Модульний контроль II 125 страница
СОВИНФОРМБЮРО (Советское информационное бюро) – орган по руководству СМИ в 1941-61 гг.
СОВХОЗ (советское хозяйство, совместное хозяйство) – государственное сельскохозяйственное предприятие. Созданы впервые в 1918 г. на базе крупных помещичьих хозяйств. Имущество их является государственной собственностью. Оно закрепляется за совхозами на праве хозяйственного ведения.
СОЛДАТСКИЕ ДЕТИ – лично свободные дети солдат из крепостных крестьян (18-1 пол 19 вв.).
СОЛДАТСКИЕ КОМИТЕТЫ (армейские комитеты) – выборные органы в российской армии после Февральской революции. В ходе Октябрьской революции к ним перешла власть в войсках. Ликвидированы весной 1918 г. при роспуске царской армии.
СОЛЯНОЙ БУНТ - массовое выступление посадского населения, стрельцов и холопов в Москве в июне 1648- нач. февраля 1649 гг. Вызвано взиманием недоимок по соляному налогу и произволом властей.
СОСЛОВИЕ – большая социальная группа наследственными правами и обязанностями. Для сословий характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.
СОСЛОВНАЯ МОНАРХИЯ (сословно-представительная монархия) – форма правления, при которой власть монарха сочеталась с органами представительства дворян, духовенства, ряда групп городского населения. В России существовала в сер. 16-17 вв. (Земский собор – сословно-представительный орган).
СОТНИ - в 12-нач. 18 вв. корпорация торговых людей и территориально-профессиональные объединения посадских людей, превратившиеся в городские административно-территориальные единицы.
СОХА - единица налогообложения в 13-17 вв., с нее собирался гос-й поземельный налог – посошное. Сначала измерялась количеством рабочей силы, с сер. 16 в. распространилась «большая соха», состоявшая из какого-либо числа четвертей земли (сошное письмо). С 1679 г. заменена подворным обложением.
ССЫЛЬНОПОСЕЛЕНЦЫ – лица, сосланные по суду или вышедшие на поселение после каторги.
СТАН – 1) административно-территориальная единица (14-18вв., с к. 15в. – часть уезда). 2) административно-полицейская единица в составе уезда (19-нач. 20вв.). Включала несколько волостей.
СТАНИЦА – 1) крупное казачье казачье поселение или несколько казачьих селений.2) казачий отряд (16-17 вв.), несший охрану засечной черты.
СТАРОЖИЛЬЦЫ – категория зависимых крестьян в 14-17 вв.
СТАРОСТА – выборное должностное лицо (16-нач. 20вв.). Руководил общественными коллективами или небольшими административно-территориальными единицами.
СТАРШИНА – категория должностных лиц в казачьих войсках в 16-18вв. (атаманы, полковники, есаулы, судьи, др.). В к. 18в. выборная получила офицерские чины и превратилась в дворян-землевладельцев.
СТАХАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – движение работников СССР (с 1935г.) за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Инициатор шахтер А.Г.Стаханов.
«СТОГЛАВ» - сборник решений Стоглавого собора (1551), состоит из 100 глав. Содержит положения по структуре церкви, ее внутренние правовые нормы, разъяснения соотношения.
СТОГЛАВЫЙ СОБОР - церковный собор с участием Ивана Четвертого и Боярской думы (1551). Унифицировал обряды, провозгласил неприкосновенность собственности церкви, неподсудность церкви государству, ограничил привилегии церкви, др., принял «Стоглав».
СТОЛБОВЫЕ ДВОРЯНЕ – потомственные дворяне знатных родов, занесенные в 16-17вв. в столбцы – родословные книги, в отличие от дворян более позднего происхождения.
СТОРОЖА – 1) в 15-17вв. конные посты на засечной черте. Несла службу весной-осенью, образуя линию наблюдательных постов; 2) в 10-15вв. конный разведывательный отряд.
СТОРОЖЕВАЯ СЛУЖБА – в 10-18вв. пограничная охрана, выполнялась служилыми людьми. «СТОЯНИЕ НА УГРЕ» - военные действия в 1480г. между монгольскими войсками во главе с ханом Большой Орды Ахматом и войсками Ивана Третьего. Попытка монголо-татар форсировать р. Угру (приток Оке) не удалась, на дальнейшую борьбу монголы не решились. Был положен конец власти их над Русью.
