Структура образовательного процесса
5.1 Образовательные программы.
Обучение в музыкальной школе ведется по девяти образовательным программам (ОП), всего – более 20 направлений обучения:
ОП «Фортепиано»
Направление:
- Специальное фортепиано
ОП «Струнно-смычковые инструменты»
Направление:
- Скрипка
- Виолончель
ОП «Народные инструменты»
Направления:
- Домра
- Балалайка
- Гитара
- Баян
- Аккордеон
ОП «Народное пение»
Направление:
- Сольное и ансамблевое народное пение
ОП «Духовые инструменты»
Направления:
- Флейта
- Кларнет
- Саксофон
- Тромбон
ОП «Ударные инструменты»
Направления:
- Ксилофон
- Ударная установка
- Малый барабан
ОП «Эстрадные инструменты»
Направления:
- Бас-гитара
- Электрогитара
ОП «Раннее развитие музыкальных способностей»
Направления: комплексные развивающие занятия, включающее игры и упражнения, направленные на развитие танцевально-двигательных навыков, художественно-изобразительных способностей, музыкальных способностей, эмоционально-коммуникативной сферы, мелкой моторики, речи.
ОП «Ранняя профессиональная ориентация»
Направления:
- Инструментальное и вокальное исполнительство.
Более полное представление о программах можно увидеть ниже:
Возраст обучающихся | Образовательная программа | Учебные предметы (дисциплины) |
От 4-х до 6-ти лет Срок обучения - 1 год, 2 года | «Раннее развитие музыкальных способностей» | Ритмика, сольфеджио, хор. Предметы по выбору: хореография, народное пение, музыкальный инструмент. |
От 6-ти до 14 (16) лет Срок обучения 5 и 7 лет | «Фортепиано» Основной и облегченный курс | Музыкальный инструмент, чтение с листа, аккомпанемент, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), предметы по выбору. |
От 6-ти до 14 (16) лет Срок обучения 5 и 7 лет | «Струнно-смычковые инструменты» Основной и облегченный курс | Музыкальный инструмент, чтение с листа, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), предметы по выбору. |
От 6-ти до 14 (16) лет Срок обучения 5 и 7 лет | «Народные инструменты» Основной и облегченный курс | Музыкальный инструмент, чтение с листа, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), предметы по выбору. |
От 6-ти до 14 (16) лет Срок обучения 5 и 7 лет | «Народное пение» Основной и облегченный курс | Ансамбль (хор), музыкальный инструмент, сольфеджио, народное творчество, слушание музыки, музыкальная литература,народный танец, предмет по выбору. |
От 6-ти до 14 (16) лет Срок обучения 5 и 7 лет | «Духовые инструменты» Основной и облегченный курс | Музыкальный инструмент, чтение с листа, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), предметы по выбору. |
От 6-ти до 14 (16) лет Срок обучения 5 и 7 лет | «Ударные инструменты» Основной и облегченный курс | Музыкальный инструмент, чтение с листа, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), предметы по выбору. |
От 6-ти до 14 (16) лет Срок обучения 5 и 7 лет | «Эстрадные инструменты» Основной и облегченный курс | Музыкальный инструмент, чтение с листа, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, основы импровизации, современная музыка, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), предметы по выбору. |
От 14 (16) до 15 (18 лет) Срок обучения - 1 год, 2 года | «Ранняя профессиональная ориентация» (повышенный уровень) | Музыкальный инструмент или сольное пение, сольфеджио, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), предметы по выбору. |
В образовательной программе школы заложены такие формы отчета по предметам по выбору, как открытые концерты, игровые мероприятия, которые позволяют широкому кругу родителей и учащихся осознать особую роль предметов по выбору в развитии каждого ребенка.
Введение предметов по выбору обосновано стремлением более полно пройти основную образовательную программу выбранного направления.
5.2 Организация внеучебной деятельности.
В организации внеучебной деятельности педагогический коллектив исходит из следующих постулатов:
- Коллективное музицирование - неисчерпаемые возможности в создании ситуации успеха для каждого обучающегося.
- От учебной деятельности - к сцене, приобщение учащихся с младших классов к концертной практике.
- Эмоциональная и психологическая адаптация через общение с музыкой: праздники, общение со сверстниками, совместное музицирование с преподавателями. Иногда образуется своеобразный клуб общения по интересам, что является немало важным жизненным опытом для ребенка.
5.3 Аттестация и требования к уровню подготовки учащихся:
- Все учащиеся с 1(0) по выпускной класс переводятся в следующий класс на основании результатов переводной аттестации. Учащиеся выпускного класса проходят итоговую аттестацию.
- Переводная и итоговая аттестация проводится по учебным дисциплинам специальность и сольфеджио.
- Формы переводной и итоговой аттестации: экзамен, академический концерт, открытый концерт, участие в конкурсах, контрольный урок, технический зачет, музыкальная викторина, реферат, тестирование.
- Формы переводной и итоговой аттестации устанавливаются заместителем директора по УВР на основании учебного плана и утверждаются Педагогическим советом школы.
- Итоговая аттестация по отдельным дисциплинам может проводиться досрочно при условии полного прохождения программ (типовых, примерных, адаптированных), или сертифицированных авторских.
- Сроки переводной и итоговой аттестации устанавливаются с учетом большой загруженности учащихся в общеобразовательной школе, они должны быть разнесены по времени.
- Система оценок может быть:
- цифровой (5-ти бальной);
- зачетной (зачет, незачет);
- в виде словесного отзыва;
- конкурсной.
При зачете участия в городском или областном мероприятии комиссия учитывает результат выступления и соотносит его с существующей шкалой оценок.
- Итоговая аттестация по предметам, где учебным планом предусмотрен экзамен, проводится экзаменационной комиссией с учетом годовой, экзаменационной оценок и характеристики учащегося по результатам его выступления в общешкольных мероприятиях.
- Учащиеся, не прошедшие переводную или итоговую аттестацию ввиду длительного заболевания (при предоставлении медицинской справки), при условии положительной успеваемости, могут быть аттестованы по текущим оценкам решением переводной или экзаменационной комиссии.
- Учащиеся, неаттестованные по каким-либо предметам, могут пройти повторную аттестацию.
- По решению Педагогического совета школы возможна сдача предметов учебного цикла экстерном.
- Учащимся, не получившим положительных оценок на итоговой аттестации, выдается справка о прохождении курса обучения.
С учетом дифференцированных и вариативных образовательных программ к выпускникам предъявляются различные требования:
- Учащиеся группы профессиональной ориентации обучения должны показать уровень образованности, соответствующий допрофессиональной компетентности, высокое качество и сложность выпускных программ, соответствующие приемным требованиям средних и высших учебных учреждений культуры и искусства.
- Учащиеся основного курса обучения должны продемонстрировать уровень образованности, необходимый для творчески-деятельной личностной самореализации и самовыражения в сфере музыкального искусства, иметь собственный опыт творческой деятельности, выраженной в достаточно высокой степени овладения знаниями, умениями, навыками.