Т Е С Т О В Ы Е В О П Р О С Ы 9 страница

-120-

* * *

В исторической литературе в центре внимания оказалась Невская битва и Ледовое побоище; рассказы о них постоянно излагаются в научных и научно-популярных сочинениях, а также в различных учебниках.
Русско-ордынским отношениям при Александре историография XX в. уделяла гораздо меньше внимания, чем его победам на западных рубежах. А. Е. Пресняков в «Образовании Великорусского государства» и в неизданном втором томе своих «Лекций по русской истории» отмечает сосуществование среди владимирских князей двух политических линий - антитатарской, носителями которой были Андрей Ярославич, женившийся на дочери сильнейшего из западнорусских князей - Даниила Галицкого, и брат Александра и Андрея - Ярослав Тверской, и протатарской, которую последовательно проводил Александр Невский, «вассал ордынский», ставший «проводником установления татарского владычества в северовосточной Руси». «...авторитет великокняжеской власти вышел из эпохи сильно расшатанным, Александр поддерживал его не только личной энергией и личным влиянием, но и страхом татарской кары и прямой опорой в татарской силе». Но специально этой темой он не занимался и не исследовал летописные своды, отражающие эти события. Не вызывало у него, как и у других историков, сомнений читающееся в поздней летописной традиции известие о том, что Святослава Всеволодовича согнал с престола младший брат Ярославичей - Михаил Хоробрит Московский, а не Андрей Ярославич, как отмечают более ранние источники. 46)
История русско-ордынских отношений после похода Батыя была подробно изложена А. Н. Насоновым в монографии «Монголы и Русь». Но в центре внимания исследователя были не столько русские междукняжеские отношения, сколько политика завоевателей, в частности противоречия между Золотой Ордой (Сараем) и Монгольской империей. В связи с этой темой А. Н. Насонов обратил особое внимание на сообщение поздних летописей (Уст., Ник. и Степ. кн.), что восстание 6770 (1262) г. в Ростово-Суздальской земле было предпринято по инициативе «князей Русстиих» (Ник.) и даже самого Александра (Уст., Степ. кн.). А. Н. Насонов предполагал, что факт «прикосновенности» Александра «как инициатора восстания» 1262 г. «становится

-121-

вполне правдоподобным» потому, что дань с Руси была запрошена, когда «титям приехал от цесаря татарьского, именем Кутлубий». Понимая слово «титям» как собственное имя посла, а «Кутлубий» как искажение имени монгольского императора Хубилая, А. Н. Насонов считал, что восстание на Руси было направлено не против Орды, а против Монгольской империи, и Александр как сторонник золотоордынского правителя Берке мог в этом восстании участвовать. 47) Против этого предположения высказались Г. Вернадский и Дж. Феннел, справедливо заметив, что «Кутлубий», скорее, имя посла («Кутлубей»), чем искаженное имя монгольского императора, что Хубилай едва ли мог непосредственно послать сборщиков дани на Русь, ибо как раз в то время он боролся с соперниками и дорога на Русь была ему недоступна. Дж. Феннел отметил, что ранние источники ничего не сообщают об участии князей в восстании; согласно CI, в ответ на восстание ордынцы послали «полки» «попленити християны». По мнению Дж. Феннела, «князья, и в том числе, конечно, Александр, не вдохновляли, не возглавляли и не поддерживали народное движение». 48) Заметим, что если в книге «Монголы и Русь», начатой в 1924 г. и опубликованной в 1940 г., А. Н. Насонов считал возможным опираться на Уст. и Ник., то в своей «Истории русского летописания», ссылаясь на А. А. Шахматова, он высказался весьма скептически о возможности привлечения Уст. и других поздних памятников. 49)
Политика Александра Невского по отношению к Орде заняла важное место в построениях так называемых евразийцев - русских ученых-эмигрантов, пересматривавших традиционный взгляд на монгольское иго как на национальную трагедию, определившую отсталость России от Европы, и видевших в нем силу, объединявшую «в одно целое религию, культуру, быт и государственный строй, и на которой держалась вся русская жизнь, который позволил Московской Руси стать одной из обширнейших держав». 50) «Евразийская» концепция русской

