Тематический план 25 страница

Поэтому древние англосаксонские законы, несмотря на много­численность записей, узки по содержанию. В них в основном регулировались положение и привилегии церкви, прерогативы, вытекающие из королевского покровительства, в том числе в наделении земельными владениями. В главном же законы содержали перечни санкционированных королевской властью штрафов и выкупов за отдельные преступления и правонарушения — без какой-либо опреде­ленной систематики и придерживаясь типичного для варварских правд казусного принципа. Очень редко и случайно в законах было что-то затрагивающее семейный быт, семейные имущественные от­ношения, наследства.

Одними из самых древних были Законы короля Этельберта (на­чало VII в.), составление которых было взаимосвязано с утвержде­нием в Британии католического христианства. На первом месте поэ­тому в этих законах (всего в них 90 статей) стояло преследование нарушений «церковного мира» и посягательств на церковное иму­щество: за это полагалось многократное возмещение в зависимости от важности потерпевшего и стоимости украденного (максимально в 11 раз). Королевская власть еще не пользовалась, по законам, пуб­личными привилегиями. Преступления против нее (кража королевского имущества, посягательства на королевских людей, нарушение мира в присутствии короля и т. д.) карались штрафами вдвое или втрое против обычного в качестве «возмещения господину».

Жизнь, достоинство и имущество людей охранялись в зависимо­сти от того, под чьим «покровительством» они находились: короля, эрлов или кэрлов. Соответственно увеличивались штрафы за убий­ство, изнасилование служанок, связывание и т. п. Основой для ис­числения значимости преступления был установленный за убийство свободного человека выкуп — вергельд в 50 шиллингов (цена хорошего стада или рыцарского вооружения). За преступления в от­ношении полусвободных (лэтов) или рабов выкуп уменьшался, за более тяжкое преступление (убийство на чужом дворе при разбое) увеличивался вдвое. Помимо возмещения родственникам потерпев­шего или ему самому, в некоторых случаях еще особый штраф шел королю. Наказывались также членовредительство, нарушение не­прикосновенности чужого владения, порча чужого имущества. Осо­бенностью древнего права англосаксов было то, что предусматрива­лась специфическая ответственность для женщин «за бесчестящие ее поступки» и что по размеру штрафа женщины приравнивались к мужчинам за преступления в их отношении. Законы специально оговаривали имущественные права женщины в семье, при рождении детей, предусматривалась даже возможность уйти из семьи мужа с детьми, забрав половину имущества.

Наиболее развитыми и подробными были Законы короля Альф­реда (IX в.), при составлении которых были использованы предыду­щие судебники, в том числе древние законы короля Уэссекса Инэ (VII в.). Законы начинались особым введением из Библии, и вообще в них было немало ссылок на справедливость и церковные требова­ния. Церковь по этим законам обладала особыми привилегиями: признавалось неприкосновенное право убежища в церкви, защита церкви в случае непредусмотренных прямо в законах преступлений уменьшала наказание, преступления, взаимосвязанные с нарушением церковных правил, напротив, карались вдвое строже.

В наказаниях за преступления основой определения ответствен­ности оставалась древняя композиция (выкуп). Наряду с ней законы предусматривали и смертную казнь (если усматривалось по­сягательство на права короля), и членовредительные наказания (за кражу в церкви). Значительнее стали размеры возмещения (англо­саксонское право отличалось в этом отношении от континентально­го): в зависимости от сословной принадлежности штрафы за убийст­во составляли 1200, 600, 200 (за рядовых кэрлов) шиллингов. Соот­ветственно пропорционально назначались штрафы за оскорбление, нарушение семейных устоев, незаконные наказания, заключения в тюрьму и т. п. В случае отсутствия родни половину композиции по­лучал король, т. е. это было уже не только возмещение, но и пуб­личное наказание за нарушение порядка. Повышенная ответственность назначалась за групповые преступления (даже участие в шайке, совершившей что-либо), за организацию беспорядков с оружия ем. Законы Альфреда внесли значительное новшество в наказания за имущественные преступления: за любую кражу, исключая кражу людей, определялся теперь единый по размеру штраф. Особо регу­лировались правонарушения, связанные с использованием лесов: за кражу деревьев платили «поштучно», убийства «во время общей paботы в лесу» считались неумышленными и не карались.

