Модульний контроль II 101 страница

Сумрачный Кайзер

 

 

21.11.2011

§25. Древнейшая история Индии.

(прим. XXIII – XVIII вв.)

1. Уникальность Индийской культуры

Индия – уникальная цивилизация по многим аспектам. В одном она, пожалуй, самая уникальная: индийцы не интересуются своей историей. Причина заключается в том, что древнеиндийская культура бесписьменная, древние памятники индийской литературы передавались из уст в уста на протяжении многих поколений. Известно, что, когда существует бесписьменная культура, хронология невозможна. Передаваемые памятники воспринимались как что-то вечное, восходящие к сотворению мира. В Индии доминирует традиция.

В жизни любого развитого народа есть 2 начала: традиция и история. Традиция способствует формированию представления о непрерывности существования народа, а история занимается моментами прерывности в жизни народа, расставляет знаки памяти о различных периодов. История противостоит традиции, она говорит: «Нет! У народа было свое начало. Индия не признает свою историю, она не хочет знать понятия прерывности в своем развитии. Индийцам интересно другое: существует однородный мировой порядок, сила, которая нарушает порядок и герой, который хочет его восстановить. Это то, чем реально занималась древнеиндийская традиция.

И именно этим объясняется тот факт, что история Древней Индии реконструируется общими усилиями. Новейшая история Индию также не интересует. Для Индии ее написали два советских ученых, просто дали индусам их историю. Первый – это сын бандита и героя Гражданской войны Григория Котовского – Григорий Григорьевич Котовский. Он написал Новейшую историю Индии и вручил ее индийцам, точнее Джавахарлалу Неру, и индийцы признали этот вариант официальным. Второй человек, который подарил Индии много ценных фактов о истории конец Нового времени – Ева Яковлевна Люстерник – профессор филологического факультета, специалист по русско-индийским экономическим и культурным связям 18 - начала 20 века. Таким образом, два советских ученых в 1947 году разработали для свободной Индии вариант истории самой же Индии. За это Индия была очень благодарна ученым, Индия о них заботилась, и Е.Я.Люстерник даже получала из Индии продукты. Историей Индии вообще интересуется только индийская интеллигенция, получившая образование в Англии.

Возникает вопрос: а почему? Дело в том, что древнейшая история Индии была доарийской, она не имеет никакого отношения к современным ариям и индоевропейцам, которые живут на Индостане. Этот факт индийцы всегда стараются игнорировать. То, что американцы раскопали города, не имеющие отношения к доарийскому периоду, больно ударило по их самосознанию. Они стали писать, что индоарийская цивилизация существовала уже в Хараппе, и восходит к палеолиту, но никто им особенно не верит. Получается так, что индийцы не могут адекватно воспринимать историю своей цивилизации, поэтому объективная история может быть написана только европейцами.

 

Европейцы делят Древнюю историю Индии на несколько периодов:

1) Доарийские города 3 – начала 2 тысячелетия до н.э. Есть такая датировка: 23 – 18 века – это Хараппа, Мохенджо-Даро и еще 4 менее крупных города.

2) Ведийский период – первоначальное расселение индоариев в долине Инда и сложение структуры древнеиндийского общества – середина 2 тысячелетия до н.э.-первая половина 1 тысячелетия до н.э.

3) Переселение с Инда на берега Ганга, возникновение первых царств 9 – 6 вв. до н.э.

4) Буддийский период, возникновение буддийского государства царя Ашоки с 5-3 век до н.э. На этот период приходится расцвет наук и философии, совпадающий с тем же в Греции.

5) Период Классического индийского государства и эллинистического влияния на нее 2 века до н.э.-5 век н.э.

Древняя история Индии заканчивается 5 веком н.э.

 

2. Доарийская история Индии

В начале 3 тысячелетия до н.э. в долине Инда возникают крупные города, которые существует здесь на протяжении долгого времени до 17 века до н.э. Когда эти города были раскопаны Маршаллом, возник вопрос, какому народу они принадлежали, существовала ли здесь земледельческая цивилизация, и почему эти города пришли в упадок в начале 2 тысячелетия. Работа археологов показала, что земледелие в долине реки Инд существовало еще в 6 тысячелетии до н.э. и было ровесником Чатал-Гуюка. Стало известно, что цивилизация возникает только на северо-западе полуострова Индостан в районе Инда, так как Инд – полноводная река, и здесь с самого начала было возможно ирригационное земледелие. От Инда отходил ряд небольших рек, с помощью которых было удобно, почти как по каналам, подавать воду с Инда на поля, то есть здесь существовала классическое ирригационное земледелие. Цивилизация здесь была такая же, как и в Шумере – скотоводческо-земледельческая, оседлый образ жизни, города-государства, народное собрание.

