Модульний контроль II 92 страница

И действительно, постсоветская Россия сталкивается сегодня с целым рядом вызовов, связанных как с изменениями системы международных отношений, так и с наследием эпохи холодной войны. Назовем лишь наиболее значительные из них:

в международных отношениях по-прежнему продолжает играть важную роль ядерное сдерживание и военно-силовой фактор. При этом ядерное оружие становится все более доступным, что обостряет проблему его нераспространения; оставаясь одним из крупнейших в мире государств по своим природным ресурсам и ядерному потенциалу, постсоветская Россия тем не менее не может, в силу причин внутреннего и международного порядка, играть роль глобальной державы, оказывающей одно из решающих воздействий на ход мировых процессов. Это сужение ее международных возможностей, по сравнению с СССР, имеет и субъективный аспект: при добро- желательном отношении Запада к ее усилиям по реформированию своей политической и экономической системы, с его стороны наблюдается и непонимание ее международных проблем, и сопротивление экономическим и политическим интересам Российской Федерации на мировой арене. Реальна и угроза превращения России в сырьевой придаток Запада; изменение непосредственного международного окружения Российской Федерации ставит перед нею непростые задачи формирования качественно новых отношений с бывшими советскими республиками, ставшими суверенными государствами. При этом нельзя не учитывать груза связанных с историей совместного существования проблем, наличие в сопредельных странах реальных и потенциальных очагов локальных войн и вооруженных конфликтов, опасности, исходящие от проникновения исламского фундаментализма на территорию соседних государств, и т.п.

отмеченные ранее тенденции глобализации и фрагментации международных отношений находят проявление и в Российской Федерации, которую в определенном смысле можно рассматривать как своеобразную модель международной системы; преобладание второй из указанных тенденций несет в себе угрозу распада России как целостного государства;

фактом являются и территориальные претензии к России со стороны ряда соседних государств. Кроме того, Российская Федерация сталкивается и с такими относительно новыми для нее вызовами, как противоречия в проявлении тенденций к демократизации и социализации международных отношений, рост международной преступности и терроризма и т.п.

Сложность вышеотмеченных вызовов, новизна большей части из них, переходный характер самой международной системы – все это в сочетании с особенностями постсоветской России убеждает в том, что отсутствие у нее последовательной внешней политики и завершенности в ее концептуальном обосновании не являются случайными. Более того, на данном этапе создание такой концепции, в которой были бы жестко зафиксированы основные приоритеты в международных отношениях Российской Федерации, представляется не только невозможным, но и нежелательным. Вместе с тем нежелательность заранее заданной предопределенности не означает, конечно, что российская внешняя политика должна представлять собой беспорядочную совокупность импульсивных действий на мировой арене.

Характером международных проблем, с которыми она сталкивается в настоящее время, определяются и основные направления ее внешней политики. В пространственном отношении они могут быть представлены в виде ряда “кругов”, в каждом из которых имеются свои приоритетные задачи. Во-первых, это постсоветское геополитическое пространство (в рамках которого, в свою очередь, существует несколько дифференцированных сфер, представленных, например, балтийскими государствами; славянскими государствами и Молдовой; кавказскими регионом; странами Центральной Азии). Во-вторых, - восточноевропейское направление, Средний Восток (Турция, Иран, Афганистан, Ирак), Китай; Западная Европа, США, Канада, Япония; страны американского континента, Африка, АТР и т.д. В целом эти два “круга” охватывают так называемое ближнее и дальнее зарубежье. При этом в “ближнем зарубежье российская внешняя политика сталкивается с наиболее сложными проблемами, требующими нетривиальных подходов и решений. Однако при всей их важности нельзя не признать того, что существует еще один “круг” отношений, которые не являются международными отношениями в формальном смысле этого термина, но приближаются к ним по своему реальному содержанию и значимости. Речь идет о так называемом “внутреннем зарубежье” или, иначе говоря, о субъектах Российской Федерации.

 

Кафедра социологии организаций является структурным подразделением Читинского государственного университета, входящим в состав факультета социальных систем и регионального прогнозирования Института социально-политических систем.

В соответствии с решением Ученого совета университета от 20.05.2004г. (протокол № 12) из кафедры «Социальная политика» была выделена кафедра «Социология» в составе социально-исторического факультета юридического института с 01.06.2004г. (Приказ ректора № 112 от 25.05. 2004 г. «О создании кафедры «Социология»).

Приказом ректора № 194 от 12.10.2004, в связи с созданием Института социально-политических систем кафедра «Социология» была переименована в кафедру «Социологии и философии права». Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор В.С. Дробышевский.

Приказом ректора № 97 от 15.04.2008г., на основании решения Ученого совета университета от 07.02.2008г. (протокол №5) наименование кафедры «Социологии и философии права» было изменено на наименование «Социология организаций». Заведующий кафедрой к.соц.н. В.Н. Лаврикова.

Приоритетными задачами работы кафедры являются:

- постоянное совершенствование содержания, технологий подготовки и учебно-методического обеспечения в соответствии требованиями ГОС ВПО, с учетом достижений образования в области организации работы с молодежью и современными потребностями социальной сферы страны;

- усиление содержания преподаваемых по кафедре дисциплин и курсов, обращая особое внимание на обучение формам и методам инновационной деятельности;

- формирование новых образовательных подходов на основе новых информационных технологий,

- развитие творческого потенциала студентов в аудиторное и внеаудиторное время на протяжении всех лет обучения в единстве общекультурного, социального и профессионального направлений.

Кафедра социологии организаций является выпускающей кафедрой и обеспечивает подготовку специа-листов по специальностям «Организация работы с молодежью» и «Социология». На основании решения Ученого совета университета от 25.04.2008г. (протокол № 9), приказом ректора № 108 от 28.04.2008г. на кафедру социологии организации с кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии была передана специальность «Организация работы с молодежью». В 2011 г. состоялся первый выпуск специалистов по работе с молодежью.

В связи с реорганизацией структуры института социально-политических систем приказом ректора № 250 от 25.08.2009 г. «Об утверждении организационной структуры университета и структуры управления» с 1 сентября 2009 года была передана специальность 040201.65 – «Социология» с кафедры социальной и техногенной безопасности на кафедру социологии организации.

Подготовка специалистов осуществляется по очной и заочной формам обучения. Обучение ведется на I –V курсах всех специальностей Читинского государственного университета. Начиная с момента своего возникновения кафедрой проводится обучение на базе среднего общего (полного) образования, на базе высшего образования и среднего профессионального образования (профильного) по заочной форме обучения в Институте переподготовки и повышения квалификации (ИППК). Также кафедра СО обеспечивает специальности университета следующими дисциплинами: социология; социология международных отношений; социальная статистика, социология управления, молодежный туризм и др.