Тема 3. Перспективные зарисовки городских улиц

 

В перспективных зарисовках городских улиц в первую очередь необходимо следить за правильным перспективным построением. Напомним правила прямой линейной перспективы:

1. Равновеликие предметы по степени удаления от зрителя визуально уменьшаются. Размер предмета, расположенного ближе к зрителю, будет больше, чем размер такого же предмета, более удалённого от зрителя.

2. Параллельные линии, уходящие от зрителя, равномерно сближаются и сходятся в одной точке, называемой точкой схода. Горизонтальные параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта.

3. Вертикальные линии в перспективном рисунке остаются вертикальными и параллельными друг другу, за исключением некоторых случаев, когда для них предусмотрена дополнительная точка схода (так называемая «зенитная» перспектива, или перспектива «с птичьего полёта», когда мы смотрим снизу вверх или сверху вниз на предметы с большой протяжённостью вертикальных размеров).

 

Рис. И. Киселёва (гр. АРХ-96)

Материалы: бумага, карандаш

При выполнении перспективных зарисовок городских улиц предпочтительно построение рисунка во фронтальной линейной перспективе с одной точкой схода на линии горизонта. В композиционном поиске необходимо выбрать соотношение изображаемого неба, поверхности земли, определить точку зрения (высокий или низкий горизонт).

 

Рис. Д. Чаланова (гр. АРХ-98)

Материалы: бумага, тушь

 

На приведённой зарисовке изображена улица 30 лет Октября. Все параллельные линии рисунка сходятся во фронтальной перспективе в одну точку схода, находящуюся в пределах листа и образующую композиционный центр в данной работе. Сюжетно-смысловой центр композиции расположен по правилу «золотого сечения» на расстоянии трети от целого, придавая композиции в целом динамичность. Включение в композицию фигур людей усиливает динамику зарисовки, «оживляет» работу, кроме того, фигура человека позволяет в архитектурных пейзажных зарисовках определить масштабы изображаемых объектов.

В угловой линейной перспективе также возможно выполнить зарисовки улиц, но здесь надо более тщательно выбирать сюжет зарисовки, искать интересную уличную развязку.

 

Рис. А. Кожевина (гр. АРХ-06)

Материалы: бумага, карандаш

 

На приведённой зарисовке изображена в угловой линейной перспективе улица старой части города, параллельные линии рисунка уходят в две точки схода по краям листа. Большое внимание уделено детальной проработке фактуры деревянных зданий, рельефного покрытия крыш, создающих индивидуальный образный характер каждого здания. Включение в зарисовку изображения автомобильного транспорта позволяет определить масштабы зданий. Уходящая вдаль от зрителя дорога придаёт композиции динамичность, которую несколько «гасят» ритмичные повторы вертикалей рисунка – вертикаль стены на первом плане, деревья, контуры стен зданий, вертикаль лестницы на боковом фасаде. Ограничение рисунка слева фрагментом стены ближнего здания, а справа пятном дерева делает композицию закрытой, придаёт ей некоторую камерность.

 

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Материалы: бумага, карандаш

 

На приведённой зарисовке изображена улица Кремса. Все параллельные линии рисунка сходятся во фронтальной перспективе в одну точку схода, находящуюся в пределах листа и образующую композиционный центр в данной работе. Сюжетно-смысловой центр композиции расположен по правилу «золотого сечения» на расстоянии трети от целого, придавая композиции в целом динамичность. Включение в композицию фигур людей усиливает динамику зарисовки, «оживляет» работу, позволяя определить масштабы изображаемых объектов.

Рис. К. Колеговой (гр. АРХ-08)

Материалы: тонированная бумага, пастель, тушь

 

На приведённой зарисовке изображена улица Кремса. Акцент в рисунке сделан на раскладке изображения по планам: средствами графики выявлена фактурность лестницы на первом плане, ослаблен контраст на втором плане (дерево и средняя часть здания), лёгким тоном проработан дальний план.

Рис. студента гр. АРХ-07

Материалы: тонированная бумага, пастель

 

На приведённой зарисовке изображена улица Первомайская. Акцент в рисунке сделан на передаче воздушной перспективы: мягкими графическими материалами контрастно прорабатывается первый план, ослабляется контраст на втором плане, лёгким тоном проработан дальний план.

 

 

Рис. А. Гарштя (гр. АРХ-06)

Материалы: бумага, тушь

 

На приведённой зарисовке изображена в угловой линейной перспективе улица Мира в старой части города, параллельные линии рисунка уходят в две точки схода по краям листа. В зарисовке найдено соотношение тёмных и светлых тональных пятен: тёмное пятно теневой части домов справа уравновешивается тёмным пятном кирпичного парапета на переднем плане слева.