МОДУЛЬ 2 7 страница
(605-562 гг.)
Навуходоносор II памятен в истории потому, что о нем часто говорит Библия. Она любит о нем говорить, и связано это с тем, что именно он совершил Вавилонское пленение евреев. И если бы не он, то непонятно чем была бы теперь еврейская культура. Это сыграло решающую роль в становлении иудаизма и еврейской культуры. Что означает его имя? Это западно-семитское искажение аккадского имени «бог Наву, храни наследника». Этот бог – покровитель грамоты, письма, школы; именно он должен сохранить жизнь наследнику престола.
Сперва Навуходоносор принимает участие в войнах Набопаласара в качестве одного из представителей военных отрядов, а в 605 году он одерживает победу в битве при Каркемише, городе в Сирии, за который вавилоняне воевали с египетской армией. Египтяне привлекали на свою сторону сирийских и палестинских правителей; и едва ли не с самого начала Навуходоносор был втянут в конфликт с иудеями, которые тогда поддерживали египтян. Победив при Каркемише, Навуходоносор сделал ассирийских князей своими данниками. Тут произошло неожиданное: Набопаласар оставил правление, и Навуходоносор становится царем.
Когда его короновали, он понял, что остался один на один с единственным могущественным противником – Египтом, и отныне вся его военно-политическая деятельность будет заключаться в сдерживании Египта от захвата Ближневосточных земель. Параллельно с внешней политикой он уделял большое внимание государственному устройству. Он вошел в историю как один из самых выдающихся государственных устроителей.
3. Вавилонская башня
Первый сюжет, который хорошо известен и проливает свет на деятельность Навуходоносора, - строительство Вавилонской башни. В Книге Бытия содержится рассказ о том, что многие народы строили башню, при этом говорили на одном языке, но Господь смешал языки, и строители перестали понимать друг друга, и башню не достроили. Это очень важное и примечательное событие – строительство великой башни действительно имело место в ту эпоху. Если мы обратимся к историческим фактам, то выясним: еще при предыдущем правителе, Набопаласаре, был заложен фундамент огромного храма, который назывался Этеменанки. Это шумерское название, которое означает «храм основания небес и земли». Огромная башня, а точнее храм в виде башни, был посвящен Мардуку, главному вавилонскому божеству. Он был семиступенчатым. И когда Навуходоносор пришел к власти, то он решил достроить этот храм. При строительстве самого высокого храма были задействованы все народы, которые тогда жили в Вавилоне.
Когда мы в современном языке употребляем Вавилон, то, как правило, имеем в виду густонаселенный город, в котором довольно-таки тесно (отсюда выражение «Вавилонское столпотворение»). Такой характер Вавилон приобрел именно во время правления Навуходоносора. Хозяйственные и юридические тексты свидетельствуют о том, что при Навуходоносоре образовалось большое количество национальных и территориальных общин. Вавилон этого времени заселяют мидийцы, иранцы, греки, египтяне, финикийцы, армяне, арамеи. Действительно, Вавилон становится многонациональным городом, состоящим из множества национально-территориальных общин, у которых есть глава – патриарх этой общины, у которой есть собственные суды и собственные сборщики налогов. Из этих общин отряжают на строительство храма рабочих, от каждой общины по отряду.
На строительстве храма работало больше двадцати народов, говоривших на разных языках. Это исторический факт. Второй факт заключается в том, что башня была не достроена. Связано это с тем, что финансирование внезапно прекратилось в связи с переориентацией политики на войну, необходимо было усиленно кормить армию. Но, конечно, память об этом событии сохранилась. Библия относится к этому исключительно негативно, как и ко всему, что происходит в Вавилоне, потому что Библия не любит Вавилон по причине иудейского пленения. Таким образом, Вавилонская башня не была достроена не потому, что Господь смешал языки, а потому, что у Навуходоносора кончилось бабло.
4. Властная структура при Навуходоносоре
Во главе общества стоял царь, который не имел абсолют власти. Когда мы отвечаем на вопрос, имел ли царь некого государства абсолютную власть или не имел, мы должны проводить один единственный критерий: мог ли царь отобрать землю у подданных, завладеть имуществом. Только этот критерий может определить степень абсолютности власти. Так, Навуходоносор не мог отобрать землю и имущество у своих подданных, он мог только купить. Следовательно, абсолютной власти у него не было.
