МОДУЛЬ 2 4 страница

Саул же впервые ввел деление страны на 6 округов, соответствующие первоначальному числу израильских племен. Саул был очень успешным в борьбе с филистимлянами и вполне возможно, что филистимляне были бы разгромлены на территории Финикии, но неожиданно образовалась оппозиция, потому что южные колена не могли потерпеть такого унижения, что царь не из них. Южные колена постепенно готовят заговор против Саула. Давид стал главой заговора. Давид был зятем Саула, но несмотря на это, он вступил в открытую борьбу с ним. Давид даже заключил договор с правителем филистимского гос-ва Геф, и атаковал Саула вместе с филистимлянами. (т.е. в политике все средства хороши) В конце концов в одной из этих битв Саул погиб, и это означало несомненную победу юга.

Южные колена поставили Давида на царство в городе Хевроне – это южная Палестина. С этого времени начинается период особенно интенсивной экспансии евреев на территорию Палестины. В 995 г. Давид берет сильно-укрепленный финикийский город Иерусалим, этот город был посвящен семитскому Богу вечерней зари Шалиму, и хранил в себе большие тайные запасы пресной воды. Кроме того, Иерусалим находился посередине, между территориями племен, туда могли приходить как северные, так и южные. Он был исключительно удобен в качестве военной, политической столицы. Поэтому сразу после захвата, Давид делает Иерусалим своей основной военной базой.

Давид правит до 965 г., со временем его правления из ополчения создается регулярные вооруженные силы, причем в состав этих сил входят и чужеземные наемники. Страна при Давиде делится уже не на 6, а на 12 административных округов, каждый из которых возглавляется начальником, непосредственно отвечающий за свой округ. При Давиде в Иерусалиме появляется центральный государственный аппарат, создается царский сектор экономики, налоговая инспекция, военная инспекция, институт советников царя. Интересно что, ни Давид, ни его приемники не были царями-жрецами. Жреческие функции исполняло одно из еврейских колен, колено Левия.

Вот такая систематизация государственного аппарата привела к тому, что Давид очень успешно оттеснил филистимлян, распространил свою власть на территории нынешней Иордании и подчинил своему влиянию даже некоторые области к северу от Палестины. В это же самое время, во время Давида, евреи начинают делать главным своим культом культ Яхве. В последние годы жизни Давиды против него устраиваются заговоры, восстания, один из мятежей возглавляется 3ьм по старшинству сыном Давида, которого звали Авессалом. Его мятеж был подавлен, потом будет еще один мятеж. Это безусловно свидетельствовало о том, что израильская элита хотела бы передать власть от стареющего уже Давида к одному из его сыновей. Но это удалось только после его смерти.

В 965 г. на престол вступил его младший сын Соломон, историческая датировка его правления 965 – 926 гг. Это историческая датировка выводится из тех сведений о Соломоне, которая сообщает Книга Царств. И вот если следовать тому, что пишут в Книге Царств, то мы видим, что Соломон был прежде всего дипломатом, он заключил большое количество международных договоров, был в дружеских отношениях с египетским фараоном, и видимо от него научился любить все блага жизни. Соломон был дипломатом по типу Аменхотепа III, у него был большой гарем. В состав этого гарема входила даже египетская принцесса. Дворец Соломона отличался роскошью, пышностью, и особенно придворным церемониалом. Соломон провозглашается мудрым царем, которому повиновались люди. Но самым главным вкладом Соломона в культуру является строительство храма, первого храма в Иерусалиме, посвященного Яхве.

Иерусалимский храм был построен в традициях финикийского храмового зодчества. Продолговатое четырехугольное сооружение, поставленное на возвышение. Храм был окружен двором и хозяйственными строителями. Находился близко к царскому дворцу. И самой главной частью храма была ниша, которая называлась «Святая святых». Никаких следов Соломона там, правда, пока не найдено.

Что касается государственной деятельности Соломона, то при нем царский двор требовал особенно больших расходов, поэтому Соломон установил единую налоговую систему, все государство было разделено на 12 податных округов, с которых собирался налог. И как сказано в Третьей Книге Царств: «И было у Соломона 12 приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его».
Каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц. С население взималась натуральная подать, десятина с урожая и десятина с годового приплода скота.

