МОДУЛЬ 2 5 страница

С 18 века вся Ассирия постепенно перестраивается на военную организацию общества. Шамши-Адад был побежден царем Хаммурапи в 1781 году, но та структура общества, которая была им основана, впоследствии оставалась. Ассирийское общество разделилось на 2 партии (2 политические группировки), каждая из которых пыталась выставить своего правителя.

1 партия – партия жречества. Они хотели, чтобы большая часть денег шла на обеспечение храмов и храмовой администрации.

2 партия - партия воинов. Они за то, чтобы все деньги шли на войну и на прокорм армии.

Эти группировки в целом были равноправны.

В 15-14 веках ситуация меняется. Ассирийцы становятся активными участниками мировой политики. Они участвуют в разгроме хурритского государства верхней Месопотамии, заключают братское соглашение с египетским фараоном и задумывают нападение на Южную Месопотамию, на Вавилон. Этот период - период первой ассирийской экспансии.

Вообще было несколько волн экспансии, которые чередовались с периодами затишья.

18-15 вв. – это период затишья

14-11 вв. – идет 1-ая волна ассирийской экспансии

11-9 вв. – затишье, время прохождения арамейских племен по территории Месопотамии.

9-7 вв. – 2-ая волна экспансии. Именно она приведёт к созданию первой в мире империи – Ассирийской империи.

Доктор Зло

 

07.11.2011

§20. Политическая история Ассирии.

 

В Ассирийской истории чередуются периоды политического расцвета с политическим упадком. Первый такой период сильного расцвета пришёлся на 14-15 века до нашей эры. Если говорить о наиболее значительных событиях этого времени, то это, безусловно, захват Вавилона ассирийцами, который произошёл в правление Тукульти-Нинурты.

 

1. Тукульти-Нинурта I

(1244-1208 гг.)

Тукульти-Нинурта Iбыл очень интересным политическим деятелем и вообще чрезвычайно эксцентричной личностью. В 1223 году Тукульти-Нинурта вторгся в Вавилон, захватил в плен статую бога Мардука, ну а вместе со статуей заодно прихватил и вавилонского царя. И когда Вавилон был захвачен, Тукульти-Нинурта стал себя называть «царём четырёх стран света, царем Вавилона», присвоив себе все прежние шумерские титулы правителей.

Потом он вторгся в Хеттское царство, довольно успешно воевал с арамеями, присвоил себе титул царя Месопотамии и так уверился в своих выдающихся способностях, что решил общаться с богами напрямую, без посредников. Для этого он построил для себя новый город, который назвал «Пристань Тукульти-Нинурты». Около этой пристани был выстроен дворец и на каждый праздник к пристани Тукульти-Нинурты причаливали ладьи, в которых сидели боги, статуи богов. Их торжественно вели за руки по расстеленным дорожкам ко дворцу Тукульти-Нинурты. Боги входили во дворец царя в определённом порядке, после чего определялось их кормление. Тукульти-Нинурта сперва кормил своих ассирийских богов, потом он кормил шумерских богов и только напоследок – вавилонских, тем самым их унижая и бога Мардука.

Разумеется, такими своими экстравагантными действиями Тукульти-Нинурта вскоре добился того, что жители Ашшура объявили его сумасшедшим, притом весьма официально. Против него составился заговор, в результате заговора Тукульти-Нинурта был низложен и вскоре убит. Возникает вопрос – какова причина его внешне эксцентричных действий. Причина в том, что Тукульти-Нинурта I отказался подчиняться народному собранию Ашшура. Он отказался зависеть от жреческой партии, которая его некогда поставила на престол. Полной независимости царь Ассирии не мог добиться никогда, поэтому та же самая жреческая партия, которая его пригласила, она его и свергла. И это был наглядный урок всем будущим царям: «Не смейте отрываться от коллектива! В данном случае от Ашшурского общинного совета, потому что вы всего лишь игрушки в руках Ашшура». А служители Ашшура – это жрецы, которые к нему ближе всех. Так вот, эта монополия на Ашшура, которую решил создать для себя Тукульти-Нинурта, была разрушена довольно быстро. Он называл себя царём четырех стран света, но и это прошло, потому что на завоеванных территориях ассирийцы тогда не закрепились. И вообще непонятно было, каким образом захватив столь обширные земли, тут можно было оставить своё влияние.

