Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн

Цель – выявление особенностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости самооценки.

Может эффективно использоваться в массовых и коррекционно – образовательных шкалах.

Ход исследования.

Школьнику по очереди предлогаются пять карточек. На каждой из них нарисована вертикальная линия. Линии соответственно символизируют рост, здоровье, ум, характер, счастье. Испытуемому предлогается оценить себя по этим критериям. По росту, характеру и счастью школьник оценивает себя относительно своих одноклассников. По здоровью и уму – относительно всего человечества. К каждой карточке в отдельности прилагается инструкция.

Например: «Допустим, на этой линии располагается все твои одноклассники: вот здеь вверху (показываем) самые счастливые, а здесь внизу (показываем) самые несчастливые. Как ты думаешь, где твоё место среди твоих одноклассников по счастью? Определи это место на линии и обозначь его точкой карандашом».

Школьнику даётся в руки цветной карандаш. Он ставит точку на прямой. Далее переходимк следующей карточки. В результате этого этапа работы испытуемый оценивает себя по пяти критериям.

Затем проводится беседа, целью которой является уточнение содержания самооценок ребёнка. В процессе обследования и проведения беседы желательно учитывать особенности поведения, эмоциональных реакция испытуемого: скорость реакций, наличий срмнений, колебаний, негативизма, эмоциональной подавленности, ухода от ответа и т.д.

По мнению автора, беседу целесообразно начинать с темы «Счастье». Вопросы задаются в зависимости от того, где испытуемый поставил точку. Например, если он отнёс себя к счастливым, то исследователь вначале спрашивает: каких он людей считает несчастливыми, что он понимает под счастьем, от чего оно зависит? Если испытуемый отнес себя к несчастливым, то начинаем беседу с вопросов: каких он людей считает счастливыми, что он понимает под счастьем? Можно также спросить ребёнка, что ему не хватает для полноты счастья. Отвечая на данные вопросы, школьник определяет содержание полярных понятий, своё понимание, соответствие и отношение к ним. После окончания беседы испытуемому можно предложить вторично себя оуенить по счастью на прямой. В данном случае используем карандаш иного цвета.

По аналогичной схеме организуется беседа и по остальным темам. Вопросы должны задаваться корректно и осмотрительно, с учётом принципа гуманности в псходиогностической работе с пациентом. Так, обсуждая тему «Ум» рекомендуется проявлять деликатность при формулированни вопросов. Например, мы спрашиваем, какими качествами своего ума ребёнок недоволен.

В процедуре проведения методики существуют различные варианты и дополнения. В частности, в ход основной меодики включается модифицированный вариант методики Де Греефа. Ребёнку при оценке себя по уму предлогается на той же линии оценить своего соседа по парте и учителя. Точки ставятся карандашами двух других цветов. На завышение самооценки испытуемого указывает определение на прямой по уму себя выше, чем учителя. О занижении самооценки свидетельствует оценка себя по уму ниже не только учителя, но и соседа по парте.

Обработка и интерпретация данных.

Вначале анализируется расположение точек на линиях, на первичном этапе. Выявляется тенденция тяготения точек к середине или крайним полюсам прямой. В результате первичной обработки данных исследователь формирует гипотезу об оссобеностях самооценки испытуемого. Предположение проверяется в ходе последующей беседы и в процессе сравнения с результатами вторичного самооценивания. Соответственно гипотеза может быть отвергнута или подтверждена.

В норме испытуемые обнаруживают позиционную тенденцию оценивать себя чуть выше середины, что может расходиться с из реальной самооценкой. Значительные отклонения от середины могут свидетельствовать о завышении или занижении самооценки. Крайне низкие оценки могут указывать на склонность школьника к депрессии. При психопатизации личности отмечается несоглассованость самооценки, тенденция к крайним, полярным оценкам.

На первичном этапе обработки методики Дембо – Рубинштейн рациональные и эмоциональные состовляющие самооценки выступают нерасчеленение. Её результаты дают общую характеристику самооценки по тому или иному оценочному критерию. Так, приписывание себе крайне высоких значений может свидеельствовать и о её еадекватности, и о её ненормализованности. В процессе беседы можно уточнить этот вопрос так как создаются условия для более глубокого понимания отношений испытуемого к себе, степени его удоволетворёности собой. Для уточнения степени адекватности самооценки можно привлекать экспертные оценки.

Полученные результаты по каждой прямой сопостовляют между собой. Это позволяет оценить состояние частных самооценок испытуемых и опосредованно – самооценки школьника в целом.

В целях уточнения степени устойчивости самооценки школьников исследование повторяется несколько раз на одной и той же выборке испытуемых. Полученные результаты сопостовляются. При их совпадении делается вывод об устойчивости самооценки.