Деятельность приставников контролировал начальник приставников, к трудовым повинностям привлекался весь Израиль, но особенно тяжело эксплуатировались северные колена. Вообще они это любили: если северные были у власти, то тяжело было с южным и наоборот. Именно это несправедливое отношение Соломона к северным коленам стало впоследствии причиной разделения Израильского царства.

 

5. Социальная структура при Соломоне

Какова же была социальная структура классического израильского общества при Соломоне. Вся страна подразделялась на сановников, жречество и народ земли. Большая часть земли относилась к народу земли – это свободные общинники землевладельцы, члены отцовских родов, имевшие земельные участки, переданные по наследству. Народ земли – это, главным образом, податное население, которое выполняло все повинности, платило все налоги, иными словами это простолюдины.

Жречество делилось на священников и левитов, левиты служили в храме, священники исполняли все необходимые ритуалы.

И, наконец, сановники – это чиновники государственного аппарата, а так же военные, которые тоже были государевыми людьми.

 

6. Распад Израиля

В 926г. Соломон умирает, и ему на смену приходит его сын Ровоам. И вот тут начинаются максимально неприятные для Израиля события. Когда Ровоам принял власть, то собрание Израиля (собрание знатных мужей Израиля) обратилось к нему с требованием уменьшить трудовые повинности и подать, особенно для северных колен. Вместо того чтобы это сделать, Ровоам неожиданно стал демонстрировать амбиции, что было не лучшим вариантом.

Как сказано в Третьей Книге Царств, он ответил: «Если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше, отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами (плеть с металлическими шипами)». Тем самым он дал понять, что будет только увеличивать налоги.

Тогда раздался клич северных колен: «какая нам часть в Давиде? По шатрам своим, Израиль!» «…по шатрам своим, Израиль!» - означал неподчинение северных колен власти Ровоама.

Следовательно, это было прелюдия к расколу. В 926г. Великое Израильское царство раскололось на два государства:

1) Северная стала называться Израиль, столица Самария.

2) Южное государство стало называться Иудея, столица Иерусалим.

 

7. Пророки

Но была еще одна сила, помимо царской власти, сановников, народа земли, которые принимала активную роль в жизни государства. Это пророки. Начиная с 10 века, в Израиле происходят мощное пророческое движение. По еврейской традиции все пророки делятся на великих и малых. Их было так много, что их надо было как-нибудь делить. К великим пророкам относятся Исаия, Иеремия и Иезекииль. Остальные пророки малые.

Что утверждают пророки? Почему они активизировали свою деятельность после раскола царства? Пророки пытались объяснить почему, за что Бог послал Израильскому царству раскол. И они дали четкий и недвусмысленный ответ: «Раскол произошел за грехи Соломоновы, потому что Соломон веровал одновременно в Яхве и в финикийских богов: в Баала, и в Астарту». А в Баала и Астарту верить нельзя, потому что жрецы Баала приносят на жертвенник детей. А это значит мерзость перед Богом. И вот то, что Соломон смешивал в своем сознании два культа, это вызвало ревность со стороны Бога Израиля. И вот эта ревность Бога стала причиной наказания.

Отсюда пророки делают недвусмысленный вывод, что необходимо почитать только одного Бога, который вывел еврейский народ из египетского рабства, т.е. Яхве.
Но нельзя упоминать имя Бога всуе. Стоит заменять его имя, так он делами занят.

Пророки предлагают выход из положения в учреждении монотеизма, т.е. они предлагали считать Богом только Яхве, а остальных богов израильтян считать не богами, отказать им в статусе богов. Поклоняться Богу надо в Иерусалимском храме, плюс в тех святилищах, которые во имя Бога созданы в других местах. Пророки выдвинули целую программу, как должна была устроена жизнь. В частности они очень ругали города за то, что у них творится блуд и беззаконие и призывали уподобиться народу земли. В этом конечно сказывался определенный идеализм пророков, но это способствовало консолидации народа и тому, что евреи в своей религии очень сильно отделились от всех народов, проживавших на территории Египта (Финикия была в зависимости от Египта, если помните), они просто обособились.