СТРАДНИКИ – холопы, обрабатывающие барскую запашку. Получали от хозяина землю, скот, семена, инвентарь (14-16вв).
СТРЕЛЬЦЫ – постоянное войско в 16-18вв., конное и пешее, вооруженное огнестрельным оружием. Создано на основе отрядов пищальщиков. Первоначально набиралось из свободного посадского и сельского населения. Затем их служба стала пожизненной и наследственной. Они стали категорией служилых людей. Получали жалование деньгами, хлебом, иногда землей. Стрельцы были участниками восстаний 1682г. и 1698г. Упразднены Петром I.
СУББОТНИКИ – безвозмездное выполнение общественно-полезной работы в нерабочее время.
СУДЕБНАЯ ПАЛАТА – судебный орган (1864-1917), рассматривавший кассационные дела по решениям окружных судов, должностные преступления, крупные гражданские и уголовные дела. Судьи назначались императором по представлению министра юстиции.
СУДЕБНИК – сборник законов. Общерусские сборники законов: Судебник Ивана Третьего 1497г., Судебник Ивана Четвертого 1550г. («Царский судебник»).
СУКОННАЯ СОТНЯ – привилегированная корпорация торговых людей в к. 16-нач.18вв., 3-я после гостей и гостиной сотни. Члены ее (суконщики) освобождались от налогов посадских людей, не подчинялись местным властям, были распределены по гильдиям в 1724-28 гг.
СУРОЖАНЕ (гости) – купцы, торговавшие с др. государствами.
СФРАГИСТИКА (сигиллография) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати.
СХОД – название всякого съезда, собрания. 2) мирской, волостной или сельский сход – до 1917г. собрание, домохозяев, стариков для обсуждения мирских дел, решения принимал большинством голосов.
СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ – 1) в 1989-91гг. высший орган государственной власти в СССР. 2) в 1991-93гг. высший орган государственной власти в РСФСР и РФ.
СЪЕЗД СОВЕТОВ СССР – верховный орган государственной власти в 1922-36гг.
СЪЕЗДЫ СОВЕТОВ в 1917-36гг. местные и центральные органы государственной власти.
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ – законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками (1722). Устанавливала 14 рангов чинов (рангов) и званий по 3-м видам службы (военной - армейские и морские звания; штатской; придворной). Высший ранг – 1-й.
ТАЙНАЯ РОЗЫСКНЫХ ДЕЛ КАНЦЕЛЯРИЯ – высший орган политического сыска (1831-62).
ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ при Сенате – высший орган политического надзора и сыска (1762-1801). ТАМГА – денежный сбор с торговых сделок в 13-16вв., взимавшийся с торговли, ремесла, промыслов. С сер.16в. назывался «рублевая пошлина».
ТЕКСТОЛОГИЯ – специальная историческая дисциплина, изучающая произведения письменности, литературы и фольклора в целях проверки их текстов для дальнейшего исследования и публикации.
«ТИТУЛЯРНИК» - справочная книга, с перечнем титулов русских и иностранных царствующих лиц. Составлялись в к.15-19вв.
ТИУНЫ – слуги князей и бояр, монархов, управляющие их хозяйством в 11-17вв.
ТОЗ (Товарищество по совместной обработке земли) - форма сельскохозяйственной производственной кооперации (1920-е-нач.1930-х гг.). Члены ТОЗа объединяли свои наделы и совместно их обрабатывали. Часть ТОЗов реорганизована в колхозы.
ТОПОНИМИКА – 1) совокупность географических названий территорий. 2) вспомогательная историческая дисциплина, раздел ономастики, изучающая имена собственные-названия географических объектов.
«ТРЕТИЙ ЭЛЕМЕНТ» - условное название лиц, служивших в земстве по найму (врачи, учителя, статистики и др.), в отличие от администрации (1-й элемент) и гласных (2-й).