Но когда стали раскапывать древние города, оказалось, что в этом случае эта цивилизация существенно отличается от Древней Месопотамии. Итак, на что же был похож Древнеиндийский город?

 

3. Доарийские города

Прежде всего, у каждого города обязательно была цитадель. В цитадели располагался храм, в центре которого стоял бассейн для священных омовений. Храм не был ступенчатым, там не было статуй и статуэток божеств. Храм был обнесен высокой стеной, рядом располагалась житница, где хранилось зерно. Индийцы выращивали то же, что и на Ближнем Востоке: ячмень, пшеницу, полбу.

Цитадель – это священная часть города, вторая часть – это поселение, часть города, где живут люди в двухэтажных домах из сырцового кирпича на прочном фундаменте. Маршалла особенно поразило то, что в Хараппе была найдена канализация, которой не было на Ближнем Востоке. Были обнаружены тонкие трубки, по которым все нечистоты стекали из домов на улицу, а затем в сточную яму. Индийцы вообще очень заботились о чистоте: найдены многочисленные умывальни для рук, бассейны разного размера. Возможно, это было связано с большой скученностью людей в городах и боязнью заражения инфекцией.

На месте, где были дома, было обнаружено большое количество каменных и бронзовых изделий, статуэток, личных печатей, обязательно с дырочкой, потому их носили на шнурке. Это были личные печати каких-то знатных людей. Больше всего информации дают нам именно эти печати. На них изображены символические животные, есть предположения, что многие из этих изображений были астральные. На печатях из Хараппы есть изображения быка и скорпиона, это не просто так, так как в 3 тысячелетии бык и скорпион – это два созвездия весеннего и осеннего равноденствия. Есть и совсем странные изображения: человек, сидящий в позе лотоса, его окружают различные животные и растения. То есть, уже доарийские печати 3 тысячелетия до н.э. могут говорить только об одном: практика медитации, то, что потом станет йогой существовала здесь еще задолго до прихода ариев.

На печатях из Хараппы было обнаружено 400 письменных знаков, но расшифровать это письмо нельзя. Дело в том, что и клинопись, и египетская иероглифика были расшифрованы только потому, что существовали билингвы и трилингвы, были ключи к расшифровке, а здесь ничего нет, не имеется никаких словарей.

Попытку расшифровать это письмо предпринял ученый Ю.В.Кнорозов, который расшифровал письмо майя, но у него не получилось. Он пошел по ложному пути, читая эту письменность, как дравидское письмо. Он применял к нему дравидские слоги. А кто ему сказал, что это дравидское письмо?! Никто не сказал. А еще раньше, до Кнорозова, был другой дешифровщик – Бедржих Грозный, расшифровавший хеттское письмо, хеттскую иероглифику. Он тоже дал свой вариант расшифровки хараппского письма и тоже не угадал. И вот пока, к сожалению, нет такого гения, который мог бы взяться за это письмо и расшифровать его. А нет по понятной причине – нет второго письма, в котором был бы записан ключ.

Имеется около 200 печатей Хараппы, но никто не знает, как их прочитать. Никто даже не знает, что на них может быть написано. Может быть эта печать владельческая. Тогда на ней должно быть написано имя хозяина, имя бога, которому служит хозяин и его дом. Но никаких доказательств этого нет. Хараппское письмо пробовали сравнивать с протошумерским письмом, с шумерской клинописью, но пока ничего не доказали. Скорее всего, это было самостоятельное письмо.

Мы знаем, что Хараппа – это земледельческо-скотоводческая цивилизация. Мы знаем, что жители Хараппы, знали бронзу, умели строить дома из свинца, пользовались бронзовыми и каменными орудиями. Еще одна характерная черта культуры Хараппы – гири. Найдено огромное количество гирь, потому что жители Хараппы были превосходными коммерсантами. Гири из Хараппы обнаружены на огромной территории – в Бахрейне (который шумеры считали таким райским островом и называли Гильмом), на территории Омана, Средней Азии, в Месопотамии. Жители Хараппы действительно были очень активны, они торговали как по суше, так и по морю (гири были обнаружены даже на островах). Занимались они транзитной торговлей, но помимо всего прочего они торговали еще и собственными ремесленными изделиями: украшениями, оружием, всем, что удавалось сделать из бронзы.

