МОДУЛЬ 2 6 страница
А откуда собственно взялся сам Вавилон? Что же произошло после смерти Синаххериба, и после того, как город был затоплен водой? Мать (была вавилонянкой) Ассархаддона стала влиять на сына, чтоб он начал восстанавливать город. В первые два года своего правления Ассархаддон увел воды Евфрата от города и потом начал заселять Вавилон заново. Он начал заселять его ассирийцами, арамеями, был вынут из тюрьмы бог Мардук. Худо-бедно, но город начал восстанавливаться после затопления и после разрушения. И вот в этот еще недостроенный город Ассархаддон определил своего младшего сына царем. Почему так было сделано? Потому, что работы по восстановлению Вавилона – это отдельный труд. Человек, который сидел в Вавилоне, должен был заниматься только этим. Постепенным восстановлению городских кварталов, налаживанием экономической жизни и т.д. Ассархаддон помимо того, был человек прагматичным, он понимал: «Да, Вавилону нужен отдельный правитель, который о нем позаботится», но именно это и стало причиной междоусобицы.
Шамашшумукин с религиозной точки зрения рассудил, что Вавилон главнее, потому что это древний город, потому что его бог - древний бог Мардук. Т.е. именно царь Вавилона должен стать правителем всей Ассирии. И началась междоусобица, которая длилась до 648 г. Была масса восстаний, вражда между братьями, и все это закончилось тем, что армия Ашшурбанапала взяла Вавилон штурмом, а Шамашшумукин поджег свой дворец и бросился в пламя. Но перед этим оставил еще две молитвы, посвященные разным богам. Сам-то он сгорел, а таблички от огня только укрепились.
Итак, в 648 г. Ашшурбанапал оказался, наконец, единственным правителем Ассирии. Междоусобица длилась 21 год. Ашшурбанапал был гениальным полководцем, он окончательно разрушал Эламское царство, он покорил Закавказье, он подчинил Ассирии государство Урарту. Первый успешный поход на Урарту был предпринят еще Саргоном II, ну а теперь Ашшурбанапал завершил это дело. Только арамеев ему не удалось окончательно покорить, потому что эти племена были слишком многочисленны, и воевали небольшими отрядами.
И вот при Ассархаддоне и Ашшурбанапале Ассирия становится Империей, первой в мире империей. Мы называем это государство империей, потому что существуют определенные критерии того, что такое имперское государство.
1) Критерий первый: разделение территорий на метрополию и провинции. В государстве Ассархаддона и Ашшурбанапала роль метрополии выполняла Ниневия, непосредственно подчинялась метрополии коренная Ассирия, а все остальные территории были провинциями и областями. И ассирийский царь назначал на них так называемых начальников области. Это первое условие.
2) Второй критерий – наличие официального языка, связывающего все части страны, таким языком был арамейский. И ассирийцы, и вавилоняне, и египтяне, когда хотели понять друг друга, всегда говорили на арамейском языке. Это был единый официальный язык империи.
3) Третье условие: единая денежная система. Это денежные эквиваленты, которые употребляются как в метрополии, так и в провинции. Единым денежным эквивалентом в Ассирии было серебро, но не простое серебро, а клейменое. Это серебряные слитки, на которых стояла личная царская печать. И это обозначало некую официальную монету, которая от имени царя распространяется по всей территории страны.
4) Четвертым важным критерием была специализация труда на территории империи, при которой средства производства труда и предметы потребления производятся в разных частях одного государства, т.е. империя кормит и обслуживает сама себя. На ее территории должны существовать цехи по производству железного оружия, районы, которые являются преимущественно с/х, но все эти производства существуют в рамках одного государства и сообщаются между собой. Существуют связи, партнерские связи, между всеми этими провинциями. Когда соблюдаются 4 этих условия, тогда мы можем говорить, что данное государство является империей. Поэтому, когда империей называют Египет времен Тутмоса III – это неправильно, т.к. государство Тутмоса III не удовлетворяет 4 критериям имперского государства. Там не было никаких провинций, там были захваченные территории. Не было единого языка, единой денежной системы. Поэтому тот факт, что в определенный момент какое-то государство присоединяет к себе множество земель, он не свидетельствует о том, что это государство – империя.
