Олимпиада школьников 51 страница
2. Назовите основную форму феодального землевладения на Руси в XIV в. и опишите систему феодальной иерархии.
3. Назовите предпосылки превращения Москвы в центр объединения русских земель.
4. Какова роль Ивана Калиты в становлении Московского княжества?
5. Расскажите об основных итогах правления князя Дмитрия Донского.
6. Какие изменения произошли в структуре господствующего класса феодалов и в феодальной собственности на землю к концу XV в.?
7. Какими законодательными актами закреплялась собственность феодалов на крестьян, как шло дальнейшее их закрепощение в XV—XVI вв.?
8. Охарактеризуйте политическую систему правления Ивана IV и его историческую роль как реформатора общественно-политической жизни России.
9. Какие социально-политические условия жизни стали предпосылками для такого исторического явления, как “смутное время”? Какую роль сыграло народное ополчение Минина и Пожарского в борьбе с иноземными захватчиками?
10. В каких исторических условиях началось царствование династии Романовых?
В геологической истории Горного и равнинного Крыма можно наметить три главнейших периода и ряд этапов и стадий. Первый период охватывает весь верхний протерозой и эпоху байкальской складчатости, второй - весь палеозой, а вместе они соответствуют времени формирования палеозойского складчатого основания Горного Крыма,Кавказа и Балканского полуострова, а также Скифской плиты.Третий период - мезо-кайнозойский, соответствует времени развития альпийских геосинклинальных прогибов, их складчатости, образования мегантиклинориев, а также межгорных впадин и краевых прогибов в Альпийской складчатой области.В третьем периоде развитие равнинной и горной частей Крыма происходило разными путями.
В пределах Скифской плиты в равнинном Крыму этот период характеризуется платформенными чертами развития с формированием осадочного чехла и образованием платформенных впадин, валов, поднятий.В Горном Крыму происходило геосинклинальное развитие. Весь альпийский период там может быть разбит на два крупных этапа: собственно геосинклинальный - от триаса до начала олигоцена и заключительный
или орогенный, охватывающий олигоцен, неоген и четвертичный периоды. В свою очередь, в собственно геосинклинальном этапе можно выделить три крупных стадии - раннюю (триас - средняя юра),зрелую (поздняя юра - начало раннего мела) и позднюю (конец раннего и поздний мел, палеоген).Когда образовалась глубоководная впадина Черного моря, в точности неизвестно. Есть некоторые соображения и данные, позволяющие считать, что она является относительно молодой депрессией, возникшей,вероятно, в середине или конце палеогена или даже в неогене. История ее развития не является вполне ясной и базируется на ограниченном числе фактов.
Древнейший этап геологической истории Крыма относится к палеозойской эре. Сведения о нем довольно скудные, т.к. палеозойские горные породы обнаружены глубоким бурением только в равнинном Крыму. На большой глубине залегают метаморфические сланцы, кварциты и вулканические породы. В более молодых отложениях Горного Крыма они встречаются в виде обломков и глыб. Последние обычно состоят из известняков, в которых обнаружены остатки организмов (каменноугольный и пермский периоды).
Скорее всего, на месте равнинного Крыма в палеозойскую эру находился подвижный, энергично прогибающийся участок земной коры, в котором накапливались известняки и другие осадочные породы, и происходил процесс активного вулканизма. Позже палеозойские осадочные породы были смяты в складки, а море покинуло территорию современного равнинного Крыма, оставив неглубокие заливы. Поднятие постепенно разрослось и превратилось в складчатую горную страну. К концу палеозойской эры земная кора стала жестокой и устойчивой. В дальнейшем геологическая обстановка длительное время оставалась спокойной. В начале мезозойской эры была образована Скифская платформа. Название её произошло от имени народа, некогда обитающего там. Однако в начале мелового периода северная часть Скифской платформы вновь стала подвижной и начала опускаться. Возобновилась вулканическая деятельность. Именно тогда на морском дне отложились меловые, палеогеновые и неогеновые осадочные породы.
Достаточно ясно о геологическом прошлом Горного Крыма можно судить лишь с конца триасового периода. Тогда и в раннеюрское время на месте Крымских гор отлагались иды и пески, оставшиеся от древнего океана Тетис. Позже, окаменев, они превратились в мощную толщу горных пород, состоящую из многократно переслаивающихся пластов песчаников и уплотненных глин Таврической серии (гора Кастель, береговой, клиф бухты Лазурная, вход в заповедник Джур-Джур).