Кроме того, пророки в своих речах говорили, что Бог Израиля предпочитает правильное поведение человека всем жертвоприношениям. Как сказано у Исаии: «Научитесь делать добро, ищете правды, спасайте угнетенного». Говорит Яхве: «Тогда придите и рассудим». А пророк Амос говорит: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших». Значит, пророки сказали очень важные вещи, т.е. соблюдение этических норм для еврейского Бога предпочтительнее, чем обряд. Это действительно было новым словом в религии и духовной жизни всего человечества, как такового.

Из этих пророческих речений, впоследствии писаний, стала потихоньку складываться Библия, как священный канон монотеизма. Евреи заимствовали финикийский алфавит, и стали писать алфавитом на свитках. Именно в еврейской культуре появляется такое понятие, как книжник, т.е. тот человек, который живет жизнью, описанной на свитке, который полностью предается книжной премудрости. И вот это книжничество евреев впоследствии привело к новому типу идентификации человека. Если до этого каждый человек отождествлял себя с местностью, где он живет или с родом, из которого он происходит, то теперь в Израиле человек начинает отождествлять себя с книгой, а именно со Священным писанием, читая которое можно остаться евреем. Еврей это не тот, кто живет в определенной местности, а тот, кто читает Священное писание, и тот, кто живет по законам, прописанным в Священной книге. Новый способ самоидентификации, все остальное неважно. И только исходя из этого, из того, как он читает и понимает книгу, как он следует закону книги, человек может называться евреем.

Канон Священного писания формируется в период с 11 по 4 вв. на протяжении семи столетий. Самые ранние книги этого канона связаны со временем переселения евреев в Палестину. Большая часть еврейского канона составлена в период с 9-6 вв. И самыми поздними книгами являются книга Даниила и книга Экклезиаста 5-4 вв.
Для всякого иудея еврейская Библия делится на три части: 1) Тору или Пятикнижие Моисеево, 2)Писания и 3)Пророков. То, что можно назвать на иудейском законом жизни, излагается в Торе. Это главная часть, и она содержит самые важные для иудея 10 Заповедей Моисея и 10 Законов Моисея.

Макс Лассэс

 

 

§18. Священное писание иудеев.

 

1. Становление монотеизма у древних евреев

Широко распространено заблуждение, что евреи с самого начала своей истории были строгими монотеистами. Это совершенно не так. И вот почему: на Древнем Востоке не было религиозных войн. Не было враждебного отношения народа к богам другой страны. Напротив, любой завоеватель, который вторгался в чужой город, сразу же шел в главный храм этого города, для того чтобы просить благословения у местного бога. Чтобы местный бог этого завоевателя поддержал. Богам завоеванных стран приносились особенно пышные жертвы. После того, как бог помогал завоевателю – а это устанавливалось по факту – город сдавался, Бога приглашали пожить в гостях: его статую забирали из главного храма своего родного города и перевозили в храм завоевателя. Там бога покоренной страны знакомили с богами страны победителя. Таким образом, никогда никто за всю историю цивилизации на Древнем востоке не трогал чужих богов.

Это важно знать, для того чтобы понять, что евреи, переселившиеся в Палестину и Финикию, на ряду со своим именным богом Яхве почитали богов тех стран, в которых они поселились. То есть в период с 11 по 7 в. до н.э. древние евреи наряду с Яхве поклонялись Баалу, Астарте и другим финикийским богам. И, конечно, чужим богам обязательно должны были поклоняться цари, поскольку они селились на территории управляемой Баалом.

