Введение
Современная образовательная парадигма характеризуется усложнением социокультурной среды и гуманистической ориентацией системы при кризисе в социальной и экономической сферах государства. Это определяет необходимость ведения подготовки профессиональных педагогов-психологов с оглядкой на актуальные сегодня ценности: саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности. Потребность образования в такого рода специалистах определила особенности содержания пропедевтического курса «Введение в психолого-педагогическую деятельность».
Цель курса – обеспечение условий усвоения теоретических и прикладных аспектов психолого-педагогической деятельности, а также создание условий самоопределения в психолого-педагогической профессии и формирования профессионального самосознания педагога-психолога.
Задачи курса:
1. Ознакомление со смыслами психолого-педагогической деятельности.
2. Формирование учебной мотивации при освоении психолого-педагогической профессии.
3. Активизации познавательного интереса к психолого-педагогической науке и практике.
4. Ознакомление со способами и средствами освоения профессии педагога психолога.
Пособие составлено в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования» и предназначена для подготовки студентов по специальности 031000 - Педагогика и психология. Учебный курс ориентирован на создание и обеспечение ситуации вхождения человека в профессиональную деятельность на этапе адаптации, освоения первоначального ее смысла, на представление предметно-содержательных аспектов психолого-педагогической деятельности.
В учебном пособии представлены основные теоретические аспекты курса «Введение в психолого-педагогическую деятельность», планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля, темы рефератов и вопросы для подготовки к экзамену. В начале каждой темы выделены основные понятия, которые необходимо знать каждому студенту. Задания для самостоятельной работы необходимо выполнять в отдельной тетради, обозначая название темы и номер выполненного задания. Вопросы для подготовки к экзамену носят обобщающий, проблемный характер, что способствует становлению собственной профессиональной позиции студента, стимулирует их самостоятельность и активность.
В приложениях помещены краткий словарь психолого-педагогических терминов, квалификационная характеристика специальности 031000 – Педагогика и психология, опросники для диагностики психолого-педагогических способностей и другие материалы, которые помогают более четко осознать специфику психолого-педагогической деятельности.