-122-

истории особенно ярко была выражена в статье Г. В. Вернадского «Два подвига Александра Невского». Если победа на Неве и Чудском озере была «подвигом брани», то его поведение по отношению к монгольским ханам «являло собой подвиг смирения». Сравнивая Даниила Галицкого, пытавшегося противостоять Орде, с Александром Невским, Г. В. Вернадский приходил к выводу, что наследием первого было «латинское рабство Руси юго-западной», а наследием второго - «великое государство Российское». 51)>
Статья «Два подвига св. Александра Невского» имела публицистический характер, и основным ее источником было Житие Александра. Но идеи этой статьи отразились и в монографии Г. В. Вернадского «Монголы и Русь». Здесь мы также находим противопоставление Даниила Галицкого Александру Невскому, политика которого состояла в том, что «Александр предпочитал оставаться лояльным по отношению к монголам, нежели разделять страну». Лишь изредка Г. В. Вернадский прибегает к ссылкам на летописи (например, в споре с А. Н. Насоновым о роли Александра в восстании 1262 г.), чаще, излагая факты, он ссылался на труды предшествующих историков. Так, следуя историографической традиции, он утверждал, что в 1240 г. предводителем шведов был могущественный ярл Биргер. 52)
Проблема «двух путей русской политики» - подчинение Орде или вхождение в состав Литовского государства - рассматривалась и в русской историографии. С. В. Юшков еще в 1946 г. писал, что переход русских земель к Литве означал избавление от ужасов монголо-татарского ига; что такой переход был бы «интересен и для правящей верхушки той или иной русской земли, и для всей массы населения». 53) О том, что во время восстаний против ханской власти «боярство и князья помогали татарам, не без оснований надеясь сохранить таким путем свое привилегированное положение», писал Б. Д. Греков; развили эту мысль И. У. Будовниц и В. В. Каргалов. 54)

-123-

Основным недостатком всех перечисленных работ было невнимание авторов к летописным сводам, их взаимоотношениям и датировке. Единственным исключением в этом отношении были работы Дж. Феннела. Написанию его монографии «Кризис средневековой Руси. 1200-1304» предшествовало исследование летописных рассказов о русско-ордынских отношениях, в частности статьи о летописных источниках, отражающих борьбу между Александром Ярославичем и его братом Андреем. Дж. Феннел справедливо отметил, что поздние летописи второй половины XV и XVI в. «представляют интерес в основном с точки зрения истории летописания». Конечно, попытки определения не дошедших до нас источников Лавр. и CI (летописцы Александра, Андрея и Ярослава Ярославичей), предложенные Дж. Феннелом и другими авторами, неизбежно носят предположительный характер. 55) Однако стремление расширить имеющуюся у нас информацию с помощью «правдоподобных» известий заведомо поздних и тенденциозных памятников еще менее плодотворно. В распоряжении составителя Ник., возможно, были какие-то записи, ведшиеся при учреждении в 1261 г. православной Сарайской епархии, 56) но известия Ник. о русско-ордынских отношениях при Александре Невском явно были основаны на предшествующих летописных источниках и носили тенденциозный характер (известия за 6760, 6766, 6770 гг.).
Если Дж. Феннел основывал свои исследования на изучении источников, то на совершенно иных принципах были основаны работы Л. Н. Гумилева, исходившего из своей теории «этногенеза». Во многом эта теория была сходна с построениями «евразийцев», но гораздо решительнее расходилась с источниками, нежели работы предшественников Л. Н. Гумилева. Так, походы Батыя он считал «набегом» или «кавалерийским рейдом», незначительно уменьшившим «русский военный потенциал»; «ни о каком монгольском завоевании Руси не могло быть и речи. Уже два-три десятка лет спустя произошло первое освобождение России от монголов - величайшая заслуга Александра Невского». Отрицательное отношение к Орде на Руси «появилось не в XIII в., а столетие спустя, когда узурпатор Мамай стал налаживать связи с католиками против православной Москвы». 57)