ТРЕТЬЕ ОТДЕЛЕНИЕ Собственной Его императорского Величества канцелярии - орган политического надзор и сыска (1826-80 гг.). Упразднено, функции переданы Департаменту полиции МВД.
ТРИБУНАЛ – чрезвычайный судебный орган, рассматривающий дела военнослужащих, военнообязанных, др.
ТРУДОВЫЕ АРМИИ – формирования Красной Армии (1920-22) для восстановления хозяйства, подчинялись Реввоенсовету Республики и Совету Труда и обороны. Расформированы.
ТЫСЯЦКИЙ - военный предводитель городского ополчения (тысячи) на Руси до сер. 17в. ТЯГЛО – 1) в 15-нач.18вв. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей. С 1724г. термин заменен словом «подать». 2) В 18в.-1861г. – единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков.
ТЯГЛЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – в 15-нач.18вв. название черносошенных и частновладельческих крестьян, плативших государственные налоги и несших государственные повинности. С 1724г. назывались податным населением.
УДЕЛЬНОЕ ВЕДОМСТВО – центральное государственное учреждение (1797-1917). Ведало удельными крестьянами, удельными землями.
УДЕЛЬНОЕ КНЯЖЕСТВО (УДЕЛ) – княжество, управление которым было отдано одному из членов семьи великого князя; входило в состав крупного княжества.
УДЕЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ - земельная собственность императорской фамилии, созданная из дворцовых земель (1797-1917). Находились в пользовании удельных крестьян, сдавались в аренду. Его земли в 1863г. предоставлены крестьянам за выкуп.
УДЕЛЬНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – категория зависимых крестьян (к.18-1-я пол.19вв.), образованная из дворцовых крестьян. Принадлежали императорской фамилии, платили оброк, несли государственные повинности. Освобождены в 1863г.
УЕЗД – административно-территориальная единица. С 13в. совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжеским наместником, с нач. 17в. - воеводой. С нач.18в. входил в состав губернии. С 1755г. – низшая административная, судебная и фискальная единица. В 1923-28 гг. преобразованы в районы.
УЛОЖЕННЫЕ КОМИССИИ – органы (всего было 7), создаваемые для составления нового кодекса законов, (Уложений).
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ УСТАВЫ – законодательные акты, определявшие устройство и порядки в университетах. Принимались в 1755, 1804, 1835, 1860-70-х, 1884 гг., в 20в.
УРОЧНЫЕ ЛЕТА – в 16-17вв. сроки сыска и возвращения беглых крепостных. В 1649г. установлен бессрочный их розыск.
УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ – документы, фиксировавшие отношения помещиков с временнообязанными крестьянами по Положениям 19.02.1861г. Устанавливали размеры наделов и повинности за пользование ими. Составлялись при помощи мировых посредников.
УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – представительное учреждение (05.01.1918), созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и разработки конституции. Разогнано большевиками 06.01.1918г., декрет о роспуске - 07.01.1918г.
ФАЛЕРИСТИКА - 1) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов, медалей, знаков отличия. 2) коллекционирование значков, нагрудных знаков, др.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – высший представительный законодательный орган власти в РФ по Конституции 1993г. Состоит из 2-х палат: Совета Федерации и государственной думы.
ФЕДЕРАЦИЯ – 1) форма государственного устройства, при которой государство образуют федеральные единицы-члены, субъекты федерации. Субъекты федерации сохраняют часть своих прав. 2) Союз отдельных обществ, организаций.
ФЕОДАЛИЗМ – общественно-экономическая формация. Для нее характерно разделение общества на классы феодалов и зависимых крестьян; личная зависимость крестьян от феодала; собственность феодалов на землю; наделение крестьян землей и прикрепление к земле; повинности зависимого населения в пользу феодалов; низкий уровень развития техники; господство натурального хозяйства; классовая борьба крестьян против феодалов.
ХАЗАРЫ – тюркоязычный народ, появился в Восточной Европе в 4в., кочевал в Западно-Прикаспийских степях. Образовал государство Хазарский каганат (7-10 вв.). Нападали на Русь. Разбиты князем Святославом в 964-965гг.
