Все виды профессиональной деятельности педагога-психолога реализуются в тесной взаимосвязи.
Также существует еще одна классификация видов: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция
(И.В. Дубровина).
Психопрофилактическая работа— это формирование у педагогов и детей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности.
Психодиагностическая работа— это углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии.
Развивающая и коррекционная работа — это активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
Консультативная работа — это консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения и воспитания.
Психологическое сопровождение— это вся система профессиональной деятельности психолога. Она направлена на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения (Р. М. Битянова).
Функции педагога-психолога:
образовательно-воспитательная— обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стимулирует развитие психологической культуры педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного педагогического процесса, использует возможности личности ребенка как субъекта собственного развития;
диагностическая— изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, социально-психологические факторы и условия их воспитания, обучения и развития, их проблемы;
организаторская— организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности (уроки психологии, факультативы, кружки, деловые игры, коррекционно-развивающие группы, социально-психологические тренинги и консилиумы и др.), обеспечивает взаимодействие специалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка;
прогностическая— участвует в программировании, прогнозировании и проектировании педагогического процесса, осуществляет разработку критериев оценки его результативности в терминах развития личности его субъектов;
предупредительно-профилактическая и психотерапевтическая— учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопровождения личности в педагогическом процессе. По своему профессиональному назначению, призван предотвратить психологическую проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику отклонений в развитии и поведении детей, их общении;
организационно-коммуникативная— способствует включению добровольных помощников в социально-психологическую работу, руководит их деловыми и личностными контактами, налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.
Для выполнения такого широкого круга функций психологу необходимы разносторонние знания.
В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности. Так, Н.В.Кузьмина выделяет следующие уровни деятельности:
1) репродуктивный - умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам (однако даже самые глубокие знания не являются признаком профессиональной квалификации);
2) адаптивный — достижение нового уровня знаний и умений, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания;
3) локально моделирующий знания — умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;
4) системно моделирующий знания — владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом;
5) системно моделирующий творчество — владение стратегией формирования творческой личности, способной к развитию.
Можно выделить три уровня осуществления профессиональном деятельности психолога: 1) копирование чужих образцов, 2) осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств и 3) творческое осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания.
Специфика работы психолога с дошкольникамив первую очередь связана с тем, что:
1) ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в развитии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления;
2) запрос на психологическую помощь формулируется не самим ребенком, а педагогами и родителями, которые склонны переносить на него собственные проблемы;
3) ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению;
4) несформированность у маленьких детей рефлексии вызывает необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ребенка;
5) ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно;
6) ребенок — развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин;
7) развивающая работа с ребенком преддошкольного возраста не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит развитие;
8) ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной деятельности со взрослыми, обусловливающей необходимость участия педагогов и психолога в деятельности детей;
9) работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его
актуального, но и ближайшего развития.
В дошкольном образовательном учреждении запросы к педагогу-психологу поступают, как правило, со стороны родителей и воспитателей. Первая группа запросов от родителей носит непроблемный познавательный характер: определение уровня психического развития ребенка, его способностей и задатков. Вторую группу запросов родителей условно можно назвать проблемной, так как эти запросы связаны с отклонениями в поведении дошкольников (замкнутость, агрессивность, эмоциональная неустойчивость).
Вопросы воспитателей чаще затрагивают особенности организации работы с «проблемными» детьми – агрессивные, плохо обучаемые и т.п.
Специфика работы педагога-психолога в учреждениях интернатного типа.Основные проблемы детей помимо их объективного психофизиологического статуса вызваны состоянием общества, в котором они живут. Ограничение права воспитываться в семье, зафиксированное в российском и международном законодательстве, обусловлено нестабильностью современного семейного образа жизни, ростом внебрачной рождаемости, увеличением разводов, ростом смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, отказов от детей.
Растет число неполных семей, каждая пятая из них имеет детей. По государственной статистике, подавляющее число неполных семей относится к малообеспеченным категориям граждан, которые не в состоянии содержать своих детей. Вне зарегистрированного брака рождаются около 20 % детей. В результате распада брачных пар только в течение года остаются без одного из родителей более 600 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Люди, не познавшие счастья в настоящей, гармоничной семье, редко строят полноценные семейные отношения. В этих условиях постоянно девальвируются такие социально важные ценности, как семья и брак.
В последнее время многие родители не в состоянии обеспечивать своим детям не только социально приемлемый, но даже и необходимый физиологический уровень содержания. Брошенные дети — следующая стадия распада семейных связей. Размеры социального сиротства, когда дети утрачивают родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. В стране отсутствует социально-психологическая и экономическая поддержка дезадаптированных матерей — группы риска по отказу от своих детей.
Содержание младенца с первых недель жизни даже в самых комфортабельных и психологически щадящих условиях, но вне контакта с матерью, закономерно приводит в более чем 90 % случаев к нарушениям его решения. Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники.
Вопросы для самоконтроля
1. Формой реализации культурно-просветительской деятельности не является
А. лекция
Б. тренинг
В. круглый стол
2. Главная направленность социально-педагогической деятельности педагога-психолога:
А. содействие саморазвитию личности и формированию индивидуальности человека;
Б.показать человеку явное положение дел, что избежать кризисных ситуаций невозможно.
В. коррекция трудностей в обучении школьников.
1. Одной из задач педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении является
А. подготовка к школе
Б. профориентация
В. коррекция межличностных отношений в коллективе детей.
4. Важность научно-методической работы не определяется
А. постоянным изменением педагогической действительности
Б. возможностями и интересами специалиста
В. развитием педагогической и психологической науки и практики образования
5. Формирование психологической культуры у субъектов образовательного процесса является одной из задач
А. культурно-просветительской деятельности
Б. коррекционно-развивающей деятельности
В. управленческой деятельности.
План семинара
1. Вида профессиональной деятельности педагога-психолога: основные задачи, содержание работы, ожидаемый результат
2. Особенности деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении
3. Особенности деятельности педагога-психолога в общеобразовательной школе
4. Особенности деятельности педагога-психолога в учреждениях интернатного типа
5. Особенности деятельности педагога-психолога в учреждениях дополнительного образования.