Впоследствии (среднеюрский период) земная кора деформировалась , песчаники и глины таврической серии преобразовались в складки различного размера, а в земной коре возникли разрывы, уходящие вглубь на десятки километров. Причудливые складки сегодня видны на Южном берегу, особенно в выемках шоссе и обрывах.
Этот период отличался сильной активностью магмы, которая по разрывам земной коры поднимались с больших глубин и, немного не дойдя до поверхности, застывала в виде массивов магматических пород. Их мы наблюдали на горе Аю-Даг и горе Кастель.
В среднеюрскую эпоху на месте Крымских гор по-прежнему расстилалось море. Его дно подводными грядами было разделено на крупные ложбины, в которых накапливался песок и ил. Местами подводные хребты поднимались в виде островов с изрезанными берегами.
В то же время бурно действовали вулканы. Их руины находятся в Восточном Крыму, на Южном берегу у поселка Голубой Залив, возле курортов Мелас и Форос, на мысе Фиолент близ Севастополя, в предгорье в долинах рек Альмы и Бодрак. Одни вулканы были подводными, другие увенчивали острова. Во время извержений лава разливалась огненными потоками, а, попадая в море, окутывалась кипящей водой и перегретым паром. Время от времени происходили взрывы, лава разбрызгивалась и дробилась; частицы вулканического пепла темными тучами выбрасывались в небо, а затем падали на землю. От наших дней эти события отделены 150-160 миллионами лет.
На границе средней и поздней юры пласты осадочных пород сминались в складки, и почти вся территория современной горной части полуострова приподнялась над морем. Именно в это время сформировались главные черты строения Крымских гор. Спустя короткое время море вернулось, но заняло меньшую площадь. В узком и длинном прогибе стали накапливаться верхнеюрские известняки илы. В дальнейшем они превратились в известняки верхней части Главной гряды.
Меловой период
В начала мелового периода возвышенные участки морского дна расширяются и сливаются в одно целое, намечая контур будущих гор. В середине мелового периода происходит последняя вспышка вулканизма. С тех пор излияний лавы, вулканических взрывов и внедрения магмы больше не повторялось. Повторимся, в начале мелового периода северная часть Скифской платформы вновь стала подвижной и начала опускаться. Возобновилась вулканическая деятельность. Именно тогда на морском дне отложились меловые, палеогеновые и неогеновые осадочные породы.
Неогеновый период
Геологическая история Горного Крыма с середины неогенового периода характеризуется расширением древнего поднятия. Первоначально это был обширный остров, затем превратившийся в полуостров. Развитие шло прерывисто, крымский участок земной коры то опускался и заливался морем, то поднимался и соответственно осушался.
С середины неогенового периода на месте Крымских гор появилась суша, которая затем уже никогда не заливалась морем. Более того, древнее морское дно приподнялось примерно на 1000-1200 метров. Это уровень плосковерхих плато (яйл) Главной гряды. Поднятие Горного Крыма привело к резкому усилению эрозии – разрушающей деятельность рек. От обрывов яйл откалывались скалы и сползали по склону Южного берега.
Четвертичный период
В четвертичный период ощущалось воздействие ледников впоследствии похолодания на соседних территориях: Кавказе и Карпатах. Имеется хорошо сохранившаяся крупная корытообразная долина на Бабуган-яйле, по форме напоминающая ледниковую. Она начинается на большой высоте невдалеке от горы Роман-Кош, уходит в сторону Южного берега и затем резко обрывается крутым склоном Главной гряды.
Помимо этого существуют о другие свидетельства четвертичного оледенения. Например, скопления валунов известняка на бровке северного склона Чатыр-Даг и широкое распространение на верхнем плато мелких и юных по возрасту карстовых воронок, которые мы наблюдали в одном из маршрутов.
О действии ледников говорят и четвертичные галечники на Евпаторийском побережье Черного моря. Именно отталкиваясь от деятельности ледника, модно объяснить вынос огромной несортированной массы гальки и глыб верхнеюрских известняков на предгорную равнину.
