Семинар № 3 – 21 сентября 2012г. 6 страница
Переходя на уровень теоретизирования, Б.Мур делает на описанном эмпирическом материале выводы относительно демократических корней современного общества. Он отмечает, что:
1. Комбинации капитализма и парламентской демократии сложились после серии революций (Англия, США, Франция).
2. Капитализм через ряд реакционных политических форм перешел к фашизму.
3. Коммунистический курс развития стал следствием того, что в Китае и России революции стали главным, но не единственным направлением развития.
Консервативные революции вели к фашизму, крестьянские — коммунизму. Исторические предпосылки обусловили различия в рассматриваемых им страновых паттернах. Внутри каждого типа развития наблюдались также различия в борьбе, но были и общие моменты, к которым относятся формальные правила, схемы их смены, участие низших слоев населения в конструировании таких арбитражных правил при переходе к западной концепции свободного общества. Б.Мур активно ссылается на работы К.Маркса, К.Виттфогеля, дискутируя с ними по вопросу о том, мог ли деспотизм формироваться на основе контроля за водоснабжением там, где власть не могла представить сущностные для общества задачи и стимулировать активность общества по их выполнению.
При этом все страны имеют общее — сильную централизованную власть (монархический абсолютизм или бюрократию), в 16-17 вв. становившуюся арбитром и модернизатором. Земельная аристократия пыталась получить свободу от роялистского контроля при отсутствии сильного политического класса в городах и искала «свободы в буржуазных революциях»517, хотя были и исключения (Россия). Поэтому принципиальным актором процессов трансформации были участники аграрного сектора, и важно не «столько то, что земельная аристократия повернулась к коммерциализации в агрокультуре, сколько то, какие формы это приняло»518 Продвижение коммерции в города и налоговые требования абсолютизма предполагали все большие наличные платежи, и в разных странах были разные паттерны реакции землевладельцев на эти требования: английские крестьяне перешли к частным фермам, при том, что военные традиции и понятия чести у них были слабее, чем в иных странах. Отчасти эту же модель с экспортом продовольствия переняла Россия. Высшие землевладельческие классы оказались перед дилеммой выстраивания отношений с монархией и ответа на вызовы производства и рынка. Одновременно вставал вопрос о коалиции или контркоалиции аристократии и джентри с буржуазией. Это был вопрос конвергенции торговых интересов, и здесь играли роль такие факторы как:
— наличие разной степени антагонизма между коммерческими и промышленными элементами и старыми землевладельческими классами;
— твердость экономических позиций землевладельческих классов519. Революции позволяли в таких случаях разрушить силу земельной
элиты и расширяли «институциональные результаты» этого исторического процесса. По сути, революции стали итогом роста экономической власти коммерческого и промышленного класса, что пришло в противоречие с объемом политической власти, остававшейся в руках старой земельной аристократии. Но такую трактовку революций Б.Мур считает упрощенной, поскольку следует учитывать:
1. Важность капитализма для английского села при неспособности английской земельной аристократии восстановить контроль за политическими правами в 19 в.
2. Слабость буржуазного импульса Французской революции, ее зависимость от радикальных элементов, переносивших крестьянскую экономику в Новое время.
3. Факт, что плантационное рабство США выросло как интегральная часть капитализма.520
Поэтому он предлагает рассматривать революции не только как поиск выгод отдельными группами, но и как неизбежную часть логики исторического процесса. Именно участие в них аграрного сектора показывает: «политическая гегемония землевладельцев должна была быть разрушена и трансформирована»521, а поворот крестьян к фермерскому хозяйству и работе на рынок, например, в Англии, был частью процесса становления капитализма. Таким образом, демократическое развитие было «развитием баланса при избегании слишком «сильной короны» и слишком сильной земельной аристократии»522 при условии принятия аристократией коммерческой агрокультуры. Для этого были необходимы два условия:
— слабость аристократии и ее готовность к коалиции аристократии и буржуазии против крестьянства и рабочих»;523
— революционное прощание с прошлым.
