Аспекты психолого-педагогической деятельности

1. Научный аспект. Основная задача – проведение исследований, теоретическое обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных, развивающих методов и программ.

2. Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками системы образования. Главными действующими лицами этого направления являются педагоги, методисты, дидакты, которые самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют новейшие психологические данные при создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построения образовательных программ.

3. Практический аспект предполагает непосредственную работу с субъектами образовательного процесса.

Развитие прикладного и практического аспектов целиком и полностью зависит от развития научного аспекта, который формирует теоретическую концепцию, определяющую содержание, функции и модель психолого-педагогической деятельности.

Согласно «Общей характеристике специальности 031000- Педагогика и психология» выделяются следующие виды профессиональной деятельности педагога-психолога:

Коррекционно-развивающая деятельность.Коррекция - «изменение, ис­правление»; развитие - это движение по восходящей линии, отпростого к сложному, от низшего к высшему. Для того чтобы осуществлять работу по коррекции или разви­тию того или иного качества, необходимо провести изучение (диагностику) уровня развития умений, знаний, навыков, осо­бенностей личности, так как диагностика является неотъемле­мым элементом коррекционно-развивающей деятельности пе­дагога-психолога. В его работе она является не самоцелью, а средством, способствующим более эффективной организации работы.

Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется педагогом-психологом в форме обучения, тренировки или кон­сультации. Тренировка (тренинг) обычно проводится для развития определенных навыков и умений: в общении (например, навы­ка установления контакта с собеседником или умения по бес­конфликтному взаимодействию), в учебе (умения по поиску не­обходимой информации), для формирования значимых, в том числе и профессиональных, качеств личности.

Консультирование – это особым образом организованное общение педагога-психолога с учеником, педагогом, родителями или их группами. В консультации выделяют несколько этапов: установление контакта с консультируемым, определение запроса и постановка проблемы, диагностика, совместная работа по решению проблемы.

Преподавательская и культурно-просветительская деятель­ность.Преподавательская и просветительская деятельность яв­ляется неотъемлемой частью работы педагога-психолога. Она может осуществляться в нескольких формах (проведение уро­ков и факультативов для учащихся, лекториев и психологиче­ских клубов для родителей и педагогов, участие в работе методи­ческих объединений и педагогических советов, организация конференций и выставок литературы). Кроме этого, просвеще­ние - составная часть коррекционно-развивающей деятельно­сти педагога-психолога.

Психологическое просвещение - самый первый этап приоб­щения педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям. И.В. Дубровина видит смысл такого просвещения в следующем: знакомить педагогов с различными отраслями психологии - педагогической, со­циальной, возрастной, а учащихся - с основами самовоспи­тания; популяризировать и разъяснять результаты новей­ших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание исполь­зовать их как у педагогов, так и у детей.

Преподавание - это специальным образом организованная деятельность по целенаправленной передаче общественно-ис­торического опыта, формированию умений и навыков. Для ее осуществления педагог-психолог должен обладать идеалами и ценностями, глубокими знаниями в своей области, способно­стями (организаторскими, коммуникативными, гностически­ми и др.) и педагогической техникой.

Педагог-психолог может стать хорошим преподавателем только в том случае, если он обладает целым комплексом способностей, знаний и навыков. Воспитание и обучение ока­зываются действенными лишь в том случае, если все педаго­гические средства взаимосвязаны и если педагогический процесс характеризуется целостностью и системностью.

Научно-методическая. Работа педагога-пси­холога никогда не носит только прикладной характер. При­чин тому несколько, но главная состоит в том, что педа­гог-психолог постоянно использует в своей работе научные сведения из различных областей психологии, возрастной фи­зиологии, педагогики. Плох тот учитель, который несколько лет работает по одним и тем же конспектам уроков. Предста­вить себе педагога-психолога, который дает одни и те же реко­мендации после проведения диагностики или одними и теми же словами проводит консультации, просто невозможно. Лю­бое заключение о личности и поведении человека оправданно, только если оно имеет под собой строгую научно обоснован­ную базу. И.В. Дубровина пишет, что педагог-психолог «соче­тает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению знаний о ребенке, а практика - в том, что он при­меняет эти знания».

