Виды воображения

Выделяют несколько видов воображения. Так, воображение принято делить на пассивное и активное.

Пассивное воображение, в свою очередь принято делить на пассивное произвольное (грезы, фантазии) и пассивное непроизвольное (сновидения, гипноидные образы, галлюцинации).

Грезы – сознательное создание в своей внутренней реальности воображаемых событий, миров и т.п. и погружение в их созерцание и дальнейшее воображение в состоянии бодрствования, как это делал Обломов в произведении А.И. Гончарова «Обломов». Это, как правило, сознательное избегание решения реальных жизненных проблем. Человек «прячется» от реальной жизни в воображаемую. Фантазии – сознательный продукт воображения. Как правило они связаны с придумыванием чего-то, что заведомо не может сбыться и автор об этом знает. Например, образ ректора КГУ, у которого выросли крылья, и он залетел в окно аудитории – фантазия, которая практически не имеет шансов сбыться.

Пассивное непроизвольное воображение возникает помимо желания человека, без его воли.

Пассивное воображение подчинено внутренним субъективным факторам, желаниям, которые мыслятся в процессе воображения осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных. В ходе пассивного воображения происходит мнимое удовлетворение какой-либо потребности. В случае, когда, например, во сне появляются неприятные, пугающие образы – пассивное воображение играет предупреждающую роль. В сновидениях часто в символической форме нам сообщается, что в организме на физиологическом или психологическом уровнях есть существенные проблемы, которые мы пока не можем непосредственно осознать из-за Эго-защит (защитных механизмов «я» человека). Процесс воображения на фоне отрицательных психических состояний (подавленность, усталость, тревожность и т.п.), а также при наличии определенных деструктивных психических свойств (трусость, озлобленность и т.п.) может привести к навязчивым фантазмам – пугающим образам, от которых трудно избавиться.

Одаренные творческие личности обладают, как правило, очень развитым воображением, которое иногда привносит в жизнь определенные проблемы. Так, Вольтер так верил в существование нечистой силы, что ежегодно, когда наступала Вальпургиева ночь, он серьезно заболевал и болел по нескольку недель. Автор знаменитого романа «Мадам Бовари» - Флобер, так увлекся описанием сценой отравления мадам мышьяком, что сам почувствовал все признаки отравления и слег в постель.

Для пассивного воображения характерно то, что в результате не создаются реальные продукты труда. В этом плане явление мечтательности занимает промежуточное положение между пассивным и активным воображением, так как мечта подразумевает наличие достаточно реальной цели, но ее осуществление остается под вопросом.

 

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личной задачи. В активном воображении мало мечтательности или беспочвенной фантазии. Активное воображение направлено на будущее и оперирует временем. Как вполне определенной категорией. Активное воображение реализуется в большей степени вовне и меньше обусловлено внутренними субъективными проблемами. Активное воображение определяется задачей. Оно поддается волевому контролю и в результате появляются реальные плоды человеческой деятельности. Пассивное воображение может переходить в активное. Например, художник может запечатлеть на картине образы, которые явились ему в сновидениях.

 

Выделяют несколько видов активного воображения.

Воссоздающее воображение – происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, текста и т.п. Этот вид воображения основан на прежнем опыте (в то время, как вы читаете в книге описание природы или героя, ваше представление об описываемом основывается на ваших прошлых знаниях, но, тем не менее, у каждого человека, читающего один и тот же текст будет несколько свое, отличное от других видение). Главным образом воссоздающее воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий в виде целостных образов, к которым потом человек стремится.

Творческое воображение – человек самостоятельно создает новые образы или идеи, представляющие ценность для других людей, общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Специфической чертой творческого воображения является его влияние на общий ход мыслей творца. Мысли подчиняются общему направлению воображения, создаются необычные ассоциации. Например, ассоциации поэта к вывеске на улице «Ремонт часов» могут быть: «Ремонт часов, ремонт минут, ремонт недели, месяца…Отремонтируйте мне год, он прожит неисправно…».

 

Синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах:

  • Агглютинация – «склеивание» различных. В повседневной жизни несоединимых качеств (образ русалки – человек и рыба, образ избушки на курьих ножках – курица и дом и т.п.)
  • Гиперболизация – преувеличение или приуменьшение отдельных частей предмета или их изменение (Мальчик с пальчик, трехголовый дракон, сказочный великан и т.п.)
  • Схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко (симметричный геометрический узор, который составлен из листьев различных деревьев – особенности листьев становятся не так заметны, зато заметен общий рисунок узора)
  • Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах (часто используется в творческих произведениях, например, считается, что Греческая Богиня Афродита очень красива, с этим согласны все, но каждый художник изобразит ее по-своему.
  • Заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков (дружеские шаржи, карикатуры)