9. Распад Ассирийской Империи
После Ашшурбанапала Ассирийская Империя начинает стремительно распадаться. Почему? Есть несколько факторов:
Во-первых, Ассирия – это традиционно земледельческо-скотоводческая держава речного типа. Она не может составлять экономическую конкуренцию государству средиземноморского побережья, живущего ремеслом, торговлей, монопольным производством.
Во-вторых, неэффективность насилия для удержания своего господства на покоренных территориях. Насилие может иметь только временный эффект, потом оно вызывает ослабление и попытку создать антиассирийскую коалицию. Такая коалиция была создана. Эта коалиция мидийцев (такое иранское племя) и вавилонян в 612 г до н.э. взяла штурмом город Ниневию. Столица была захвачена, ассирийцы сопротивлялись еще 7 лет. И последний их форпост на севере был захвачен в 605 году. После 605 г. Ассирия как государство перестает существовать. Значит, это была реакция на Ассирийское насилие.
В-третьих, это этнические перемещения арамейских племен. Их число постоянно увеличивалось, они требовали для себя большого жизненного пространства. И в конце концов, они поглотили территорию Ассирии. Арамейцев было много и с ним никак не возможно было справиться.
Четвертый факт: это усиление Ирана, сперва мидийцев, а затем персов.
Вот все эти факторы способствовали тому, что первая в мире Империя едва создавшись, довольно быстро развалилась. Но тем не менее, можно сказать, что Ассирия соответствует всем критериям для государства имперского типа. Поэтому переход от крупных централизованных государств к империям может датироваться 7 веком до н.э. С 7 века уже существуют имперские государства.
Ксюша Лебедева, Мама-утка
12.11.2011
§21. Культура Месопотамии в Новоассирийский период.
1. Особенности ассирийской культуры
Ассирийская культура во многом была наследницей и продолжательницей культуры Шумера и Вавилона. Прежде всего, следует сказать, что ассирийцы заимствовали вавилонскую клинопись, а вавилоняне в отношении письменности были учениками шумеров.
Однако в Ассирии есть собственные характерные черты, которые стали особенно заметны, когда Ассирия стала империей. Ассирийское общество было построено совершенно не так, как общество Южной Месопотамии:
1) здесь с самых ранних времен позволялась купля-продажа земельных участков, и никогда проблем с продажей земли в Ассирии не возникало;
2) с очень ранних времен существовал класс собственников, которые все время расширяли свои территориальные экспансии, увеличивали свои доходы. В Ассирии не возбранялось быть очень зажиточным человеком;
3) поощрялась воинская доблесть, поэтому здесь, в отличие от Южной Месопотамии, высоко ценилась инициатива индивидуума. Идеалом ассирийского общества был царь, принимавший участие во множестве сражений и одержавший многочисленные победы;
4) Ассирийское общество с ранних времен отличалось своей демократичностью. В ассирийской экономике и политике были задействованы как мужчины, так и женщины. Важной особенностью ассирийской культуры является представление о женщине не только как об объекте, но и как о субъекте права. Женщина в ассирийских законах сама отвечает за все свои поступки. В отличие от Месопотамии, где женщины находятся под защитой мужчины, главы семьи, главы рода, здесь женщина самостоятельна, она отвечает за свои преступления перед законом, при этом довольно четко расписаны все виды наказаний.
2. Ассирийская правовая система
В Ассирии законы появляются несколько позже, чем в Вавилоне. Тем не менее, они надолго определяют жизнь всего общества. Мы не знаем, когда законы появляются, при каком правителе, но таблички с ассирийскими законами доходят до нас от 14 века до н.э. В науке они называются Среднеассирийские законы.
Особенности законов.
Необыкновенно широкое применение статей, касающихся лично свободной женщины. Законы эти посвящены аспектам правового положения свободной женщины. Она называется в законах дочь человека, жена человека, вдова. Все, совершенное женщиной, равно как и совершенное против нее, рассматривается в этих законах. Женщина может выступать в качестве убийцы, колдуньи, воровки, женщина может возносить на человека ложное обвинение. Но женщина также может быть и объектом права, т.е. она может страдать от преступлений, совершенных мужчиной. В этом случае она находится под защитой закона.
