терапевтические техники. Анализ групповой динамики в процессе интерактивной групповой арт-терапии.

3-й уровень. Арт-терапевтическая работа с детьми и подростками. Мультимодальные арт-терапевтические техники. Сочетание художественной экспрессии с движением и танцем, музыкальным исполнением, драматической формой. Различные варианты песочной терапии. Арт-терапевтическая работа с психосоматическими расстройствами.

4-й уровень. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами, пожилыми и престарелыми, пациентами с тяжелыми соматическими заболеваниями, беременными. Современная подростковая арт-терапия. Рисуночный тест Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер. Теория и практика драматерапии. Освоение драматерапевтических техник, а также методов оценки драматического опыта человека. Перформанс и инсталляция в арт-терапии.

5-й уровень. Арт-терапия в работе с зависимостями (алкоголизм, Наркомания, табакокурение и т. д.). Арт-терапия в решении тендерных

-140-

вопросов (взаимоотношения полов, сексуальная идентичность и т. д.) Арт-терапия в решении проблем, связанных с действием культурного фактора: работа с мигрантами и беженцами, исследование культурной идентичности, преодоление состояния «культурного шока». Работа с природными материалами и объектами, «ландшафтный театр» и т. д. Фототерапия.

Программа проводится регулярно на базе Института практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург, Московский пр., 19).

Получить дополнительную информацию о программе можно по телефонам: (812) 320 7154, (812)315 1127

По окончании обучения выдается свидетельство о повышении квалификации

Выездные программы

Арт-терапевтическая ассоциация принимает заявки на проведение выездных учебных программ в любом регионе Российской Федерации и за рубежом (в объеме от 40 до 200 часов), согласно тематике базового курса подготовки в области арт-терапии. Содержание программы и объем часов определяются совместно с заказчиком.

Адрес для направления заявок и предложений: 190000 Санкт-Петербург, а/я 87,

Арт-терапевтическая ассоциация, А. И. Копытину

 

-141-

 

ЛИТЕРАТУРА

Alland, A. (1961). «Possession» in a revivalistic Negro church // J. for the Scientific Study of Religion. 1.204-213.

Belloc, Nedra В., Lester Breslow, and Joseph R. Hochstim. (1971). Measurement of physical Health in a General Population.

Bird, Frederick and Bill Reiner. (1982). Participation Rates in New Religions and Para-Religious Movements//], for the Scientific Study of Religion. 21:1-14.

Bonny, H. L. (1980). The role of taped music programs in the GIM process. Theory and Products. Baltimore, MD: 1CM Book.

Bourguiqnon, Erika (1976). The effectiveness of religious healing movements: a review of recent literature // Transcultural Psychiatry Research Review. 13, 5-21.

Bush, Carol (1988). Dreams, mandalas, and music imagery: therapeutic uses in case study // The Arts in Psychotherapy. 15: 219-225.

Campbell, Angus, Phillip E. Converse, and Willard Rogers. (1976). The Quality of American Life. New York: Russell Sage Foundation.

Csordas, T. (1983). The rhetorical transformation in nature healing//Culture. Medicine, and Psychiatry. 7: 333-375.

Derogatis. Leonard and Melisateros, N. (1983). The Brief Symptom Inventory: An Introductory Report. Psychological Medicine 13:595-605.

Dileo, F., Grof, S., and Kellogg, J. (1977). The use of a mind-revealing drug (D.P.T.), music, and mandalas in psychotherapy: a case presentation. In Proceedings of the Conference of the American Art Therapy Association, (pp. 78-86). Virginia Beach, Virginia.

Durkheim, Emile, [1912] (1961). The Elementary Forms of the Religious Life. (Trans, byJ. W. Swain). New York: Collier.

Easthope, Gary (1985). 3 Marginal Healers. In Jones, Kenneth (ed) Sickness and Sectarianism, London: Gower.

Ellwood, Robert A. (1979). Alternative Altars: Unconventional and Eastern Spirituality in America. Chicago: University of Chicago Press.