Ассирийцы придумали не самый лучший способ для действия – они стали на территории завоёванных государств предавать жестоким казням тех правителей, которые подняли своё оружие против Ассирии. Они сажали на кол, они сдирали живьём кожу, они прибегали к особо изощрённым пыткам, и это делалось только ради одного – чтобы можно было дольше задержать присутствие ассирийцев на покорённых территориях. Это можно было сделать только через страх. И когда в каком-либо городе оставался небольшой ассирийский гарнизон, местные жители знали, что нападение на ассирийский гарнизон чревато очень неприятными вещами. Неприятными, прежде всего физически. И никто не хотел пройти через эти мучения, какие ассирийцы обещали всем, кто против них выступал.

И вот так появилась очень интересная ассирийская концепция «греха против Ашшура». Если какой-либо правитель не подчинялся Ассирии или предавал договор, заключённый с ассирийцами, этот человек объявлялся согрешившим против Ашшура и великих богов Ассирии, и далее с ним по закону можно было поступать как угодно. Как согрешивший он мог быть подвергнут любой лютой казни. Следовательно, ассирийцы уже законодательно закрепляют те мучения, которым они подвергали людей, восстающих против них. И это оказалось действенным моментом – люди стали бояться Ассирии, и Ассирия закреплялась на всех территориях, через которые она проходила. Закреплялась за счёт страха, за счёт боязни физической расправы.

 

2. Ассирия в IX веке

С 11 по 9 век в истории Ассирии опять настаёт период упадка, потому что это время, когда со стороны сирийской пустыни хлынули кочевники арамеи, и арамеи перекрыли все торговые пути, по которым поступали продукты в Ассирию. Ассирия находилась в бедственном положении, это положение создавало отречение от столетий. Но с 9 века начинается политическое возвышение Ассирии. Связано оно с тем, что на территории Ассирии оказывается большое количество железного оружия, а также с тем, что упорядочивается армия и государство.

Первый царь этого периода – Ашшурнацирпал II. Ашшурнацирпал II совершил поход в Ливан, вышел к Средиземному морю и, по старой доброй традиции, омыл в Средиземном море своё оружие. Это означало, что Средиземноморье находится под властью Ассирии. Там же, у Средиземного моря, была установлена стела Ашшурнацирпала II. Соответственно, он сделал их своими данниками на какое-то время сирийских князей, через земли которых он проходил.

Его наследник – не менее интересный царь Салманасар III. Салманасар III в 853 году до н.э. победил первую антиассирийскую коалицию, которую составляли сирийские и палестинские правители, а также, что для нас очень важно, арабские шейхи. Состоялась битва при Каркаре. И вот победная стела Салманасара III при Каркаре гласит, что он победил арабского царя, которого звали Гандибу (Гиндибу), за которым шли тысячи его воинов (так там сказано). После чего он наложил на арабов тяжелую дань. Вот это события 853 г. до нашей эры. Это первые упоминания арабов в письменных источниках. Это ассирийский клинописный текст. Царь Гиндибу там называется царём страны Арибу. Арабы так и будут называться «жители страны Арибу».

Таким образом, мы видим, что против Ассирии были задействованы даже племенные отряды арабских шейхов. Откуда они происходили, из северной Аравии или из Центральной Аравии, мы не знаем, потому что племенная принадлежность там не указана. Но это первое упоминание арабского царя Гиндибу. Итак, Салманасар III при Каркаре разбил большую коалицию. В неё входило около 60 мелких правителей Сирии, Палестины и Аравии. Поэтому пишут, что он разбил войско шестидесяти царей. Надо сказать, что число «60» уже упоминалось в победных реляциях до Салманасара III. Был такой ассирийский царь, которого звали Тиглатпаласар I. И этот Тиглатпаласар I, он победитель 60 царей стран Наири. Наири – это Кавказ. И он упоминает в своей надписи о том, что он победил 60 вот этих кавказских правителей. Т.е. число «60» тут не обозначает ничего, кроме того, что их было много. Ассирийцы заимствуют шумерскую шестидесятеричную систему счисления. И свои трофеи они чаще всего обозначают в шестидесятках.