-124-

Все это построение находится в полном противоречии с источниками. Во всех летописях, отражающих события XIII в., поход Батыя описывается как величайшее национальное бедствие. Если Лавр. и Ип. отражали летописание земель, подвергшихся непосредственному завоеванию, то составитель ст. и., независимый от двух остальных летописей, писал в городе, который не был завоеван; он не имел поэтому оснований преувеличивать масштабы поражения. Но данная им характеристика завоевания не отличалась от той, которая содержалась во владимирском и южном летописании. 58)
При изложении последующих событий Л. Н. Гумилев проявляет такую же свободу от источников. Уже МАк сообщала, что отец Александра Ярослав умер после поездки в Монголию «нужной смертью»; НСС уточнил это известие, упомянув имя человека, оклеветавшего Ярослава, - Федора Яруновича. Итальянец Плано Карпини, находившийся как раз во время пребывания Ярослава при дворе монгольских императоров, описывал подробности его гибели: «Он... был приглашен к матери Императора, которая, как бы в знак почета, дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в свое помещение, тотчас же занедужил и умер спустя семь дней, и все тело его удивительным образом посинело. Поэтому все верили, что его там опоили, чтобы свободнее и окончательнее завладеть его землею». П. Карпини упоминал также, что его переводчиком был Темер, «воин Ярослава». 59) В. Т. Пашуто высказал догадку, что Темер и упомянутый в летописи «Федор Ярунович» - одно лицо. 60) Эта догадка была использована Л. Н. Гумилевым как бесспорный факт и дополнена рядом подробностей: «Как известно, Федор Ярунович был агентом папы и оклеветал князя Ярослава, приписав ему контакт с Лионским собором и, следовательно, измену монголам, с которыми тот хотел заключить союз. Ханша Туракина была меркиткой..., а сибирские народы сами не лгут и поэтому верят чужим словам. Ханша поверила доносчику, отравила князя и тем обрекла на гибель своего сына, ибо дети погибшего, изрубив на куски доносчика, примкнули к врагам Гуюка». 61) Откуда взяты эти красочные известия? Гумилев не указывает своих источников. Столь же загадочны другие его рассказы. В 1257 г., как мы знаем, новгородцы восстали против татарских «численников»,

-125-

готовивших сбор дани; Александр Невский расправился с восставшими, а своего сына Василия, бывшего князем в Новгороде, изгнал оттуда. Гумилев упоминает этот эпизод, но дает ему довольно неожиданную трактовку. Он объясняет, что Василий Александрович, возглавивший это восстание, был «дурак» и «пьяница», а Александр «с вожаками смуты поступил жестоко: им «вынимали очи», считая, что глаза человеку все равно не нужны, если он не видит, что вокруг делается». Откуда взял автор это объяснение и характеристику Василия Александровича, неизвестно. Ни в I, ни в Лавр. (кратко сообщившей об этих событиях под 1258 г.) ни слова не говорится о склонности Василия к пьянству; этому князю посвящено всего несколько строчек в летописях. Но Гумилев настаивает на этой характеристике: он сообщает, что Александр дал Василию через несколько лет «тихо и спокойно умереть от пьянства». 62) Столь же произвольны и не подкреплены источниками и другие утверждения Л. Н. Гумилева. В одной из своих книг он утверждал, что в смерти Александра Невского «можно видеть усилия немецких сторонников», а в другой - что «умер он не от яда - это вымысел... Александр, как известно, умер в Городце, куда немецкие агенты проникнуть не могли, а татарам он был дорог как союзник и друг». 63)
Все эти «внеисточниковые» рассказы служат для Гумилева основанием для его теории «этногенеза». Он заявляет, что «князь Александр, так же как его соратники, принадлежал к поколению новых людей, поднявших новую Русь на недосягаемую высоту... Сформулированная Александром доминанта поведения - альтруистический патриотизм - на несколько столетий определила неизвестные дотоле принципы устроения Руси...». «Новые» люди «начали рождаться около 1220 года, а исторической силой стали в конце XIV века - около 1380 года». 64)
О степени убедительности гумилевской теории «этногенеза» мы уже писали. Сейчас нас занимает другой вопрос: что же мы знаем об обстоятельствах установления ордынской власти над Русью и роли Александра Невского в этих событиях? Как было связано монгольское нашествие и дальнейшие взаимоотношения Александра с ханами с его Победами на западных границах? Касаясь этого вопроса, историки обычно ограничивались замечаниями, что нашествие монголов «ослабило Русь и породило желание у ее соседей использовать выгодный момент и разом покончить с ее независимостью», что