 

4. Загадки народов Древней Индии

Но мы не можем ответить на самый главный вопрос, который касается Хараппы: что это был за народ? Маршалл и его сторонники предположили, что это были дравиды. Дравиды в современной Индии живут на юге, а цивилизация Хараппы существовала на северо-западе. Сторонники этой теории считают, что дравиды покинули северо-запад и постепенно переселились на юг. Они также считают, что языки и народ Хараппы – дравидийские. Никаких документальных подтверждений этой теории нет, но и альтернативы этой теории нет, поэтому очень часто можно прочитать в книгах, что Хараппы. предположительно, были дравидами. Некоторые исследователи полагают, что жители Хараппы были родственниками эламитов. Но кто-то так считает, кто-то думает по-другому. Пока что ответа на этот вопрос нет.

Не можем мы ответить и на второй вопрос: почему эти города пришли в упадок? Существует несколько гипотез:

1. Маленькие речки, образующие каналы, стали заиливаться и засоряться. В результате земледелие стало невозможным, и жители Хараппы перешли с северо-запада на север-восток полуострова Индостан, оставив города в запустении.

2. На жителей Хараппы напали какие-то племена, которые вытеснили их из городов.

3. Была экологическая катастрофа, и связана она была с массовой вырубкой деревьев. Было вырублено очень много деревьев, изменилась экология, изменился климат – стал сухим, стала наступать пустыня.

Ни одна из этих гипотез не является пока предпочтительней остальных. Мы знаем только, что в конце 17 века люди переместились из городов. Куда точно они переместились, мы тоже сказать не можем, потому что перемещаясь, они не оставили никаких материальных следов. Одни полагают, что эти люди пошли на юг, другие, что на северо-восток. Этот прискорбный факт – оставление жителями Хараппы своих городов завершает древнейшую эпоху истории Индии.

Сумрачный Кайзер, Чорный Властелин

 

 

21.11.2011 – 23.11.2011

§26. Ведийский период в истории Индии.

(XV – IX вв.)

1. Источники по периоду

В 15 веке начинается массовое заселение северо-западного Индостана индоарийскими племена. В период с 15 по 9 века на Индостане складывается классическая древнеиндийская цивилизация, основными действующими лицами которой теперь уже являются индоевропейцы. И тут опять загадка: мы не знаем, откуда пришли индоевропейцы в Индию. Тогда они вроде бы называли себя «арии». Но маршрут их неизвестен, потому что памятники материальных культур того времени неизвестны. У них не было ничего своего: посудой они запасались в местах стоянки, потом эту посуду выбрасывали, передвигались на лошадях или в кибитках, все их жилища были временными. По сути дела, ничего от них не осталось. Когда же они начали строить дома, то дома строили из дерева, дома хорошо горели, поэтому и они не сохранились. Откуда же мы получаем сведения о материальной культуре и социальном строе древнеиндийского арийского общества?

Единственный источник – это тексты. Других источников нет. Всю информацию сообщают Веды – памятники письменности, которые датируются 15-14 веками до н.э. Раньше Веды датировали 10-9 веками, но эта датировка неправильная. Есть и более ранние датировки, но все они тоже неправильные. Сейчас ученые останавливаются на том, что Веды датируются 15-14 веками.

 

2. Социальная структура индийского общества

Индоарийское общество живет в деревне, где множество домов, сделанных их дерева. Все их жизненное пространство делится на 2 части: жилища и поле, которое они обрабатывают. Индоарийское общество в 15-14 веках стабилизируется, и возникает потребность в стабильной социальной структуре. Эта стабильная социальная структура возникает не сразу.

Поначалу все общество делится на 2 части: арья и даса. Арья – это свободные люди, которые могут заниматься земледелием, ремеслом, военным делом. Главное, что арья – это люди, которые ни от кого не зависят, они живут собственным делом и собственным хозяйством. Даса – это зависимые люди, рабы, преимущественно крестьяне, это люди, которые выполняют всякую черную работу. Главное, что их отличает от арья – это то, что их воля сломана по каким-то причинам. Они принадлежат другому человеку, и их воля зависит от другого человека.