Власть контролировалась Народным собранием города Вавилона. Это собрание состояло из общинного совета, совета старейшин и собрания мужей города, т.е. всего остального коллектива. Народное собрание так же, как и в Шумерские времена, состояло из свободных мужей, плативших налоги. Но в сравнении с Шумерскими и Старовавилонскими временами, Нововавилонское народное собрание не решало всех дел. Связано это было с тем, что город Вавилон состоял из общегородского собрания и из собрания национальных общин. Дальше идут разные хитрые детали.
Например, Верховный царский суд разбирал только те дела, которые не были связаны с тяжелыми увечьями и убийствами, по этим делам довольно легко было вынести приговор, и весь город мог согласиться. Однако дела об убийствах, крупных ограблениях не решались царским судом. Они решались местными судами национальных общин. Тем самым царь снимал с себя ответственность за смертные приговоры. Они выносились по национальным округам. Это означает, что существовало разделение ответственности между царской властью и органами местного управления – национальными общинами. Что-то решало только центральное собрание, что-то могли решать только национальные собрания. С налогами дело обстояло точно так же. В каждой национальной общине были свои сборщики, которые приходили к своим и забирали, а потом приходили сборщики от центральной власти и забирали все, что передавали им местные сборщики. Таким образом, царская власть как бы не вмешивалась в дела национальной общины; наиболее спорные дела при Навуходоносоре решались на местах. Он вынужден был допустить существование национальных общин, потому что деваться было некуда: в Вавилон стекались мигранты, т.к. это был богатый город; разрешена была свободная торговля.
5. Социально-экономическое развитие Вавилона
При Навуходоносоре Вавилон становится самым успешным в коммерческом отношении городом. Если говорить о вавилонском обществе, то большую его часть составляли свободные люди, которые могли работать на земле, могли быть ремесленниками, торговцами, однако это не означало, что они являются гражданами Вавилона. Полноправными гражданами были только те, кто имел земельный участок, переданный по наследству, т.е. сохранялся старый порядок определения, существовавший при Хаммурапи. Человек, имевший надел, переданный по наследству, считался коренным вавилонянином. Интересно, что в Вавилоне 6 века мы наконец-то мы получаем термин для обозначения гражданина и для обозначения понятия гражданство. На аккадском гражданство – «марбануту». Этот статус присваивался полноправному гражданину вавилонской общины. Только этот человек мог быть членом народного собрания. Все остальные свободные люди, которые не имели своего наследственно переданного земельного участка, гражданами не являлись. Но, несмотря на это, они оставались свободными людьми, могли обрабатывать землю, заниматься ремеслом, торговлей. Но принимать участие в принятии законодательных решений все эти национальные общины не могли, они были практически лишены права голоса. Сами с собой они могли разбираться сколько, их не выгоняли, с них брали налоги, но диктовать государству они ничего не могли.
Навуходоносор широко практиковал привлечение мигрантов. Мигранты были нужны прежде всего, для армии. В это время в армии появляется большое количество наемников, в том числе – поразительно много греков! Среди них есть спартанцы, которые способствуют улучшению армии; так же среди наемников есть хорошо подготовленные сиро-финикийские воины, египтяне, мидийцы. Наемники впервые задействованы в вавилонской армии, им щедро платят. Работа военных структур улучшилась. Мигранты были важны также для того, чтобы вовлечь Вавилон в международную морскую торговлю. Месопотамия – речная держава, а значит, без помощи финикийцев не обойтись, поэтому привлекаются финикийцы, чтобы они дали своих кормчих на большие торговые суда. Но помимо всего мигранты необходимы были для работы канцелярии. Среди ответственных должностей мы часто встречаем имена иранские, индийские, греческие, арамейские, т.е. обучение грамоте и работа в канцелярии ни для кого не заказана, никакой дискриминации по национальному признаку в Вавилоне не существовало.