У ассирийцев становятся весьма популярными две меры борьбы с мятежниками. Во-первых, это их ослепление, в ассирийских текстах довольно часты упоминания о массовом ослеплении пленных, и число ослепленных также выражается шестидесятками. Все эти числа делятся на 60. Второй способ борьбы – угон населения с покорённых территорий в Ассирию. Сперва этот угон был довольно стихийным – угоняли население, которое превращали в рабов. Но впоследствии угон населения становится частью продуманной государственной политики.

Итак, битва Салманасара III показывает, что Ассирия – настолько сильное в военном отношении государство, что оно может противостоять крупной военной коалиции. Ассирия сильна и за счёт того, что в ней скапливаются богатства, позволяющие не только призывать в армию местное население, но и платить наёмникам. Ассирия сильна и тем, что в эту страну приглашаются лучшие военные инструкторы из разных стран мира, лучшие мастера, конструкторы колесниц. Именно в это время ассирийцы убеждаются в том, что война выгодна для них, что наибольшего могущества можно достичь только благодаря ограблению соседних территорий. С конца 9 – начала 8 века ассирийцы постоянно воюют. Ассирийская элита начинает всё больше и больше сознавать, что она дисквалифицируется. Она не может заниматься земледелием, заниматься ремеслом, а это значит, что кормить ассирийскую элиту должен кто-то другой.

 

3. Тиглатпаласар III

(744-727 гг.)

И вот, когда на престол в Ассирии вступает царь Тиглатпаласар III, ещё одна крупная фигура, то в Ассирии проводится крупномасштабная административная реформа.

Содержание реформы:

1. Возникают чётко обозначенные рода войск. Уже известны колесничные войска, конница, тяжеловооружённые и легковооружённые пехоты, прибавляются два новых рода войск – инженерные войска и разведка. Инженерные войска отвечают за строительство фортификационных сооружений, осадных машин – той техники, при помощи которой можно взять города штурмом. Что касается разведки – то это отдельный, хорошо организованный институт, которым руководит наследный принц Ассирии. В дальнейшем это уже станет традиция – разведкой будет руководить наследный принц. Появляется разведка, появляются донесения разведчиков и информации становится больше. Ассирийцы с этого времени – люди весьма и весьма компетентные в военной области.

2. Административная реформа. Ассирийцы фактически освобождаются царём от любых работ, кроме военной службы. Спрашивается, кто же будет их кормить? Вот Тиглатпаласар III придумал, кто. Он решил массово переселять с покорённых территорий население, но не обращать его в рабство, а сажать его на землю. Так в Ассирии появляется огромный социальный слой, который называется «шакну». «Шакну» - посаженный на землю. Вот эти посаженные на землю имели право обзаводиться семьями, иметь дома, участвовать в коммерческих операциях. Они были лично свободные люди, у них была одна обязанность перед государством – так как они были пленными, то их обязывали растить хлеб и часть урожая отдавать коренным ассирийцам. То есть храму, на содержание дворца, армии и т.п.

Но, конечно, люди были рады тому, что их сажали не на кол, а на землю, и первые века ассирийской истории они трудились очень хорошо. Потом всё немножко переменилось. Безусловно, процесс сажания на землю привёл к тому, что ассирийцы выдвинулись, прежде всего, как военная элита общества. Отныне нужно было заботиться о поддержании в порядке собственных колесниц, о закупке нового оружия и больше, фактически, ни о чём. Всю остальную работу делали некоренные граждане Ассирии, потому что шакну всё-таки были не рабы, это были зависимые люди, но при этом граждане Ассирии. Через некоторое время в перспективе эта затея Тиглатпаласара III стоила стране жизни, потому что потомки посаженных на землю в эпоху политического упадка Ассирии были первыми, кто открывал противникам ворота в Ассирийские города. Но о такой далекой перспективе Тиглатпаласар III не думал. Он думал только о том, как упорядочить структуру общества, для того, чтобы Ассирия воевала.

 

4. Салманасар V

(727-722 гг.)

После смерти Тиглатпаласара III на престол вошёл его наследник, царь Салманасар V, который очень скоро повёл себя как неумный человек. Дело в том, что ещё в средневавилонское время был введён так называемый экономический иммунитет шумерских городов и городов Древней Месопотамии. С этих городов не брали налоги. Жречество этих городов могло беспрепятственно торговать чем угодно, и никаких пошлин оно не платило, никаких повинностей население этих городов не выполняло, жили они превосходно.