Чрезвычайно широкое применение публичных наказаний. Впервые именно в Среднеассирийских законах мы встречаем такую меру наказания, как порка и царские работы, то есть каторга. В ряде случаев каторга заменяется денежной компенсацией. При этом статьи, которые были весьма однозначны в законах Хаммурапи (например, связанные с убийством человека), здесь выглядят не настолько однозначно. Безусловно, по законам Хаммурапи, убийца должен быть убит сам. Согласно Среднеассирийским законам убийца может быть выдан семье убитых. Официально это формулируется как выдача убийцы одному хозяину дома, то есть патриарху рода, которому принадлежал убитый. Хозяин может поступить по своему смотрению: или он убивает совершившего преступление, или он берет с него большой выкуп, благодаря которому можно содержать весь род, либо он берет его в рабство. Но в любом случае, решение по данному вопросу принимает хозяин дома, т.е. глава большого рода. В Среднеассирийских законах есть талион, он применяется ограниченно и в основном является компенсационным.
Применение ордалии, т.е. испытания водой. Для того чтобы преступник признал свою вину, его подвергают двум испытаниям. Первое - это клятва перед статуей бога солнца, бога Шамаша, что данный человек не совершал никакого преступления. Поскольку все люди того времени были верующими, то, стоя перед статуей бога, преступник в том случае, если он совершил преступление, не мог сказать, что он этого не делал, т.к. он боялся обмануть бога, поэтому преступники легко признавали свою вину, давая клятву богу. Если он не признавал своей, то его подвергали ордалии. Его грубо говоря «засовывали» в воду, но при этом не связывали. Вода должна была или взять, или отпустить. Если его вода брала, то значит, этот человек был, действительно, виновен. Если вода отпускала, и он не тонул, то считалось, что вины за ним нет. Если оба испытания человек проходил безболезненно, то вина с него снималась. Среднеассирийские законы предусматривали широкое применение ордалии и клятвы.
Долговая кабала. Мы помним, что в законах Хаммурапи долговое рабство устанавливалось сроком до 3 лет. В Среднеассирийских законах все меняется. Если по истечении установленного кредитором срока должник не выплатил своего долга (а чаще всего этот долг был с процентами), то он считался купленным за полную цену, т.е. рабом. С ним можно было обращаться как с рабом: подвергать телесным наказаниям, продавать в другую страну. Кредитор мог распоряжаться им по своему усмотрению. Самое главное, что это рабство было пожизненным. Конечно, в Ассирии, как и в Вавилоне можно было отдавать своих детей и жену в залог вместо самого должника, тогда как он оставался целым и невредимым и мог взять другую жену. Это была сделка, которую поддерживало государство, потому что самое дорогое – жену и детей – должник должен был отдать кредитору. Это считалось абсолютно нормальным. Если у него нет земельного участка, который он мог заложить, сада, он отдает жену и детей. Что касается жены, то мы не знаем, на каких условиях она шла в залоговое имущество, брали ли с нее согласие. Это не прописано ни в каких текстах, мы знаем только сам факт, что должник мог отдать жену кредитору, если он не выплатил долг в установленный срок. То, что при этом происходило в эмоциональной сфере, - тайна, потому что юридические тексты об этом не пишут. Что касается детей, то их уж точно не жалели. Поскольку должник был землевладельцем, он хотел сохранить этот статус, поэтому проще было отдать своего ребенка. Дети считались фактически имуществом, тем, чем он мог распоряжаться, как добром. Детей всегда было много. Кто-то оставался наследником, а кого-то можно было продать в рабство под видом усыновления. Было много случаев, когда богач брал у бедняка ребенка под видом усыновления, на самом же деле он брал его в рабство. Но затем семье бедняка выдавались натуральные выплаты.
Среднеассирийские законы предусматривали статьи за прелюбодеяние. Если муж застает жену или любовника на месте преступления, то по законам он может убить их обоих. Но если он доводит дело до суда, то по суду на прелюбодея накладывалось такое же наказание, какое муж предписывает своей жене. Наказание могло быть любым, но, во всяком случае, оно было одинаковым для жены и любовника.