Впоследствии это деление будет более детализированным. Арьи уже с 12-11 века будут включать в себя 3 варны («варна» означает цвет): брахманы, кшатрии и вайшьи. Даса будут состоять из шудров и неприкасаемых. Неприкасаемые находятся за пределами Варн. Вот такое деление общества предусматривали индийские тексты. Впоследствии то деление будет и в законах, которые будут составляться на основе Вед.

Поэтому, прежде чем говорить о Варнах, нужно поговорить о Ведах. Вообще, Веда означает «знание». Веды – это собрание гимнов, заговоров, песнопений и жертвенных формул, которые призваны обеспечить стабильность в обществе. Веды состоят из 4 частей или книг:

1. Риг-веда – книга гимнов. Эти гимны обращены к богам, к таким богам, как бог Огня, бог Мира. И есть гимны, посвященные богу Соме. Сома – это напиток наркотического характера, который могут потреблять только брахманы для соединения с богами и получения приятных мгновений. Сома препровождает человека в отдельный мир, поэтому и считается божеством.

2. Яджур-веда – собрание жертвенных формул.

3. Сама-веда – собрание песен.

4. Атхарва-веда – собрание заговоров.

Эти четыре части были абсолютно законодательны для всех жителей индоарийского общества. Они все руководствовались формулами, которые сообщаются в ведах. Итак, согласно Ведам, общество разделяется на эти варны.

Из четырех варн три – брахманы, кшатрии и вайшьи, получают название «дважды рожденные». Представители этих варн в обязательном порядке получают посвящение: через плечо им повязывается лента в знак того, что они могут изучать Веды. Но при этом брахманы изучают все веды, а кшатрии и вайшьи – только отдельные части. Пить сому по большому счету позволяется только брахманам. Шудры не должны знать веды, они слуги, их добродетелями должны быть расторопность, исполнительность, трудолюбивость. За пределами этого всего находятся неприкасаемые. Откуда они происходят – это большая загадка. Ряд исследователей предполагает, что неприкасаемые – это бывшие жители Хараппы, которых индоарийцы сделали своими рабами. Но это только предположение. Неприкасаемые выполняют преимущественно самую грязную работу. С ними нельзя контактировать всем представителям других варн.

 

3. Варновая система

Итак, каковы же обязанности представителей каждой варны? Прежде всего, к варне человек принадлежит по факту своего рождения.

Брахманы считаются высшей варной. Это жрецы, которые непосредственно общаются с богами, занимаются науками, поэзией, литературой. Конечно, у них есть привилегии – пить сому. Брахманов убивать нельзя: за это полагается смертная казнь. Только брахманы могут быть учителями Вед. Брахманы обязательно имеют ученика. Ученик, который прошел ведическую школу у брахмана, сам может стать учителем. Учеба эта очень суровая: первые годы обучения ученик занимается исключительно черной работой. Если он выдерживает испытание своей гордыни, то учитель может начинать приобщать его к ведам. Человек выходит после этой учебы обновленным, знающим, теперь его задача – стать хорошим брахманом, жрецом или учителем, а под конец жизни уйти в аскеты. Брахманы – самые богатые люди. Брахман может быть владельцем земли, заниматься другими материальными вещами. Брахманы не могут только торговать. Брахман – самый уважаемый член общества. У брахмана есть одна сложная обязанность – он должен знать веды наизусть. (Дальше следует рассказ В.В. о том, как брахман на какой-то конференции обвинял немецкого исследователя в незнании Вед наизусть)

Кшатрии – это воины. Знание кшатрии – это власть, искусство управления коллективом и искусство войны. Поэтому царями в древнеиндийском арийском обществе были только кшатрии. Брахман не мог быть царем. Кшатрий тоже должен был знать веды, но в ограниченном количестве (веды бога Войны, например). А пить сому им было нельзя.

Вайшьи. Слово «вайшьи» происходит от индийского «виш», означает «люди». Вайшьи – это обычные, свободные люди, которые никому не подчиняются, ни от кого не зависят. Самое главное занятие вайшьи – это торговля. Также они могут быть ремесленниками, земледельцами, они могут заниматься куплей-продажей земли или самим на ней работать. Вайшьи могут быть учениками брахманов, им открыта часть вед. Вайшьи - это большая часть населения древнеиндийского общества.