И вдруг Салманасар V отменяет этот иммунитет. Нетрудно догадаться, к чему это привело. Это привело к массовым восстаниям на юге Месопотамии. Эти восстания были спровоцированы жрецами шумерских городов. Салманасар V в это время находился на войне, он очень хотел взять Израильское царство. Со своим войском он направился под стены Самарии, столицы израильского царства. Произошло это в начале 722 года. Но тут пришёл гонец, который сказал царю, что дела плохи, по всей стране смута, возвращайся. И Салманасар V отправился в славный город Ашшур, где и пропал. Его свергли, и больше о его судьбе никто не знает, но надо сказать, что он поступил глупо. Глупо отменять иммунитет, потому что для жрецов Ниппура, Ура было крайне неприятно начать платить налоги. Проще свергнуть царя, и они царя свергли.

 

 

5. Саргон II

(722 -705 гг.)

На место Салманасара V был назначен человек совершенно нецарского рода, которого вообще никто не знал, но который был крайне удобен для воинской партии. А когда кандидата на престол никто не знает, он не царской династии, тогда его называют Саргоном. Саргон, что в переводе, как вы помните, означает «царь истинен». Прям декларация: «Царь-то истинен!»

И вот в 722 г. на ассирийском престоле оказывается Саргон II. Даты его правления – 722 – 705 годы. Именно Саргону II суждено закончить начатое Салманасаром V. Он взял штурмом Самарию – столицу Израильского царства, чем вызвал крайнее негодование еврейских пророков, которые пообещали ему самые страшные наказания. Что непременно Бог такое наказание присудит и весь мир содрогнётся от того, как будет наказан Саргон II. Но, тем не менее, Самария стала частью Ассирии.

После этого Саргон II опять столкнулся с арабами, произошло в 720 году. Была такая арабская царица, которую звали Шамсие. И она восстала на ассирийское войско, которое стояло на границе между Сирией и Аравией. Шамсие, как можно догадаться, была побеждена. Арабы стали данниками Ассирии. Они платили ассирийцам верблюдами – это была очень тяжёлая дань. Кроме того, была придумана изумительно изящная штука – у арабов были взяты в плен все их боги. Саргон II взял в плен всех арабских богов. Их идолы, по-видимому, были перемещены в Ассирию, и на этих идолах была написано имя бога Ашшура. Таким образом, идолы оказались в подчинении бога Ашшура. Если боги арабов являются слугами Ашшура, то и сами арабы являются слугами и данниками ассирийцев. Вот так он поступил с царицей Шамсие и её войском в 720 году.

Дальше были многочисленные битвы Саргона II с арамейскими племенами, и в особенности с халдеями, которые в это время усиливали своё влияние на месопотамских территориях. Но потом Саргону воевать надоело, он почувствовал, что всего у него много и он внезапно переключился на другой вид деятельности, что стало, между прочим, традицией среди ассирийских царей. Он стал меценатом.

Саргон начал покровительствовать искусствам. Он построил новый город, назвал его «крепость Саргона», по-аккадски Дур-Шаррукин, и созвал в этот город лучших мастеров по рельефу, чтобы они разукрасили царский дворец рельефами с изображением царя, его охоты, его военной деятельности, осады городов и так далее. И в этом дворце даже был установлен памятник герою Гильгамешу. Такая вот стела. В общем, Саргон II занялся тем, что он покровительствовал искусствам и вдруг, очередное нападение халдеев. Саргон во главе своей армии идет на сражение и… Пропадает без вести! Его тело найдено не было.

Что такое человек, пропавший без вести? Это человек, который не погребён и превращается в призрак! Этот призрак вечно голоден, он вечно жаждет воды и за своё непогребение он мстит всем живущим, превращаясь в голодного демона. Страшная участь! И первым, кто отреагировал на это событие (пропажу без вести Саргона), был, конечно, еврейский пророк Исаия, который сказал: «Вот какое наказание Бог придумал для того, кто захотел возвыситься над ним и кто взял Самарию! Даже дух его вечно теперь будет жаждать воды!» Исаия позлорадствовал всласть, а ассирийцы, конечно, погрустнели, потому что нельзя было похоронить царя, и некуда было принести ему поминальные жертвы. Это означало, что великий царь Саргон останется без упокоения и без необходимого ритуального поминания. Страшная участь, которую не пожелал бы своему врагу ни один из людей на древнем Востоке.