Fichter, Joseph H. (1975). The Catholic Cult of the Paraclete. New York: Sheed & Ward, Inc.

Finkler, Kasa (1980-81). Non-medical treatments and their outcomes, (Part 1 & 2) Culture. Medicine, and Psychiatry. 4, 271-310, 5, 65-103.

Finkler, Kaja (1985) The social consequences of wellness: a view of healing outcomes from micro and macro perspectives // International J. of Health Services. 16, 627-642.

Fischer, Roland (1975). Transformations of consciousness: a cartography II. The Perception-meditation continuum. Confina Psychiatrica. 18: 221-244.

-142-

Fischer. Roland (1976). Transformations of consciousness: A cartography. I he perception-hallucination continuum. Confma Psychiatrica. 19 1-23.

Frank. Jerome (1973). Persuasion and Healing. Baltimore. Mar\ land' The John Hopkins University Press.

Galanter. M and Buckley, P. (1978). Evangelical religions and meditation, psychotherapeutic effects//J. of Nervous and Mental Disease. 166 (JO): 685-691.

Garrison, Vivian (1974). Sectarianism and psychosocial adjustment: a controlled comparison of Puerto Rican pentecostals and catholics. In Zaretsky and Leone (eds) Religious Movements in Contemporary America, Princeton: Princeton University Press

Glik, Deborah C. (1986). Psychosocial Wellness Among Participants in Spiritual Healing Groups: A Comparison Groups Survey // Social Science and Medicine. 22 (5). 579-586.

Glik, Deborah C. (1988). Social, symbolic, and ritual dynamics of spiritual healing groups // Social Science and Medicine forthcoming.

Glik, Deborah С (1990а). Participation in Spiritual Healing, Religiosity, and Mental Health // Sociological Inquiry. 60 (2): 158-176.

Glik, Deborah C. (1990b). The redefinition of the situation: the social construction of spiritual healing experiences // Sociology of Health & Illness. 12 (2): 151-168.

Griffith, E. E. H., Mahy, G. E., and Young, J. L. (1986). Psychological benefits of spiritual Baptist «Mourning»: An Empirical Assessment. Am. Journal of Psychiatry 143. 226-229.

Idler, Ellen L. (1987). Religious Involvement and the Health of the Elderly: Some Hypotheses and An Initial Test // Social Forces. 66: 226-238.

James, William C. (1902). The Varieties of Religious Experience. New York: Longmans, Green, and Company.

Jung, C. G. (1933). Modern Man in Search of a Soul. New York: Harcourt, Brace, and Johanovich.

Jung, C. G. (1963). Memories, dreams, reflections. New York: Vintage.

Kiev, Ari (Ed.) (1964). Magic. Faith and Healing. New York: The Free Press.

Kellogg, J. (1978). Mandala. Path of Beauty. Mandala Assessment and Research Institute, Baltimore, Maryland.

Kellogg, J. (1986). Color Theory from the Perspective of the Great -Round of Mandala. Presented at Color Panel American Art Therapy Conference. Los Angeles, California November 15. 1986.

Kleinraan. Arthur (1980). Patients and Healers in the Context of Culture. Berkeley. Calif/ University of California Press.

Kleinmann, Arthur and Lilias H. Sung (1979). Why do Indigenous Practitioners Successfully Heal? // Social Science and Medicine. 13 (B). 7-26.

Levin. J. and Corell, J. (1986). New Age healing in the U.S. // Social Science and Medicine 23 (9): 889-897

Lex. Barbara W. (1979). The neurobiology of ritual trance. In The Spectrum of Ritual A Biogenetic Structural Analysis. New York: Columbia University Press.

Ludvvig. A. M (1968) Altered states of consciousness. In Trance and Possession

-143-

States. R. Prince, ed. Montreal. R. M. Buckc Memorial Society.

Macrae, M (1980). Mandala Therap\ In The Ps\chotherapy Handbook. R. Hennk. ed. (pp. 362-364) New York: Meridian Press.