Размышляя о связи революционных процессов и становления фашизма на примере Германии и Японии, Б.Мур указывает на две движущие силы таких обществ — земельная аристократия и бюрократия, которые и создавали эту тенденцию, когда воссоздание статуса на новых основаниях вульгаризируется. Общий паттерн, ведущий к фашизму, заключается в том, что аристократия и бюрократия обмениваются правами править и делать деньги524. Ситуацию может изменить крестьянская революция, приводящая к коммунизму, как в России и Китае. Он говорит о революции как о возможном курсе на модернизацию при слабости правительства в постановке и решении задач, когда требуется рационализация политического порядка, и тогда возникает строгий централизованный правительственный контроль при снятии внутренних барьеров, или создается гражданин нового типа (лояльный к новой абстракции — государству вместо религии). Но в любом случае ресурсы черпаются в агрокультуре. Фашизм есть попытка населения и плебса перейти к консерватизму и реакции через иерархию и дисциплину. Псевдорадикальный антикапитализм525 при этом распространен среди крестьянства, поэтому интересен именно анализ крестьянских слоев в революции.
Процесс модернизации начался со спада крестьянских революций, но Б.Мур призывает смотреть на крестьянскую ситуацию через призму коммерциализации и индустриализации. Формы их экономического объяснения слишком просты, т.к. не показывают, какие элементы крестьянской жизни (собственность, семья, религия) внесли вклад в революционность ситуации. А вот точка зрения, что безземельный сельский пролетариат был основным ресурсом революции ближе к истине526, что иллюстрируют Индия, Китай и Россия. Он выделяет два важных момента в анализе бунтов в аграрном обществе:
1. Их невозможно понять без знания действий высших классов;
2. Существует тенденция сопоставлять характер общества и бунт527.
Б.Мур задается вопросом о социоструктурных основаниях, позволяющих объяснить различия между странами. Например, Индия и Китай: Китаю требовалась строгая централизация для поддержки крестьян, Индии не требовалась. Интересна и роль изучения сегментации общества для анализа революционных процессов (феодальная система, где власть сегментирована по территориям под властью номинального авторитета слабого монарха, и где этого не происходит): крестьянские восстания характерны для Китая и России, менее характерны для Европы, почти невозможны в Индии и Японии именно по этой причине528.
Но коммерческое влияние делало крестьянские революции слабыми, сопротивление было ограничено. Главными путями ответа на вызовы коммерциализированной буржуазии со стороны высших землевладельческих классов было стимулирование крестьянских восстаний. Так, в Китае и России крестьянские восстания были показателем того, что землевладельцы успешно или неуспешно входят в новую систему, главной задачей землевладельца было обеспечить безопасность от внешних влияний529. При этом эндемичный характер государства способствовал революциям в Китае и России, будучи тесно связан со структурой крестьянской общины.
Изменения крестьянской жизни сами по себе есть изменения прав крестьян, но необходимо учитывать степень солидарности и кооперации при разделении труда в крестьянской общине как один из факторов, который влияет на революционные проявления. Вандея или японские крестьяне — нетипичный для крестьянства паттерн, ибо уровень солидарности демонстрируется именно крестьянством, а это важно для понимания политических тенденций. Низкий уровень солидарности предполагает трудности с любым типом политических акций, важны в первую очередь мятежные и революционные формы солидарности. Возможна и иная солидарность — консервативная (Индия и Япония), возникающая при разделении труда и строгих санкциях; и радикальная солидарность (Россия), основанная на разделении ресурсов, особенно земли. Особенности солидарности производят политические акции как современные феномены (Франция, Германия, Италия).
Таким образом, Б.Мур показывает, что крестьянские революции можно рассматривать как показатель институциональной слабости связей между крестьянством и высшими классами530 при эксплуатационном характере их отношений: солидарность внутри крестьянства помогает высшим классам поднять оружие. Крестьяне фактически реконструируют общество и становятся первой жертвой такой реконструкции, как это и произошло во Франции531.