«ХОВАНЩИНА» - выступление стрельцов и солдат (1682), вызванного ростом налогов, произволом администрации и командиров, поддержанное московскими низами. Связано с дворцовой борьбой после смерти царя Федора Алексеевича. Руководитель князь И.А.Хованский. Подавлено.
«ХОДЫНКА» - «праздник» на Ходынском поле в Москве 18.05.1886г. в честь коронации Николая Второго, в ходе раздачи подарков произошла давка, погибло 1389, искалечено 1300 человек (по официальным данным).
«ХОЖДЕНИЯ В НАРОД» - массовое движение радикальной молодежи (1873-74). В деревню с целью пропаганды идей социализма и организации антиправительственных выступлений шла молодежь. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» - военно-политическая конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками, с другой. Началась в 1946 г. Велась по направлениям: экономическое противостояние, идеологическое, поддержка разных сторон в военных и политических конфликтах между ними и др.
ХОЛОПЫ – в 10-нач.18в. категория населения, близкая по положению к рабам. Изначально не имели хозяйства, работали на хозяев. С к.16в. наиболее распространено служилое холопство. С введением подушной подати они превратились в крепостных крестьян.
ХРИСТИАНСТВО – мировая религия. Возникло в 1в. н.э. в Палестине.
ХРОНОГРАФ – сочинения по всемирной истории в Византии, Болгарии, Сербии. На Руси в 11-18вв. были переводные хронографы, дополненные русскими данными. 1-й русский – в 16в.
ХРОНОЛОГИЯ – 1) последовательность исторических событий во времени. 2) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летоисчисления, календарь разных народов, помогает устанавливать даты событий, время создания исторических источников.
ЦЕНЗУРА – система государственного надзора за печатью и СМИ. Возникла в России в 18в.
В РФ по Закону «О средствах массовой информации» (1992) цензура СМИ не допускается.
ЦЕРКОВНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – зависимые крестьяне в 11-18вв., принадлежавших церкви. ЧЕЛЯДЬ – 1) в Древней Руси рабы, позже широкий круг зависимых людей. 2) в 18-19вв. название дворовых людей помещиков.
ЧЕРНОСОШЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – в 14-17вв. категория лично свободных крестьян и тяглого городского населения. Владели общинными землями и несли государственные повинности, в 18в. стали называться государственными крестьянами.
ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ – владения черносошенных крестьян и тяглого населения городов 14-17вв. С нач. 18в. назывались казенными (государственными) землями.
ЧЕРНЫЕ ЛЮДИ – в 12-17 вв. название черносошенных крестьян и тяглого населения городов. По имущественому положению делились на «лучших», «средних» и «молодших». Термин вышел из употребления в нач.18в.
ЧЕРТА ОСЕДЛОСТИ – граница территории, за пределами которой запрещалось жительство евреям, кроме купцов 1-й гильдии, некоторых категорий ремесленников и др. (1791-1917). В 19в. охватывала 15 губерний. Отменена после Февральской революции.
ЧИНОВНИК – (18-нач.20вв.) государственный служащий, имеющий классный чин по Табели о рангах 1722г. Высшие чины (4-1 классов) именовались неофициально сановниками. В широком смысле – и низшие государственные служащие, не имевшие чинов (канцеляристы, др.).
«ЧИСЛО» - система налогообложения, введенная в 1230-х гг. на землях, подвластных монголам. (В Китае, Средней Азии, Северо-Восточной Руси, др.).
ШЕСТИГЛАСНАЯ ДУМА – исполнительный орган городского самоуправления (1785-1870гг., в С.-Петербурге – до 1846г, В Москве – до 1862г.). Избиралась на 3 года в составе 6 гласных Общей городской думы и городского головы, ведала вопросами благоустройства города. Упразднена с введением Городового положения 1870г.
ШЛЯХТА – дворянское сословие в Польше и Литове.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ – категория государственных крестьян (1764г.-18в.). Включала бывших монастырских и церковных крестьян. Слились с государственными. ЭКСПЕДИЦИЯ -1) название ряда государственных учреждений (Тайная, Оренбургская, др.) или структурных подразделений в составе коллегий и министерств. 2) поход.
ЭТНОГРАФИЯ (этнология, народоведение) – наука, изучающая происхождение, бытовые и культурные особенности народов мира.