В законах Альфреда регулировались уже и ситуации, связанные с феодальными отношениями. Переход в покровительство другого господина требовал разрешения элдормена графства, недозволенный прием чужих людей расценивался как значительное преступление. Вассал обязывался сражаться на стороне господина, но и господину вменялось в законный долг выступать на стороне своих людей про­тив чужих. Запрещалось поднимать оружие против своего господина. Для свободных людей устанавливалось до 30 дней в году, когда запрещалось работать (по церковным праздникам), для несвобод­ных — до 4 дней по постам, чтобы они могли почтить святых по своему усмотрению.

Еще одной особенностью англосаксонских законов было то, что в них почти не регулировалось судопроизводство. Суды (сотни и графства) руководствовались в главном традициями и обычным правом, а также общим мнением собрания танов (которые и вершили (суд). В королевский суд можно было обращаться только в исключи­тельных случаях: «Никто да не идет к королю с тяжбою, кроме тех случаев, когда ему отказано в суде или когда он не может добиться своего права».

 

Датское завоевание

С конца VIII в. Англосаксонское государство начало испытывать опустошительные набеги норманнов-датчан. Северо-восток страны уже в IX в. был в значительной степени под их властью, датчане ввели там свои законы и порядки. Соответственно борьба с датчанами способствовала централизации и усилению королевской власти и военной организации коренной Англии. В конце X в. набеги датчан (ранее отраженные при короле Эдгаре) усилились, и Англосаксонское королевство подпало под власть единой монархии Дании, Норвегии и Англии. Расцвет нового государства пришелся на правление короля Кнута (1016 — 1035 гг.). В целом организация нового королевства сохранила принципы варварского государства, но, борясь с сопротивлением местных феодалов, датчане существенно усилили регулирование межфеодальных отношений и военной службы. По законам Кнута устанавливались незыблемые королевские прерогативы, ответственность за неправосудные решения. По всем уголовным делам повышалась ответственность лиц высших сословий. Было установлено, что целый ряд преступлений (тайное убийство, поджог, измена) впредь не подлежат выкупу и должны жестко караться. Вводились точные нормы вооружений для феодалов и ополченцев разного класса.

Вскоре после смерти Кнута Датское государство распалось. Анг­лийский престол вновь занял король англосаксонской династии. Но само королевство уже начинало ослабевать.

 

§ 26. Развитие феодальной государственности в Англии

 

26.1. Ленная монархия XI — XIII вв.

 

Образование новой монархии

Началом нового английского государства стало нормандское завоевание Британии во второй половине XI в. В 1066 г. нормандский герцог Вильгельм (Сев. Франция) во главе рыцарских дружин вторгся в Британию. В битве при Гастингсе были разгромлены войска последнего англосаксонского короля Гарольда, и в течение нескольких последующих лет Южная и Центральная Британия были подчинены завоевателям. Земельные владения англосаксонской знати были конфискованы и в большинстве переданы норманнам, основные богатства сосредоточились в руках короны, в том числе почти все города. Политическая власть перешла к выход­цам из Нормандии. Однако пришельцы продолжали властвовать и жить в главном по старым традициям и по английскому праву, прежняя английская собственность в итоге «безмолвной революции» перешла в чужие руки — социальная и политическая основа госу­дарства осталась, по сути, прежней. Уже к XII в. стала заметной со­циальная ассимиляция завоевателей, к началу XIII в. даже этниче­ские различия практически стерлись (французский язык еще неко­торое время оставался только официальным). В итоге новое государ­ство стало государством новой единой английской нации.