Шудры. Они должны быть идеальными слугами. Они выполняют работу по дому, могут быть ремесленниками и земледельцами, но они всегда делают это по чьей-то воле. Шудра – это человек, который сам себе не принадлежит. Не случайно его называют даса, даса – это человек, лишенный воли.

Таким образом, в древнеиндийском обществе каждый человек знает свой круг обязанностей. Это что-то вроде сословного распределения обязанностей. При этом у древних ариев начинает складываться религиозная концепция переселения душ. По достижении брахманства после нескольких перерождений человек может достигнуть освобождения (мокша) от перерождений и уйти в некий блаженный мир. Самое заветное желание ария в древнеиндийский период – это освободиться от своей принадлежности к варне. Это можно сделать только на том свете, а до этого нужно пройти все ступени – от шудра до брахмана. Человек был настолько скован своим положением в варне, что стремился избавиться от нее. Впоследствии на основе этих 4 варн возникают касты. Каст в Индии более сотни. Причем, до сих пор в Индии человек рождается в определенной касте, определенной варны. Даже при выборе депутатов люди, прежде всего, интересуются, из какой касты происходит этот человек, а не его политической программой. Если он кшатрий, очень хорошо, если брахман – просто прекрасно! Ну а если вайшьи, то его ли это дело – управлять? То есть, эта четкая, отработанная веками, структура остается стабилизирующим фактором индийского общества до сегодняшнего дня. (Далее – лекция 23.11.2011)

 

4. Общественная жизнь в Индии

Вся информация об общественной жизни может быть почерпнута только из Вед. Веды сохранили названия предметов, с/х культур, терминов родства, технических приспособлений, социальных организаций. Основываясь на Ведах, можно выяснить, что древнеиндийское общество ведического периода было земледельческо-скотоводческим. Индийцы выращивали ячмень, пшено и, позднее, рис.

Люди в этот период пользовались бронзовыми орудиями труда, а бронзовые орудия не так совершенны, как железные: бронзовый плуг не позволяет распахивать большую территорию, бронзовые топоры плохо корчуют пни. Именно поэтому в этот период люди предпочитали жить в естественном ландшафте – в условиях леса, у реки, поскольку работать бронзовыми орудиями было еще трудно.

Главным животным, согласно Риг-веде, была корова, до нас дошло большое количество упоминаний молочных продуктов. Молоко, творог, масло, сливки и т.д. – все это упоминается в Риг-веде и Атхарва-веде, как жертвоприношения богам и пища брахманов. Корова была священным животным, есть, однако, упоминания о жертвоприношениях коров богам. В бытовой жизни мясо коров не ели, а при жертвоприношениях брахманам надо было разделить трапезу с богами. Для Индии ведического периода корова – символ богатства, богатство считали в коровах. Корова была основным обменным эквивалентом, коровы были деньгами. Даже сама война называется «поиск коров». Самые кровопролитные конфликты были из-за коровьих стад. Этот обычай сохранился позже в индоевропейской культуре, в Риме считали богатство по головам скота, которое называлось «капитус», отсюда слово капитал – какое количество рогатого скота есть. То есть современное человечество до сих пор невольно ассоциирует богатство с головами скота.

В Риг-веде упоминается металл «айяс», по-видимому, медь. Медь особенно ценилась, ее охотно продавали, ведь из сплава с оловом делали бронзу. Если говорить о социальной организации в ведический период, люди жили в поселках из дерева. Каждый поселок делился на две зоны – поселения людей, дома, а вторая часть – специальное здание общины, «сабха». Здание общины тоже было из дерева, но было больше. В сабхе собирались мужчины, у которых было оружие и семья. Во время собраний всегда горел огонь, жертвенник богу Агни. Решали важнейшие вопросы – о назначении старосты или старейшины.

У таких мужчин был свой дом, слуги, рабы, семья. «Когда хозяин в доме, все трепещет». Хозяин воспринимался как безграничный властитель, держащий всех в страхе. В типичном древнеиндийском доме собиралось много родственников, хозяин содержал своих родителей и сажал их на почетные места, были родственники и у жены, которые могли тоже там проживать. Право голоса было только у мужчин, так же обстояло дело и с правом на наследство. Женщина не была субъектом права, ее брал под опеку один из сыновей. Так же, как и повсеместно на Древнем Востоке, дети и жена могли продаваться в рабство, отдаваться в качестве залога, они воспринимались как имущество. В любой момент можно было взять другую жену. Это была мужская цивилизация в полном смысле слова.