Особо следует сказать о теме, которой Мур уделяет пристальное внимание — моральные и идеологические основания масштабных политических и социальных трансформаций, и особенно — их роль в революционном процессе и достижении революционного результата.
В работе «Несправедливость. Социальные основания покорности и восстаний» Б.Мур рассматривает элементы моральных кодов, моральную власть, несправедливость и отвержение страданий и угнетения на примере Германии 1840-1920-х гг., анализируя модернизационные конфликты, тренды развития, роль рабочих, революционные события 1918-20-х гг. и радикальные угрозы общества. Он делает глубокие теоретические выводы, сопоставляя этот материал с эмпирическим материалом по США, Франции и России.
Б.Мур рассматривает корни патерналистской модели и их сочетание с индивидуальной автономией личности, что дает понимание стремления плебса к консерватизму и вариации такого стремления. Активно используя психологические и антропологические данные, Б.Мур тем не менее полагает, что ключевую роль в этих процессах играет разделение труда, формирующее различные курсы борьбы532. Он отмечает муль-тивариантность развития социальных конфликтов — не только между работниками и домовладельцами по поводу удовлетворения витальных потребностей, но проистекающих из нужд общества в целом и из требований доминирующих групп533, что порождает различные формы социальных соглашений, контрактов для их регулирования. Революции нарушают такой порядок, разрушая важнейшие элементы сложившихся отношений:
1. Субординационные отношения, основанные на контроле.
2. Ручное ремесло.
3. Ценность труда.
Особо важно последнее деструктивное воздействие, поскольку оно порождает соприкосновение с социальным дном, насилие в отношениях и тем самым — негативные социальные модели, особенно если человек беден534. Распределение товаров и услуг, связанное с установлением равенства, диктует дальнейшее развитие ситуации535. Опираясь на теорию праздного класса Т.Веблена, Б.Мур говорит о двух условиях мирного развития ситуации: массы должны признать, что элиты служат тем же целям что и они; должна иметь место манифестация величия и достижений своего общества536. Если элиты терпят фиаско при попытке реализовать эти условия, они теряют защищенность, и тогда становится возможной смена отношений производства и типа социальных отношений, особенно если в сознании масс присутствует классическая модель паразитирующих высших классов. Именно с позиций такой модели Б.Мур рассматривает военное сословие Европы, ученый слой Китая и бюрократию России. Его интересует, что происходит с моралью при изменении системы распределения в условиях угнетения и несправедливости. Он говорит об аскетизме и его практиках, привнесенных в европейскую культуру христианством, индуизмом в Индии и о формировании слоев неприкасаемых в этих обществах 537, об универсальности наличия их для всех народов: в современный период мы сохраняем остатки неприкасаемых. Он пытается конкретизировать индивидуальное человеческое бытие через призму этих процессов, рассматривая культурные, психологические и социальные процессы как единое целое538.
На примере Германии он показывает, как военная элита и аристократия ранее всего чувствуют падение своей защищенности, и именно с этим связан рост насилия в 20 в. Эти процессы принимают различные формы в зависимости от уровня индустриализации государств. Для современных обществ с ростом разделения труда в них и фрагментацией общества особую важность приобретают протестные акции против элит и авторитета власти.539 При этом Мур полагает, что моральная автономия личности сохраняется на уровне повседневного опыта, ссылаясь на эксперименты психологов (С. Милграм). Однако, при этом он говорит об индивидуальной траектории поведения, а не о групповой, что выглядит логически противоречивым (З.Пек, Ф.Редл, Д.Винеман и пр.), и размышляет о роли интеллигенции в становлении такой автономии540 на примере движений протеста 60-х гг. в США, участвовавших в культурных и расовых конфликтах, в т.ч. рассматривая их действия через призму кризисов идентичности, психических жертв и пр.