Нашествие норманнов и утверждение новой монархии не пере­менили значительно прежний государственный строй королевства. Необходимость более сильной военной организации в завоеванной стране и ее административного подчинения способствовали резкому усилению центральной королевской власти. Завоевание укрепило систему феодальных отношений, в краткое время переведя их с уровня личностно-социальных связей и обязанностей на уровень го­сударственно-политических связей. В итоге завоевания Английское королевство сформировалось в ленную монархию, основой которой были отношения сюзеренитета-вассалитета, феодальная военно-слу­жебная иерархия и взаимосвязанная с ней система сословной зе­мельной собственности и королевских пожалований.

Феодально-ленные отношения в новой монархии отличались зна­чительным своеобразием. Вильгельм и его ближайшие преемники стремились усилить государственную роль короны на основе объявления короля верховным обладателем земель королевства (что, впрочем, вполне соответствовало англосаксонской традиции, несколько ослабленной в годы датского завоевания) и централизованного вмешательства в низовые феодальные отношения. Основой финансово-экономического подчинения страны новой власти стала проведенная в 1083 — 1086 гг. общая перепись населения и земель (в т. н. «Книгу Страшного суда» было внесено 283.242 мужчины всех сословий и 225.000 гуфов земель); исходя из этого устанавливались налоговые и служебные отношения сословий с короной. В 1086 г. все население, даже мелкие свободные владельцы земель, были связаны «великой присягой» королю и тем самым поставлены от него в непосредственную и прямую феодально-служебную зависимость. На тех же принципах закреплялись земли и за церковью.

По своему содержанию ленно-правовые отношения были подчинены государственному регулированию. Статус лена был постоянным и отрывался от его непосредственного обладателя: даже дочери могли сохранить за собой лен, если выходили замуж за могущего; нести службу. За получение лена устанавливалась значительная плата (по 100 шиллингов), это стало важным источником обогащения короны. Ленные права объединялись с правом ленной опеки вассалов, в т. ч. влиянием на заключение брака. Ленники обязывались предоставлять короне т. н. «вспомогательные деньги», по сути облагались непериодическим налогом (хотя в соблюдение древней традиции на сбор денег требовалось согласие вассалов). Наконец, в целом ряде случаев король мог на правовых основаниях затребовать лен обратно под предлогом нарушений ленного права и феодальных обязанностей; в право вошло общее понятие felony — преступления, связанного со злонамеренным выходом вассала из требований ленного права.

 

Усиление королевской власти

Особенности ленной системы, обусловленное завоеванием военно-политическое доминирование центральной власти определили становление новых полномочий короны, значительное усиление государственной позиции королевской власти.

Помимо перешедших от англосаксонской древней монархии полномочий на земельные пожалования (теперь уже свободных от согласия уитанов) и на законодательство, нормандские короли в течение XI — XII вв. закрепили за собой значительные новые права. Король стал носителем высшей военной власти: ленная милиция-ополчение находилась на положении дружины короля, он единолично определял время созыва и количество ополченцев; в этом отношении также возродились на новой основе древние права военачальника англосаксонских королей. Установилось судебное верховенство короля — не только в виде прав на собственный королевский суд, но и на определение вообще всех судей и королевстве, на пересмотр решений низовых судов, даже связанных с общинными традициями. Особенно значительным стало адми­нистративно-полицейское верховенство короны: власть проводила обязательные переписи-ревизии земель и населе­ния, запрещала или ограничивала передвижение населения в этих целях, от имени короны правонарушители брались на поруки, что освобождало Их временно или навсегда от ответственности, предста­вители короля стали принимать обязательное участие в расследова­нии преступлений на местах, а с XIII в. действовали следственные комиссии под началом вице-графа (назначаемого королем уполно­моченного). Появились финансовые права короны уже как организатора государственного обложения: норманны ввели прямые налоги, король имел право на особые сборы со своих вассалов, право на выкуп от воинской повинности, на таможенные сборы; дополни­тельные доходы короне обеспечивали поступления с королевских доменов и с общегосударственных лесов (это также было признано королевской прерогативой), от чеканки монеты. Наконец, сложи­лось доминирование над церковью (на место прежне­го патроната англосаксонских времен): короли утверждали церков­ные постановления, землевладения церкви передавались только как королевские пожалования, с которых духовенство обязано было не­сти военную службу и иные повинности.