По законам женщина могла быть юридически самостоятельна лишь в том случае, если она овдовела, не имеет малолетних сыновей или свекра или других мужчин в роду. Были такие случаи, когда женщина выступала полноправным домовладельцем и выполняла все сделки. Если в семье есть мужчины, то женщина не могла выступать в такой роли.
Довольно несложной была процедура превращения наложницы-рабыни в законную жену. Если муж разводился, то он мог взять в жены ту наложницу, с которой у него были дети. Дети становились детьми данного человека, а наложница приобретала статус жены. Всегда законы (в особенности Среднеассирийские) заботились о том, чтобы род так или иначе продолжался. Если жена не может иметь детей, то муж вправе взять наложницу для того, чтоб у него были дети и остались наследники.
В Среднеассирийских законах есть также статьи, посвященные рабыням и блудницам. В Ассирии все, что касается их деятельности, жестко регламентируется. Все блудницы делились на городских и храмовых. Храмовые блудницы служили определенным богам, от имени которых они выступали, и собирали доходы от своей работы на содержание храма. Любовь считалась божественным делом. Все виды любви, дозволенные законами, находились под покровительством самых великих богов Ассирии и Вавилона. Поэтому храмовые блудницы жили на территории храма, получали довольстве от храма, свою выручку они сдавали. К ним относились с уважением, потому что они тем самым поддерживали городской бюджет. А вот городские блудницы пользовались меньшим уважением, потому что они работали на самые разные частные структуры, но эти структуры должны были делиться доходами с городской общиной. Они не имеют такого статуса, какой имели храмовые блудницы. По Среднеассирийским законам рабыням и блудницам под страхом сильнейшего наказания, в том числе физического, запрещалось носить покрывало, а в Ассирии частью костюма свободной женщины было покрывало (предтеча паранджи). Это покрывало нужно было носить в знак принадлежности к роду своего мужа, как знак защиты женщины. Кроме того, покрывало указывало на то, что женщина свободна и что она не блудница. Поэтому рабыни и блудницы, то есть несвободные, занимающиеся продажной любовью, не имели права носить покрывало. В Южной Месопотамии женщины не носили покрывал.
В Среднеассирийских законах мы впервые встречаем категории зависимых людей, которые добровольно поступают под покровительство знатных лиц. Таких людей в исторической науке называют клиенты. Они становятся либо помощниками, либо арендаторами земли у знатных людей, либо служащими в их хозяйстве. Но независимо от того, чем занимались такие люди, они получали продовольствие из дома господина, при этом они не являлись рабами. В истории Древнего Ближнего Востока такая категория появляется впервые именно здесь. Это могут быть даже зависимые люди, выполняющие работу в храме, дворце. Клиентами становились по разным причинам. Это могли быть беженцы, которые переходили из соседнего города, где шла война, они какое-то время обитали при храме. Это могли быть должники, которых превратили в рабов. Это могли быть общинники, у которых было много жен.
Если говорить о Среднеассирийских законах в целом, то можно сказать, что они предусматривают большую свободу экономических отношений, чем в Южной Месопотамии. Одновременно они предусматривают большую индивидуальную ответственность обоих полов за совершение преступления. Кроме того, законы предусматривают личное осуждение поступков и преступлений человека.
3. Искусство, мифология и мироощущение
Как говорилось ранее, ассирийские цари во второй половине жизни становились меценатами. Они строили собственные небольшие города, оплачивали труд лучших архитекторов и резчиков, которых они приглашали из Финикии, с Крита, из Египта, Малой Азии.
Ассирийские царские дворцы были украшены рельефами, которые делались по специальным трафаретам. Существовали трафареты, которые потом собирались вместе и составляли определенную композицию и наносились на рельеф. Ассирийские рельефы изготовлялись их известняка, напоминавшего мрамор. Ассирийское искусство в обязательном порядке прославляло жизнь и деятельность царя. Среди ассирийских рельефов мы видим изображение царской охоты, осады города, молитвы царя в храме, храмовые праздники - одним словом, все мероприятия, в которых принимал участие царь. Характерной чертой ассирийских рельефов является преувеличенно большое изображение самого царя. Как правило, крупно изображали мускулы на руках и ногах. Цари всегда изображались в тиаре, с усами и бородой (в отличие от шумеров, которые всегда изображались бритыми).