В середине четвертичного периода в Крыму началось резкое похолодание, о чем можно судить благодаря органическому миру. Когда же климат потеплел, а лед и снег растаяли, следы ледниковой деятельности на яйлах были уничтожены быстрым растворением известняков просачивавшейся водой.
Начиная с середины четвертичного периода Крым, был плотно заселен первобытным человеком, о чем свидетельствуют многочисленные стоянки людей каменного века в горах и степях полуострова.
Об основных чертах геологического строения Крыма можно судить по геологическому разрезу полуострова. На нем показаны основные толщи осадочных пород и их взаимоотношения, массив глубинной магматической породы, контакт по разлому глин и песчаников Таврической серии с палеозойскими сланцами. В основании горного сооружения лежат песчаники и глины Таврической серии, сильно смятые в складки. Такие отложения мы встречали, например, в береговом клифе бухты Лазурное.
Такова история геологического развития Крымского полуострова, наблюдаемая нами в многочисленных памятниках природы, лишь малую часть которых мы посетили в своих маршрутах. К геологическим памятникам относятся горные породы, минералы и полезные ископаемые; складки пластов и разломы; землетрясения и другие следы движения земной коры; речные долины, горные ландшафты, образованные деятельностью текучих вод; корытообразные долины и ледниковые отложения и многие другие.
вало «упорядочить этот хаос» в Восточной Европе, от Гданьска до устья Дуная34.
Предоставлявшиеся ему архивные выборки неизбежно определяли форму и содержание книги, но русские корреспонденты Вольтера слали ему и прямые указания, и критические замечания, заставляя его вполне обоснованно опасаться, что он окажется в роли «льстеца». В 1758 году он получил от Ломоносова три сочинения о Петре: «Слово похвальное Петру Великому», «Сравнение с Александром Великим и Ликургом», а также «Опровержение некоторых авторов», — которые не отдали должное Петру, в особенности самому Вольтеру и его «Истории Карла XII». Подобные предварительные наставления от Ломоносова говорили о все той же враждебности Петербургской академии; о ней же свидетельствовала и реакция Миллера, откликнувшегося на рукопись Вольтера сотнями поправок и особенно придиравшегося к французскому написанию русских имен. Вольтер избежал необходимости их учитывать, опубликовав свое сочинение в Женеве в 1759 году, якобы для того, чтобы опередить готовящиеся к выходу в Гамбурге и Гааге пиратские издания. Таким образом, неистребимый интерес Западной Европы и к Вольтеру, и к Петру перечеркнул последние попытки Петербургской академии взять образ царя под свой контроль. В 1763 году, в предисловии ко второму тому, Вольтер издевался над полученными им поправками к тому первому. Описывая, к примеру, первобытные народы Российской империи, он упомянул, что они поклоняются овчине, и его немедленно поправили: не овчина, а медвежья шкура. «Медвежья шкура гораздо достойнее поклонения, чем овечья, — саркастически писал Вольтер, — и надобно носить ослиную шкуру, чтобы заботиться подобной безделицей»35. Так он превратил академиков в ослов; но «безделица» была не просто этнографической неточностью. Овчины, вновь и вновь возникавшие в описаниях Восточной Европы, были признанной эмблемой отсталости, и, возможно, Вольтер не случайно сделал именно их предметом поклонения.