При первых нормандских королях возродились феодальные со­брания (сходки уитанов), однако они стали нерегулярными и более многочисленными (на одном из собраний XI в. присутствовали все землевладельцы Англии — до 60 тыс. чел.), значение их для власти было невелико. Несравненно большую роль стал играть королев­ский двор (curia regis). Здесь был истинный центр военного, судеб­ного, полицейского, финансового и церковного верховенства в стра­не, при том что его институализация была еще слаба. Двор сущест­вовал и как собрание приближенных королю вассалов, как придвор­ные съезды (считалось, что законы страны могут меняться только при согласии представителей страны); с XII в. непериодически дей­ствует Общий совет короля в составе 20 — 36 его ближайших слуг и управителей. Двор к середине XII в. стал и административным цен­тральным органом страны. Единственным стабильным учреждением в его составе пока было только казначейство из двух отделе­ний: Счетного и Приемного. Размещалось казначейство в особой за­ле Вестминстерского дворца. Его возглавлял постоянный казна­чей, в распоряжении которого были профессиональные чиновни­ки. При дворе действовали особые судебные комиссии, где вершилось королевское правосудие. Наконец, из поручений лицам королевского двора постепенно стали складываться особые функции управления — одновременно и дворцового, и общегосударственного. Среди таких лиц первое место принадлежало генеральному наместнику, или юстициарию всей Англии. Делами двора ведали, сенешал имайордом, возникли и другие придворные чины и ранги. Королевским хозяйством управлял лорд 1-й камергер. Командование постоянной частью войска вручалось коннетаблю; помимо этого, был и титул маршала Англии Я Дипломатическими и особыми административными делами руково­дил канцлер — обычно из числа духовных лиц. Периодически возникали и исчезали другие должностные лица или учреждения (например, Палата «шахматной доски» в XII в. для сбора доходов), административные полномочия которых также вытекали главным образом из домениальных прав короля. Многие должности и учреж­дения вели свое происхождение от Франкской монархии и Нормандского герцогства. Центральной власти было подчинено и местное управление. Должность элдормена (эрла) превратилась в верховное наместничество или военный ранг. Основная тяжесть управления на местах (в графствах) перешла к вице-графу, или шерифу; он был и военным управляющим короля, и председателем местной юстиции, и полицейским должностным лицом, и управляющим домениальными владениями.

 

Реформы Генриха II

Росту значения королевской власти и одновременно централизованного государственного суда и управления, способствовали преобразо­вания, предпринятые в годы правления короля Генриха II. (1154 — 1189). Целая серия реформ придала ленной монархии особый облик, отличный от аналогичных институтов континентальной Европы.

В начале своего царствования Генрих II, опираясь на поддержку городов, мелких рыцарей и свободных держателей, подавил много­численные междуусобицы магнатов; были распущены многие отря­ды крупных землевладельцев, срыты их замки. Король сместил большинство шерифов, принадлежавших местной знати, назначив собственных выдвиженцев. Обеспечение независимости короны от феодальных дружин и ополчений стало основным мотивом военной реформы, завершившейся изданием особого закона (ассизы) «О вооружении» (1181). Основой военной организации становилось ополчение всех свободных людей (а не только ленников-феодалов), обладавших соответствующими земельными владениями. Призывать в ополчение несвободных, а значит и иметь им оружие, категорически запрещалось. Все горожане и свободные держатели земель обязывались иметь специальное, хоть и простое вооружения обладавшие земельным наделом рыцари или имевшие соответствующий доход и имущество должны были обзавестись вооружением всадника или тяжелым защитным вооружением. Это военное снаряжение запрещалось продавать, оно становилось как бы неотчуждаемым наследственным имуществом. На крупных феодалов возлагалась обязанность выставлять вооруженных воинов соответственно количеству «рыцарских феодов» в его владениях. Нежелавшие лично служить могли откупаться особым налогом — «щитовыми деньгами». Король тем самым получал существенный финансовый источ­ник для формирования постоянного наемного войска. Феодалы пре­вращались в рядовых собственников земель без специфических ленных прав и обязанностей, а количественно главную силу ополчения стали составлять горожане и мелкие держатели, уступавшие рыцар­ству в военной подготовке, но более связанные с королем.