Соломон действительно веровал в Баалу и Астарту наравне с Яхве. Впоследствии еврейские пророки назвали именно эту двойную веру причиной распада Израильского царства. Бог Яхве – ревнивый бог. Он возревновал избранный народ к другим богам и Израильское царство наказал. Расколол его на Три части. Вот именно пророки, такие как Исаия, положили начало той тенденции, согласно которой евреи могут веровать только в одного Бога, Бога Яхве, причем, не называя его по имени (чтобы не тревожить его). Еврейские пророки фактически стали родоначальниками классического монотеизма, но весь еврейский народ не поверил и тогда. Он не уверовал до конца. Нужно было провести очень жесткую политическую реформу, стоившую народу многой крови, для того чтобы обратить евреев в строгий монотеизм. И такая реформа была проведена в 622 г. до н.э. Ее провел в Иудее, в южной части Палестины, царь Иосия.

В 622 г. при строительных работах в Иерусалимском храме была найдена Книга Закона. В ней было предписание: «Искоренить культы всех богов, кроме Яхве. Уничтожить все святилища и храмы, кроме Иерусалимского. Умертвить всех жрецов Баала и Астарты. И оставить только тех жрецов Яхве, которые служат в Иерусалимском храме». Разрушению подвергались также все храмы Яхве, кроме Иерусалимского. А те иудейские жрецы, которые противились уничтожению храма Яхве, уничтожались также безжалостно, как и жрецы других богов. Реформа была кровавая. Но в результате, на территории Иудеи был внедрен полный и безусловный монотеизм. Культ Яхве существовал в одном единственном храме. И была проведена доктрина: один Бог – один храм – одна книга. Тогда же, при Иосии, начинается работа по систематизации книг Ветхого завета, которая продолжалась до 3 в. до н.э. То, что мы называем Священным писанием иудеев, или еврейской Библией или Ветхим заветом, могло возникнуть как единый текст только после реформ Иосии. Это означает, что евреи, как и все древние народы древности, сперва были язычники, потом у них появился культ своего верховного бога Яхве, и только в 7 в. до н.э. они стали строгими монотеистами, пройдя через кровавую реформу. Они уверовали в единого бога, которого называли Адонай (Господь).

 

2. Структура священного писания

Библия делилась на три части:

Первая часть – это Тора Означает "учение" и состоит из 5 книг ( датируются разным временем):

1) Бытие. (конец 6- начало 5 в. до н.э.; была обнародована в 446 г. до н.э.) В ней говорится о сотворении всего живого, человека и возникновении различных народов. Таблица народов, затем рассказ о 12 сыновьях Иакова, который имел второе имя Израиль. 12 сыновей стали родоначальниками колен еврейского народа, народа Израиля. Заканчивается книга историей Иосифа, младший сын Иакова, переселением всего семейства Иосифа в Египет.

2) Исход. Эта книга посвящена жизни еврейского народа в Египте, выходу их из Египта, пророку Моисею. Самое главное - это 10 заповедей Моисеевых и законы Моисея, которые были даны богом на горе Синай. Двадцатые главы книги - это основы Иудаизма как религии.

3) Левит

4) Второзаконие

5) Числа

В последних трех книгах Торы повествуется о странствованиях евреев по синайским пустыням, на пути в Палестину. Описывается порядок религиозной службы, дается указание по поводу совершения жертвоприношений, о справлении праздников, немного дополнительных законодательств. Поэтому первая часть Тора - учение, состоит из заповедей, которые должен исполнять приверженец иудаизма.

Вторая часть это Писания - хроники, в которых рассказывается о войнах еврейского народа против финикийцев, против хананеев, описывается завоевание ханаанской земли. Сюда относятся:

1) Книга Иисуса Навина

2) Книга судей

3) Книги царств

В 1-ой Книге Царств рассказывается о Соломоне и о строительстве иерусалимского храма. Во 2-ой Книге Царств говорится о расколе на Израиль и Иудею, и история народа после этого раскола. В этот же раздел входят многочисленные тексты: псалмы, притчи, которые уходят корнями в шумеро-вавилонскую эпоху, где так же есть жанр молитв. Входят сюда и новые книги: книга пророка Даниила 5 в. до н.э., книга Экклезиаста - самая поздняя часть 4 в. до н.э. Они уже содержат элементы философии, мистики.

Третья часть Священного писания это Пророки, которые разделяются на больших и малых. Большие: Исайя, Иеремия и Иезакииль.