-126-

«татарское нашествие создало чрезвычайно выгодную обстановку для нападения на Русь». 65)
Основным источником по истории княжения Александра Невского служило и служит обычно Житие Александра - в отдельной редакции или, еще чаще, по летописным рассказам, в основе которых лежало это Житие. При этом показания источников оценивались с точки зрения «вероятности» или «невероятности» описанных в них событий. Преобладало мнимо-реалистическое их толкование, когда видение ижорянина Пелгусия превращалось в его «разведку», из участия в которой многие историки вслед за В. Н. Татищевым исключали святых Бориса и Глеба, а избиение шведов на другом берегу Ижоры, где не было войск Александра, приписывали не «ангелу Господню», а дружественным Руси ижорцам. 66)
Много трудов посвятил этой теме И. П. Шаскольский. Он справедливо отметил, что Житие Александра - «литературное произведение в жанре княжеского жизнеописания», «памятник художественной литературы, создававшийся по ее специфическим законам». 67) Но пытаясь «реконструировать» ход Невской битвы, он опирался на «достоверные зерна» Жития. Он считал Пелгусия «безусловно историческим» лицом и описывал подвиги «6 мужь храбрых» по житийному рассказу. Отстаивая достоверность рассказа, автор ссылался на «прибалтийско-финское» имя Пелгусия (в финском произношении «Пелконен») и на реальное существование одного из «храбров» - Сбыслава Якуновича. 68) Но в фольклорных сказаниях часто фигурируют реальные лица (ведь и Александр Невский был реальным лицом). Сам И. П. Шаскольский отмечает, что «рыцарь Андреяш», якобы приезжавший к Александру и выражавший восхищение им, - фигура легендарная, что «король части Римския», бросивший вызов Александру и раненный в битве «острым копием» князя, никогда не существовал, а упоминаемое в некоторых списках IV имя этого короля

-127-

«Бергель» не может (вопреки утверждениям ряда историков) быть отождествлено с именем Биргера, ставшего ярлом и фактическим правителем Швеции лишь с 1248 г. 69) Использование некоторых известий житийного рассказа в качестве «рациональных зерен» представляется поэтому типичным примером извлечения из сомнительного источника отдельных «неневероятных» показаний.
Разумеется, и ранние источники, освещающие установление ордынской власти и деятельность Александра Невского, далеко не во всем достоверны и не могут привлекаться без критики. И. П. Шаскольский прав, отмечая, что и ст. и., излагавшая историю Невской битвы «с чужих слов» («инии творяху»), преувеличивала масштабы похода, утверждая, что на Неву пришли «свеи в силу велице и мурмане и сумь и емь». В действительности Норвегия («мурмане») участвовать в битве не могла; едва ли в битве участвовали представители «еми». Никаких шведских и вообще иностранных известий о Невской битве (в отличие от Ледового побоища, упомянутого в ряде ливонских хроник) не сохранилось; видимо, она не рассматривалась в балтийских землях как важное событие, в отличие от таких, например, побед русских и неудач шведов, как взятие московско-новгородским войском Ландскроны в 1302 г. Нет, как признал И. П. Шаскольский, в источниках каких-либо «прямых указаний на шведско-немецкие переговоры и соглашение о совместном нападении на Русь», предположение о договоренности между шведами и немецкими рыцарями основывается в его исследовании лишь на том, что шведский поход на Неву происходил в июне 1240 г., а нападение немцев на Изборск и Псков - в конце августа того же года. 70 )
ст. и. очень бедна известиями о междукняжеских отношениях в середине XIII в. Здесь даже не упоминается смерть Ярослава Всеволодовича; ничего не сообщается о борьбе за престол между его наследниками; упомянут только младший брат Александра Ярослав в связи с его бегством «из Низовское земли» в Псков и (на короткое время) в Новгород.