Самой серьезной проблемой, которая возникла в переписке, развернувшейся вокруг работы над жизнеописанием Петра, была судьба царевича Алексея. «Печальный конец царевича немного меня смущает», — писал Вольтер Шувалову в 1759 312
Изобретая Восточную Европу
году, предвидя возможные проблемы со вторым томом; у Миллера уже были наготове поправки к нему. Вольтер, конечно, готов был оправдать Петра, приговорившего сына к смерти, и оправдание это обуславливалось его общими представлениями о Петре и России, то есть его убеждением, что «этот человек в одиночку изменил величайшую империю в мире». Алексей хотел вернуть Россию к старым порядкам, «вновь погрузить ее во тьму», так что у Петра не оставалось иного выбора, кроме как «пожертвовать своим сыном ради безопасности империи»36. Собственно говоря, именно такую версию и отстаивал Ломоносов, но Вольтеру пришлось пройти через щекотливый обмен мнениями с Санкт-Петербургом о столь своевременной смерти царевича в тюрьме. Вольтера просили поверить, что тот умер от естественных причин, возможно, от потрясения, когда ему объявили смертный приговор, но ни в коем случае не был убит по приказу Петра. В конце концов он не без иронии написал, что люди столь молодые «очень редко» умирают сами собой при зачтении им смертного приговора, но «доктора допускают такую возможность»37. Смерть царевича и прочие подобные темы «смушали» Вольтера, напоминая ему его собственный тезис: «Он цивилизовал свой народ, но сам был дикарем». Чтобы обойти изобретенную им самим формулу, Вольтер объявил в 1757 году в письме Шувалову, что его не интересует частная жизнь Петра; он намеревается создать не жизнеописание, а «Историю Российской империи при Петре Великом»34. Уже начиная с 1745 года Вольтер называл свое сочинение «памятником» Петру, а затем и прямо «статуей», чье «живописное воздействие» зависело от сокрытия чересчур мелких деталей и личных изъянов. Как и у классических творений Фидия, эти мелочи «затмевались и стирались в сравнении с великими добродетелями, которыми Петр был обязан лишь себе, и в сравнении с героическими деяниями, на которые подтолкнули его эти добродетели»39. Сочинение Вольтера превращалось в нечто вроде памятника герою, чьим шедевром была Россия, как сам он был шедевром Вольтера. Этот памятник был завершен с выходом в 1763 году второго тома, а в 1766 году в Санкт-Петербург отправился Фальконе, чтобы начать работу над настоящей статуей. Бронзовый Петр был помещен на гигантской скале дикого камня, подчеркивая, подобно монументу, созданному Вольтером, соотношение между
Глава V, Обращаясь к Восточной Европе. Часть I
царем-героем и Россией, которая была сырым материалом для его творческих упражнений.
В сочинении Вольтера роль этой скалы играло помещенное в начале первого тома пространное «Описание России», ее первобытных племен, поклоняющихся овчине или чему там еще. Оно вышло в свет как раз вовремя, чтобы послужить основой для статьи де Жакура в четырнадцатом томе «Энциклопедии». Вольтер описывал край, где «все еще сливаются границы Европы и Азии», где «скифы, гунны, массагеты, славяне, кимерийцы, готы и сарматы и сейчас находятся в подданстве у царей»4". Первый том завершался победой Петра над Карлом XII при Полтаве, и хотя Вольтер уже однажды побывал в лагере Карла, теперь он стал мудрее и понимал, что на кону стоит сама цивилизация. Если Петр проиграет, Россия «погрузится обратно в хаос»; если ему суждено победить, он сможет «цивилизовать (policer) обширную часть мира»4'.
В своей монографии, посвященной «России Вольтера», Кэролин Уайлдбергер заключает, что «оптимизм Вольтера по поводу России был безграничен, поскольку он был одним из проявлений его оптимизма по поводу цивилизации в целом»42. Этот оптимизм достигает высшей точки в его описании Полтавы как триумфа цивилизации, но в 1759 году, когда вышел в свет первый том, появился еще и «Кандид», где оптимизм как таковой безжалостно осмеян, а вера в предначертание представлена нелепым заблуждением. К этому важнейшему повороту Вольтера подтолкнули жестокости продолжающейся Семилетней войны; он уморительно высмеивал философский оптимизм доктора Панглосса, и все-таки сам был Панглоссом, когда с усердным оптимизмом восхвалял успехи цивилизации в России. В «Кандиде» Европа — поле битвы между мародерствующими дикарями Восточной Европы, болгарами и аварами; но одновременно «История Петра Великого» предоставляет скифам, гуннам, славянам и сарматам надежду приобщиться к цивилизации. Год спустя, в 1760-м, в своей поэме «Русский в Париже» он, казалось, потерял долю былой уверенности: «Чему можно научиться на брегах Запада?»43
В описании Вольтера взоры Петра были обращены к «нашим частям Европы», он «желал ввести в своих владениях не турецкие, не персидские, а наши обычаи». Употребляя первое лицо множественного числа, автор отождествлял себя с Запад-31-1
Изобретая Восточную Европу
ной Европой, «нашими частями Европы». Петр хотел ввести «платье наших народов», которому противопоставлялись одеяния прочих народов, круг которых очертил Вольтер, отметив сходство русского платья с одеяниями «поляков, татар и венгров древности»44. Эти народы не были частью ни турецкого и персидского Востока, ни «наших частей Европы»: зажатые между ними, они были Восточной Европой. Работая над «Историей Петра Великого», Вольтер оговаривал свои шаги в переписке с русскими, и его сочинение стало чем-то вроде зеркала (но не железным занавесом), в котором читатели могли видеть свое собственное отражение, восхищаясь Петром за то, что он восхищался их платьем, их обычаями, их частью Европы. Положение двух сторон относительно друг друга видно уже из того, что Вольтер описывал западноевропейские путешествия Петра (даже уверял, что видел его в 1717 году в Париже), но сам отклонил приглашение в Санкт-Петербург. Его труд, плод длительной переписки, стал поводом завязать еще один обмен письмами, когда в 1763 году Вольтер послал Екатерине второй том своей истории.