Пророк Исайя жил в 8 в. до н.э. Именно он стал автором идеи Мессианства. Он был убежден в том, что все беды еврейского народа закончатся тем, что Господь пошлет народу помазанника божьего, т.е. мессию, который будет нести мессианский суд, различать праведников и грешников. Исайя настаивал на строгом монотеизме, если народ будет поклонятся только своему Богу, то он будет благосклонен. Курьёз в том, что книги пророка Исайи создавались не только в 8 в., но и в 7 в. до н.э. Значит, появилась школа пророка Исайи, его последователи дополняли его книги.

2-ой пророк Иеремия жил во время вавилонского пленения. Его проповеди выражали уверенность в будущем возрождении и даже господстве еврейского народа.

Точно также, 3-ий пророк Иезакииль пророчествовал среди иудеев находившихся в вавилонском плену. Суть его пророчества в том, что еврейское государство будет восстановлено, будет восстановлен храм, и народ будет жить в соответствии с заповедями Бога. Он говорит о грядущем равенстве иудеев и иноплеменников.

Есть малые пророки, такие как Осия, Амос, Михей и т.д. Это пророки разных времен. Они произносили свои проповеди и в 8 в. до н.э. Но они воздействовали на традиции гораздо меньше, чем великие пророки.

Окончательно текст еврейской Библии оформился к концу 4 в. до н.э. - началу 3 в. до н.э. Основы вероучения в иудаизме - это 10 заповедей Моисеевых, изложенных в книге "Исход», главе 20.

 

3. Заповеди Моисея

Эти 10 заповедей имеют довольно определенного адресата. (Современные верующие думают, что они предназначены для всех людей, но изначально это не так) Дочитаете до конца, узнаете, кто адресат. (прим. редактора)

1 заповедь: «Я Господь Бог твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом моим».

Это заповедь монотеизма. Каждый иудей должен почитать Господа Бога, который вывел их из Египта. Они называют его Адонай, или Шен.

2 заповедь: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе и вверху, и того что на земле, и внизу, и что в воде и ниже земли. Не поклоняйся и не служи им, ибо Господь Бог – твой ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милости почитающим заповеди и любящим меня».

Бог не существуют в виде статуи, он всемогущий, живет в каждой точке пространства, он создал этот мир, он выше этого мира. Не может быть никакой службы изображению Бога. Исторические корни этой заповеди: иудеи хотели отличаться от тех народов, на территории которых они жили. А финикийцы поклонялись изображению. Иудеи ввели запрет на поклонение изображению. Противопоставили свою общину другим народам.

3 заповедь: «Не произноси имя Господа своего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто называет его напрасно».

Это важная заповедь. Шен, или Адонай – только так можно называть Бога, и только по большим праздником можно называть Яхве. Когда ты называешь имя Бога, ты его зовешь, отвлекаешь его. Ему может это не понравиться. К нему нужно обращаться в чрезвычайный момент, потому что когда ты обращаешься к нему, ты овладеваешь им – это древняя магия. Если ты называешь имя бога, ты можешь просить его о чем угодно, так как ты овладел им. Так что произноси его, когда указывают традиции. Не смей произносить напрасно.

4 заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай дела свои, а седьмой день суббота - господу твоему. Не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который из живущих твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все что в них. А на седьмой день почил. Посему он освятил этот день».

Заповедь субботы. Нельзя ничего делать в субботу. Предписывается в этот день читать тору, богословские книги. Быть ближе к Богу. Суббота – 7-ой день недели, когда меняются лунные фазы. Это астрономическое событие. При смене каждой фазы, люди особенно тревожны. Боятся, что луна уйдет и не вернется. С 14 по 28 - особые дни, считаются, что человека ждет опасность. В Месопотамии было слово Шапатту - полнолуние. Это был особо тревожный день, полно магии. Евреи заимствовали и получилось Шабат - каждый последний день седмицы.

5 заповедь: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле, которые Господь Бог дает тебе».

Очень важная заповедь для древнего человека. Они связывали свое благополучие с опытом предков. Ценили предков, слушались советов. Избежать опасностей с помощью опыта своих родителей. У евреев отцовский род, патриархи. Слушались старших.