ЮРЬЕВ ДЕНЬ – церковный праздник, посвященный св.Георгию (26 ноября (8 ноября)). По Судебнику 1497г. к нему было приурочено разрешение ухода крестьян от землевладельцев. Временно отменен в 1581г., запрещен в 1690-х гг.
ЯЗЫЧЕСТВО – ранняя форма политеистических религий. Языческие боги славян олицетворяли стихии (Перун), покровительство занятиям (Велес), местонахождению (домовые).
ЯМ – 1) почтовая станция, где меняли лошадей (13-19вв.). 2) почтовый тракт. 3) ямская повинность - обзанность тяглого населения предоставлять подводы, лошадей и возчиков для государственных нужд. Для ямщиков была основной.
ЯРЛЫК – льготная грамоты монгольских ханов. Предоставляли право на правление и др.
ЯРМАРКИ – периодически организуемые в установленном месте торги, рынки товаров.
ЯСАК – натуральный налог с народов Поволжья (15-18вв.), Сибири и Севера (17в.-февраль 1917г.). Вносился пушниной, иногда скотом.
1. Курсовая работа - это один из видов самостоятельной работы студентов, основной задачей которого является выработка у студентов навыков исторического исследования, умения формулировать ведущую проблему исторической эпохи, анализировать историческую научную литературу, давать интерпретацию текстов исторических источников, показать владение историческим инструментарием.
При выполнении курсовой работы студент должен показать три уровня знания:
1. морфологический (факт)
2. семантический (содержание факта)
3. прагматический (оценка историографическая и собственная студента).
Курсовая работа призвана показать следующие знания студента:
-основные понятия и термины исторической науки по данному курсу;
-основные этапы и особенности цивилизационного процесса в России;
-содержание и специфику решения задач национальной идентификации, экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные ее периоды через историю госучреждений;
-основную литературу и главные комплексы источников по выбранной теме.
При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать следующие умения:
- сравнивать формы, темпы, содержание общецивилизационных процессов в России и других странах;
- выделять основные проблемы и этапы цивилизационных процессов в России;
- анализировать научные работы по истории России, в том числе и иностранных авторов (переведенные или на языке) с точки зрения их теоретической концепции и конкретного содержания;
- анализировать и интерпретировать письменные и архивные источники.
Курсовая работа, в работе над которой определяется способность студента самостоятельно сформулировать проблему по избранной теме, обосновать эту проблематику, демонстрировать навыки свободной ориентации в научной литературе, анализе источников, является показателям профессиональной подготовке студента.
Основными параметрами выполнения курсовой работы являются:
- содержательный выбор (отбор фактического событийного материала, его структурирование).
- Методические основания и теоретические посылке (понятийный аппарат, ключевые понятия и т.п.)
- Методическая позиция автора (акцентировка и способы подачи материала);
- Различные уровни знания: репродуктивный, проблемный, креативный.
2. Работа над курсовой начинается с выбора темы, которая может быть взята студентом из списка, предложенного преподавателем, или предложена самим студентом по согласованию с научным руководителем.
Основные этапы работы:
- Выбор темы, необходимо определить проблематику, т.е. ее суть, которую необходимо решить, существенные ее стороны, общее между ними, их причины и существенные признаки.
- Определение фактов и мнений. Вникнув в суть проблемы, попытайтесь определить факты, которые помогут вам понять различные стороны проблемы и оценить пути ее решения. Пусть вас не удивляет то обстоятельство, что имеющийся в наличии факты зачастую не согласуются между собой, отличаясь друг от друга. Критическое мышление (вид мышления, направленный на поиск оптимальных путей решение проблемы) поможет вам увидеть различия между фактом и его интерпретацией, оценкой.
Факты – это достоверное утверждение, которое можно доказать, подтвердить различными способами.
Мнения – это утверждения, основные на личном отношении к фактам, отражающие утверждения, позиции, чувства, отношения их авторов, которые вы всегда найдете в литературе, посвященной данной проблеме (историография вопроса).
- Оценка доказательств. Для понимания сущности проблемы необходимо изучить все имеющиеся у вас доказательства – источники (опубликованные документы, архивные материалы, карты, схемы, таблицы и т.д.), отобрать их, проанализировать, обобщить.
