Объединение Германии. Конституция 1871 г.

Раздробленность Германии все больше и больше отставала от таких стран, как Англия и Франция. Инициативу и руководящую роль в объединении страны захватила Пруссия, которая к 60-м годам ХIХ в. стала самым сильным и крупным государством Германии. Ее соперником оставалась Австрия. Политический курс прусского канцлера Бисмарка на объединение Германии «железом и кровью», т.е. силой. Развязывается война с Австрией, окончившаяся в 1866 г. разгромом последней. 18 августа 1866 г. был подписан договор о создании союза германских государств, возглавляемых Пруссией. В нем всем германским государствам, расположенным севернее реки Майн, предлагалось объединяться под верховенством прусского короля. В 1867 г. принимается конституция северогерманского союза, которая закрепила главенствующее положение Пруссии.

Успешная война против Франции в 1870 – 1871 гг. позволила завершить объединение Германии. В состав союза вошли и германские государства, расположенные южнее реки Майн. С 1 января 1871 г. Германия становится империей. 16 апреля 1871 г. рейхстаг утвердил конституцию империи. По форме правления Германия стала конституционной монархией, высшими органами империи объявляются император (кайзер) и двухпалатный парламент. Но в конституции не был ясно решен вопрос о разграничении законодательной и исполнительной власти. По форме правления Германия стала федерацией и представляла собой союз 22 монархий и трех городов-государств. Командное положение в союзе заняла Пруссия. Столицей стал Берлин – центр Пруссии. Германская федерация имела свои особенности: в Германской империи федеративные органы получали более широкие полномочия, нежели в США и Швейцарии; между членами федерации существовало огромное неравенство; в союзном совете делегаты отдельных государств были представителями не парламентов, а правительств и действовали в соответствии с указаниями последних; в Германии не было особой имперской администрации, и исполнение законов возлагалось на власти государств – членов империи.

Император. Титул императора получил прусский король, который осуществлял президентство в империи. Конституция наделяла императора исключительными правами в области внешних сношений: он выступал представителем империи в международных делах, объявлял войну и заключал мир. Для объявления войны необходимо было согласие союзного совета. Монарх мог контролировать деятельность парламента: только он созывал, открывал, закрывал союзный совет и рейхстаг; председательствование в союзном совете принадлежало канцлеру, назначаемому и смещаемому императором. Император обнародовал имперские законы и наблюдал за их исполнением. Он мог издавать распоряжения и указы, которые подписывались канцлером. Исполнительная власть находилась в руках императора, который и назначал главу правительства – имперского канцлера. Других федеральных министров не было, а были лишь начальники имперских ведомств – подчиненные канцлеру и носившие название государственных секретарей по иностранным, внутренним, колониальным, морским делам, юстиции, казначейства, почты и имперских железных дорог. С 1873 г. появились заместители канцлера.

Конституция давала императору и союзному совету право в случае нарушения каким-либо из союзных государств своих обязательств применять силу «путем экзекуции».

Союзный совет и рейхстаг. Союзный совет – бундесрат – и рейхстаг наделялись правом издания законов: определяющие права граждан относительно переселения, выбора места жительства; установление размера налогов, пошлины на ввозимые и вывозимые товары; определявшие систему мер, весов и денежную систему империи; регулировавшие деятельность банков, выдачу патентов на изобретения, охрану авторских прав; обеспечивавшие защиту германской торговли и мореплавания за границей; касающиеся работы железнодорожного транспорта, почты и телеграфа. К компетенции парламента относились издание законов о численности армии и флота, постановления о свободе печати и союзов, а также общее законодательство по гражданскому, уголовному праву и судопроизводству.

Нижняя палата парламента – рейхстаг – составлялась из 397 депутатов, избираемых населением на основе равных и всеобщих выборов при тайном голосовании на 5 лет. Депутаты вознаграждения не получали. Заседания рейхстага проходили гласно.

Конституция разрешала в форме депутатских запросов критиковать правительство, однако правительство не было ответственным перед парламентом.

В противоположность рейхстагу Союзный совет – бундесрат как верхняя палата парламента занимала положение, заставлявшее считаться с его мнением императора и правительство. Союзный совет состоял из представителей отдельных государств и вольных городов. Из 58 голосов в Союзном совете Пруссии принадлежало всех больше – 17. (Для изменения конституции необходимо было 14 голосов). Союзный совет издавал постановления, касающиеся деятельности администрации, дополнял законы, назначал некоторых имперских чиновников, давал согласие на роспуск рейхстага, объявлял войну и выносил постановления о применении экзекуции против членов империи. Будесрат имел и судебные функции, разрешая все споры, возникающие между государствами. Он являлся высшей апелляционной инстанцией. По требованию одной из сторон германского государства он мог толковать конституционные законы. Заседания бундесрата проходили негласно.