В ходе церковной реформы, закрепленной в «Кларен-донских конституциях» (1164 г.), королевская власть попыталась юридически закрепить верховенство короны над церковью. Замеще­ние вакантных церковных должностей должно было проходить под контролем королевского двора в результате выборов из нескольких кандидатов, окончательное утверждение принадлежало королю. Духовные лица, получившие ленные пожалования от короны, частично утрачивали свой иммунитет: они обязывались нести все повинности с владений, отвечали перед королевским судом и администра­цией по всем делам, связанным с этими владениями. Король объя­вил себя верховным судьей по делам церковных судов, без его со­гласия епископы впредь не могли никого отлучать от церкви. Сами духовные особы должны были беспрекословно являться в суд коро­ля. Конституции в немалой степени противоречили догматам церк­ви. Против них выступил глава английской церкви Томас Беккет, архиепископ Кентерберийский. И хотя по указанию Генриха того убили, оппозиция церкви и поддержка папы римского существенно сократили государственные итоги реформы.

Проведенная Генрихом II судебная реформа сформиро­вала институт королевских судей (см. § 35), область особой королев­ской юрисдикции и закрепила право обжалования в королевский суд решений местных общинных судов. Это также способствовало укреплению централизующей роли королевской власти.

Во второй половине XII в., в том числе начиная испытывать нужду в свободных земельных владениях, Английское королевство начало медленное, растянувшееся на столетия, завоевание соседней Ирландии. У покоренных кланов отбирались земли, которые затем перераспределялись в частные рыцарские пожалования. Начало за­хвата Ирландии существенно расширило территорию тогдашнего Английского государства, в которое традиционно входили герцогства северной Франции.

 

 

26.2. Сословная монархия XIII — XV вв.

Сословный строй

В период ленной монархии завершилось оформление нового сословного строя английского общества. Как и начальная, англосаксонская, она была основана на феодальной военно-служебной иерархии и взаи­мосвязанности с земельной собственностью. Однако в период ленной монархии не менее существенными стали различные иммунитеты и привилегии, предоставляемые государственной властью.

Высшее сословие пэров (равных) было весьма немногочис­ленным; это было одной из особенностей социальной структуры сформированной английской ленной монархией. Доступ в него затруднен, поскольку зависел от обладания земельными владениями особого статуса. Сословие включало до 50 высших духовных лиц (епископы, архиепископы, аббаты) и до 50 светских феодалов, получивших титулы (герцогов, маркизов, эрлов, виконтов, баронов). Принадлежность к этому сословию была связана с обладанием зна­чительными финансовыми и административными привилегиями, а главное, пэры обладали в подвластных им местностях юрисдикцией, равнозначительной королевской. Пэры были, как правило, наслед­никами фамилий норманнов, пришедших в Англию вместе с Вильгельмом; большинство из них составляли и королевский двор.