 

 

6. Синаххериб

(705 – 681 гг.)

В 705 г. ступил на престол сын Саргона II, самый жестокий царь в истории Ассирии, и, наверно, самый безумный. Синаххериб упоминается в Библии и не случайно упоминается, потому что он осадил город Иерусалим. Вообще, он довольно широко известен в религиозной традиции, в церковной традиции как один из ассирийских правителей, посягавших на Иерусалим, как на обитель Бога. Но эта осада закончилась ничем, Иерусалим взят не был. Если же смотреть исторические источники, то тут все будет ещё более страшно, но в то же время всё ещё более похоже на анекдот.

Синаххериб – это ставленник военной партии, человек, который был призван на престол для отражения арамейских атак, потому что все знали, что он хороший кавалерист, что он прекрасно дерётся с халдеями. И вот для драки с халдеями собственно он и был призван на престол. Надо сказать, что драка с халдеями стала его пожизненной судьбой и принесла ему наибольшую известность. Но тут возник такой курьёзный момент: Синаххериб не любил Вавилон. Вавилон уже давно находился фактически под властью ассирийцев, в Вавилоне короновался ассирийский царь, но короновался он в Вавилоне под чужим именем, для того чтобы Мардук не понял, кто коронуется. Обычное дело.

Но Синаххериб взбунтовался. Он сказал: «Не буду я короноваться в городе Вавилоне». Вавилоняне спросили: «А кто же будет?». Синаххериб подумал и ответил: «А вот я вам дам своего евнуха! Пусть он и коронуется». То есть это было такое грубое унижение Мардука, Вавилона, вавилонян. И, действительно, Синаххериб прислал в Вавилон своего евнуха. Жители Вавилона поняли, что Синаххериб одновременно издевается и смеётся, и евнуха этого на престол не допустили. «А раз ты так с нами поступаешь, мы тоже тебе преподнесём сюрприз!» И пригласили на вавилонский престол халдейского вождя, злейшего врага Ассирии с дивным именем, его звали Мардук-апла-иддина II . («Бог Мардук даровал наследника»). Мардук-апла-иддина II – замечательная фигура, халдейский вождь, который со своими отрядами неоднократно захватывал власть в Вавилоне. Его пригласили на вавилонский престол, он там и короновался.

Синаххериб узнал об это и двинул свои войска на Вавилон, но когда он туда пришёл (расстояние между Ашшуром и Вавилоном – 1.5 недели пути), то ему сообщили, что Мардук-апла-иддина уже ушёл. Тогда Синаххериб решил отправиться, раз уж он вышел погулять, в Палестину и осадить Иерусалим. Ему не давала покоя слава отца, покорившего израильское царство. Теперь же он захотел покорить Иудею. И он оказался под станами Иерусалима и начал вести переговоры с иудейскими жрецами на арамейском языке для того, чтобы ни ассирийцы, ни евреи на поняли, о чём речь. То есть это были переговоры за спинами своих народов. Но переговоры ни к чему не привели, потому что иерусалимские жрецы не захотели платить дань ассирийцам, и тогда было решено взять город штурмом. Но тут в войсках ассирийцев вспыхнула эпидемия, и они восприняли это как божий рок.

Когда же они повернули назад, то к ним явились разведчики и сообщили, что Мардук-апла-иддина (далее просто Мардук – прим. редактора) опять в Вавилоне, и опять занял трон. «Ну, тогда я пойду туда», решил Синаххериб и отправился в Вавилон. Синаххериба эта ситуация просто достала, и тогда он решает всей мощью своей армии начать преследование халдейских отрядов. Мардук был умным человеком и понимал, что если Синаххериб его достанет, то получит не только он, но и, по ассирийской традиции, кости всех его предков. Поэтому он предварительно вырыл кости предков из могил, положил их в глиняные сосуды, сосуды запечатал, нанял эламских корабельщиков, и на нескольких больших барках переправился сам, переправил свое войско и сосуды с костями предков в Элам (гос-во в Персидском заливе).

