Технология автомобильных перевозок в туризме

Технология международных путешествий и разрешительных мер

автомобильных туристских перевозок

Одним из важнейших инструментов экономической политики любой страны, оказывающих прямое влияние на развитие международных перевозок пассажиров и грузов, служит разрешительная система, направленная в первую очередь на защиту интересов автомобильных перевозчиков данной страны. Разрешительная система дает возможность ограничивать в количественном отношении въезд иностранных транспортных средств на территорию страны, тем самым, создавая предпосылки для увеличения или более равномерного участия перевозчиков своей страны в международных перевозках на основе взаимной выгоды. Суть разрешительной системы состоит в том, что автотранспортные средства имеют право пересечения границы данной страны только при наличии разрешений.

К источникам правового регулирования разрешительной системы международных автоперевозок между Россией и другими странами относятся:

* двусторонние межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении;

* многосторонние международные соглашения;

* внутреннее законодательство России и соответствующих стран.

В настоящее время между Россией и другими странами действуют 44 двусторонних соглашения о международном автомобильном сообщении, в каждом из которых оговариваются вопросы, касающиеся разрешительной системы, в т.ч. порядок обмена и виды разрешений на перевозки пассажиров и грузов. Количество разрешений на перевозки пассажиров и грузов определяются ежегодно компетентными органами России и других стан. В соответствии с соглашениями такими компетентными органами являются министерства транспорта.

С июля 1997 года Россия стала полноправным членом Европейской Конференции министров транспорта, в рамках которой действует отдельная общеевропейская разрешительная система.

Главная роль в регулировании порядка и условий международных перевозок между Россией и другими странами принадлежит двусторонним соглашениям о международном автомобильном сообщении. Указанные соглашения имеются у России со всеми европейскими континентальными странами (кроме Португалии), со всеми странами СНГ, а также с Ираном, Китаем, Монголией и Турцией.

К действующим многосторонним соглашениям, регулирующим порядок и условия выполнения международных автомобильных перевозок, в которых участвует Российская Федерация, следует отнести Европейскую Конференцию Министров транспорта (ЕКМТ). Эта межправительственная организация учреждена в соответствии с протоколом, подписанным в Брюсселе 17 октября 1953 года. Совет Конференции включает в себя министров транспорта стран-членов ЕКМТ.

Основные цели ЕКМТ заключаются в принятии любых мер, которые могут быть необходимы для достижения на общем или региональном уровне наиболее эффективного применения и рационального развития международного европейского внутреннего транспорта, а также координация и расширение деятельности международных организаций, связанных с европейским внутренним транспортом. В настоящее время участницами ЕКМТ являются 38 европейских стран, включая Турцию. Из стран СНГ участвуют, помимо России, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина, а также Азербайджан (с 1999 года).

К внутреннему законодательству России, регулирующему вопросы разрешительной системы, относится Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

В нем определяются:

* правовые основы мер государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащим как российским, так и иностранным перевозчикам;

* ответственность за нарушение установленного данным Федеральным законом порядка;

* ответственность органов и их должностных лиц, уполномоченных проводить контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок.

Характерной особенностью правового регулирования в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях (транспортных конвенциях), содержащих унифицированный нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок пассажиров. Обычно такие соглашения содержат:

* требования к перевозочной документации;

* условия ответственности перевозчика;

* процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков.

Согласно Конвенции о дорожном движении водитель должен иметь при себе следующие документы:

1. Международное водительское удостоверение на право управления автотранспортным средством. Оно выдается на основании водительского удостоверения, выдаваемого на территории проживания водителя. Международное водительское удостоверение теряет силу по истечении срока действия национального водительского удостоверения. Номер национального водительского удостоверения должен быть проставлен в Международном водительском удостоверении. В графе для особых отметок должен быть указан стаж работы водителя.

Международное водительское удостоверение выдается органом государственной инспекции (ГАИ).

2. Личная контрольная книжка водителя. В соответствии с Соглашением до апреля 1995 г. каждый водитель, осуществляющий международные перевозки, должен был иметь при себе личную контрольную книжку, в которой обязан последовательно отмечать в течение дня все виды своей производственной деятельности, а также часы отдыха (в случае отсутствия тахографа).

После 24.04.1995г. к международным перевозкам допускаются только транспортные средства, оборудованные контрольными устройствами для регистрации в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Члены экипажей автотранспортных средств

должны обеспечивать своевременное включение, правильную эксплуатацию контрольных устройств, всегда иметь при себе регистрационные листки за текущую неделю и за последний день предыдущей недели, во время которого они управляли транспортным средством и предъявлять их для проверки контролерам.

3. Свидетельство о регистрации автотранспортного средства на территории Российской Федерации. Выдается органами ГАИ.

4. Разрешение на въезд автотранспортного средства в страну или следование транзитом через территорию страны. Бланк разрешения представляет собой документ с рядом реквизитов, оформленный соответствующим образом. Согласно условий разрешения перевозчик обязан соблюдать на территории данного государства законы, правила и административные предписания.

В европейских странах существуют следующие типы разрешений:

1. разрешение на один рейс;

2. разрешения на многократные рейсы, которое может использоваться максимальное количество раз в пределах периода его действия;

3. разрешение на определенное количество рейсов;

4. транзитное разрешение;

5. разрешение на приграничные перевозки;

6. разрешение на выполнение нерегулярных пассажирских перевозок.

Российские разрешения и разрешения стан, с которыми заключены двухсторонние соглашения, относятся к первому типу разрешений и имеют разовый характер.

5. Свидетельство о страховании гражданской ответственности владельца транспортного средства за ущерб, который может быть причинен третьим лицом.

Страхование гражданской ответственности при автоперевозках на территории стран Восточной Европы осуществляется «Ингосстрахом» и оформляется «Страховым сертификатом» («синяя карта»).

Для оформления страхования гражданской ответственности при автоперевозках на территории Западной Европы применяется страховой документ под названием «зеленая карта». «Зеленая карта» также право держателю на транзит через территорию стран Восточной Европы. Страховщиком гражданской ответственности по соглашению о «зеленой карте» является немецкая страховая фирма «Софаг», по поручению которой «Ингосстрах» продает это страхование на территории СНГ.

В настоящее время право на оформление договора страхования гражданской ответственности по «страховому сертификату» и «зеленой карте» предоставлено Ассоциации Международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Страхование заказчиков осуществляется на срок от 2 месяцев до 1 года по «зеленой карте» и на срок от 15 дней до 1 года по «страховому

сертификату».

При выполнении международных перевозок следует также учесть, что в каждой стране существует свое национальное законодательство, ограничивающее условия перевозки. Так, к примеру, в Австрии запрещена парковка автобусов на расстоянии менее 25 метров от жилых зданий, частных домов, больниц в период с 22.00 до 06.00. Эта мера не относится к специально оборудованным площадкам для парковки автобусов. Ограничено также движение в ночное время (с 22.00 до 05.00). По территории Австрии могут осуществлять только автотранспортные средства с низким уровнем шума при мощности двигателя:

* менее 150 кВт – 78 дБ (А);

* более 150 кВт – 80 дБ (А).

По территории Албании могут проходить только автобусы с максимальным весом:

* 2 оси – 18 т.;

* 3 оси – 25 т.

В Англии для транспортных средств с общим весом более 16,5 тонн существуют ограничения для проезда в районе Большого Лондона в течение недели – с 21.00 до 07.00, а также в выходные дни с 13.00 в субботу до 7.00 в понедельник.

Все транспортные организации и водители, осуществляющие международные рейсы должны быть знакомы существующими ограничениями и строго выполнять рекомендации.