-128-

Летописные своды, отразившиеся в Лавр., несомненно были лучше осведомлены о межкняжеской борьбе после монгольского Нашествия. Однако о целом ряде событий .Лавр. умалчивает. При каких обстоятельствах умер Ярослав Всеволодович? Как лишился престола и кем был изгнан брат Ярослава Святослав? Каковы были отношения между сыновьями Ярослава Всеволодовича - Александром, Андреем и Ярославом? «Летописец вскоре» Никифора сообщает, что Святослава «прогна Андрей сын Ярославль», и указывает, что Андрей княжил «лет 5» и был «прогнан» татарским полководцем Неврюем. Поход Неврюя и изгнание им Андрея упоминается и в МАк. Лавр. вообще не упоминает поход Неврюя, а о поездке Александра в Орду и получении им великого княжения в 1252 г. хотя и сообщает перед известием о бегстве Андрея, но никак не связывает его с поездкой Александра. Не объяснена связь между нападением татар под Переяславлем на Андрея и пленением им жены Ярослава Ярославича, не указана причина бегства его из своей вотчины в Ладогу. Спорным остается известие Лавр. за 1258 г. о том, что новгородцы «чтиша» Александра» он «поеха» от них «с честью»; после этого известия под следующим годом повествуется о том, что Александр кланялся митрополиту Кириллу за то, что по его молитве он вернулся благополучно. МАк прямо утверждала, что в 1254г. «князь Александр бежа из Новагорода», и это известие, не замеченное историками, заслуживает серьезного внимания. НСС частично восполнил пробелы в Лавр., упомянув насильственную смерть Ярослава Всеволодовича и изгнание Андреем Святослава Всеволодовича. Но всех этих данных все же совершенно недостаточно для той апологетической характеристики Александра, которую мы обычно находим в трудах историков. Чем определялась полигика митрополита Кирилла в событиях того времени? Ставленник Даниила Галицкого, повенчавший Андрея Ярославича с дочерью Даниила, он в 1250 г. переехал в «Суздальскую землю» и далее выступал как сподвижник Александра Невского. Как была организована ханская власть на Руси, какую роль в ней играли баскаческие отряды? А. Н. Насонов полагал, что баскаки должны были «держать в повиновении» коренное население, что в Северо-Восточной Руси была организована «военно-политическая баскаческая организация». Возражая A. Н. Насонову, В. В. Каргалов отрицал существование на Руси такой организации, полагая, что безопасность татарских баскаков и «послов» осуществлялась самими русскими князьями, «сильный великий князь Александр успешно справлялся с этой задачей». 71)

-129-

Подводя итоги деятельности Александра Невского, Дж. Феннел спрашивал: «Какие выводы можно сделать из всего того, что мы знаем об Александре, его жизни и правлении? Был ли он великим героем, защитником русских границ от западной агрессии? ... Спасла ли проводимая им политика уступок Северную Русь от полного разорения татарами?» - и прибавлял: «Мы, конечно, никогда не узнаем истинных ответов на эти вопросы. Но те факты, которые можно выжать из коротких и часто вводящих в заблуждение суждений историков, даже из умолчаний „Жития", заставляют нас серьезно подумать, прежде чем ответить на любой из этих вопросов утвердительно». Дж. Феннел отмечал отсутствие достоверных свидетельств в пользу того, что «папство имело какие-то серьезные замыслы относительно православной церкви и что Александр сделал что-либо для защиты ее единства. На самом деле он и не думал порывать с католическим Западом даже после 1242 года». 72)
Обращение к наиболее ранним летописным источникам позволяет поставить под сомнение явно легендарные, основанные, вероятно, на фольклорной традиции рассказы (такие, например, как красочные подробности Невской битвы в Житии Александра) и сообщения более поздних источников. Лаконичные известия ранних источников дают основание предполагать, что политическая линия таких князей, как Андрей Ярославич и другие, представляла собой серьезную альтернативу политике Александра и что сопротивление ханской власти началось не в XIV, а уже в XIII в.