Вторым по значимости было сословие рыцарей — в нем насчитывалось до 6.000 чел. Особое положение занимала немногочисленная прослойка вассалов самого короля, остальные — на основе ленного права подчинялись и пэрам, и покровительству короны. Рыцарство обязывалось к личной военной службе, уплате налогов, пользовалось привилегиями королевского суда, в том числе особыми, введенными при норманнах процессуальными порядками (правом на поединок, повсеместно узаконенным ассизами Генриха II).I Вместе с тем еще одной особенностью социальной структуры средне­вековой Англии было то, что рыцарское сословие (основа феодаль­ного класса) не было наследственно-замкнутым: право на принадлежность к нему давало не только пожалование, но и обладание рыцарским поместьем, которое в принципе было доступно любому.

Даже в период расцвета феодальных отношений сохранилось значительное по размерам сословие свободных держате­лей фригольдеров (от free-hold). Формально в него объединялись и обладатели мелких рыцарских ленов (менее установленной Генрихом II нормы), и ведущие собственное хозяйство крестьяне, и даже отчасти городское население. Основной привилегией этого сословия (обязанного нести военную службу и уплачивать налоги) и одновременно отличием было право личного участия в судопроизводстве, а затем и в самоуправлении. В силу таких особенностей социальный переход между фригольдерами и рыцарством становился почти неуловимым (если не считать дворянских правовых и генеалогических традиций); это позднее придало особый социальный облик английскому «новому дворянству».

Наиболее многочисленной категорией неполноправного населения было сословие вилланов. За право держания земельного надела вилланы несли натуральные и денежные повинности, в том числе не менее 3 дней отрабатывать на господской земле. Эти по­винности были более или менее обременительными в зависимости от того, от королевского домена или от частного владения держался надел. В полицейском и судебном отношении вилланы были подчи­нены управляющим манором или доменом. Размеры вилланского надела были закреплены традицией и «Книгой Страшного суда». Обладатели меньших наделов составляли особую прослойку (бордариев, коттариев и др.), которые находились в более приниженном положении. Вилланы считались объединенными в общины.

Сословие горожан в позднее средневековье еще не вполне сформировалось в правовом отношении. Население городов счита­лось общинами на королевских землях. Это в значительной степени препятствовало становлению городских привилегий и иммунитетов. На совершенно особом положении была столица — Лондон, по­лучившая статус графства.

Принадлежность к сословной иерархии была не только объективной, но и принудительной. В развитие древних англосаксонских за­конов, всем свободным и несвободным предписывалось вступить под покровительство высших. Уже по законам Генриха II предписывалось, что каждый бродячий человек «должен быть арестован и нахо­диться под арестом, пока не явится его господин и не поручится за него».

 

Великая хартия вольностей

Усиление централизаторских устремлений короны противоречило сословной обособленности английского обще­ства, в особенности социальной позиции духовных и светских пэров. Случайное ослабление королевской власти (правление бессильного политика Иоанна Безземельного в начале XIII в.), обострение общеполитической ситуации в связи с борьбой за французские вла­дения, налоговый гнет вызвали резкое обострение сословной борьбы с короной за права и привилегии. Естественное лидерство в этой борьбе принадлежало феодальным магнатам-баронам.

В августе 1213 г. сложившаяся антикоролевская баронская кон­федерация выдвинула целый ряд политических и правовых требований, гарантировавших бы сохранение особого феодального статуса и привилегий знати. Требования поддержали прелаты. В 1215 г. баро­ны и ставшие на их сторону города выдвинули против короля армию почти в 2 тыс. рыцарей. Король был вынужден отступить. 15 июня 1215 г. была утверждена знаменитая впоследствии Великая хартия вольностей (Magna Charta). Ею устанавливались новые принципы взаимоотношений королевской власти с основными сословиями Анг­лии, выступившими практически как политические корпорации. Первоначально подписанный текст насчитывал 39 статей; впослед­ствии он разросся до 63 и стал опорой для формирования государст­венно-политических связей новой, сословной монархии.

Сословные вольности объявлялись основой королевства, непри­косновенными для королевской власти и наследственными «на веч­ные времена». Специальным постановлением обособлялись привилегии и права духовенства — «чтобы английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями не­прикосновенными».