В Вавилоне создавались торговые дома, большие предприятия, которыми владеет одна семья. Сохранились некоторые известные фамилии владельцев, например, торговый дом Мурашу, дом Эгиби. Это были уже бренды, фирмы. Люди предпочитали покупать разные товары у них, в том числе и землю, потому что они были крупнейшими землевладельцами. Можно констатировать даже нечто наподобие зарождения капитализма, потому что с появлением торговых домов появляется что-то вроде банков. Они выдают ссуды, кредиты, в них кладут деньги на длительное хранение. Это происходит в 6 веке до нашей эры. Таким образом, когда еще не существовало классического греческого полиса, в Вавилоне было уже все.
Но самое удивительное то, что при Навуходоносоре происходит с рабами. До нас дошли сотни документов, свидетельствующих о том, что рабы могли принимать участие во всех торговых сделках: покупать и продавать землю, организовывать собственные торговые мероприятия. Они неограниченно пользовались всеми благами, и это приводило к тому, что рабы сказочно богатели, в то время как их хозяева разорялись. Известны случаи, когда хозяева арендовали земли рабов.
Удивительна и демографическая ситуация. Стремительно обогащающиеся рабы стали размножаться, а их хозяева, которые утопали в роскоши, стали стремительно беднеть и лишаться детей. Одни оставались бездетными, другие вынуждены были отдавать детей в рабство. В такой ситуации заключались договора между хозяевами и рабами. Договоры, в которых рабы требовали, чтобы хозяева дали им освобождение, взамен рабы гарантировали, что они после своего выхода на свободу будут материально поддерживать хозяев, и в старости платить им что-то вроде пенсии. Многие хозяева, понимая, что их ждет старость, соглашались, освобождали рабов, взамен получая пожизненную материальную помощь. Таким образом, в Вавилоне 6 века рабы фактически могли быть владельцами неограниченного количества объектов, земель, могли принимать участие в судебных процессах, заниматься любой работой. Тем не менее их рабский статус оставался прежним; даже если человек был богат, известен, скупал все земли, он по-прежнему был рабом какого-то человека и не мог доказать в суде, что он не является рабом. Он мог перестать быть рабом только по разрешению господина, если заключит с ним выгодную сделку.
Еще одна важная деталь заключалась в том, что долговое рабство стало пожизненным. Никто не хотел оказаться должником кредитора, потому что кредитор мог прийти и забрать должника в свое хозяйство, при этом он имел полное право продать его на рабском рынке, каких было очень много. Выходит такой закон, что человек, который задолжал кредитору, а срок долга истек, по закону становится постоянным рабом. Отсюда смертельная боязнь долгов. Чтобы не попасть в рабство самому, должник отдает кредитору в рабство свою жену или своего ребенка, что считается абсолютно нормальным, потому что дети – это собственность человека, и женой он может пожертвовать, благо Вавилонские законы позволяют взять ему в жены другую женщину или рабыню-наложницу, которая раньше родила ему детей, и сделать ее полноценной женой.
Конечно, со всех концов земли в Вавилон шли товары: очень любили золото, слоновую кость, ливанский кедр, из Афганистана везли сердолик. Вавилонское общество при Навуходоносоре буквально утопает в роскоши, люди живут очень хорошо. Навуходоносор следит за новинками техники других стран, привлекает финикийских и греческих мастеров, которые заняты совершенствованием техники. Кроме того он решает построить на берегах Евфрата бассейн так, чтоб из Евфрата вода стекала в этот бассейн и равномерно подавалась на поля. Таким образом, при Навуходоносоре появляется бассейновая система земледелия, которую он противопоставляет системе каналов. Откуда взялась эта идея? Из Египта, потому что там как раз были бассейновые системы. Египетские инженеры, которым он щедро платил, сделали ему новую ирригационную систему так, как в Египте. При Навуходоносоре она работала замечательно, впоследствии она себя не оправдала, потому что нельзя было делать бассейны, почва стала засоряться. В тех местах, где были бассейны, началась экологическая катастрофа. Но земледелие в этом районе шло хорошо. Таким образом, то, что хорошо в Египте, оказалось неполезно для Месопотамии.
6. Внешняя политика Навуходоносора.