Наиболее интересным представляется анализ германского рабочего класса с 1848 по 1920-е гг., на примере которого он описывает переход от ремесленного стиля жизни к промышленному капитализму541 через серию революционных кризисов 1848 г., 1914 и послевоенных лет.
(540 В этих вопросах Б.Мур ссылается на работы Кольберга, последователей школы Пиаже, интерпретации Фрейда)
По мнению Б.Мура, здесь имел место конфликт принципов, возникший в ходе модернизации. Формирование пролетариата с 1840-х шло таким образом, что его можно причислять к маргиналам в экономическом плане, что и определяет его ответы на политические вызовы и угрозы. Дополнительными факторами выступают рост населения и возможности технологической модернизации. Все это препятствует политической артикуляции интересов рабочего класса, не позволяя ему осознать прединдустриаль-ный характер социального порядка542. Это могло произойти лишь при наличии революционной дилеммы 1848 г. Б.Мур рассматривает рабочие организации как условие достижения весьма размытых на тот момент целей. Основные идеологии (либерализм, национализм и социализм) оставались неизвестными ни крестьянам, ни рабочим543, и Мур описывает поведение рабочих в революционный период: ему интересно, как они вовлекались в революционные акции — от спорадических и спонтанных способов до влияния групп внутри класса. Кроме того, он рассматривает влияние национализма на рабочих, рассматривая организационные моменты (демократические и националистические организации).
Накануне 1914 г. нарастают культурные и социальные влияния на растущий рабочий класс, меняется и структура последнего: растет число сельхозрабочих, промышленного пролетариата, крайне немногочисленны свободные профессионалы.544 Б.Мур приводит статистику по отраслям, из которой следует, что максимальная концентрация пролетариата наблюдается в машиностроении, металлургии, строительстве и текстильной промышленности345. При этом около 2,8 млн. сконцентрировано в больших городах и селе и 5,5 млн. — в средних городах. За 10 лет в 2 раза выросло членство в профсоюзах, активизировалось членство в партиях, что сказалось на формировании концепции социальных отношений рабочих на основе заработной платы. При этом внутри рабочего класса выделяются элиты и массы546: Мур приводит подробную классификацию рабочих с выводом об их способности к коллективным действиям и преобладающими социальными практиками, описывает т.н. культуру рабочего класса, порождающую у последнего определенные образы будущего («красивый маленький современный домик»)547, в т.ч. образы социализма и образы собственности (элементов образов множество — жилье, библиотеки, еда, одежда, цена на землю и пр.).
При этом на формирование образов влияла и идентификация рабочих с империей,548 и милитаристские настроения. Таким образом, перед рабочими встала дилемма выбора между долгосрочными целями социализма и повседневными целями549, что сказалось на характере политических акций и коллективных действий. Все вместе это формировало апатичные настроения. Иллюстрацией является Рур накануне 1914 г.550, отдельно Муром рассмотрены сталелитейные и металлургические рабочие как квинтэссенция класса.551 Результатами коллективных действий стало почти равное количество удовлетворенных и неудовлетворенных рабочих требований552, из которых число физических более чем в 4 раза превысило число нефизических (избирательное право и пр.)553.
Рассматривая реформистскую революцию 1918-20 гг., Б.Мур описывает реформистское крыло рабочего движения как инициатора событий, и объясняет его усиление изменениями в структуре рабочего класса и в секторах занятости (рост машиностроения на 50% и химической отрасли на 170% за 7 лет, с одновременным существенным спадом в легкой промышленности),554 а также изменениями долей женского и мужского труда в сторону роста первого. Он приводит подробную хронику событий и борьбы 1918 г. и говорит о формировании угрозы радикализма именно в этот период. Рабочие составляли лишь 29% германского населения,555 и были крайне неоднородны, по-разному представляли классовые задачи, имели размытые представления о различиях между рабочей демократией и рабочей диктатурой и пр. Различные формы радикализма проявлялись в среде германских рабочих и ранее; они знали лишь две формы координации — свободный рынок и централизованная бюрократия556. На примере Рура Мур показывает переход от мятежа к революции: от требования прав к продовольственным бунтам и затем к политическим забастовкам. Востребованы были индивиды и группы, имеющие опыт участия в борьбе.