Maslow. Abraham (1968). Toward a Psychology of Being. (2nd Ed ) New York: D. Van No strand.

McGuire, Meredith. (1983). Words of Power' Personal Empowerment and Healing. Culture. Medicine and Psychiatry. 7-221-240.

McGuire. M. (1988). Ritual Healing in Suburban America. New Brunswick. New Jersey: Rutgers University Press

Moerman, Daniel H. The Anthropology of Symbolic Healing // Medical Anthropology Quarterly. 20(1 ):59-80.

Ness, Robert C. (1980). The impact of indigenous healing activity — an empirical study of two Fundamentalist churches // Social Science and Medicine. 148' 167-180.

O'Keefe. Daniel (1982). Stolen Lightning: The Social Theory of Magic. New York. Vintage Books.

Pattison, E. M.. Lapins, A. L and Doerr. H. A.(1973). Faith Healing: A study of personality and function // .1. of Nervous and Mental Disease. 157: 394-409.

Peacock, James (1984). Symbolic and psychological anthropology: the case of pentecostal faith healing. Ethos. 12(1). 37-53.

Peterson, Larry R. and Anita Roy. (1985). Religiosity, Anxiety, and Meaning and Purpose: Religion's Consequences for Psychological Well-Being. Review of Religious Research 27: 49-62.

Skultans, Vieda Empathy and Healing. In Landon. 3.B. (ed) Social Anthropology and Medicine, New York: Academy Press.

Sneck, William. (1981). Charismatic Spiritual Gifts: A Phenomenological_Analysis. Washington, DC: University Press of America.

Stack, Stephen. (1983). The Effect of Religious Commitment on Suicide //.!. of Health and Social Behavior. 24:362-374.

Wallis. Roy and Peter Morley (1976). Marginal Medicine. New York: Free Press.

Westley, Frances. (1983). The Complex Forms of the Religious Life: A Durkheimian View of New Religious Movements. Chico, California: Scholars Press.

Wilber, Ken (1983). A Sociable God. Boulder, Colorado: Shambala.

Witter, Robert A., William A. Stock, Morris A. Okun, and Marilyn J. Haring. (1985). Religion and Subjective Well-being in Adulthood: A Quantitative Synthesis. Review of Religious Research. 26:332-342.

 

Существует распространенный миф о том, что гештальт-терапевты не занимаются диагностикой, не анализируют и не интерпретируют, а терапевтические гипотезы только мешают процессу. Все это верно лишь отчасти. Любой терапевт осуществляет диагностику. Вопрос лишь в том. насколько он это осознаёт. Чем более ясно он осознаёт свои собственные реакции и действия, тем больше у него шансов использовать их на благо терапии. Другое дело, что само понятие "диагностика" в гештальт-терапии наполнено несколько иным смыслом, чем, например, медицинская врачебная диагностика или психоаналитическая диагностика. В психоанализе диагностика включена в систему вертикальных отношений, где только терапевт как авторитет в области психоаналитической теории имеет доступ к смыслу. Даже реформа в психоанализе, связанная с гуманистическим движением, делающим акцент на таких понятиях как "человеческий потенциал", "личностный рост", важность отношений и т.д.. не разрушила основные черты психоаналитической системы: детерминированность мышления и поведения бессознательными влечениями, линейная модель причинности (обусловленность настоящего событиями прошлого), перенос и интерпретация как основной способ воздействия.

В то же время гуманистический и экзистенциальный подходы в своей полемике с психоанализом развивали важные идеи: феноменологическую теорию сознания, диалогическую теорию отношений, нелинейную модель причинности, идею уникальности человеческого существования и т.д. Однако при этом некоторые отчаянные приверженцы гуманистического подхода впадали в другую крайность, декларируя ценность понимания, но не лечения недутов. В этой атмосфере "безусловного принятия" антипатия к психоаналитической модели диагностики привела к тому, что диагноз был "выброшен на помойку" как нечто "унизительное" для клиента. В результате психотерапией с пациентами в клиниках зачастую стали заниматься лица, не имеющие соответствующей подготовки и уповающие лишь на веру в человеческую духовность.