-130-

* * *

1) Приселков М. Д. История русского летописания XI-XV вв. Л., 1940. С. 87-94; Комарович В. Л. Из наблюдений над Лаврентьевской летописью // ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 30. С. 27-59; Насонов А. Н. История русского летописания XI-начала XVIII века. М., 1969. С. 180-188; Прохоров Г. М. Повесть о Батыевом нашествии в Лаврентьевской летописи//ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 77-98; Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 29-32, 35-36; Fennell J. L. I. The Tale of Baty's Invasion of North-East Rus' and its Reflection in the Chronicles of Thirties-Fifteenth Centuries // Russia Mediaevalis. M1977. Т. 3. P. 41-78.
2) Насонов A, H. Монголы и Русь. .; Л., 1940. (Репринт: The Hague; Paris, 1969). 100
3) Fennell J. L. I. Andrej Jaroslavič and the Struggle for Power in 1252. An Investigation of the Sources//Russia MediaevM1973. Т. 1. P. 49-63; Vernadsky G. The Mongols and Russia. New Haven, 1953. P. 147-151, 159-162. (A History of Russia by G. Vemadsky and M. Karpovich. Vol. 3); Колотилова С. И. Русские источники XIII в. об Александре Невском // Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Псков, 1971. С. 99-104; Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. М., 1967. С. 135- 161;Линд Д. Г. Некоторые соображения о Невской битве и ее значении // Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995. С. 45- 46.
4) Мансикка В. Житие Александра Невского. Разбор редакций и текст. СПб., 1913. С. 52-53, 59-99. (ПДПИ. Т. 129).
5) Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в составе Новгородской 1-й и Софийской 1-й летописи // Новгородский исторический сборник. Новгород, 1959. Вып. 9. С. 229-238; Biegunоw J. Utwory literackie o еNewskim w sklatopisow ruskich//Slavia Orientalis. 1969. 3. S. 293-308. Ср.: Бегунов Ю. К. Русские источники//Ледовое побоище 1242 г.: Сб. М.; Л., 1966. C. 173-193. Автору была уже известна работа А. Н. Насонова, установившего существование общего протографа Московского свода и Ермолинской летописи (в разделе до 1418 г.), однако Ерм. и близкие к ней летописи Ю. К. Бегунов возводил почему-то к «своду 1484 г.» (протографу Тип.) и определял их непосредственный источник и источник Тверской и Львовской летописи как «Сокращенный свод», хотя «Сокращенный свод конца XV в.» - это совершенно иная летопись (см. ниже, с. 116), не имеющая в этой части ничего общего с Ерм., Тверской и Львовской. Игнорировал автор также связь свода 1471 г. с Московским сводом 1479 г. (ср.: Biegunow J. Utwory literackie... S. 304, 309).
6) Тихомиров . . Забытые и неизвестные произведения русской письменности//Археографический ежегодник за 1960 г. М., 1962. С. 239.
7) Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 65-84.
8) ПСРЛ. Л., 1927. Т. 1, вып. 2. Стб. 470-477. (Фототип. воспроизведение: М., 1961).
9) ПСРЛ. Т. 1, вып. 2. Стб. 477-481; ср.: Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С. 426-438. Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 13; М., 1955. Вып. 2. С. 21, 87-88. Вопреки Ю. К. Бегунову (Русские источники. С. 180-182), псковский рассказ о Ледовом побоище представляется нам не псковским «местным преданием», а отражением Жития Александра Невского, где читалось уже укоризненное обращение к «невегласам псковичем» (в Псковской 2-й летописи было помещено и самое Житие).
10) О жанре Жития Александра ср.: Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 258-267.
11) Ср.: Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 45-46, 50, 68-70, 96.
12) Приселков М. Д. История русского летописания XI-XV вв. С. 98.
13) Насонов А. Н. История русского летописания XI-начала XVIII века. С. 193-201.
14) Бегунов Ю. К. 1) Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 60-61; 2) Когда Житие Александра Невского было включено в состав Лаврентьевской летописи? // Die Welt der Slaven. 1971. Ig. XVI. . 2. S. 111-120.
15) Карамзин . . История государства Российского. ., 1992. Т. 4, примеч. 109. Ср.: Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 321-328.
16) См. ниже, с. 112, примеч. 26.
17) ПСРЛ. М., 1965. Т. 30. С. 90-93.
18) Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в составе Новгородской 1-й и Софийской 1-й летописи. С. 230.
19) Lind J. Я. Early Russian-Swedish Rivalry. The Battle of the Neva in 1240 and Birger Magnussons Second Crusade to Tavastia // The Scandinavian Journal of History. 1991. Vol. 16. P. 274 (n. 19)-276. Ср.: Линд Д. Г. Некоторые соображения о Невской битве и ее значении. С. 47-49.