Синаххериб преследовал его до моря, а когда приблизился к морю, то осознал очень примечательный факт – Ассирия, оказывается, не является морской державой, у нее нет флота! Синаххериб был вынужден повернуть назад, но его жажда мести была так сильна, что он приказал построить флот. Флот строили 9 месяцев, и через 9 месяцев он был готов, войско Синаххериба переправилось на тот берег, где находился Мардук. Они, как и положено, высадились на берег, разгромили два города, взяли жителей этих городов в плен.

И, наконец, Синаххериб дошел до места, где был Мардук. Разведчики обо всем разузнали, и внезапно для себя Синаххериб выяснил еще более поразительные факты – Мардук умер полгода назад! И причем неизвестно, где он захоронил кости своих предков, и где захоронен он сам. Короче говоря, халдейскому вождю отомстить не удалось ни самому, ни его предкам. Что же делать?! А кому бы он может еще отомстить?

Тогда в голове Синаххериба наступило то ли прояснение, то ли помутнение: он решил отомстить самому городу, который в этой ситуации являлся предателем бога Ашшура. Это было в 689 году, это был один из самых страшнейших годов в истории Древнего мира. Именно тогда, Синаххериб пришел со своей армией в Вавилон, вырезал четверть населения города, вывел статую бога Мардука из главного Вавилонского храма, и был суд над богом Мардуком. Обвинения заключались в том, что Мардук присвоил себе победу бога Ашшура над Тиамат, что на самом деле победу совершил ассирийский бог Ашшур, а Мардук сказал, что «это я», тем самым солгав. И как лжец он должен был быть наказан. Над Мардуком был суд, он был посажен в темницу. После этого Синаххериб разрушил дамбу, и воды Евфрата обрушились на Вавилон, полностью затопив город. Город просто был уничтожен, он не просто сравнял его с землей, а накрыл его водой. И весь древний мир содрогнулся. А Синаххериб сказал: «Слава бога Ашшура велика, и отныне, кто согрешит против меня, удостоится такой же участи, как город-предатель Вавилон». И надо сказать, что это подействовало!

На протяжении пяти лет не было никаких восстаний, антиассирийских коалиций. Были отдельные нападения недобитых халдейских племен, но весь Древний мир затих, т.к. Синаххериб был очень жесток, и никто не хотел повторять участь Вавилона.

А Синаххериб переключился на меценатскую деятельность. Он начал строить роскошный дворец в городе Ниневии. Новой столицей Ассирии стала Ниневия. Ниневийский роскошный дворец с прекрасными рельефами, с изображениями всех военных походов, все было замечательно. Но пророки по всему миру говорили о том, что должен плохо кончить человек, который посягнул на город Вавилон. И точно! Синаххериб был заколот своими тремя сыновьями во время молитвы в храме, между статуями двоих Богов-хранителей. Это было воспринято как знак: если боги-хранители не оказали помощи, то это значит, что Синаххериб – чудовищный преступник. Итак, Синаххериб был убит, трое его сыновей стали участниками заговора, и фактически его исполнителями, но оставался еще четвертый сын, который в заговоре не участвовал, а когда он знал о смерти своего отца, он приказал арестовать своих братьев и немедленно убить. Они были убиты, т.о. конкурентов у него не оставалось. Он мог спокойно вступать на престол. Этого сына Синаххериба звали Ассархаддон.

 

7. Ассархаддон

(681 – 669 гг.)

Ассархаддон – удивительная личность, он привлекал к себе внимание поэтов, писателей, в том числе и русских. О нем написал стихотворение Брюсов, о нем писал сказки Л.Н Толстой. Ассархаддон был интересен всем. Люди, которые интересовались Ассархаддоном несколько заблуждались в своем интересе, но сам факт очень занимателен. Ассархаддон был невероятно успешным завоевателем.

Своего наивысшего могущества Ассирия достигает при нем. При Ассархаддоне Ассирийское государство становится Империей. Ассархаддон начинает свою деятельность с завоевания Финикийских городов – Сидона и Тира, жестоко подавляет мятеж в Сидоне, казнит сидонского царя, подчиняет средиземноморское побережье Ассирии. Далее отправляется на войну с Эламом, и после его похода в Элам, от этого государства мало что остается. Элам практически полностью входит в Ассирийское государство. Но, конечно, самым главным достижением Ассархаддона является завоевание Египта.