6 заповедь: " Не убивай". В египетских и вавилонских текстах говорится: "не убивай и не подстрекай никого к убийству". Здесь говориться, что просто сам факт убийства не должен совершаться.

7 заповедь: «Не прелюбодействуй".

8 заповедь: «Не кради".

9 заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего".

10 заповедь: «Не желай дома ближнего своего, не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола, ни осла, ничего, что у ближнего твоего».

Этими заповедями скреплялся Завет между Богом и еврейским народом. И вот еврейский народ избранный, так как между ним и Богом заключен Завет.

Структура 10 заповедей. Они делятся на 5 и 5. Первые 5 посвящены отношению человека и старших, начиная с отношением с Богом и заканчивая отношениями с родителями. Последние 5 заповедей посвящены отношению между равными.

Итак, из первых заповедей мы видим, что они адресованы только свободному мужчине еврейского происхождения. В книге Реликт в главе 26 четко прописан адресат - сыны Израилевы.

А буде тот, кто дочитает до сего момента, узнает адресата заповедей Моисеевых и не пропустит ни одного параграфа в талмуде нашем, да возрадуется, ибо он прочитал большую часть нашего писания великого и да отправит он Темному Лорду сообщение о сем событии великом, содержанием таковым: «Здесь продается славянский шкаф?». А буде Темный Лорд в ответе, да возрадуется он вместе с вами и помянет острым словцом того, кто никогда сию подставу не узрит.

Еврейская история полна множеством эпизодов, когда разрушали их храм, когда их выселяли на чужие земли, потом начались гонения на евреев. И оказалось, что человек не может прийти в свой храм, потому что синагога может быть не в любом городе, человек может не знать родственников до 7-го колена. Ему остается только книга, чтобы отождествлять себя со своим народом.

Так происходит переход человечества к духовной жизни. Понятие "дух, духовность" древнееврейского происхождения. То обстоятельство, что люди в эпоху гонений могли читать писание, помогло впоследствии выстоять им, когда уже не оставалось ничего.

Теперь, когда мы рассмотрели историю Израиля, нужно обратиться к родственной цивилизации, которая, однако, пошла по альтернативному пути и сделала ставку на прямое насилие и порабощение соседних народов.

Доктор Зло

 

 

 

 

Глава 5. История злобных бородатых мужиков.

 

31.10.2011

§19. Введение в историю Ассирии.

 

Еврейская и Ассирийская цивилизация всегда были в тесном контакте друг с другом. Есть много упоминаний об Ассирии о ее городах в сочинениях еврейских пророков. Ассирия в них всегда предстает перед нами как ярый враг еврейского народа, наряду с Вавилоном. Ассирийцы в глазах иудеев – это олицетворение самого прямого и жестокого насилия, которое сочетается с постоянными жертвоприношениями. Ассирия – это такой пример того, как не надо поступать. И вот именно этот факт, что в Библии Ассирия – это всегда враг иудеев, привел к возникновению стереотипа, что ассирийцы с самого начала были жестоки, и по своему психологическому устройству были склонны к садизму. Эту теорию очень активно проводили в 19 веке немецкие ученые, потому что ассирийцы были семитами, а во всех семитах, с точки зрения немцев было что-то нехорошее.

У нас сложилось представление о том, что ассирийцы по сути были жестокие воины, которые сажали на кол людей, сдирали с них живьем кожу и развешивали ее. Это вздор! Есть историческая причина.

 

1. Географическое положение Ассирии

Ассирия - территория северной Месопотамии. Это район предгорий, очень каменистый, здесь проходят торговые пути к армянскому нагорью, люди не могут прожить здесь только земледелием, поэтому они занимаются ремеслом, торговлей, войной. Всем понемножку. Сам ландшафт отличается от ландшафта южной Месопотамии. Здесь нельзя снимать по 2 урожая в год, нельзя делать большие каналы. Почва не очень илистая, вода несет много камней. Им выгоднее всего перевозить металлы: олово, свинец, серебро.