Рассмотрим иудейское пленение. В 597 году иудейский царь Иоаким заключил тайное соглашение с египетским фараоном против Вавилона. В то же время Иоаким официально клянется в верности вавилонскому царю, называет себя его слугой. Налицо измена. И эту измену Навуходоносор решил покарать. В 597 он снял Иоакима с должности и увел в плен 3 тысячи иудеев. Вместо Иоакима он поставил своего человека - Седекию, который клялся быть верным Вавилону, и служить верой и правдой. Навуходоносор ему поверил.
Однако Седекия, как только вавилонское войско ушло из Иерусалима, сразу стал искать контакты с Египтом. В это время меняется фараон. Через 10 лет Седекия заключает с ним тайный договор и получает поддержку египетской армии в Палестине. Это означает новую войну против Вавилона. Разведчики докладывали Навуходоносору об измене Седекии. Тогда, в 586 году, Навуходоносор решает эту проблему радикально.
Радикальное решение проблемы состояло в 3 пунктах:
1) были уведены в плен 10 тысяч иудеев;
2) была осуществлена расправа над Седекией и его сыном;
3) был разрушен иерусалимский храм Яхве.
Теперь подробно.
Сперва на глазах Седекии был умерщвлен его старший сын, а потом Седекии выкололи глаза. Лишив Седекию старшего сына, Навуходоносор, по вавилонским представлениям, лишил его наследника и того человека, который будет приносить ему погребальные жертвы, т.е. он в принципе лишил Седекию благополучного загробного существования. Но почему же Седекию ослепили? Потому что Седекия предал договор, заключенный между ним и Навуходоносором, а во главе договора стоит бог Шамаш, бог солнца, справедливого суда. Ослепление означало, что Седекия провинился и не может видеть свет Шамаша, т.е. ослепление имело глубоко символический смысл.
Почему разрушен храм Яхве? Его разрушение также вполне продуманная символика, можно сказать, что Навуходоносор вынужден был разрушить храм. Как поступали до него? Они храм не трогали, а выносили статую бога из побежденного города. И впоследствии на этой статуе либо ставили клеймо, либо писали имена богов. Это означало, что местный бог находился под властью ассирийского или вавилонского божества. В Иерусалиме ничего подобного сделать было невозможно, потому что у Яхве нет статуи, значит, наказать его было так невозможно. Поэтому можно было только разрушить храм, в котором пребывает это невидимое существо.
Что такое Великое Вавилонское пленение иудеев?
Нужно рассмотреть всю предшествующую традицию угона в плен. При Тиглатпаласаре III местное население угонялось в ассирийский плен, где его сажали на землю и заставляли работать на ассирийцев. Навуходоносор угоняет в плен не простой народ, а интеллектуальную элиту. Эти 10 тысяч иудеев – это жрецы, книжники, законодатели, среди которых потом оказываются пророки. Именно их отправляет в плен Навуходоносор. Он, конечно, не просчитывает ситуацию до конца, он и не может её просчитать, потому что никто не знает, что будет дальше. Но его намерения понятны: он хочет лишить иудеев разумных, мыслящих людей, в том числе управленцев. Лишив иудеев управленцев, он делает эту территорию полностью подвластной.
7. Вавилон после пленения евреев
Навуходоносор не понял одного: эта интеллектуальная элита, оказавшись в Вавилоне, начнет усиленно «шевелить мозгами». Усиленно думать, задаваясь неизвестным для вавилонского царя вопросом: а за что? За что, Бог наш единый, ты переселил нас сюда? Чем мы провинились, и что нам сделать для того, чтоб было все наоборот? Именно в вавилонском плену произошло окончательное становление библейского канона, пишется Книга Бытия, которая содержит огромное количество шумерских и вавилонских сюжетов. Именно в вавилонском плену проповедует пророк Иеремия, формируется доктрина богоизбранности еврейского народа и доктрина Конца дней. Вся иудейская эсхатология, которая потом станет христианской, мусульманской, формируется в это время – в период еврейской катастрофы, когда народ постоянно спрашивает: за что и почему? Именно этот факт пребывания в плену способствовал усиленному поиску самоидентификации. В этих условиях любой народ растворился бы среди других. Но только не иудеи, которые наоборот собрались и стали думать, кто они такие, каков смысл их существования.
