Философская основа

Система мира Аристотеля

С развитием человеческого общества перед астрономией выдвигались все новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчетов. Постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.

Все накопленные веками знания о природе вплоть до технического и житейского опыта были объединены, систематизированы, логически предельно развиты в первой универсальной картине мира (см. Приложение ), которую создал в IV в. до н. э. величайший древнегреческий философ (и, по существу, первый физик) Аристотель (384—322 гг. до н. э.).

Аристотель впервые отделил мир земных (вернее, «подлунных») явлений от мира небесного, от собственно Космоса с его якобы особенными законами и природой объектов. Далее изложены основные астрономические представления Аристотеля.

Вселенная подразумевалась как вся существующая материя, состоявшая из четырех обычных элементов — земли, воды, воздуха, огня и пятого — небесного — вечно движущегося эфира, который от обычной материи отличался еще и тем, что не имел ни легкости, ни тяжести. Впервые этот ученый сказал о взаимосвязанности свойств материи, пространства и времени. Вселенная представлялась конечной и ограничивалась сферой, за пределами которой не мыслилось ничего материального и никакого пространства. За ее пределами нет времени, которое Аристотель с гениальной простотой и четкостью определил как меру движения и связал с материей, пояснив, что «нет движения без тела физического». Именно здесь помещался нематериальный, духовный мир божества, существование которого постулировалось. А так как Вселенная единственна и объемлет всю материю, она вечна, никогда не возникала и принципиально неуничтожима.

Поскольку Аристотель считал Вселенную шарообразной (из-за общей кажущейся формы небосвода и кругового суточного движения небесных светил), она должна иметь свой центр. По его мнению, посреди мира обязана быть Земля, так как наитяжелейшим элементом считалась как раз «земля» (См. Приложения, рис.5,с. 24).

Из эфира, по мнению Аристотеля, состояли все небесные тела (непременно идеальной сферической формы, скрепленные каждое со своей сферой из того же эфира). А передвижение звезд и планет с запада на восток он объяснил универсальным способом: «природа всегда осуществляет наилучшую из всех возможностей».

Крайней, наиболее удаленной, восьмой сферой считалась сфера звезд. На взгляд Аристотеля, звезды неподвижны относительно своей сферы (вывод о сделан также и на том основании, что Луна всегда повернута к Земле одной стороной). Это раскаленные тела, нагревающиеся в результате трения о воздух при движении (весьма стремительном, учитывая удаленность последней, звездной сферы неба). Так думал, например, Анаксагор. Но по Аристотелю тепло и свет возникали не от трения звезд, а самих сфер друг о друга.

Звезды и планеты ученый называет огромными телами, тогда как Землю он считал небольшой (на основании быстрого изменения звездного неба во время передвижения по ее поверхности). Приведенная им оценка ее окружности (более 70 тыс. км) самая древняя из известных. Более точные оценки (40 тыс. км) получали после Аристотеля в III – II вв. до н. э. Архимед, Эратосфен, Гиппарх.

Особую «прочность» неба ученый объяснял жесткой связанностью всех сфер между собой (как в некотором механизме) И только правильное пропорциональное возрастание их скоростей с ростом удаленности сфер от центра мира обеспечивает устойчивость, которое благодаря этому «не разваливается».

Таким образом, космическая система Аристотеля для его современников была, можно сказать, теорией, опиравшейся на опыт, как он понимался тогда, т. е. на полное доверие к весьма грубым повседневным наблюдениям.

Несмотря на ряд ошибок и весьма наивные рассуждения, Аристотель включил в свою систему и вполне обоснованные астрономическими наблюдениями заключения, прежде всего о шарообразности Земли и ее свободном парении в пространстве. Поэтому так резко высмеивал примитивные идеи о том, что Земля уходит своими «корнями» в бесконечность (Ксенофан Колофонский, VI в. до н. э.), или, имея якобы форму невысокого цилиндра, держится на сжатом воздухе (древнейшая идея «воздушной подушки» — было высказано в том же VI в. до н, э. Анаксименом, а позднее Анаксагором и Демокритом).

Аристотель также опровергал теорию пифагорейцев о некоем теле, вокруг которого вращается Земля, а также верные догадки о вращении нашей планеты вокруг своей оси (поскольку это не ощущалось в повседневном опыте). Он стремился очистить физическую картину мира от мифологического элемента и объяснить все явления не субъективными, а естественными, объективными причинами. Аристотель резко критиковал древние учения о могучих Атлантах, держащих небо на плечах. «Эту басню, – как писал Аристотель, – сочинили те, кто думал, что все небесные тела имеют тяжесть и состоят из земли» (т. е. из элемента «земля»). К сожалению, гоняясь за этой целью, он выбросил из физической картины мира и глубоко верную догадку о вещественном единстве Вселенной и о тяжести небесных тел, о единстве действующих во Вселенной Законов.