Мы знаем много терминов родства из Риг-веды – свекры, девери, золовки, шурины, родство по обеим линиям. Деверь называется «девара», а свекор – «швишура», то есть у этих слов общая индоевропейская этимология. Все жители собирались на большой совет выбрать царя, царь на санскрите «раджа». Поначалу это была выборная должность из старейшин, а затем появились династии раджей. Но в Ведический период династий не было.

 

5. Брахманизм

Вся жизнь древнеиндийского поселения регламентировалась религией. Обычно эту религию называют индуизмом или брахманизмом, но если спросить индуса, он скажет, что его религия никак не называется и он верит в бога своей местности – кто-то в Агни, кто-то в Индру и т.д. Это совокупность обрядов и культов местных божеств. Развитие брахманизма – 8-2 вв. до н.э. Брахманизм отражен также в брахманах, древнеиндийской прозе, а впоследствии в комментариях к Ведам – Упанишадах. Об этой религии нельзя говорить, как о системе, т.к. никакой системы там не было, существовало большое кол-во традиций, они вносили свой вклад в формирование древне- индийского религиозного канона.

В брахманизме мир делится на 2 уровня: сакральный и профанный, то есть мир Богов и мир людей. На первом плане – Бог создатель – Праджапати (творческая сила, основа всего сущего), но впоследствии возникает индуистская триада (или индуистская троица): Брахма, Вишну и Шива.

Брахма – это создатель мира, первооснова, Вишну сохраняет мир, определяет его законы, Шива – это развитие, динамика, разрушение. Так представляли себе картину мира: мир возникающий, мир становящийся и мир разрушающийся. В конце Ведийского периода появляется учение о четырех ашрамах (стадии жизни для членов высшей варны, НО женщины этих стадий не проходят, всё только для мужчин).

Первая стадия – стадия ученика: мальчики идут в дом учителя, живут у него, выполняют физ. Работу (убирают навоз, стирают), изучают Веды согласно собственной варне. Изучая веды, они постепенно учатся аскетическим практикам (например, нельзя излишне наедаться), изучение Вед обязательно сопровождается некой аскезой.

После изучения Вед наступает вторая стадия – человек становится домохозяином (кто-то воюет, кто-то женится).

Третья стадия – лесной отшельник: удалялись в лес, предавались мышлениям и аскезе.

Четвертая стадия – мужчины рвут семейные узы, становятся странниками, растворяются в природе, уходят на тот свет. Задача ведического человека – стать мудрецом, а потом раствориться в мире без остатка, его тело сжигают, пепел выбрасывают в реку. Все это для того, чтобы освободиться, чтобы произошла мокша (человек освобождается от всех долгов, обязанностей, от всех варн, от жизни).

Классический брахманизм – это совокупность всех аспектов, как достичь человеку полного освобождения. Это нелегко, т.к. классический брахманизм исповедует переселение душ, считается, что каждый человек имеет душу, которая переселяется в зависимости от образа жизни. В брахманизме возникает карма. Карма – это вся деятельность. Карма совокупность действий, карма имеет причинную следственную цепочку, она определяет дальнейшую жизнь души. Если человек совершает прегрешения, то он оказывается на нижнем уровне, он в следующей жизни – раб, шудр, голодный дух, демон, то есть ему грозит безрадостное существование. Если же он соблюдал законы Вед, особенно закон своей варны, то имеет шанс переродиться в более высокую варну. Таким образом, задача каждого человека – достигнуть освобождение от жизни, пройдя все ступени возвышения. Кармическая цепочка тогда размыкается, и человек уходит в пространство, где не существует никакой зависимости.

Это важное свойство – человек не хочет, чтобы им кто-то повелевал. Самое лучшее - когда ты господин, для того, чтобы уйдя на тот свет перестать повелевать, а просто освободиться от этой жизни. Это идеал брахмана и любого человека. Идеальный брахман на старости лет должен стать отшельником, а потом странником. Для него это состояние, которое предшествует окончательному освобождению, т.е. готовиться к освобождению необходимо в этом мире. Отсюда пренебрежение древнеиндийского человека ко всему материальному, люди используют материальное, чтобы отдавать его (в Риг-веде упоминается большое количество предметов, которые идут в жертву богам).