«Ужинать в Софии»
«Мне кажется, — писал Вольтер Екатерине в 1766 году, — что если бы другой великий человек, Петр I, обосновался не на Ладожском озере, а в климате более мягком, если бы он выбрал Киев или какую-либо другую местность на юге, то, несмотря на мой возраст, я бы действительно оказался у ваших ног». До конца своих дней предавался он подобным эпистолярным мечтаниям о своем визите к Екатерине. Однако предполагаемые препятствия, суровый северный климат Санкт-Петербурга предоставили свободу его воображению и позволили ему в своих фантазиях встречать Екатерину по всей Восточной Европе. «Сейчас все взоры должны повернутся к звезде Севера», — говорил Вольтер в следующем письме, но никто более него не стремился подорвать эту традиционную условность, образ Российской империи как северной страны. Его собственный взор, подобно внешнеполитическим амбициям Екатерины, неизбежно переносился с севера на юг, обнаруживая там земли, наделенные явно восточными чертами. «Если
Глава V. Обращаясь к Восточной Европе. Часть I
вы хотите совершать чудеса, — писал он в 1767-м, — постарайтесь сделать ваш климат чуть жарче». Речь, однако, шла не о метеорологическом чуде, а о неудачном географическом расположении самой России: «Когда вы поместите Россию на тридцатой широте вместо шестидесятой, я попрошу у вас позволения приехать туда, чтобы окончить свои дни»45. В Восточной Европе даже факты географической науки находились в полном распоряжении просвещенного абсолютизма и капризных философов. Если перемещение с шестидесятой широты на тридцатую перенесло бы Санкт-Петербург куда-нибудь в окрестности Каира, то компромиссная сорок пятая широта приходилась на Крымский полуостров, где двадцать лет спустя, в 1787 году, к Екатерине действительно присоединились посланцы Западной Европы, вроде Сегюра и принца де Линя. Задолго до того, в 1773 году, Дидро доказал, что посещение Санкт-Петербурга вполне достижимо даже для стареющего философа. Екатерина подыгрывала восточноевропейским фантазиям Вольтера, живописуя ему свои собственные путешествия. Она сожалела о невозможности чудесным образом изменить русский климат, но обещала осушить окрестные болота в надежде оздоровить петербургский. Наконец, она объявила о своем намерении совершить путешествие через всю Россию по Волге: «И, быть может, неожиданно для вас, вы получите письмо, отправленное из какой-нибудь хижины в Азии». Екатерина явно ссылалась на предложенный самим Вольтером образ империи, где «все еще сливаются границы Европы и Азии», намекая, что он может быть неожиданно вовлечен в азиатскую переписку. Она сдержала обещание и два месяца спустя написала ему из Казани: «Вот я и в Азии; я желала увидеть ее своими собственными глазами»46. На самом деле Казань, стоящая на восточном берегу Волги, могла оказаться в Азии лишь на картах XVIII века, где границы так были подвижны. Они, однако, уже вытеснялись более современными картами, недвусмысленно помещавшими Казань в Европе. Если сама Екатерина, находясь в Казани, могла пребывать в некоторой неуверенности относительно границ между Европой и Азией, то ее далекий корреспондент во Франции тем более чувствовал эту утонченную географическую неопределенность. В конце концов, его «Описание России» в «Истории Петра Великого» заключало, что за Азовом «никто 316
Изобретая Восточную Европу
более не знает, где кончается Европа и начинается Азия»47.