Рядом с царем есть некая фигура, которая является его двойником. Это дух-хранитель царя, который называется Шеду. Иногда перед царским изображением мы видим еще фигуру: перед царем стоит еще один дух-хранитель, который называется Ламассу. Таким образом, у царя два духа-хранителя – Шеду и Ламассу. По ассирийским представлениям рядом с каждым человеком всегда находились Шеду и Ламассу. Шеду – это тот дух, который пребывает от рождения до смерти и отвечает за физическое здоровье. Пока человек жив, с ним пребывает его Шеду. Ламассу – это тот дух, который идет перед человеком, отвечает за внешнюю привлекательность, в том числе за сексуальную привлекательность. Сейчас мы называем это имидж. Ламассу – это дух-покровитель имиджа. Человек воспринимается таким, каков его Ламассу, т.е. человек видит не другого человека, а его Ламассу. Исключительно важно то, что эти два духа на протяжении всей жизни отражают атаки злобных духов, несущих болезни.
Таких духов очень много. Они делятся на разные группы. Одни духи порождаются небом, чтобы регулировать численность людей; другие образуются из мертвецов, которых забыли вовремя похоронить, поэтому они становятся голодными духами, выходят из-под земли и начинают мстить другим людям. Вся жизнь - это непрерывная борьба между нападающими болезнетворными духами и духами-хранителями человека. Духам-хранителям необходимо помогать, чтоб они выстояли. Поэтому существует большое количество заговоров, помогающим духам защищать человека. Когда мы читаем эти заговоры, то видим, что больше всего люди болели болезнями живота, разного рода кишечными расстройствами, болезнями глаз, болезнями головы, страдали от головных болей. Были еще такие заболевания, которые связаны с неадекватным психическим состояниям, различными галлюцинациями.
Ассирийский царь - это человек, который постоянно ждет нападения, во-первых, злых демонов, атакующих его духов хранителей, во-вторых, нападения колдунов и колдуний. Это такие люди, которые действуют по частным заказам, наводят порчу, потому что им за это платят. В Ассирии есть серия заговоров, обращенная против колдунов и колдуний с целью нейтрализовать и обезвредить их. Цари и простые боялись, что в тот момент, когда они что-то делают, против них колдуют. Если человека охватывает болезнь, то это приписывалось к действиям злой колдуньи.
Отсюда вывод, что если видишь колдующего, то сразу убивай. Поэтому в Ассирии не было никаких судебных процессов по делам колдуний и колдунов, их старались ликвидировать на месте. И, в-третьих, ассирийский царь боялся нападения врага, очень боялся неверности тех, с кем заключил договор, неверности со стороны вассалов. Измена каралась жестоко. Чаще всего это было сажание на кол. Ассирийские цари разбирались со своими врагами очень своеобразно: если враг представлял большую угрозу, его казнили, если же враг представлял собой довольно смешную фигуру, то его унижали.
Пример из анналов Ашшурбанапала. Действие происходит во время похода на Аравию; некоторые арабские шейхи повели войска против Ашшурбанапала. Одного из них он велел поймать и наказать, так как данный шейх представлял собой довольно смешную фигуру. Ашшурбанапал пишет: «Я поставил его на колени, проткнул челюсть железным стержнем, потом протянул через эти дыры веревку и стал его таскать за собой как собаку на четвереньках».
Царь всегда был готов к нападению, поэтому он изображался в окружении духов и молитвенной позе (поднятая вверх правая рука). Ассирийские молитвы назывались молитвы поднятия рук. Царь с поднятой рукой обращался к своему богу и своему духу-хранителю с молитвой. На рельефах царь всегда кому-то молился.