В своем понимании как ценности, так и бесполезности диагностики гештальт-терапия испытала влияние обеих крайних позиций. В современном понимании, как мне видится, диагностика не является чем-то противоположным гуманистическому диалогу. Она может быть представлена как процесс уважительного внимания к тому, кем является клиент.

Гештальт-терапия располагает теорией нормы, специфичной не по содержанию, а по процессу. Классификация патологии, таким образом, - это классификация способов утраты творческого приспособления.

В этой связи уместно рассмотреть влияние экзистенциального взгляда на природу человека на понимание процесса диагностики в гештальт-терапии.

1. И здоровье, и болезнь - понятия субъективные. Для каждого человека они каждый раз определяются заново: не существует единой для всех нормы. Более того, то, что для одного и того же человека является творческим, здоровым в один период его жизни, в другой ситуации в другое время оказывается уже болезненным, отжившим, ограничивающим развитие.

2. Критерий неблагополучия субъективен; помощь осуществляется по запросу клиента.

3. Человек болен настолько, насколько он позволяет болезни влиять на свою жизнь, стать определяющим фактором жизни. Мы работаем не с болезнью как таковой (например, мы не лечим шизофрению), а с тем способом, которым человек обрабатывает свои болезненные переживания. Например, депрессия может восприниматься как досадная помеха в продолжении дел, интерес к которым утрачен, но которые продолжают воприниматься как необходимые. Усталость как ценный сигнал при этом игнорируется. В то же время депрессия может восприниматься как целительная пауза, а истощение как сигнал к остановке.

4. И здоровье, и болезнь - не просто отсутствие или наличие болезненных симптомов. Это способы жить в мире. Психическое здоровье как способ бытия в мире зависит от доверия человека к себе. от степени принятия факта своего существования как ценности, от риска осуществлять свою жизнь согласно собственным потребностям и ценностям и от готовности человека платить в полной мере за удовольствие быть таким, каков он есть. В этом смысле симптом есть некий организующий фактор в поле "организм-окружающая среда". Болезнь - это выбор жить в мире, изъясняясь на языке симптомов. Являясь одновременно и выражением проблемы, и ее частичным разрешением симптом трансформирует ситуацию из остроневыносимой в хронически неприятную. Симптом - это межличностное послание, содержащее символическую информацию. Это то, что должно быть высказано, но не может быть высказано напрямую по причине некой блокирующей эмоции, например, страха или стыда.

5. Психологическое содержание симптома субъективно. Например, хронический насморк у ребенка может быть средством привлечения внимания, а у взрослого человека - способом увеличить дистанцию, очертить свои границы. Любой симптом формируется в конкретном жизненном контексте. Курение может быть способом самоподдержки, суррогатом поддержки, а может быть агрессивным актом, средством выражения протеста.

6. Существует субъективная мифология болезни и любой миф содержит образ помощника (врач, психолог, колдун и т.п.).

7. Клиент может улучшить свой способ жить в мире, выбирая свой собственный путь вопреки прогнозам терапевта, нарушая его ожидания. Критерий эффективности терапии определяется клиентом, а не терапевтом.

Принцип "здесь-и-теперь" в гештальт-терапии в свое время был избыточно мифологизирован. Присутствуя на психотерапевтическом сеансе, клиент одновременно находится в некой смысловой точке собственной жизни. В каждый момент жизни клиент предстаёт в своей целостности, имея фактическое прошлое, актуальное настоящее и прогнозируемое будущее. Он является представителем той или иной культуры, выходцем из определенной среды, наполнен предрассудками и убеждениями эпохи, в которой он живет. он также является членом своей семьи и обладает сложившимися в ходе его личной истории паттернами поведения. Субъективность же человека, формируя фигуру настоящего, вырывает из прошлого и будущего исключительно то, что определяется в данный момент его актуальной потребностью. Именно поэтому воспоминания об одном и том же эпизоде прошлого из различных актуальных эмоциональных состояний выглядит зачастую как два противоположных по смыслу события. Кроме того, история клиента - это история, рассказанная психотерапевту.