- Получение выводов. Обобщив и взвесив все имеющиеся у вас доказательства, вы сможете сформировать собственный взгляд на проблему и подойти к ее решению
Приступая к курсовой работе по истории государственных учреждений России, студент должен, хорошо знать:
- современную трактовку базовых понятий государствоведческой теории.
- Существующие в историографии основные взгляды на закономерности, специфику, периодизацию процесса возникновения и исторического развития Российского государства;
- Современные научные представления (в том числе альтернативные) о важнейших этапах и явлениях создания и эволюции отечественного государственного аппарата;
- Основную проблематику новейших исследований истории механизма власти и управление России;
- Основную отечественную и зарубежную справочную литературу по курсу;
- Важнейшие публикации документальных и мемуарных источников по истории государственных учреждений России;
- Основной круг отечественных и зарубежных исследований по истории государственного аппарата России;
- Основные этапы возникновения и развития Российского государства;
- Основные этапы эволюции Российского государственного аппарата :предпосылке, нормативное обеспечение, реальное организационное содержание;
- Основные тенденции поэтапной эволюции организационного устройства высшего, центрального, местного звеньев государственного аппарата России в XV – XXI вв.;
- Самобытные и заимствованные элементы в истории развития высшего, центрального, местного звеньев государственного аппарата России;
- Основные трудности и противоречия, проявившиеся на конкретных этапах государственного строительства в России;
- Организационное устройство важнейших государственных учреждений и ведомств России XVIII – XXI вв.
В курсовой работе по истории государственных учреждений России студент должен показать умения:
- выявлять необходимые опубликованные источники и литературу по конкретным вопросам истории государственных учреждений России;
- ориентироваться в массиве архивных источников истории государственных учреждений России;
- анализировать и обобщать информацию источников, отражающих состояние и развитие организационного устройства государственного аппарата в целом и его конкретных подразделений.
3. Структура курсовой работы:
Введение (проблематика темы, историография вопроса, обзор использованных источников, цели и задачи работы).
Глава I. (название)
(Подпункты) 1.1.
1.2. (Название)
Глава II. (Название)
2.1.
2.2. (Название)
Глава III и т.д.
( В курсовой работе может быть несколько глав, которые подразделяются на подпункты).
Заключение. (Основные выводы работы)
Список используемых источников и литературы. (Библиография)
Приложение. (Схемы, диаграммы, биография руководителей учреждений, фотографии и т.п.)
Основное внимание следует обратить на библиографию (список используемых источников и литературу).
I. Источники.
А. Архивные.
ГАНО (Государственный архив Новгородской области).
Фонд Р-822 (Новгородский губисполком). Оп. 2. Д.63.
Фонд Р- 218 (Новгородский уисполком). Оп. 1. Д. 525 и т.д.
ГАНИНО (Государственный архив новейшей истории Новгородской области):
Фонд 260 (Новгородский обком КПСС)
Б. Опубликованные источники.
1. Вестник Новгородского земства. 1900. № 12.
II Литература.
1. (автор, название книги, место, год издания.) – в алфавитном порядке.
Особое внимание надо обратить на сноске в тексте курсовой работы, которые даются или постранично (внизу текста) или в конце введения, каждой главы.
См. образец:
- на архивные документы в первый раз в работе давать так:
Государственный архив новейшей истории Новгородской области (ГАНИНО). Ф. Оп.1. Д.878. Л.21.
Далее: ГАНИНО. Ф.260. Оп.4. Д.448. Л.30.
Там же. Оп.8.Д.418.Л.32.
ОПИ НГОМЗ. Ф.33. Оп.1. Д.2. Л.1-66 об.
На литературу, статьи:
Вишневский А.А. Дневник хирурга. М., 1967.
Дмитриев О. Цена правительства. // Чело.2000. №2.
Маслов С.Л. Земство и его экономическая деятельность за 50 лет существования. 1864 – 1914. М., 1914. с. 70.
Шатурман В. О маслодельных артелях. // Вестник Новгородского земства. 1903. №8. с. 49-50
Курсовая работа должна быть объемам от 20 до 25 листов в печатном виде.