В этой работе Б.Мур сравнивает германскую и русскую революции, что представляет большой интерес для нашей работы. Русская революция, по мнению Мура, была совершена промышленными рабочими в крупных городах, где произошел резкий рост рабочего класса накануне Первой мировой войны557, хотя он и рассматривает различные социальные силы — от крестьян и казаков до разных видов рабочих и бюрократии. Эти силы порождали противоречивые тенденции в развитии собственности. Эти же черты наблюдались и в Германии, но при более высоком уровне организации масс и меньшей, чем в России, роли радикальной интеллигенции.
Исторические альтернативы имела Германия в 18-20 гг:558 он рассматривает возможность связей социал-демократов и армии, возможности реализации разных политических линий — от либерально-капиталистической до радикально левой, возможности влияния среднего класса и буржуазии в условиях жесткой политики. Особо его интересуют репрессивные аспекты революционных действий как возможность появления нацизма. Именно с этим он связывает социальный состав партии, рассматривая ее как вызов индустриального общества: например, об этом свидетельствует большое число «белых воротничков» и иных нерабочих членов, представителей низшего среднего класса. Национальная концепция общества отвечала историческому опыту и фрустрациям этих слоев, поэтому Б.Мур рассматривает сходства и различия правого и левого радикализма, в качестве точки отсчета используя европейские революционные движения.559
Моральный релятивизм рассматривается Б.Муром как важнейшее условие исторического и социологического анализа560 с телеологических позиций естественного права истории и прогресса. Он апеллирует к постулатам марксизма и с этой позиции призывает анализировать справедливость и несправедливость в процессе революции и оценивать рациональность власти, включающую:
1. Социальную значимость действий.
2. Лучшие пути презентации активности.
3. Компетентность требованиям роли5б1.
Проблема состоит в установлении рациональных форм авторитета и избегании элитизма. К конфликтам приводят принципы распределения социального продукта562 и формы эксплуатации.563 Б.Мур предлагает учитывать как индивидуальные аспекты социального бытия человека, формирующие аттитюды отношения к власти и авторитету и познаваемые с помощью фрейдистских теорий564, и отражающиеся в изменениях связанных с эффективностью политического сопротивления, адаптации к дисциплине машинного производства индивидуальности траекторий развития борьбы565, так и социальные аспекты революционных ситуаций, связанные с разделением труда и авторитетом власти, что возможно исследовать с позиций марксисткой методологии566. Его интересует институциональная основа коллективных действий — профсоюзы, партии и пр., что должно быть дополнено изучением проблем национальной идентичности, которые он считает необходимыми включить в связи с изучением правых движений. Национализм же Мур считает уделом государств получивших поражение в войне567, как следствие возникновения барьеров национальной идентичности, что объясняется культурными факторами с помощью фрейдистских теорий. Завершается рассматриваемая работа главой об эксплуатации морального возмущения и о реципрокности как факте идеологии и идеале отношений.568
Таким образом, подводя итог анализу Б.Муром исторического материала, приведенного в вышеназванных двух ключевых работах, можно сделать следующие выводы относительно предложенного им концептуального обрамления этих фактов.