20) Влияние ст. и. на Житие можно было бы предполагать в известии о погребении шведских воинов после Невской битвы: «и накладше корабля два вятших мужь, преже себе пустиша и к морю» ( ст. и.) - «трупиа мертвых своих наметаша корабля и потопиша в мори» (Житие). Но текстуального совпадения здесь нет, сходство известия может быть объяснено общей устной традицией.
21) ПСРЛ. Л., 1928. Т. 1, вып. 3. Стб. 523-524.
22) Летописный свод XV в. (по двум спискам)//Материалы по истории СССР. Вып. 2. Документы по истории XV-XVII вв. М., 1955. С. 295.
23) CI -ПСРЛ. СПб., 1851. Т. 5. С. 176-194; Л., 1925. 2-е изд. Вып. 1. С. 220-240 (изд. не окончено); IV - Пг., 1915. Т. 4, ч. 1,вып. I. С. 223-234; HV - Пг., 1917. Т. 4, ч. 2, вып. 1. С. 214-224; мл. и. - Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. С. 239-313; НК (РНБ, F.IV.603) в настоящее время публикуется.
24) Дж. Феннел справедливо обратил внимание на то, что в IV и сходных с нею летописях изгнание Святослава Всеволодовича упоминается как дело рук Андрея Ярославича; его брату Михаилу этот подвиг был приписан в более поздних летописях {Fennell J. L 1. Andrej Jaroslaviи... P. 60, . 10).
25) Карпини нн. de Плано. История монгалов. СПб., 1911. С. 57.
26) Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 231-255; Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV-XV вв.С. 87-91.
27) ПСРЛ. М.; Л., 1959. Т. 26. С. 77-90; М.; Л., 1962. Т. 27. С. 42-49.
28) Ср.: Буганов В. И. О списках Вологодско-Пермского свода конца XV- начала XVI в. // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М., 1963. С. 159-160. Сходны с ВП были и статьи об Александре Невском в Музейном летописце (РГБ, ф. 178, № 3271), где «сказание об Александре Невском» и примыкающие к нему летописные статьи 6748- 6753 гг. были помещены во вводной части, а известия 6754-6759 гг. - в основном летописном тексте. (ср.: Кудрявцев И. М. Сборник последней четверти XV-начала XVI в. из Музейного собрания // Зап. Отдела рукописей Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина. М., 1962. Вып. 25. С. 228).
29) ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 132-145 (в печатном издании опубликована редакция Моск., доведенная до 7000 г.; текст редакции 1480 г. см.: РНБ, Эрм., 4156, л. 193-208 об.); Ерм. - ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 23. С. 78- 86.
30) Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 147 (репринт: М., 1988); ср.: Насонов А. Н. История русского летописания XI-начала XVIII века. С. 272.
31) ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 61-72.
32) ПСРЛ. Пг., 1921. Т. 24. С. 95-99.
33) ПСРЛ. СПб., 1856. Т. 7. С. 146-164.
34) ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 20, пол. перв., ч. 1. С. 159-165.
35) ПСРЛ. М.; Л., 1963. Т. 28. С. 54-58, 212-217. 36«) ПСРЛ. Т. 27. С. 235 и 320-321.
37) ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. С. 400-401.
38) ПСРЛ. Л., 1982. Т. 37. С. 30 и 70.
39) Ср.: Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (X- XIV вв.). 2-е изд. СПб., 1882. Стб. 123; Fennell J. L. I. The Crisis of Medieval Russia. 1200-1304. London; New York, 1983. P. 119 (рус. перевод: Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304. М, 1989. С. 161).
40) ПСРЛ. СПб., 1863. Т. 15. Стб. 375-403. С Моск.-Ерм. текст Тв. сб. сближает текст «Об убиении Батыеве» 6754 г.; в статье 6760 г. текст Ерм. перемежается с текстом CI (убийство Андрея в Свейской земле, ответ папским послам); под 6770 г. читается текст, которого нет в Ерм. (восстание в Ростовской земле).
41) ПСРЛ. СПб., 1885. Т. 10. С. 118-143. (Фототип. воспроизведение: М. 1965).
42) ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 21, перв. пол. С. 279-295.
43) ПСРЛ. Т. 10. С. 119-139 (правые колонки).
44) ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 89-92.
45) ПСРЛ. М, 1968. Т. 31. С. 72-75.
46) Пресняков А. Е. 1) Образование Великорусского государства. Пг., 1918. С. 53-58; 2) Лекции по русской истории. Т. 3 (т. 3 пока не вышел в свет; цитирую по корректуре, любезно предоставленной мне В. М. Панеяхом). С. 38-40.
47) Насонов А. Н. Монголы и Русь. С. 50-53. «Титям» - слово, читающееся только в летописных рассказах о событиях 1262 г., и смысл его (нарицательное или собственное имя?) не понятен (Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1912. Т. 3. Стб. 261 (репринт: М., 1958).
