Информационные продукты и услуги

На мировом рынке информационных продуктов и услуг можно выделить следующие основные секторы, которые характерны для всех развитых стран, в том числе и для России.

Сектор деловой информации (биржевой, финансовой, коммерческой, экономической, статистической), охватывающий:

· биржевую и финансовую информацию - информацию о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемую биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;

· экономическую и социальную статистическую информацию - числовую экономическую, демографическую, социальную информацию в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемую государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями и разработками и консалтингом в области рынков спроса;

· коммерческую информацию - информацию по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам, финансовому состоянию, связям, сделкам, руководителям и т.п.;

· деловые новости в области экономики и бизнеса, предоставляемые специальными информационными службами.

Сектор информации для специалистов (научно-технической и специальной, а также первоисточники), охватывающий:

· профессиональную информацию - специальные данные и информацию для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров и т.п.;

· научно-техническую информацию - документальную, библиографическую и реферативную, справочную информацию и данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности;

· услуги организации доступа к первоисточникам (в том числе в виде копий документов) - через библиотеки и специализированные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу.

Сектор массовой и потребительской информации (новости, услуги на основе современных средств глобальнойтелекоммуникации), охватывающий:

· новости и литературу - информацию служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

· потребительскую и развлекательную информацию, ориентированную на домашнее, а не служебное использование - местные новости, погоду, расписания движения транспорта, игры, программное обеспечение, предложения по обмену, покупкам и продажам, справочники отелей и ресторанов, информацию по обмену валюты, аренде машин, турам, дачам для аренды. Эта информация распространяется как в виде традиционных изданий, так и по каналам служб телевидения (телетекст, видеотекст), радиовещания, а в последние годы через компьютерные сети, и прежде всего - Интернет.

Сектор социально-политической информации, охватывающий:

· информацию для всех ветвей органов власти (законодательной, исполнительной и судебной);

· информацию политических партий и общественных организаций;

· информацию о социальной структуре общества;

· информацию об общественном мнении, включая результаты социологических опросов.

Нужно отметить, что различия между выделенными здесь секторами рынка информации достаточно условны. Тем не менее, подобное разделение необходимо, так как позволяет определенным образом структурировать информационные ресурсы, прежде всего, исходя из круга пользователей в сочетании с задачами, решаемыми ими, т. е. сферой применения, на которую ориентируется каждый из секторов.

Можно рассматривать мировые информационные ресурсы с точки зрения современных каналов доступа и сфер применения этих ресурсов. Тогда можно выделить такие области, как электронные сделки, включая торговлю, глобальную коммуникацию иИнтернет.

Электронные сделки включают системы банковских карт, системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров и услуг, а также биржевых, банковских и расчетных операций. Вплоть до середины 90-х гг. этот рынок развивался в рамках специализированных компьютерных систем транспортных и туристических компаний, крупных банков и фондовых брокеров, а также торговых компаний. Доступ к этим системам со стороны конечного потребителя был ограничен или имел экзотический характер. Интернет коренным образом изменил ситуацию, привлек в эти области массового потребителя, а также все большее число ранее замкнутых систем, которые начали использовать эту сеть для совершения электронных сделок, несмотря на все еще сохраняющиеся явно недостаточные возможности защиты информации.

Электронная глобальная коммуникация включает различные системы на основе современных средств связи и человеческого общения. К ним относятся коммерческие и публичные сети передачи данных, системы электронной почты, коммерческие диалоговые системы, объединяющие владельцев персональных компьютеров, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений и бюллетени, клирингхаузы общественно доступного программного обеспечения и т.п. Основным их отличием от рынка стандартных услуг связи выступает ориентация на оказание услуг с добавленной стоимостью. В последние годы получили широкое распространение так называемые социальные сети.

Этот сектор выделился из услуг связи и, в отличие от стандартных услуг связи, при оказании которых основное внимание уделяется передаче информации вне зависимости от ее содержания, имеет более сильную связь с содержанием. Он выступает важным компонентом формирования спроса на информационные услуги и часто неотрывен от него, а также имеет более тесную привязку к потребностям конкретных потребителей.

Интернет стал восприниматься как мировой информационный ресурс благодаря сектору электронной глобальной коммуникации и долго существовал и развивался параллельно с другими службами связи и компьютерными сетями. В дальнейшем основная часть сектора электронных коммуникаций с добавленной стоимостью (прежде всего, направленная на межличностные и внутри- и межкорпоративные коммуникации) интегрировалась в Интернет. Однако и сегодня эта область по-прежнему существует как самостоятельная, например, в виде служб кабельного или спутникового телевидения, которые в свой пакет услуг наряду со стандартными услугами связи включают и распространение информации.