Екатерина прямо обыгрывала в письмах фантазии Вольтера, сообщая ему из Казани о своем намерении ввести по всей России единообразные законы: «Вообразите только, что они должны употребляться и в Европе, и в Азии. Какое различие климатов, народов, обычаев, даже мнений!» Вольтер отвечал ей ссылкой на предисловие к его «Петру Великому», открывавшемуся риторическим вопросом: «Кто мог бы предсказать в 1700 году, что великолепный и утонченный двор будет основан на отдаленном берегу Финского залива?» Теперь, обсуждая с Екатериной ее Уложенную комиссию, он дополнил подробностями этот образ. «Я не мог бы предположить в 1700 году, что однажды Разум, — писал Вольтер (которому в 1700 году было лишь шесть лет от роду), — посетит Москву в облике принцессы, рожденной в Германии, и что она соберет в одной зале идолопоклонников, мусульман, православных, католиков, лютеран, которые все станут ее детьми». Он подчеркивал ее германское происхождение и объявил, что «в глубине сердца» он — тоже ее подданный. Мало того, он даже вообразил вымышленного автора своей книги в устье Волги, на границе между Европой и Азией: «Покойный аббат Базен часто говаривал, что ужасно боится холода, но если бы не был так стар, обосновался бы к югу от Астрахани, чтобы насладиться жизнью под сению Ваших законов»48. Восторги Вольтера по поводу кодификации законов Екатериной II были естественным продолжением петровского мифа, который он же сам ранее кодифицировал; когда под властью абсолютного монарха оказывались отсталые страны и народы Восточной Европы, эта власть безоговорочно признавалась орудием цивилизации и просвещения. В своей книге «Политические взгляды Вольтера» Питер Гэй заметил, что, когда речь шла о Екатерине, Вольтер был, вне всякого сомнения, сторонником просвещенного деспотизма, полагая, что «благодетельное самодержавие не может быть уместным в западных странах, но оно вполне уместно в стране, чье население все еще пребывает в почти первобытном СОСТОЯНИИ»49.
С 1768 года Екатерина воевала с Польшей и Турцией, и Вольтер предавался фантазиям о расширении ее владений, об объединении Восточной Европы под властью Разума, которую
Глава V. Обращаясь к Восточной Европе. Часть I
олицетворяла собой немецкая принцесса.
С одной стороны, она принуждает поляков к терпимости и счастью, несмотря на сопротивление папского нунция; а с другой, она, похоже, ведет дела с мусульманами, несмотря на сопротивление Магомета. Ваше Величество, если они пойдут на Вас войной, то результатом может стать то, чего некогда намеревался достичь Петр Великий, а именно сделать Константинополь столицей Российской империи. Эти варвары заслуживают, чтобы героиня наказала их за недостаток уважения, который они до сих пор выказывали дамам. Совершенно очевидно, что люди, пренебрегающие изящными искусствами и запирающие женщин, заслуживают быть уничтоженными. ... Я прошу у Вашего Величества разрешения приехать и поместиться у Ваших ног и провести несколько дней при Вашем дворе, как только он будет перенесен в Константинополь; и я искренне считаю, что если Турок будет когда-либо изгнан из Европы, то сделают это русские50.
В этом абзаце первый философ Просвещения предложил современную формулировку «восточного вопроса». Турок предстояло изгнать из Европы в наказание за варварские обычаи и пренебрежение искусствами; они заслуживали наказания, даже уничтожения, чтобы вся Европа могла вернуться в лоно цивилизации. Екатерина только что публично продемонстрировала свою приверженность науке и цивилизации, сделав себе прививку против оспы, и рекомендовала «Кандида» как великолепное обезболивающее средство. «Кандид» завершается благополучной встречей всех главных героев в Константинополе, и Екатерина с энтузиазмом отнеслась к фантазиям Вольтера, назначившего ей там встречу. Она посулила ему, «к его въезду в Константинополь», греческие одежды, подбитые «драгоценнейшими сибирскими мехами»51. Изобретение таких одежд показывало, что Ереция, как часть все того же Восточного вопроса, все еще считалась причастной к открытию и освобождению Восточной Европы; однако эпоха эллинизма вскоре провела черту между истинными наследниками древней цивилизации и потомками древних варваров.