Если мы увидим административные тексты этого времени, то действительно, было очень много служащих с еврейскими именами, которые были заняты в канцелярии, судопроизводстве, торговые агенты преимущественно были евреями. Гораздо меньше евреев было среди земледельцев, хотя встречались садоводы с еврейскими именами. Таким образом, все выведенные евреи в Вавилоне оказались пристроенными к какому-либо делу. Несмотря на «встроенность» в вавилонскую культуру, они очень активно проповедовали, стали создавать свою национально-территориальную общину.
Навуходоносора это не беспокоило, он был поглощен собственными интересами. Появилась совершенно новая тенденция: интерес к прошлому. Навуходоносор начинает коллекционировать надписи древних царей, при нем проявляется интерес к заброшенным старым храмам, писцы пытаются восстановить письмо шумерского и старовавилонского времен, т.е. все больше растет интерес к собственной древности, хотя они не доходят при этом до археологии. Становится престижным писать древней клинописью, писать как в старые времена, пытаются имитировать грамматику старовавилонского времени, при Навуходоносоре создаются надписи на древнем вавилонском языке.
Это свидетельствует об упадке цивилизации, т.к. люди пытаются зацепиться за прошлое, которое они находят с большим трудом, потому что люди говорят не по-аккадски, а преимущественно по-арамейски. И вот этот грандиозный строитель, воин, хозяйственный деятель умирает на 43 году своего правления. После Навуходоносора II у власти длительное время никого нет. С 562 по 556 правят два человека, а возможно и третий (данный факт не установлен). Именно о них один вавилонский текст спрашивает: кто был царем, кто не был царем? Эти 6 лет несчастны, они прокляты для Вавилона, потому что правят слабые царьки. Вавилонское жречество ищет кандидатов на роль нового царя. И, наконец, находят на севере страны человека, которого звали Набонид.
8. Набонид и его мама
(556 – 539 гг.)
Происходил он из города Харрана, на самом севере Месопотамии, через который всегда ходили ассирийские войска. Там, в Харране, стоял храм бога луны, которого звали Син Харранский. Это маленькое местное божество, которому там поклонялись. Этот самый Набонид, которого отрыли вавилонские чиновники, являлся большим поклонником Сина. Он приезжает в Вавилон вместе со своей мамой, которую звали Адда-гуппи («мама достойна»). Набониду по приезде в Вавилон было уже за 50, мама его была в весьма почтенных годах, ведь тогда ей было под 90. И Набонид очень любил свою маму и во всем слушал ее. Мама была верховной жрицей храма Сина. И мама говорила Набониду, что он всегда должен быть рабом Сина.
Он приезжает в Вавилон, город величественного бога Мардука, и на первом году заявляет, что будет поклоняться Сину, а Мардуку не будет. И вот эти самые люди, которые пригласили его, начинают чесать затылки: «Кого же мы пригласили, ведь непочтение к Мардуку означает некормление вавилонских жрецов и администрации, деньги будут распределяться не так». Действительно, Набонид на втором году правления начинает перечислять деньги на ремонт храма Сина, который находится в противоположном конце Месопотамии. Жрецы Мардука призадумались. Самым главным и любимым праздником был Новый год. Он был посвящен Мардуку и его победе над Тиамат. И тут Набонид заявляет, что он не собирается праздновать Новый год! Вавилонские жрецы говорят: «Не празднуй, а мы будем праздновать». «Нет, и вы не будете», - говорит Набонид. И в Вавилоне целых семь лет не было Нового года.
Он был официально запрещен. Адда-гуппи тогда сказала сыну: «Ну, а теперь-то тебя, скорее всего, убьют. Поэтому лучше уезжай из Вавилона!» «А куда я уеду?» - спрашивает Набонид. «А вот уезжай в Аравию, есть там такой оазис, оазис Тейму. Через него проходит великий торговый путь из Египта до Китая, было бы очень хорошо, если бы какой-то участок этого пути ты контролировал и брал пошлину за провоз со всех начальников караванов», - отвечает мама.
Набонид уезжает туда, где он строит себе временный дворец, в этом оазисе он пребывает по повелению мамы, а она в это время правит в Вавилоне. В конце концов, Набониду сообщают о том, что все-таки произошло это печальное событие: его мама умерла на 102 году жизни. И поскольку мама умерла, то править некому, надо возвращаться. Ему сказали: «Возвращайся, но имей в виду, что не очень-то тебя и ждут». Набониду ничего не остается, кроме как вернуться.