Современные исследователи предполагают, что брахманической культуре освобождения предшествовал тот самый культ Сомы. Человек освобождается, когда пьет Сому и находит связь с другими мирами – это высшее блаженство. Но это доступно только брахманам, хотя цари, кшатрии тоже прибегали к услугам Сомы. Погружение в это наркотическое состояние и было первоначальным вариантом освобождения, такова концепция мокши

 

6. Классический брахманизм VII – VI вв.

7-6 вв. до н.э – это уже классический брахманизм. Возникает ряд новых категорий.

Дхарма – это порядок, закон, в соответствии с которым происходит любой жизненный процесс, все имеет свою дхарму, т.е. все на чем-нибудь держится, корень дхарма связан со славянским корнем «держать». Дхарма – это то, на чем все держится. Поэтому сущ. бесконечное кол-во дхарм (драхма действия, поступка и т.п.).

Есть карма, то есть закон причинно-следственной зависимости, и теперь есть сансара, которая возникает в классическом брахманизме. Это перевоплощение индивидуума в разных телах, круговорот жизни и смерти.

В классическом брахманизме возникает новая концепция человека – человек связан с несколькими категориями бытия. Во-первых, человек связан с божеством, и эта связь называется Брахман – связь человека с абсолютом, есть связь человека со стихийными мировыми началами – Атман. Человек – это сочетание Брахмана и Атмана в самом себе. Для того чтобы понять, как они в нем сочетаются и как достичь правильного освобождения, человеку необходимо правильное познание. Поэтому брахманизм делает упор на методологию освобождения, и сначала появляется методология аскезы, а потом и философская методология, объясняющая значение отдельных категорий.

В Упанишадах мы уже видим попытки структурирования мироздания, в частности возникает такая категория как прана – тонкая жизненная энергия, с которой вступает во взаимодействие Атман человека. В упанишадах также есть понятие духовности или духовный принцип уруша, который противопоставляется материи. То есть уже появляется разделение на материальное и духовное. Задача человека заключается в том, чтобы определить для себя степень подчинённости духовному и материальному, привести эти две подчинённости в соответствие и затем достичь освобождения.

Что такое освобождение с точки зрения Упанишады? Это есть познание брахмана. То есть это можно перевести как достижение единства с высшей реальностью. Совершенно познав свой брахман, человек приобретает блаженство. В поздних упанишадах содержится уже психологическое учение. В частности там говорится о двух состояниях сознания – бодрствования и сна. Состояние сна делает человека независимым от обязательств перед внешним миром и показывает безграничные возможности его брахмана. Человек должен приблизится к этому состоянию посредствам медитации, потому что главное, что даёт человеку свободу – это самоуглубление, которое позволяет человеку обнаружить свой брахман, правильно познать его и понять самого себя как тождество брахмана и Атмана.

Таким образом, мы видим, что в 7-6 вв. до н.э. древнеиндийское общество идёт по совершенно иному пути, чем общество Ближнего Востока, а именно, здесь нет перехода от городов-государств к централизованному государству, и затем к империи. Здесь, наоборот, есть попытка уйти от всякой централизации. Древнее Индийское общество живет как совокупность деревень, это деревенское правление по сути дела, и люди в этих деревнях не озабочены материальным преуспеванием. Они озабочены тем, как соответствовать своему предназначению, своей сущности, и как максимально уйти от материального и освободиться от причины зависимости своего существования. Т.е. вектор, который делает древнеиндийскую цивилизацию в это время, это вектор ухода от материального, от государственного и от всего, что связано с насилием и экспансией. И, не известно как бы дальше развивалась др. инд. цивилизация, но в 6 в. часть Индии была захвачена персами. И земли северо-западной Индии стали частью Персидской Империи, на территории Индии появляются персидские монеты, те самые золотые дарики, персидская администрация. Индийцев начинают обучать бюрократическому управлению. Они стали изучать персидский и арамейский языки. И именно завоеватели персы способствовали тому, что индийцы стали думать о защите своих интересов. Цивилизация переходит в другой регион. Люди уходят на северо-восток в долину Ганга. Начинается тот период развития страны, который называется буддийским.