II. КУЛЬТУРА РЕЧИ

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Характерной языковой особенностью русского речевого этикета, в отличие от других языков, является использование «ты/Вы» форм. Обращение на «ты» допускается между людьми, находящимися в неофициальных отношениях - друзьями, родственниками, лицами одного возраста. Обращение на «Вы» является обязательным для людей, которых связывают официальные отношения: студент – преподаватель, подчиненный – начальник, человек молодого/среднего возраста – человек пожилого возраста, незнакомый человек – незнакомый человек.

При приветствии других людей следует помнить об очередности. Так, первыми приветствуют: мужчина - женщину, подчиненный – начальника, младшие по возрасту – старших, члены делегации – ее руководителя.

 

РИТОРИКА

Для людей, владеющих культурой речи, может представлять интерес использование механизмов речевого воздействия на других людей с целью привлечения их внимания, убеждения в своей правоте и т.п. Для этого необходимо обладать искусством публичного выступления. Наука об искусстве публичного выступления называется риторикой. Риторика учит нас, как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию.

Следует помнить, что к академическому красноречию относятся следующие жанры: вузовская/школьная лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Все эти жанры так или иначе связаны с языковыми средствами литературного языка. К жанрам академического красноречия не относятся приветственное слово и агитаторское, т.к. оба вида не исключают использования средств разговорного стиля языка.

К правилам общения и речевого воздействия относятся:

1) нормативные правила общения, т.е. правила речевого этикета.

В качестве примеров нормативных правил будут выступать: знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить, за причиненное неудобство надо извиниться, пострадавшему выразить сочувствие и т.д.

Примеры правил речевого воздействия: чаще обращайтесь к собеседнику, снижайте себя в глазах собеседника, укрупняйте собеседника, индивидуализируйте собеседника в разговоре, сокращайте дистанцию до собеседника и др.

Как приемы речевого воздействия могут быть предложены следующие: подходите ближе к собеседнику, дотрагивайтесь до него и т.п., т.е. «сокращайте дистанцию» до собеседника.