Поэтому уже в конце III - начале II тыс. ассирийцы успешно торгуют, и легально и контрабандой. Об успехе торговле свидетельствует тот факт, что денежным эквивалентом кроме серебра является еще и свинец. Могут расплачиваться также и оловом. При этом ассирийцы существуют как земледельческая община. Первые надписи Ассирийских правителей доходят от 21 в. до н.э. – это время Третьей династии Ура. То есть ассирийская государственность зародилась в последний век Шумера. Главный город Ассирии – Ашшур, в честь главного племенного бога.

Дальше начинаются непонятности: не понятно с какого языка переводить слово Ашшур. Дело в том, что ассирийцы - это смесь хурритов и семитов. На западном берегу Евфрата жили семиты, на восточном - хурриты (северный Кавказ), и разумеется, они друг к другу в гости ходили. Вторая странность заключается в том, что бог Ашшур почитался в одиночку, у него не было пары, не было супруги. Как объяснить это факт, непонятно.

 

2. Структура ассирийского общества

Городом Ашшуром управлял староста города, не царь, а староста. Но полномочий у него больше чем у царя. Он был одновременно жрецом в храме Ашшура, городским администратором и военным вождем. Иногда он также был судьей, председателем общинного совета. Общинный совет¸ тем не менее, в любой момент мог сменить этого старосту на другого.

Кроме старосты города был также Лимму - (по-гречески Эпоним) – человек, по имени которого назван год. Каждый год назывался у ассирийцев по имени какого-либо человека. Общинное собрание выбирало этого человека, и его именем назывался год. Все знали, в год какого человека происходили те или иные события. Каждый год совет выбирал лучшего, достойнейшего человека, который сделал что-то для общины. Чтобы оставить память о нем, его именем назывался год. Существовали еще главный судья и главный казначей. Царем еще никто себя не называл.

Ашшур состоял из мелких поселений, во главе каждого поселения свой совет старейшин и свой администратор. Земледельческое хозяйство управлялось семейными общинами, которые назывались усадьбы. Каждая усадьба имела неограниченное право владения своим наделом. Примечательно, что в Ассирии, в отличие от Южной Месопотамии, очень рано стала продаваться земля. Сделки с землей совершались быстро, с землей расставались легко. Но община имела право отказать покупателю, имела право на замену этого участка другим участком. Скупали землю богатые люди: торговцы и ростовщики.

В Ассирии же рано появилась долговая кабала. Заем часто выдавался под залог личности должника, или члена его семьи. В случае просрочки платежа, этот человек считался купленным за полную цену, т.е. рабом. Все его имущество отходило к хозяину, т.е. ростовщику. В Ассирии вообще существовало огромное кол-во форм закабаления человека. (Например, во время голода). Поэтому ростовщики и торговцы скупали земельные участки десятками. В руках богатых концентрировалось все больше земель, а общинные земельные фонды уменьшались. Владельцы земель строили имения, и т.к. царской власти как таковой не было, никто их ограничить не мог, земля была приобретена по закону. Они отказывались нести повинности и заставляли работать на общественных работах зависимых людей, тех же рабов, или зависимых крестьян. Ашшур превратился в место, где почти живут исключительно богатые. За пределами города жили рядовые земледельцы общинники.

Все изменилось в одночасье.

 

3. Шамши-Адад I

В конце 19 в. на северную Месопотамию напал аморейский вождь, который носил нелегко произносимое имя Шамши-Адад I (Солнце мое – Бог Адад). Пришел он в 1813 году в составе аморейских отрядов, шумеры уже были в это время побеждены. Этот самый Шамши-Адад, как можно догадаться, ничего не умеет, кроме войны. И поэтому он делит страну на военно-административные округа – это абсолютно новая структура.

В каждом округе стоит так называемая крепостная башня. Далее объявляется призыв всех ассирийских юношей. Вот уж чего не ожидали! Шамши-Адад за короткий срок поставил всех ассирийских юношей под ружье, научил их штурму крепостей, долгой осаде городов, строительству фортификационных сооружений, в общем, военному делу. И до 1781 г. (свержение Шамши-Адада) Ассирия была полностью перестроена с мирных занятий на военную деятельность.