Однако в ассирийском искусстве наряду с такими привычными сюжетами, как осада города, молитва, появляются впервые новые сюжеты, а именно изображение животных (если говорить о рельефах) и изображение природы, пейзажи, которые можно увидеть и на рельефах, и на печатях, и в литературных текстах. Ассирийцы первые вводят в искусство и литературу пейзаж. До них никогда природа не описывалась, потому что каждая деталь текста что-то символизировала, а ассирийцы первыми стали просто наблюдать явления природы. На рельефах появляется изображение дерева со множеством ветвей, около этого дерева – волшебная птица и боги, которые держат в руках сосуды, из которых изливается вода. Это дерево жизни, которое поливают боги и духи. То же самое можно сказать про тексты. Ассирийцы достигают высочайшего мастерства в изображении природы на рельефах, о чем свидетельствует такое произведение, как «Раненая львица». На рельефе – львица, пораженная стрелой и издающая предсмертный рык. Ассирийцы первыми научились изображать живые существа в динамике. Это не статическая поза. Это напряжение мышц, крик, который буквально слышен смотрящему на рельеф. Это динамический рывок, который выражают все мышцы. Этому первыми учатся мастера ассирийского рельефа.
Ассирийцы применяют мультипликационный метод изображения натуры. Это метод заключается в том, что изображается царь, который идет на свою колесницу, на следующем рельефе царь уже на колеснице, а дальше царь уже поехал. Динамичность изображаемых объектов – это основной признак, отличающий ассирийскую культуру от шумерской и вавилонской. В Шумере и Вавилоне они статичны, в определенной позе. В ассирийской модели все движется. Для ассирийцев исключительное значение имеет путь, длительность. Отсюда – возникновение в ассирийской литературе двух очень важных жанров.
4. Ассирийская литература
Первый жанр – царские анналы – это надписи, которые состоят из трех частей:
1. Славословие ассирийскому царю
2. Во второй части рассказывается обо всех военных походах. Впервые они описываются подробно: как двигалось войско, как происходило сражение. Сколько предметов захвачено в качестве дани и просто в сражении, сколько было убито, сколько Было обращено в рабство.
3. Сообщение, иногда краткое, о построении царем храмов и святилищ, т.е. о культовой деятельности царя.
Царские анналы, по предположению ученых, были сконструированы ассирийцами из двух жанров – надписей хеттских царей и месопотамских строительных надписей.
Второе достижение ассирийцев – это эпос.
Героический эпос, который начинал складываться еще в шумерское время. Но окончательно сложился ассирийцами во времена Ашшурбанапала. Культура древней Месопотамии породила первый эпос, Эпос о Гильгамеше. Гильгамеш – это царь Урука, который прославился своими победами, в частности над Кишем и постройкой стены вокруг Урука. В 26 веке до н.э. он был обожествлен, и впоследствии становится литературным героем. Ассирийцы объединили все сюжеты о нем в эпос. Он состоит из 12 частей, записанных на 12 глиняных таблицах, на каждой из которых - отдельный сюжет.
Пересказ сюжета не приводится, кто захочет – прочитает или послушает. (прим. редактора)
В целом они представляют собой поэтическое повествование о пути героя по своей жизни. Сюжет показывает, как с возрастом человек меняет систему своих ценностей, как меняются цели, которых человек хочет достигнуть. Эпос о Гильгамеше дает ответ на главный вопрос: в чем смысл жизни человека? Никто до ассирийцев этого вопроса в таком виде не поднимал. В эпосе показан путь человека из возраста в возраст, показаны различные системы ценностей.
Первая система ценностей - юношеская, когда человека хочет прославиться, стать героем.
Вторая – зрелого человека, когда человек хочет добиться физического бессмертия.
Третья – пожилая, когда человек понимает, что после него останется то, что он сделал, т.е человек осознает, что бессмертие может быть только духовным, другие пути достижения бессмертия для него либо закрыты, либо призрачны.
Данный эпос впервые показывает путь человека, показывает, что жизнь не статична, как в течение жизни меняется человеческое мировоззрение, его моральные ценности, как в конце пути он приходит к осознанию того, что самое ценное – это то, что останется после него, памятники его собственного творчества.