В 1769 году Вольтер был, как никогда, убежден, что турок нужно «навеки изгнать в Азию». Пока Екатерина читала его «Кандида», он читал французский перевод «Наказа», данного ею Уложенной комиссии, и говорил, что тот превосходит законы Солона и Ликурга. В Ферне Вольтер устроил его публичное чтение, и шестнадцатилетний швейцарский парень огром318
Изобретая Восточную Европу
Глава V. Обращаясь к Восточной Европе. Часть/
ного роста воскликнул: «Боже мой, как бы я хотел быть русским!» Вольтер отвечал: «Это зависит только от тебя» — и привел в пример швейцарца Франсуа Пиктета, который стал секретарем Екатерины. Он мог бы привести в пример и саму Екатерину. Предполагалось, что всякий может стать русским по собственному желанию или даже по прихоти, подобно тому как Восточная Европа была излюбленным маршрутом воображаемых путешествий. В данном случае Вольтер готов был отправить вместо себя шестнадцатилетнего швейцарца, подобно тому как раньше он посылал вымышленного аббата Базена. Этот юноша был достаточно молод, чтобы добраться до Риги с ее суровым климатом, выучить там немецкий и русский и затем поступить на службу к Екатерине в Санкт-Петербурге. Вымышленное путешествие Вольтера на этом не заканчивалось: «Если Ваше Величество решит, как я надеюсь, обосноваться в Константинополе, он быстро выучит греческий, поскольку турецкий язык должен быть изгнан из Европы, как и все, говорящие на нем»52. Здесь Вольтер отсылает нас к концепции Европы, куда более близкой к нашим современным представлениям, — Европы, определяемой лингвистически через противопоставление той области, где распространены азиатские языки; Гердер в те годы уже трудился над своими сочинениями, показывая связь между языком и культурой.
В 1769 году Вольтер следил за успехами екатерининских армий; в его воображении они достигали самых отдаленных углов Восточной Европы. В мае он спрашивал: «Азов уже в Ваших руках?» Или: «Вы также и повелительница Таганрога?». Затем, обращая свое эпистолярное внимание на другой театр военных действий, он воображал Екатерину «на дороге в Адрианополь», который он считал целью, достойной «северной законодательницы», хотя Адрианополь, конечно, не имел к северу никакого отношения. Себе Вольтер присвоил роль императора Иосифа II, воображая, что «если бы я был молодым императором Священной Римской империи, меня бы вскоре узрели Босния и Сербия, а затем я пригласил бы Вас на ужин в Софию или Филиппополис». Для Вольтера его фантазии о завоеваниях принимали личный оттенок; он становился повелителем Боснии и Сербии и готовился встретить Екатерину в Болгарии, «после чего мы все" разделим между собой (nous partagerions)». Очень важно, что он употребляет глагол partager за три года до раздела Польши, который якобы шокировал всю
Европу, в том числе и самого Вольтера. Указывать, какие именно земли они будут делить, особой нужды не было — когда на столе была вся Восточная Европа, от Азова до Адрианополя, от Болгарии до Боснии, объект для раздела нашелся бы. В конце письма Вольтер выбил в честь Екатерины воображаемую медаль, где она именовалась «Thomphathce de ['empire ottoman, et pacificatrice de la Pologne»5i.
В сентябре Вольтер назвал победы, одержанные Екатериной под Азовом и Таганрогом, «жемчужинами» ее короны и полагал, что «Мустафа никогда не испортит Вам прическу». Султан вообще постоянно подвергался осмеянию, и то, что мусульманская Турция заключила с католической Польшей союз против Екатерины, было, по мнению Вольтера, достойно «итальянского фарса». На самом же деле именно они с Екатериной превратили Восточную Европу в подмостки фарса, приглашая друг друга на ужин в Софию. Народы Восточной Европы выступали здесь как объект соперничества между султаном, царицей и престарелым философом: «Хотя я и стар, меня привлекают эти прекрасные черкешенки, давшие Вашему Величеству клятву верности и, без сомнения, дающие такую же клятву своим возлюбленным. Благодарение Господу, Мустафа не дотронется до них»54. Это и в самом деле был фарс.