Основывая свою работу на данных науки, почти каждый педагог-психолог рано или поздно приходит к необходимо­сти проведения собственной научной или, по крайней мере, методической работы. Он сталкивается с тем, что не находит в литературе объяснения и способов решения конкретных случаев из своей практики, с необходимостью перепроверки или создания норм для используемых диагностических методик, с необходимостью обобщения результатов своей ра­боты. Научный подход в работе, таким образом, является основой собственной научно-методической деятельности пе­дагога-психолога.

Социально-педагогическая. Социально-педагогическая деятельность. Социально-пе­дагогическую деятельность педагога-психолога как вид про­фессиональной деятельности можно рассматривать через реализацию им комплекса социально-педагогических мер превентивного характера, логически выстроенных педагоги­ческих действий, направленных на личностное развитие и саморазвитие человека, педагогическую коррекцию пове­дения, нормализацию взаимоотношений с окружающей сре­дой, обеспечение социальной защиты и подготовку человека к самозащите.

Главной направленностью социально-педагогической дея­тельности педагога-психолога является содействие саморазви­тию личности и формированию индивидуальности человека. Педагог-психолог своей деятельностью стремится сформиро­вать убежденность человека в том, что он обладает большим потенциалом, который должен быть обязательно реализован, может самостоятельно выйти из кризисных ситуаций и ре­шить возникающие проблемы, но для этого необходимо ве­рить в свои силы и возможности, проявить инициативу, ак­тивность и самостоятельность.

Основной идеей социально-педагогической деятельности пе­дагога-психолога является идея субъектности, предполагающая рассмотрение человека как активного участника защитного процесса, способного самостоятельно и адекватно оценивать складывающиеся ситуации и принимать оптимальные реше­ния.

return false">ссылка скрыта

Осуществляя педагогическую коррекцию поведения и нор­мализацию взаимоотношений человека в социальной среде, педагог-психолог в качестве целевого и приоритетного на­правления своей деятельности выделяет профилактическую работу, которая направлена на то, чтобы предотвратить воз­можные жизненные трудности, кризисные ситуации и про­блемы человека.

Управленческая деятельность. Любой специалист, имею­щий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постанов­кой и достижением целей совместной работы, т. е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно по­становка цели, применение определенных способов ее достиже­ния и мер воздействия на коллектив - главные признаки нали­чия управления в группе людей (коллективе школы или класса). Основная цель этой деятельности - обеспечение гармо­нии в развитии коллектива и школы в целом. Среди важней­ших принципов управления выделяют:

• целостность (коллектив рассматривается как целостная система);

• иерархичность (в коллективе выделяют неиерархизированную структуру);

• целевую направленность (достижение целей является важ­нейшим критерием эффективного развития коллектива);

• научную обоснованность;

• сочетание централизации и децентрализации (в коллективе возможно разделение полномочий, но при этом лидер не­сет единоличную ответственность за происходящее в нем);

• демократизацию.

Воспитательная деятельность. Главная цель воспитания — передача новым поколениям общественно-исторического опы­та, накопленного предшествующими поколениями. В процессе воспитания происходит планомерное и целенаправленное воз­действие на сознание человека, цель которого - формирование норм поведения, ценностей, установок, моральных принци­пов. Результатом этого процесса становится готовность выпу­скника школы к самостоятельной жизни в обществе и произво­дительному труду.

Целенаправленность воспитательного процесса определяется закономерно­стями (Л.В. Байбородова и М.И. Рожков): 1) воспитание совер­шается только на основе активности ребенка при взаимодействии его с социальной средой; 2) образование и воспитание едины; 3) воспитательные влияния должны быть целостны, чему способствует совпадение поведения педагога и деклари­руемых им принципов, непротиворечивость предъявляемых им требований. Главную «работу» по воспитанию осуществ­ляют родители и педагоги.