48) Vernadsky G. The Mongols and Russia. P. 160-161; Fennell J. L. I. The Crisis of Medieval Russia. P. 119 (ср. рус. пер.: Кризис средневековой Руси. С. 161); Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы... С. 155-157. Ср.: Halperin Ch. J. The Tatar Yoke. 1986. P. 58, 190, n. 103.
49) Насонов A. H. История русского летописания XI-начала XVIII века. С. 21.
50) Трубецкой Н. С. О туранском элементе в русской культуре // Евразийский временник. Вып. 4. Берлин, 1925; переиздано в книге: Гумилев Л. Н. Черная легенда. Друзья и недруги Великой степи. М., 1994. С. 519-521.
51) Вернадский Г. Два подвига св. Александра Невского//Евразийский временник. Вып. 4. Берлин, 1925; переиздано в книге: Гумилев Л. Н. Черная легенда. С. 550-568.
52) Vernadsky G. The Mongols and Russia. P. 55, 149.
53) Юшков С. В. Развитие Русского государства в связи с его борьбой за независимость//Учен, труды Всесоюзного ин-та юридических наук. М., 1946. Вып. 8. С. 141-142.
54) Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.; Л., 1950. С. 227-228; Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. (X-XIV вв.). М., 1960. С. 354; Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы... С. 133·-163.
55) Fennell J. L, I. Andrej Jaroslaviи... P. 49-58; ср.: Колотилова С. И. Русские источники XIII в. об Александре Невском. С. 99-104.
56) Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII веков. М., 1980. С. 184.
57) Гумилев Л. Н. 1) Черная легенда. С. 200-203, 227; 2) От Руси до России. СПб., 1992. С. 108-109.
58) Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. С. 74-77; Ср.; Памятники литературы Древней Руси: XIII век. С. 134-148. 290-298.
59) Карпини Iоанн, де Плано. История монгалов. С. 57-58, 61.
60) Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1960. С. 268-269, примеч. 7.
61) Гумилев Л. Н. 1) От Руси до России. С. 115; 2) Черная легенда. С. 117, 225.
62) Гумилев Л. Н. От Руси до России. С. 120, 124.
63) Гумилев Л. Н. 1) От Руси до России. С. 121; 2) Черная легенда. С. 359.
64) Гумилев Л. Н. От Руси до России. С. 122-123.
65) Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 289-290; Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. Л., 1978. С. 154. Ср.: Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995. С. 8, 22, 31, 44.
66) Примеры такого «реалистического» толкования Жития Александра см.: Лурье Я. С. Критика источника и вероятность известия // Культура Древней Руси. М., 1966. С. 123-124; Шаскольский И. П. Борьба Руси... С. 181, примеч. 141. Возражая автору этой работы, В. Т. Пашуто взял под защиту лишь достоверность упомянутого в Житии подвига «мужа храброго» Гаврилы Олексича, но оставил без внимания примеры «реалистического» толкования видения Пелгусия и участия в битве «ангелов божиих» (Пашуто В. Т. К спорам о достоверности Жития // История СССР. 1974. № 6. С. 208-209).
67) Шаскольский И. П. Борьба Руси... С. 180-181.
68) Там же. С. 183, примеч. 154, 186-194.
69) Там же. С. 171-178, 185-186. Упоминание в нескольких списках IV «короля Бергеля» (как предводителя шведов в 1240 г.) было связано с легендарным «Рукописанием Магнуша», читающимся в НСС под 1352 (6860) г., где говорилось о «князе Бергеле», побежденном Александром. Недавно Дж. Линд высказал предположение, что «Рукописание Магнуша» восходило к не дошедшей до нас новгородской летописи {Und J. . Early Russian-Swedisch Ri-varly. P. 278-283) и отражало реальные события.
70) Шаскольский И. П. Борьба Руси... С. 155-157, 160-170. Ср.: Хеш Э. Восточная политика Немецкого ордена XIII в . // Князь Александр Невский и его эпоха. С. 67-71.
71) Насонов А. Н. Монголы и Русь. С. 12-22; Каргалов В. В. Внешне-юлитические факторы... С. 154-160.
72) Fennel J. L. I. The Crisis of Medieval Russia. P. 119-121 (рус. пер.- с. 162-163); Феннел ссылается на В. Т. Пашуто, но из приведенных последним примеров сношений Александра с Западом один во всяком случае вызывает сомнения: известие об ответе Александра папе в 1251 г. основывается на мл. и., где оно восходит к Житию Александра и имеет явно легендарный характер (Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. С. 246, примеч. 10; ср.: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. С. 305). Остальные примеры не вызывают серьезных сомнений. Ср.: Хёш Э. Восточная политика Немецкого ордена в XIII в. С. 65-66.