В заключение работы «Социальные основания диктатуры и демократии» Б.Мур поясняет, что при рассмотрении сил, которые способствовали или препятствовали тому, чтобы земельная аристократия включилась в промышленное сельскохозяйственное производство, неоднократно вставал вопрос: насколько важны для появления того или иного результата общепринятые идеи, кодексы поведения, ценности? Хотя, по мнению Б.Мура, решающим фактором, объясняющим социальные изменения, является ситуация, в которой оказывались те или иные группы, он не отрицает значения идей и культуры, которые выступают катализаторами личного отношения индивида к социальной ситуации и основаны зачастую на прошлом опыте: «есть доля истины в культурологических объяснениях, поскольку то, что одной группе людей представляется удобным случаем или соблазном, не производит такого впечатления на другую группу, имеющую другой исторический опыт и другую форму общественной жизни» — пишет Б.Мур. Однако, сами по себе культурологические объяснения неполны, поскольку придают слишком большое значение инерционным процессам в обществе.
Именно так зачастую объясняется консерватизм земельной аристократии в отношении новых активизирующихся тенденций предпринимательства, однако, такой консерватизм «по инерции» также требует научного социологического объяснения. «Говорить о социальной инерции — значит упускать из виду конкретные интересы и привилегии, которым служат идеологическая обработка, обучение и весь сложный процесс передачи культуры от одного поколения к другому», и именно это является объектом при критике Муром современной академической социологии.
Он отрицает односторонний подход к анализу социальных трансформаций в социологии, хотя, например, современные представления о легитимной власти и открытом обществе выросли из анализа борьбы между земельной аристократией и королевской властью; также как и крестьяне, являясь по сути отмирающим классом, вносят свой вклад в формирование современной демократии.
Для обозначения тенденции к оправданию репрессивного социального порядка, укрепляющего положение тех, кто стоит у власти, отрицающего необходимость дальнейших социальных изменений, в особенности революционных, Б.Мур использует термин «катонизм», и отмечает, что на сегодняшний день существуют современные варианты катонизма, когда в ходе развития коммерческих отношений, подрывающих крестьянскую экономику, консервативные элементы риторически превозносят крестьянина. Они возникают там, где земельная аристократия прибегает к репрессиям и эксплуатации в ответ на растущее вторжение рыночных отношений в сельскохозяйственную экономику. Основные его понятия играли большую роль в 19-29 вв. в среде прусского юнкерства, в движении нохон-сюги в Японии, у русских черносотенцев в начале 20 в., во французском ультраконсерватизме, у апологетов Юга до Гражданской войны в Америке и пр. Часто катонистские представления о прошлом представляют собой романтизированное искажение этого прошлого и содержат конструирование «связи с почвой»: жизнь деревни превозносится в пику современной городской цивилизации, восхваляется привязанность к земле и традиционное религиозное благочестие с архаической окраской, фольклорная доминанта в искусстве, образ покорности, воплощаемый в повседневном опыте. Это противопоставляется торговле, интеллектуальным «излишествам» и космополитизму. Сам Мур называет катонизм «не просто мифом обеспеченных классов о крестьянах, приписываемый самим крестьянам; он находит отклик и у этих последних, поскольку предлагает некое объяснение их положения при вторжении рынка». Эти понятия служат усилению репрессивной власти, оружием против иррациональности. Современный катонизм в основном ассоциируется с попыткой перехода к принудительным формам организации капиталистического сельского хозяйства, и хотя крайние формы принудительной и эксплуататорской организации сельского хозяйства способствуют капиталистическому развитию, ... промышленному капитализму трудно установиться там, где наличествует система принудительного труда. В ходе усилий по удержанию в повиновении подчиненного населения высшие классы вынуждены порождать антирационалистическое, антиурбанистическое, антиматериалистическое и — в более широком смысле — антибуржуазное мировоззрение — мировоззрение, исключающее всякое представление о прогрессе.
