Характеристика психолого-педагогической деятельности
Основные понятия: деятельность, психолого-педагогическая деятельность, гуманистическая природа психолого-педагогической деятельности, детство, личность, личность ребенка, гуманизация образования, личносто-ориентированный подход, образование, образовательное пространство, обучение, воспитание, развитие, педагогика, психология.
Деятельность– форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Структура человеческой деятельности включает: потребности, мотивы, цели, задачи, действия, операции. Деятельность человека – необходимое условие развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки.
Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством опыта и ценностей, создание условий для личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Этот вид деятельности возник на заре цивилизации в ходе решения жизненно важных для общественного развития задач. Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности: целеположенность, мотивированность, предметность.
Психолого-педагогическая деятельность – вид педагогической деятельности, направленный на личностное, интеллектуальное, эмоциональное, социальное развитие субъектов образовательного процесса, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.
Цель деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях – социализация личности, т.е. подготовка ребёнка к жизни в обществе.
Основные механизмы реализации данного направления:
1.Включение детей в решение различных социальных проблем в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
2. Диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
3.Стимулирование детей к самопознанию, определение собственных позиций и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
4.Оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях;
5. Создание развитого информационного поля для каждого воспитанника;
6. Педагогическое стимулирование детских инициатив в процессе развития ученического самоуправления в образовательном учреждении.
В результате реализации данного направления из стен образовательных учреждений будут выходить подростки, подготовленные к жизни в новых социально-экономических условиях, способные найти своё место в ней и гибко ориентироваться в условиях изменяющейся реальности.
Предметомпсихолого-педагогической деятельности являетсяличность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества и определяющих его систему социальных отношений. Следовательно, психолого-педагогическая деятельность имеет гуманистическую направленность.Это означает, что все действия педагога-психолога подчинены реальным интересам личности ребенка или взрослого, направлена на создание условий для гармоничного развития личности. Период интенсивного развития человека и становления его личности называется детством.
Гуманистическая направленность полностью отвечает основной задаче личностно-орентированной педагогики: оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности. В современной педагогической культуре важное место занимают концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности, признание и защиту прав человека на свободу и развитие.
Специфика профессии педагога выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, своя убежденность; мастерство педагога заключается в умении направить процесс развития личности ребенка, так организовать деятельность учащихся, чтобы они имели возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы.
Детство – период жизни человека, характеризующийся интенсивным биологическим, социальным и психологическим развитием индивида; в этот период закладываются предпосылки готовности к участию в общественно-трудовой жизни взрослых.
Важным фактором становления личности человека в период детства является образование – специально организованная в обществе система условий учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека. Область действительности, охваченная влиянием системы образования, называется образовательным пространством.
Одной из ведущих тенденций в развитии современного образовательного пространства России является гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и гармоничного развития личности, ее деятельностного участия в жизни общества.
Любая профессиональная деятельность требует от специалиста владения специальной терминологией, которое является важным показателем профессиональной компетентности специалиста, и, следовательно, условием успешности его профессиональной деятельности. В психолого-педагогической деятельности широко используются как общенаучные понятия, так педагогические и психологические понятия. К базовым психолого-педагогическим понятием относят: личность, образование, обучение, развитие, воспитание и целый ряд других понятий, с которыми специалист знакомится в период профессионального обучения.
Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека, с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия, для его развития, подготовки к жизни и труду.
Обучение - это процесс передачи научных и обыденных знаний подрастающему поколению и функционирование на их основе творческого мышления, теоретического и ценностного отношения к миру, научного мировоззрения и развития общих и специальных способностей.
Развитие -1) Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта; 2) Процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие предполагает количественные и качественные изменения в человеке.
Система педагогических и психологических наук, исследующих различные аспекты профессий педагога- психолога:
Отрасли педагогики | Отрасли психологии |
1. Общая педагогика 2. История педагогики и образования 3. Возрастная педагогика 4. Социальная педагогика 5. Коррекционная педагогика 6. Педагогика школы | 1. Общая психология 2. История психологии 3. Возрастная психология 4. Социальная психология 5. Психодиагностика 6. Психология личности |
Вопросы для самоконтроля
1. Целью педагогической деятельности является
return false">ссылка скрытаА. учить детей
Б. воспитывать детей
В. передавать детям общественно-исторический опыт
2. Человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей
А. индивид
Б. личность
В. гражданин
3. Многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной социокультурной среде – это
А. образование
Б. обучение
В. педагогическая деятельность
4. Объектом психолого-педагогической деятельности является
А. детство
Б. возраст
В. образование
5. Предметом психолого-педагогической деятельности является
А. ребенок
Б. личность
В. детство.