9. Конец истории Месопотамии
Но когда он возвращается, на границе с Вавилоном уже стоят персидские войска под предводительством Кира II Великого. Жители Вавилона и окрестностей очень рады приближению Кира II, они готовы по первому зову открыть ворота Вавилона, потому что Кир II обещает восстановить в Вавилоне праздник Нового года, вернуть Мардука и дать Вавилону неограниченную свободу, а Набонида свергнуть, как представителя чуждой религии. Кир был гениален, он понял, чего просит душа вавилонян. Вавилоняне были рады, они обещались выдать Набонида, где бы он не находился. Набонид решил выставить против Кира свой передовой отряд и поручил командование им своему сыну Бел-шар-уцуру. Это был его старший сын, в Библии его имя – Валтасар. Во время пира Валтасару привиделась рука, которая написала три слова: исчислен, взвешен, рассечен. Сначала, разумеется, был пир, а потом ему руки привиделись! И это было дурное предзнаменование! (Вавилонские источники этого не подтверждали, вилоняне были гораздо менее мистичны, чем иудеи и арамеи.) Дело кончилось плохо: сын погиб, дело Набонида было решено. Вблизи Вавилона он был схвачен и выдан Киру.
20 октября 539 года Кир торжественно вступил в Вавилон через главные городские ворота. Набонид, судя по одному тексту, был отправлен в Персию наместником в одну из провинций, т.е. не был казнен.
Кир действительно выполнил главное обещание: вернул культ Мардука, лично контролировал подготовку к празднованию Нового года, объявил, что Вавилон - это свободный город. Но есть одна деталь: это свободный город, находящийся под защитой другого государства, т.е. фактически был объявлен протекторат Персии над Вавилоном. Это было очень мягкое решение. Кир не решился сделать Вавилон персидской провинцией. Он понимал, что тогда он получит крупное восстание, которое будет сложно подавить. Ему нужно было идти дальше, в Среднюю Азию, Египет. Поэтому он решил действовать осторожно, дать свободу вавилонянам, пусть они радуются возвращению Мардука, празднуют Новый год, отчисляют дань персам.
Фактически именно 20 октября 539 года Вавилон потерял независимость, Месопотамия с этого времени перестала быть независимым государством. Она принадлежала персам, грекам, римлянам, арабам. Фактически государственность была восстановлена только в 1958, когда была провозглашена республика Ирак. Но тогда, когда Кир вошел в Вавилон, люди радовались, устраивали великие храмовые праздники в честь Кира, просили его клинописью написать какое-нибудь пожелание Мардуку. Но они не понимали, что история их закончилась.
После 6 века аккадский язык окончательно становится мертвым, в Месопотамии основными народами становятся халдеи, арамейские племена, люди говорят на халдейском наречии арамейского языка. Классическая месопотамская культура фактически перестает существовать и сохраняется только в виде реликтов в старых шумерских городах на юге (Урук, Ларса, Иссин). Там люди пишут клинописью по-аккадски и по-шумерски до 1 века нашей эры, желая сохранить для потомков язык и культуру (последние таблички относятся к 73 году). На всей остальной территории распространяется финикийский алфавит, арам, пишут на кусках кожи арамейским квадратным шрифтом (дошли до нас только арамейские надписи). И вот таким образом заканчивается месопотамская цивилизация, власть переходит к персам. Именно с 539 года начинается строительство Великой Персидской империи. Это вторая империя. Сначала империя Кира II, затем империя Дария I.
Негодяй
19.11.2011
§23. Персидская империя.
Итак, 20 октября 539 года Кир II торжественно вступил в Вавилон. Вавилону было даровано автономное правление, был восстановлен культ Мардука, Кир праздновал эту победу как самое главное свершение своей жизни, потому что в это время Персия уже владела Арменией, Средней Азией, Лидией, и Кир готовился нанести следe.obq удар по Египту. Несомненно, именно взятие Вавилона стало индикатором образования второй мировой империи – Персидской. И с этого времени мы имеем дело уже с государством, которое образовано народами индоевропейской общности. Первым таким народом были хетты, второй знаменитый индоевропейский народ - это персы, ранняя история которых, так же как и ранняя история индоевропейцев, до сих пор представляет собой загадку для науки.