В главном Хартия была посвящена установлению границ военного верховенства короны на ленном праве; эти права были в основном признаны сословиями за королем, но значительно сокращены и обставлены юридическими гарантиями. Никого нельзя было принуждать к несению службы несоразмерно с величи­ной его лена. Плата (рельеф) за переход лена по наследству не могла быть произвольно увеличена и должна была оставаться на уровне «древнего обычая». «Щитовые деньги», иные пособия финан­сового характера королевской власти могли собираться не иначе как по согласию «общего совета королевства»; такие пособия из ленного права могли быть только умеренными и идти только на определен­ные Хартией нужды. Оговаривались гарантии неприкосновенности частных владений до законных решений судов.

В Хартии заключались нормы, фиксировавшие порядок гражданского правосудия. Было признано, что суды заседают в определенном месте и что в разборе общих тяжб первенствуют суды (ассизы) графств. Это гарантировало местному дворянству невмешательство короны в их дела и закрепляло ленные судеб­ные права баронов и магнатов. В отношении свободных закрепля­лось правило соразмерности штрафов и совершенных преступлений. Приговоры должны быть вынесены строго «на основании показаний честных людей из соседей». Устанавливалось право знати на суд ис­ключительно равных (пэров). Часть статей посвящалась ограни­чению полицейского верховенства короны. Все следствия и расследования должны проводиться только в своем графстве при участии выборных от местных сословий, ликвидировалось право короля вмешиваться в споры между феодалами по пово­ду земель путем особых полицейских предписаний. Корона гаранти­ровала, что на должности судей, шерифов и др. будут назначаться лица, знающие законы страны. Несколько сокращались финансовые прерогативы короля.

Совершенно новым для Англии мотивом законодательства было я закрепление за сословиями права на санкции в отношении короны. Признавалось существование Совета 25 баро­нов, «которые должны всеми силами блюсти и охранять мир и вольности» в королевстве. За Советом закреплялось даже право «при­нуждать и теснить» короля любыми способами (захватом замков, земель и т. д.), если будет обнаружено нарушение вольностей и прав. В финансовых вопросах также решающим должно быть слово общего совета королевства, который Хартия предписывала созывать! определенным порядком, с участием представителей с мест.

В Хартии были записаны положения, формально посвященные укреплению правосудия, но которые, по сути, признавали вообще за свободным населением некоторые незыблемые гражданские права. Ст. 38 — 42 объявляли незыблемым право свободно покидать королевство и возвращаться в него (за исключением военного времени и в отношении преступников), обязанность власти обеспечивать рав­ное и бесплатное правосудие. Предоставление «права и справедливости» в стране могло быть исключительно делом государственной власти и в интересах всех. Никто не мог быть арестован, лишен соб­ственности «или иным способом обездолен» иначе, чем по решению суда и по закону, воспрещались неправосудные аресты и задержа­ния. Эти принципы Хартии в последующем стали особенно важными в политико-правовой борьбе против государственного абсолютизма и всевластия короны, едва ли не первой в мировой истории де­кларацией гражданских прав.

Сама по себе Хартия дала толчок и к длительной борьбе сосло­вий с короной за свои права и вольности (английские короли в XIII — XIV вв. неоднократно то подтверждали и дополняли Хар­тию, то отменяли ее), и к существенным переменам в государственной организации.

 

Изменения системы власти и управления

Политическое ослабление королевской власти и юридическое закрепление привилегий сословий, прежде всего магнатов, вызвали к жизни новые установления и учреждения в государстве. Эти установления выражали существо новой формы — сословной монархии, когда в условиях недостаточной централизации и слабости государственной администрации корона привлекала к соучастию во власти и в управлении представите­лей господствующих сословий в виде общественно-го­сударственных институтов. В условиях Англии политические учреждения, рожденные сословной монархией, стали особенно важными для последующей государственной истории.