Два Египетских похода (673, 671 гг.) закрепили владычество Ассирии над Египтом. И когда Египет был взят, это означало, что Ассирия уже не просто государство, хозяйничающее на Ближнем Востоке. И постепенно интересы Ассирии смещаются в Африку, а там было золото, там была медь, там было много чего интересного.

Египет, конечно, специфическое государство, в том смысле, что египтяне не признавали правителя, если он не короновался жрецами Амона. Нужно было заручиться поддержкой эламского жречества для того, чтобы правитель стал единым. Это первый момент. Второй момент заключался в том, что египтяне согласились повиноваться Ассирии при одном условии: если в египетских городах останется прежнее египетское начальство. Это начальство будет высылать ассирийцам дань, будет целовать ассирийскому царю туфлю, что очень ассирийцы любили (знак максимального уничижения).

Египтяне это обычно делали и ничего в этом такого особенного не видели, но это совсем не означало, что они будут «плясать под ассирийскую дудку». Очень многие ассирийские наместники, оставленные в Египте, умирали странной и быстрой смертью, а египетские начальники жили очень долго. И, в конце концов, Ассархаддону это надоело, он решил навести порядок. И он собрался в третий поход, который начался осенью (в октябре) 669 г., а уже первого ноября Ассархаддон умер, не доехав до места. Почему он умер? Возможно, его отравили египетские наместники, а возможно, он умер от неизвестной болезни, но этот третий поход проходил без участия царя.

Сама личность Ассархаддона является до сих пор для историков загадкой. С одной стороны во всех надписях говорится, что во всех своих походах, он руководил сражениями сам, а с другой стороны, мы видим большое количество писем его личным астрологам, магам, где он у них спрашивает советы: можно ли ему сегодня выходить из дворца, удачный ли сегодня день для выезда на колеснице. Он советуется с врачами по поводу различного рода мазей и рецептов. Из этого мы видим, что он был больной человек, и человек очень неуверенный в себе, который по поводу каждого своего дела, движения советуется с астрологами. До нас дошла двухтомная переписка с астрологами (совершенно уникальная вещь, ничего подобного при Синаххерибе не было, он сам знал, как, когда и кого убивать, правда, кончил он плохо). Ассархаддон был осторожным человеком и полагался на мнение других людей, он все хотел знать наперед, и постоянно забегал вперед в своих планах. Он хотел сделать так, чтобы общество оставалось стабильным.

И вот он предпринимает совершенно удивительную вещь: задолго до своей смерти он заставляет присягнуть армию и чиновников на верность новому царю, своему наследнику, которого звали Ашшурбанапал. Он заставляет армию и чиновников присягнуть на верность своему наследнику при своей жизни. Этот факт рождает впоследствии невероятную рефлексию в европейской культуре. Французские, английские и русские авторы, такие как Лев Толстой, начинают воспринимать Ассархаддона, как первого в истории отшельника. Все пишут, что он добровольно оставил власть, предал ее сыну, а сам ушел куда-то странствовать. Потому что он почувствовал собственное несовершенство и отказался от мирового господства. Это была очень распространенная идея до конца 19 века. Ассархаддон, как первый отшельник, еще до Будды.

На самом деле наука того времени не знала ряда фактов: Ассархаддон оставался царем до самого конца, но для него было принципиально важно при своей жизни увидеть присягу следующему царю.

 

8. Ашшурбанапал и создание Ассирийской Империи

Этим царем волей судьбы стал Ашшурбанапал, который вовсе не готовился быть царем. Его готовили к должности верховного жреца, а царем должен был стать, как и полагается, старший сын Ассархаддона, но старший сын внезапно умер. Человек, который по своим задаткам был книжником, поэтом, покровителем образования; человеком, которого больше интересовало содержание глиняных табличек, чем война, внезапно оказался в роли царя.

При чем, когда Ассархаддон заставлял приносить присягу, то Ашшурбанапалу присягали только, как царю Ассирии. Ассархаддон сделал одну ошибку - он назначил брата Ашшурбанапала, своего младшего сына, царем Вавилона. Это была роковая ошибка, стоящая очень дорого своему государству. Потому что после внезапной смерти Ассархаддона началась долгая междоусобная борьба, между Ашшурбанапалом и его братом за господство в стране. Это было два царя, один царь Ассирии, другой царь Вавилона, а звали его Шамашшумукин.