Таким образом, перед нами уже некая богословская система, которая зашифрована в виде героического эпоса. Это уже попытка выстраивания морально-этической системы ценностей. Эпос имеет эзотерическую сторону. 12 таблиц – это 12 знаков зодиака, 12 месяцев, по которым проходит странствие солнца на протяжении календарного года, Гильгамеш - это не просто царь, а солнце, которое идет по небу от весны до следующей весны.
Именно эпос о Гильгамеше является вершиной литературного творчества в Новоассирийский период, его мы видим в составе библиотеки Ашшурбанапала. Сюжеты разлетаются по всем древним цивилизациям: мы видим упоминание о Гильгамеше в Древней Палестине (1 в. до н.э.), в рассказах греческого писателя Элиана (там Гильгамеш называется Гильгамос). Гильгамеш становится настолько популярным, что его подвиги становятся известными даже в христианском мире, Сирии и Месопотамии. Последнее упоминание о Гильгамеше в средневековой литературе датируется 9 в.н.э. (сирийско-месопотамский писатель). Позднее возникают литературные произведения, которые доходят аж до Руси. Например, «Повесть об Акире Премудром»; на самом деле это Ахикар, один из секретарей Синаххериба.
В целом можно сказать, что ассирийская культура наследуется арамеями, греками, персами, сирийско-христианской традицией; а ассирийская политическая практика была весьма актуальна для последующих государств, таких как Нововавилонское царство.
Негодяй
14.11.2011
§22. Нововавилонский период в истории Месопотамии.
(XI – VI вв. до н. э.)
1. Вавилон в XI – VII вв.
Начался этот период с того, что в городе Иссине пришел к власти молодой человек, которого звали Навуходоносор, которому суждено было войти в историю как Навуходоносор I. Он первый разгромил касситов, нанес поражение Эламу и сделал Вавилон независимым. Однако достижения его эпохи довольно быстро сошли на нет, потому что на территории Месопотамии оказалось значительное количество арамейских племен. Период с 11 по 9 век фактически был занят арамейскими нападениями; и вавилоняне, и ассирийцы в одинаковой степени отражали их атаки. Затем Вавилон довольно долгое время находился под влиянием Ассирии.
В 689 г. Вавилон был разрушен. Тогда власти пришел Ассархаддон, сын Синаххериба, и начал заново отстраивать город; такая милость заключалась в том, что Ассархаддон был потомком вавилонянки. Окружение его матери склоняло его к тому, чтобы он отвел воды Евфрата, восстановил разрушенные храмы и начал постепенно заселять город снова. При Ассархаддоне Вавилон начал отстраиваться, Мардук был освобожден из темницы, куда его заключил Синаххериб, и возвращен в главный вавилонский храм, который был тщательно отреставрирован. С тех пор жизнь Вавилона началась практически заново. Однако вавилоняне были ярыми противниками ассирийской власти. Шамашшумукин, брат царя, стал бороться за престол; началась междоусобица, которая длилась до 658. После гибели Шамашшумукина Вавилон окончательно стал частью Ассирийской империи.
Однако Ассирия после этого просуществовала недолго. Столица Ассирии, город Ниневия, пала в 613 г. под ударами военной коалиции финикийцев и вавилонян. Возникает вопрос: кто нападал на Ассирию со стороны Вавилона? Это был халдейский царь Набопаласар. Он был фактически провозглашен царем Вавилона. Сначала Набопаласар успешно атаковал Ниневию, а затем в течение 7 лет бил ассирийские гарнизоны на севере Месопотамии в районе города Харам. В 605 году Ассирия как государство перестала существовать. Ассирийцы смешались с арамейскими племенами; впоследствии именно эта смесь дала начало современному ассирийскому народу. Современные ассирийцы говорят на одном из диалектов арамейского языка, они являются потомками этих двух народов. Набопаласар был дружен с мидийцами, они считали его одним из самых могущественных вождей тогдашнего мира. Однако в 605 г. он внезапно уступил свою власть наследнику. Этот наследник носил имя Навуходоносор Второй. Именно этот человек вошел в историю как самый известный Навуходоносор.
2. Навуходоносор II