Анализируя собственно крестьянские представления об общине, Б.Мур опирается на ресурсную трактовку этого понятия, весьма схожую с положениями Ч.Тилли. Основная идея, связанная с общиной такова: каждый член общины должен иметь достаточно ресурсов, чтобы выполнять обязательства по отношению к общине, ведущей коллективную борьбу за существование, что и закрепилось в крестьянском опыте и спровоцировало развитие крестьянской морали, системы критериев оценки поведения как внутри общины, так и вне ее. Б.Мур отмечает, что крестьяне применяют эти критерии к процессу модернизации, оценивая и до некоторой степени и объясняя свою собственную судьбу. Отсюда нередко возникает мысль о восстановлении прежних прав. Когда торговля и промышленность разрушили структуру деревенской общины, европейские крестьяне ответили радикализмом, весьма отличным от городского буржуазного варианта. «Для крестьянина чужие были и оставались основной причиной налогов и долгов. Односельчане же, даже если и с ними частенько приходилось соблюдать осторожность, были людьми, с которыми необходимо было сотрудничать в ключевые моменты сельскохозяйственного цикла. Поэтому стратегия сотрудничества доминировала внутри группы, а тема враждебности и недоверия — по отношению к чужакам, с многочисленными вариациями и оттенками в зависимости от конкретных обстоятельств. Таким образом, местный патриотизм крестьян был не врожденной чертой (как и привязанность к почве), а продуктом конкретного опыта и обстоятельств» — отмечает Мур. Эти идеи привлекали отчасти и мелких ремесленников, и даже рабочие элементы и фактически формировали революционное поле, в том числе и в городской среде. Во многом они были реализованы в социальных движениях революционного характера, чаще в европейских их вариантах.
Таким образом, практика крестьянской жизни, очевидно, стоит в начале критики капитализма в Англии, Франции и России, хотя роль «городских» мыслителей во Франции и России также значительна. В Азии же крестьянское недовольство принимало другие формы до тех пор, пока не было подхвачено коммунистами; в Индии недовольство крестьян так и не приняло никакой значительной революционной окраски и поэтому в основном ограничивалось гандиевской версией темы братства, еще одним возвращением к идеализированной сельской общине; в Китае наблюдалась бесконечная череда религиозных восстаний, всегда на фоне обширного сельскохозяйственного кризиса и с обращением к образцам прошлого для критики настоящего. Мятежи японских крестьян в эпоху Токугава так и не нашли последовательного политического выражения, хотя в более поздние времена крестьянское недовольство принимало консервативную форму.
Рассматривая распространение современной революции, от ее начала в Крестьянской войне в Германии и Пуританской революции в Англии, сквозь все успешные и неуспешные фазы в ее продвижении на запад в Соединенные Штаты и на восток во Франции, Германии, России и Китае, Б.Мур указывает на два пункта. Во-первых, утопические радикальные теории одной фазы становятся в ходе следующей установившимися институтами. Во-вторых, главной социальной базой радикализма были крестьяне и мелкие ремесленники. Поэтому истоки человеческой свободы лежат не только в стремлении классов, готовящихся захватить власть, но и, может быть, даже в большей мере «в предсмертных воплях классов, на которых накатывается волна прогресса», ибо «индустриальное развитие, продолжая распространяться, может в отдаленном будущем заставить эти голоса замолчать навеки и сделать революционный радикализм анахронизмом наподобие клинописи».
При этом Мур весьма осторожен в оценках исторического опыта отсутствия выраженного революционного насилия, поскольку факты свидетельствуют о тенденции к установлению фашистских режимов в обществах, не прошедших выраженную стадию революционных потрясений: «трагедии жертв фашизма и его захватнических войн — следствия модернизации без настоящей революции», другим следствием может быть стагнация демократии в невосставших обществах, как это происходит в Индии. Поэтому имеются и положительные аргументы в пользу революции. В западных демократических странах революционное насилие (как и другие формы насилия) было частью единого исторического процесса, который сделал возможным последующие мирные изменения. В коммунистических странах революционное насилие также было частью разрыва с репрессивным прошлым и попытки построить менее репрессивное будущее. По сути, все известные формы индустриализации были революциями сверху, делом рук меньшинства. В то же время деформации, порожденные революцией, создают новых собственников, заинтересованных в подавлении других.