1. Происхождение персидской государственности
Мы не знаем, откуда происходят индоевропейцы, где их прародина, на эту темы существует 2 основные версии: согласно первой, они происходят с Древнего Востока, и первоначально они расселялись по Армянскому нагорью; согласно второй версии, индоевропейцы первоначально жили в лесной зоне Центральной и Юго-Восточной Европы. Затем они стали распространяться на восток, в сторону Иранского нагорья и полуострова Индостан, куда индоевропейцы могли попасть из Европы через Кавказ, либо по другой версии продвинулись в Среднюю Азию и только оттуда попали в Иран. Точный маршрут их передвижения неизвестен, потому что они не оставляли следов материальной культуры, передвигались на повозках или верхом на лошадях, брали минимум посуды с собой, причем часто заготовленной не ими, количество утвари было минимальное, они не оставили никаких следов, поэтому трудно проследить индоарийские миграции этого времени.
На севере Ирана индоарийское население обитало с конца 2 тыс. до н. э. Об это свидетельствуют ассирийские клинописные тексты, в частности мы знаем, что на территории Элама уже в конце 9 века находилось большая группа переселившихся племен. После того, как Элам был разгромлен Ассирией, место этого государства заняли племена мидийцев и персов. Иранская цивилизация (персы) имеет очень существенное отличие от остальных древневосточных цивилизаций.
Государственность в этом регионе складывается после того, как сложилась основная религия. Государство с самого начала подчинено идеологии, и царская власть в Персии должна соответствовать религиозно-нравственным нормам. Нигде, ни в какой стране, до Персии ничего подобного не было. Была вера в богов, были жертвоприношения в храмах, но нигде государство не возникало после того, как происходило становление государственной религии. В Персии случилось именно так.
2. Зороастризм
В конце 9 - начале 8 века среди персов появился пророк Заратуштра, который обратился к своему народу с проповедями и эти проповеди пророка легли в основание религии, которая называется зороастризм. Само имя Заратуштры означает «староверблюдый», т.е. тот, чьи верблюды стары. Это имя-оберег, специально для злых духов, которые видят, что верблюды стары, и не тронут их. Имена обереги были вообще очень популярны. Был такой древнерусский летописец, которого звали Упырь Лихой (чтобы отпугивать болезни от младенца); нечто подобное связано с именем Заратуштры. Заратуштра, по-видимому, происходил из Поволжья. Так полагает большинство современных иранистов, потому что в проповедях есть описание снежных бурь, льда, замерзания реки, чего категорически не бывало на Иранском нагорье.
Заратуштра произносил проповеди, которые запоминались слушателями, но записаны они были через много лет после его смерти. Его проповеди назывались гаты и они стали древнейшей частью священного писания иранцев, которое называется Авеста. Авеста в переводе с древнеперсидского означает «основа» или «установление». Авеста – это священное писание новой религии, которую, в отличие от иудейского монотеизма, можно назвать дуалистической (зороастрийский дуализм).
На всем протяжении его проповедей встречаются несколько фундаментальных положений:
Первое. В мире существует два начала. Первое – это творящее, это бог-создатель неба и земли, человека и всего чистого, что есть в мире. Его зовут Ахура-Мазда. Он создал этот мир и все лучшее, все самое чистое в нем. Потом возник его антипод - бог зла, тьмы, разрушения, и его звали Ахриман. Самое главное отличие этих антагонистических начал – это отношение к истине. Ахурамазда – это покровитель правды, он связывается в проповедях с созиданием, с оседлым образом жизни, с возделыванием земли, с домом, т.е. с тем, что прочно и стабильно установлено в мире. Это и есть правда. Правда – это, прежде всего, то, что прочно установлено. Ахриман – покровитель лжи, т.е., согласно Заратуштре, покровитель всего нестабильного, непрочного, перемещаемого с места на место: кочевого образа жизни, смены занятий, отсутствия семьи. Все это категорически плохо, потому что это не имеет прочного установления. И вот этим руководит Ахриман.