(См. Титульный лист).
Рекомендуемая тематика курсовых работ для II курса историко-архивовного отделения по курсу “История государственных учреждений России”.
I. Государственные учреждения досоветской России.
1.Государственный Совет в XIX веке: механизм функционирования.
2. Правительствующий Сенат в первой половине XIX века.
3. Государственная Дума I (II,III,IV) созыва: механизм формирования, состав, организация деятельности.
4. Совет Министров в 1906-1914гг.
5. Управление таможенным делом в XIX- начале XX веков.
6. Организация контроля за расходованием государственных средств в XIX веке.
8. Управление высшими учебными заведениями.
9. Новгородское губернское земство в XIX-начале XX в.
10. Аппарат управления Новгородской губернией на рубеже XIX-XX веков.
Литература:
1.Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.,1993.
2.Лысенко Л.М. Губернаторы и генерал-губернаторы Российской империи (XVIII-начало XX века). М.,2000.
3.Шумилов М.М. Местное управление и центральная власть в России в 50-начале 80х гг.XIX в.М.,1991.
4.Кризис сомодержавия в России.1895-1917.Л.,1984.
5.Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.,1978.
6.Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.,1993.
7.Витте С.Ю. Воспоминания. М.,1960. Т.1,2,3.
8.Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М.,1991.
9.Великая Россия. Сборник статей. Кн.1-2.С-Пб.,1910.
10.Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары. М.,1993.
11.Милюков П.Н. Воспоминания. М.,1991.
12.Родзянко М.В. Крушение империи. М.,1990.
13.Аврех А.Я. Царизм и IV Дума. 1912-1914. М,1981.
14.Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX века.) В 2-х томах.
15.Кошель П. История наказаний в России. История российского терроризма. М.,1995.
16.Шепелев Л.Е. Царизм и буржуазия во 2-й пол. XIX в.Л.,1987.
II. Государственные учреждения России (советский период).
1.ВЦИК и СНК в первые месяцы Советской власти.
2.Руководящие кадры государственного аппарата Советской России в 1917-1918 гг.
3.ЦИК СССР (I-VII) как государственный орган.
4.Государственный аппарат РСФСР 1918-1922 гг. в освещении “Архива русской революции”.
5.Становление и развитие номенклатурного подхода к формированию руководящего состава советского государственного аппарата (по работам М.С.Восленского и Т.П.Коржихиной).
6.Верховный Совет СССР как орган государственной власти.
7.Аппарат военного управления в СССР 1941-1945г.
8.Разработка и принятие Конституции СССР 1936г.
9..Новгородский городской Совет в 1970-е годы.
10.Руководящие кадры партийного и государственного аппарата СССР конца 1970-1980-х годов (по справочным и биографическим изданиям, мемуарным источникам).
11.АКСУ.
Литература:
1. Административно-командная система управления. Проблемы и факты. Сборник научных статей. М.,1992.
2. Архипова Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).М.,1981.
3. Герасименко Г.А. Народ и власть (1917).М., 1995.
4. Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы 1917-1923гг. М.,1995.
5. Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы.1917-1920гг. М.,1998.
6. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917-декабрь 1991.М.,1995.
7.Кнышевский П.Н. Государственный комитет обороны: методы мобилизации трудовых ресурсов.//Вопросы истории.1994. № 2.
8. Печенкин А.А. Государственный комитет обороны в 1941г.//Отечественная история. 1994. № 4-5.
9. Павлова И.В. Механизм политической власти в СССР в 1920-30-е гг.//Вопросы истории. 1998. № 11-12.
10. Власть и реформы. От самодержавия к Советской России. СПб., 1996.
11.Согрин В.В. Политическая история современной России.1985-1994.От Горбачева до Ельцина. М.,1994.
12. Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизм политической власти в 30-е годы. М.,1996.
13. Волкогонов Д.А. Семь вождей. В 2-х томах. М.,1995.
14. Шишкин В.А. Власть. Политика. Экономика. Послереволюционная Россия (1917-1928 гг.). С-Пб.,1997.
15. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители (1923-1991).Историко-биографический справочник. М., РОССПЭН., 1999.
Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.