Все это делает проблему диагностики в гештальт-терапии крайне запутанной. Именно поэтому я предлагаю различать так называемую "фоновую" диагностику в гештальт-терапии (диагностика ключевых событий, находящихся за пределами терапевтического часа, как фона настоящего момента) и "процессуальную" диагностику - диагностика "фигур" терапевтического сеанса.

Фон также подвижен, это также процесс, однако его динамика иная, чем динамика фигуры. Осуществляя "фоновую" диагностику, мы обращаемся к функции "personality", отвечающей за поддержание условно стабильной картины жизни "self", в то время как диагностируя фигуры терапевтического процесса, мы в большей степени внимательны к динамике энергии в контакте, то есть к функции "id" и функции "ego".

Диагноз в гештальт-терапии - это процесс поиска смысла, возникающего как соотношение фигуры и фона. Диагностический процесс есть феноменологическре исследование процесса образования фигур, это диагностика того, насколько клиент хорошо формирует свои фигуры. Этим определяется качество саморегуляции человеческого организма. Любая хорошая фигура четко осмыслена. Существует узкий смысл в волнении настоящего, но всегда есть и более широкий гешталът текущего существования организма в его окружении и в более широком временном контексте. Диагноз в гештальт-терапии - это не ярлык, а описание того, как человек организует свой опыт. Это феноменологическое исследование в процессе диалога клиента и терапевта, где смысл принадлежит в большей степени клиенту.

Занимаясь исключительно настоящим, мы можем упустить из виду важную информацию о пациенте, способную сильно повлиять на процесс терапии. Например, терапевту важно знать, лечился ли ранее пациент в клинике, принимал ли лекарственные препараты, имеет ли сведения о медицинском диагнозе (если таковой выставлялся) и какое впечатление на него все это произвело, как он этот опыт использует в жизни. Каковы были особенности раннего развития, семейных отношений? Были ли фиксированные случаи нарушения социальной адаптации, и так далее

В начале работы с пациентом (клиентом) терапевт должен обеспечить свою безопасность. Информация о клиенте может помочь ему определить, каких пациентов принимать для терапии (или перенаправлять к другому специалисту), безопасно ли для терапевта конфронтировать с этим пациентом (наблюдались ли у пациента суицидальные мысли и действия, есть ли риск физического нападения на терапевта), как относиться к эмоциональному отреагированию (как к катартическому освобождению или же как к сигналу о начале маниакальной фазы болезни)? Как звучит проблема клиента в контексте семейных посланий? Какие имеются в семье хронические и наследственные заболевания и каким способом принято в семье болеть и умирать? У скольких специалистов уже побывал Ваш клиент и с каким результатом? И так далее...

Все вышеперечисленное относится к "фоновой" диагностике. Учитывая, что фон питает фигуру, важно ввести также понятие о позитивной диагностике. Речь идет о диагностике ресурсов, которая имеет прямой терапевтический эффект. К позитивной диагностике относится выяснение того, какие формы социальной поддержки есть у клиента, какие у него интересы, в чем он успешен, где и как он обычно ищет и находит поддержку в сложных ситуациях, что вообще поддерживает его в жизни, есть ли у него положительный опыт того, как выбираться из неприятностей, и как он это делал, как клиент использует опыт собственных неудач, есть ли в жизни клиента близкие люди и какова его способность к установлению интимных контактов, и так далее. Проведение позитивной диагностики выявляет уровень самоподдсржки пациента. В числе факторов, обеспечивающих самоподдержку, наиболее важны следующие, способность радоваться и получать удовольствие: любопытство, юмор, риск, азарт, способность к игре, конструктивная агрессия (способность что-то менять в своей жизни к лучшему); сексуальность: сознавание собственной привлекательности: знание своих исторических "корней", семейных историй и т.д.