Характеристика психолого-педагогической деятельности

Основные понятия: деятельность, психолого-педагогическая деятельность, гуманистическая природа психолого-педагогической деятельности, детство, личность, личность ребенка, гуманизация образования, личносто-ориентированный подход, образование, образовательное пространство, обучение, воспитание, развитие, педагогика, психология.

Деятельность– форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Структура человеческой деятельности включает: потребности, мотивы, цели, задачи, действия, операции. Деятельность человека – необходимое условие развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством опыта и ценностей, создание условий для личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Этот вид деятельности возник на заре цивилизации в ходе решения жизненно важных для общественного развития задач. Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности: целеположенность, мотивированность, предметность.

Психолого-педагогическая деятельность – вид педагогической деятельности, направленный на личностное, интеллектуальное, эмоциональное, социальное развитие субъектов образовательного процесса, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.

Цель деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях – социализация личности, т.е. подготовка ребёнка к жизни в обществе.

Основные механизмы реализации данного направления:

1.Включение детей в решение различных социальных проблем в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);

2. Диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;

3.Стимулирование детей к самопознанию, определение собственных позиций и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

4.Оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях;

5. Создание развитого информационного поля для каждого воспитанника;

6. Педагогическое стимулирование детских инициатив в процессе развития ученического самоуправления в образовательном учреждении.

В результате реализации данного направления из стен образовательных учреждений будут выходить подростки, подготовленные к жизни в новых социально-экономических условиях, способные найти своё место в ней и гибко ориентироваться в условиях изменяющейся реальности.

Предметомпсихолого-педагогической деятельности являетсяличность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества и определяющих его систему социальных отношений. Следовательно, психолого-педагогическая деятельность имеет гуманистическую направленность.Это означает, что все действия педагога-психолога подчинены реальным интересам личности ребенка или взрослого, направлена на создание условий для гармоничного развития личности. Период интенсивного развития человека и становления его личности называется детством.

Гуманистическая направленность полностью отвечает основной задаче личностно-орентированной педагогики: оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности. В современной педагогической культуре важное место занимают концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности, признание и защиту прав человека на свободу и развитие.

Специфика профессии педагога выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, своя убежденность; мастерство педагога заключается в умении направить процесс развития личности ребенка, так организовать деятельность учащихся, чтобы они имели возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы.

Детство – период жизни человека, характеризующийся интенсивным биологическим, социальным и психологическим развитием индивида; в этот период закладываются предпосылки готовности к участию в общественно-трудовой жизни взрослых.

Важным фактором становления личности человека в период детства является образование – специально организованная в обществе система условий учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека. Область действительности, охваченная влиянием системы образования, называется образовательным пространством.

Одной из ведущих тенденций в развитии современного образовательного пространства России является гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и гармоничного развития личности, ее деятельностного участия в жизни общества.

Любая профессиональная деятельность требует от специалиста владения специальной терминологией, которое является важным показателем профессиональной компетентности специалиста, и, следовательно, условием успешности его профессиональной деятельности. В психолого-педагогической деятельности широко используются как общенаучные понятия, так педагогические и психологические понятия. К базовым психолого-педагогическим понятием относят: личность, образование, обучение, развитие, воспитание и целый ряд других понятий, с которыми специалист знакомится в период профессионального обучения.

Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека, с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия, для его развития, подготовки к жизни и труду.

Обучение - это процесс передачи научных и обыденных знаний подрастающему поколению и функционирование на их основе творческого мышления, теоретического и ценностного отношения к миру, научного мировоззрения и развития общих и специальных способностей.

Развитие -1) Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта; 2) Процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие предполагает количественные и качественные изменения в человеке.

Система педагогических и психологических наук, исследующих различные аспекты профессий педагога- психолога:

Отрасли педагогики Отрасли психологии
1. Общая педагогика 2. История педагогики и образования 3. Возрастная педагогика 4. Социальная педагогика 5. Коррекционная педагогика 6. Педагогика школы 1. Общая психология 2. История психологии 3. Возрастная психология 4. Социальная психология 5. Психодиагностика 6. Психология личности

Вопросы для самоконтроля

1. Целью педагогической деятельности является

return false">ссылка скрыта

А. учить детей

Б. воспитывать детей

В. передавать детям общественно-исторический опыт

2. Человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей

А. индивид

Б. личность

В. гражданин

3. Многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной социокультурной среде – это

А. образование

Б. обучение

В. педагогическая деятельность

4. Объектом психолого-педагогической деятельности является

А. детство

Б. возраст

В. образование

5. Предметом психолого-педагогической деятельности является

А. ребенок

Б. личность

В. детство.