Модель Вселенной у Аристотеля была именно механической, т. е. представляла Вселенную как набор якобы существующих «материальных» сфер (хотя и из особой «неземной» материи—эфира). С течением времени это привело к еще большему огрублению картины. Сферы стали представлять как твердые, хрустальные и т. п. Но это было уже в средние века. Для современников Аристотеля его физико-космологическая картина по своей полноте, логичности, увязанности с доступным опытом и наблюдениями была несравненно выше разрозненных, расплывчатых, порой внутренне противоречивых идей его предшественников. Она стала первым организующим, хотя в то же время ограничивающим фактором на пути дальнейшего развития науки. В ее рамках формировались в течение всей дальнейшей истории развития древнегреческой науки, занявшей более чем полтысячелетия, частные, или локальные собственно астрономические картины мира. И когда столетие спустя появилась гениальная и совершенно новая, революционная идея подлинного гелиоцентризма, высказанная Аристархом Самосским (он считал, в отличие от ранних пифагорейцев, Солнце неподвижным в центре мира, а Землю обращающейся вокруг него и вращающейся вокруг своей оси), эта идея была встречена крайне враждебно не только по религиозным соображениям, но и как противоречащая «здравому смыслу».

Система мира Птолемея

Для объяснения видимых движений планет греческие астрономы, крупнейший из них – александриец Гиппарх (II в. до н. э.), создали геометрическую теорию эпициклов, которая легла в основу геоцентрической системы мира александрийского астронома Птолемея (II в. н. э).

Исходя из уже известных представлений о возникновении центробежной силы у вращающегося тела, он сделал вывод, что с поверхности вращающейся Земли все свободно лежащие на ней тела должны были бы быть сорваны и отброшены в мировое пространство, а облака, как и птицы, находящиеся в воздухе, быстро уносились бы в сторону, обратную направлению вращения Земли, в соответствии с принципом относительности движения. И отчасти он был прав.

Если бы не колоссальная масса Земли по сравнению со всеми живыми неживыми объектами на ее поверхности, они действительно были бы «отброшены» в пространство. Поэтому он, критически рассмотрев и «старую» гелиоцентрическую идею, вместе с большинством тогдашних ученых отверг ее как умозрительную, не подтверждающуюся наблюдениями! Между тем принцип геоцентризма намного усложнял задачу. И только благодаря выдающемуся математическому таланту Птолемея она была решена.

Он считал Землю шарообразной, а размеры ее ничтожными по сравнению с расстоянием до планет и тем более звезд. Он разделял взгляд Аристотеля, который считал, что Земля неподвижна и только она может быть центром Вселенной, поэтому его система мира была названа геоцентрической (См. Приложения, рис.6,с. 24). Вокруг земли по Птолемею, движутся (в порядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Но если движение Луны, Солнца, звезд круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Земли, а вокруг некоторой точки. Точка эта в свою очередь движется по кругу, в центре которого находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки, Птолемей назвал эпициклом, а круг, по которому движется точка около Земли, - деферентом.

Птолемей составил впервые в истории астрономии планетные таблицы, по которым можно было заранее вычислять положение планет с весьма высокой по тем временам точностью — до 10'.

Система мира Аристотеля-Птолемея казалась современникам правдоподобной. Она давала возможность заранее вычислять движение планет на будущее время – это было необходимо для ориентировки в пути во время путешествий и для календаря. Эту ложную систему признавали почти полторы тысячи лет. Но с течением времени астрономы обнаружили расхождение наблюдаемых положений планет с предвычисленными. На протяжении веков думали, что система мира Птолемея просто недостаточно совершенна и пытаясь усовершенствовать ее, вводили для каждой планеты новые и новые комбинации круговых движений.

Системой мира Птолемея завершается этап развития древнегреческой астрономии. Развитие феодализма и распространение христианской религии повлекли за собой значительный упадок естественных наук, и развитие астрономии в Европе затормозилось на многие столетия. В эпоху мрачного средневековья астрономы занимались лишь наблюдениями видимых движений планет и согласованием этих наблюдений с принятой геоцентрической системой Птолемея.